Мельница Гитлера
Немецкий пункт связи. Слева — шифровальная машина «Энигма»
До сих пор в американских и английских военных архивах хранятся криптографические машины, разработанные в конце войны немецкими специалистами. Те модификации, сведения о которые удалось разыскать говорят о том, что и сегодня немецкие шифровальные машины представляют собой большую научную ценность: некоторые инструкции были преданы широкой огласке только в 1996 году. Но большинство находится под грифом «мost secret» (высшая секретность — англ.). Специалистам остается изучать машины, обнаруженные в австрийском озере Топлитц: местные жители называют его «черная жемчужина».
Энигма положило начало созданию немецкой военной криптографической службы. Но немецкое командование, планируя стратегически важные операции уже не доверяло Энигме, с помощью которой передавались приказы. Несмотря на сложность конструкции и непростой алгоритм работы, у широко распространенной в сухопутных войсках Вермахта шифровальной машины периодически взламывали шифр польская, английская и русские разведки
Давайте вспомним эту историю подробнее…
Кандидат исторических наук Владимир Лота считает, что «в 1942 году сотрудники специальной дешифровальной группы выявили возможности расшифровки немецких телеграмм, зашифрованных все той же Энигмой, и приступили к конструированию специальных механизмов, ускоряющих эту расшифровку».
Сначала польские криптологи, а потом специальная группа английских ученых в Британском центре расшифровки (Code and Cipher School at
Bletchly Park) взломали шифровальный код Энигмы. Окончательный удар нанес с помощью электромеханического устройства «Бомба» американец Алан Тюринг, который возглавлял одну из пяти групп в центре расшифровки. Причем после окончания войны все машины Алана Тюринга были разобраны, а многие из их компонентов — уничтожены.
В том, что шифр Энигмы был расшифрован были косвенно повинны метеорологи. Ключом к разгадке стало слово «погода».
Пунктуальные немецкие синоптики передавали метеосводку в штаб каждый день в одно и тоже время — шесть часов утра. Английский криптологи, зная об этом смогли установить закономерность: в сообщениях всегда содержалось слово wetter (погода — нем.), которое по правилам немецкой грамматики всегда стояло в определенном месте в предложении.
Ученые пытались повысить надежность машины — для предотвращения взломов периодически заменялись ротора (их количество достигало 5-6 штук). Существовало несколько модификаций Энигмы, созданных изобретателем Артуром Шербиусом: Энигма А, Энигма Б, Энигма В, Энигма С, Энигма-1 и 4.
Понимая, какая возникла громадная угроза, нацисты активно работали над созданием новых шифровальных машин. Понадобилось около четырех лет, чтобы в 1944 году появилась первая экспериментальная партия SchluesselGerae-41 (SG-41) и ее модификация SG-41Z. Машину прозвали Hitlersmuhle — «мельница Гитлера» потому, что в правой стороне машинки находилась рукоятка, такая как на ручных кофейных мельницах. В дальнейшем механическую рукоятку, от которой и произошло название планировалось заменить на двигатель — были разработаны чертежи, но этот проект реализовать не удалось из-за стремительного наступления Советской Армии.
При создании новой машины немецкие конструкторы кое-что взяли из конструкции Энигмы: шифрование и дешифрование были идентичными. Но главное отличие «мельницы Гитлера» от Энигмы заключалось в отсутствии электронных ламп: SG работала с двумя тонкими полосками бумаги. На одном из них вводились печатные буквы, на другом выводились сведения, полученные в результате шифрования или дешифрования.
Но большую часть механизмов немцы скопировали. Под кальку положили шифровальную машину М-209, созданную изобретателем русского происхождения Борисом Хагелином: его отец работал управляющим «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель»: в Баку и родился Борис Хагелин, семья которого переехала в Санкт-Петербург, а в 1904 году — в Швецию.
В ходе войны один из экземпляров М-209 попал в руки немецких конструкторов. Они разобрали ее по винтикам, внимательным образом изучили каждую деталь и полностью скопировали их. Поэтому внутренняя часть SG-41 имела большое сходство с американской шифровальной машины М-209. Например, в обоих шифровальных машинах были установлены штырьковые колеса для неравномерного вращения.
Несмотря на то, что немецкие специалисты скопировали множество важных деталей и сам принцип работы М-209, они смогли создать более защищенную модификацию с новым дизайном: полностью повторять машину противника было бы неразумно и опасно — модель шифрования была сложнее, чем к М-209.
Военный заказ на изготовление новых машин получила получила немецкая фирмой Wonderwerke, расположенная в небольшом городе Хемниц (во времена ГДР город был переименован в Карл-Маркс-Штадт ( Karl-Marx-Stad — нем.). В то время эта компания была одной из самых известных в Германии производителем пишущих и криптографических машин, в том числе и Энигмы.
В середине 1944 года немецкое Верховное командование запланировало приобрести у Wonderwerke 11 000 машин марки SG 41 для Вооруженных Сил. Также в рамках военного заказа 2000 экземпляров машин должно было поступить для метеослужбы. Предположительно, это были уменьшенные версии машины, серийное производство которых еще не началось. Причем для метеорологов машины были изготовлены с кодировкой десяти цифр — от нуля до девяти.
Справиться с военным заказом фирма-производитель не смогла: советские войска наступали в этом районе. Немецкое командование приказало взорвать секретный завод, где выпускались шифровальные машины — вся техническая документация также подлежала уничтожению.
Укрыть военные тайны помогла и союзническая авиация: весной 1945 году город Хемниц активно бомбили союзники, отлично зная, что в этом небольшом городке укрыто немало секретов, которые могли попасть в руки наступающих советских солдат. «Мы выбомбим Германию — один город за другим. Мы будем бомбить вас все сильнее и сильнее, пока вы не перестанете вести войну. Это наша цель. Мы будем безжалостно ее преследовать. Город за городом: Любек, Росток, Кельн, Эмден, Бремен, Вильгельмсхафен, Дуйсбург, Гамбург — и этот список будет только пополняться», — говорилось в листовках, которые разбрасывались миллионными тиражами.
Удивительные повороты совершает история! В мирное время именно в Хемнице откроет свои двери крупнейший Технический университет с бюджетом в 138,9 млн евро (в ценах 2012 г.), где будут проходить самые разнообразные заседания по криптографии, состоятся защиты нескольких диссертационных работ по шифровальным машинам.
Уже после после окончания Великой отечественной войны отдельные экземпляры «мельницы Гитлера» попали в Норвегию: сегодня известно о двух действующих машинах, стоимость которых доходит до 160 000 евро (в ценах 2009 года). На одной из них была сохранилась последняя шифровка, полученная от Деница следующего содержания: «Борьба продолжатся».
В конце войны немецкие специалисты работали и над другими проектами шифровальных машин, но о них сегодня мало что известно.
Один из таких проектов — шифровальная машина Siemens T43, названная специалистами призраком криптографической истории потому, что сведения о ней являются засекреченными до сих пор. Когда будет открыта еще одна тайна шифровальной машины — неизвестно.
Т43 была одной из первых машин, работающая по принципу одноразового блокнота. Случайные числа, необходимые для этой операции, подаются в устройство в виде перфорированной полосы, которая не может использоваться дважды. T43 пробивала все обработанные полоски и делала их таким образом непригодными для повторного использования.
По мнению экспертов, около 30 до 50 этих машин были построены и использовались немцами в последние месяцы войны в некоторых боевых частях. Отдельные экземпляры Т43 после войны оказались в Норвегии, Испании и Южной Америке.
Вокруг Т43 до сих пор много невыясненного. После войны шесть экземплярах этих машин были уничтожены в Соединенных Штатах. Машины, используемые в Норвегии были отправлены в Британский центр расшифровки, в Блетчли-Парк. Понятно, что союзники всю информацию об этой ультра-современной машине строго засекретили.
Причем эта завеса тайны не приподнимается и сегодня. Как и раньше, англичане и американцы, подтвердив наличие у них T43, отказываются обнародовать архивы, касающиеся этих машины.
Мало что известно о послевоенной судьбе устройства, называемом Hellschreiber (световое письмо или письмо Хелла — нем), изобретенного немцем Рудольфом Хеллом (Rudolf Hell — нем.) в 1929 году. Этот аппарат стал прообразом факса.
Первые шесть образцов шифровальных машин на основе изобретения Рудольфа Хелла поступили на корабли и подводные лодки, базирующиеся в Средиземном море.Немецкий эксперт-криптолог во время Третьего рейха фон Эрих Huttenhain указывает в своих записках, что «с помощью Hellschreiber можно было сделать 235 различных вариантов замены на письме».
Из разных источников известно, что несколько шифровальных машин покоится на 100 метровой глубине в австрийском озере Топлитц или как его еще называют «Черная жемчужина», где нацисты проводили эксперименты со взрывчатыми веществами, испытывали самонаводящиеся торпеды «Т-5″ для уничтожения подводных лодок, «Фау-1″, «Фау-2″.
Эта местность на многие километры окружена непроходимыми горами и лесами — попасть туда можно только пешком. Исследовать озеро опасно: австрийское правительство особым распоряжением запретило нырять в воду. Тем не менее водолазы совершают погружения в черное озеро и они видят, как правило, толстый слой деревьев — нацисты специально сбросили в озеро тысячи кубометров древесины, сделали двойное дно из сетей. Но это не отпугивает историков и кладоискателей — они ищут и находят в озере немало интересного. Одна из недавних находок — шифровальная машина «мельница Гитлера».
Озеро по-потихоньку открывает свои секреты — военные архивы зарубежных разведок это делать не спешат. Возможно потому, что изобретения совершенные в области криптографии немецкими специалистами и сегодня представляют большой научный и политический интерес.
Сначала польские криптологи, а потом специальная группа английских ученых в Британском центре расшифровки (Code and Cipher School at
Bletchly Park) взломали шифровальный код Энигмы. Окончательный удар нанес с помощью электромеханического устройства «Бомба» американец Алан Тюринг, который возглавлял одну из пяти групп в центре расшифровки. Причем после окончания войны все машины Алана Тюринга были разобраны, а многие из их компонентов — уничтожены.
В том, что шифр Энигмы был расшифрован были косвенно повинны метеорологи. Ключом к разгадке стало слово «погода».
Пунктуальные немецкие синоптики передавали метеосводку в штаб каждый день в одно и тоже время — шесть часов утра. Английский криптологи, зная об этом смогли установить закономерность: в сообщениях всегда содержалось слово wetter (погода — нем.), которое по правилам немецкой грамматики всегда стояло в определенном месте в предложении.
Ученые пытались повысить надежность машины — для предотвращения взломов периодически заменялись ротора (их количество достигало 5-6 штук). Существовало несколько модификаций Энигмы, созданных изобретателем Артуром Шербиусом: Энигма А, Энигма Б, Энигма В, Энигма С, Энигма-1 и 4.
Понимая, какая возникла громадная угроза, нацисты активно работали над созданием новых шифровальных машин. Понадобилось около четырех лет, чтобы в 1944 году появилась первая экспериментальная партия SchluesselGerae-41 (SG-41) и ее модификация SG-41Z. Машину прозвали Hitlersmuhle — «мельница Гитлера» потому, что в правой стороне машинки находилась рукоятка, такая как на ручных кофейных мельницах. В дальнейшем механическую рукоятку, от которой и произошло название планировалось заменить на двигатель — были разработаны чертежи, но этот проект реализовать не удалось из-за стремительного наступления Советской Армии.
При создании новой машины немецкие конструкторы кое-что взяли из конструкции Энигмы: шифрование и дешифрование были идентичными. Но главное отличие «мельницы Гитлера» от Энигмы заключалось в отсутствии электронных ламп: SG работала с двумя тонкими полосками бумаги. На одном из них вводились печатные буквы, на другом выводились сведения, полученные в результате шифрования или дешифрования.
Но большую часть механизмов немцы скопировали. Под кальку положили шифровальную машину М-209, созданную изобретателем русского происхождения Борисом Хагелином: его отец работал управляющим «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель»: в Баку и родился Борис Хагелин, семья которого переехала в Санкт-Петербург, а в 1904 году — в Швецию.
В ходе войны один из экземпляров М-209 попал в руки немецких конструкторов. Они разобрали ее по винтикам, внимательным образом изучили каждую деталь и полностью скопировали их. Поэтому внутренняя часть SG-41 имела большое сходство с американской шифровальной машины М-209. Например, в обоих шифровальных машинах были установлены штырьковые колеса для неравномерного вращения.
Несмотря на то, что немецкие специалисты скопировали множество важных деталей и сам принцип работы М-209, они смогли создать более защищенную модификацию с новым дизайном: полностью повторять машину противника было бы неразумно и опасно — модель шифрования была сложнее, чем к М-209.
Военный заказ на изготовление новых машин получила получила немецкая фирмой Wonderwerke, расположенная в небольшом городе Хемниц (во времена ГДР город был переименован в Карл-Маркс-Штадт ( Karl-Marx-Stad — нем.). В то время эта компания была одной из самых известных в Германии производителем пишущих и криптографических машин, в том числе и Энигмы.
В середине 1944 года немецкое Верховное командование запланировало приобрести у Wonderwerke 11 000 машин марки SG 41 для Вооруженных Сил. Также в рамках военного заказа 2000 экземпляров машин должно было поступить для метеослужбы. Предположительно, это были уменьшенные версии машины, серийное производство которых еще не началось. Причем для метеорологов машины были изготовлены с кодировкой десяти цифр — от нуля до девяти.
Справиться с военным заказом фирма-производитель не смогла: советские войска наступали в этом районе. Немецкое командование приказало взорвать секретный завод, где выпускались шифровальные машины — вся техническая документация также подлежала уничтожению.
Укрыть военные тайны помогла и союзническая авиация: весной 1945 году город Хемниц активно бомбили союзники, отлично зная, что в этом небольшом городке укрыто немало секретов, которые могли попасть в руки наступающих советских солдат. «Мы выбомбим Германию — один город за другим. Мы будем бомбить вас все сильнее и сильнее, пока вы не перестанете вести войну. Это наша цель. Мы будем безжалостно ее преследовать. Город за городом: Любек, Росток, Кельн, Эмден, Бремен, Вильгельмсхафен, Дуйсбург, Гамбург — и этот список будет только пополняться», — говорилось в листовках, которые разбрасывались миллионными тиражами.
Удивительные повороты совершает история! В мирное время именно в Хемнице откроет свои двери крупнейший Технический университет с бюджетом в 138,9 млн евро (в ценах 2012 г.), где будут проходить самые разнообразные заседания по криптографии, состоятся защиты нескольких диссертационных работ по шифровальным машинам.
Уже после после окончания Великой отечественной войны отдельные экземпляры «мельницы Гитлера» попали в Норвегию: сегодня известно о двух действующих машинах, стоимость которых доходит до 160 000 евро (в ценах 2009 года). На одной из них была сохранилась последняя шифровка, полученная от Деница следующего содержания: «Борьба продолжатся».
В конце войны немецкие специалисты работали и над другими проектами шифровальных машин, но о них сегодня мало что известно.
Один из таких проектов — шифровальная машина Siemens T43, названная специалистами призраком криптографической истории потому, что сведения о ней являются засекреченными до сих пор. Когда будет открыта еще одна тайна шифровальной машины — неизвестно.
Т43 была одной из первых машин, работающая по принципу одноразового блокнота. Случайные числа, необходимые для этой операции, подаются в устройство в виде перфорированной полосы, которая не может использоваться дважды. T43 пробивала все обработанные полоски и делала их таким образом непригодными для повторного использования.
По мнению экспертов, около 30 до 50 этих машин были построены и использовались немцами в последние месяцы войны в некоторых боевых частях. Отдельные экземпляры Т43 после войны оказались в Норвегии, Испании и Южной Америке.
На фото: Советский метеоролог Дмитрий Громан, передавая свои метеосводки с помощью советской шифровальной машины не догадывался, что слово «погода» станет ключом для взлома кодов немецкой шифровальной машины Энигма
Вокруг Т43 до сих пор много невыясненного. После войны шесть экземплярах этих машин были уничтожены в Соединенных Штатах. Машины, используемые в Норвегии были отправлены в Британский центр расшифровки, в Блетчли-Парк. Понятно, что союзники всю информацию об этой ультра-современной машине строго засекретили.
Причем эта завеса тайны не приподнимается и сегодня. Как и раньше, англичане и американцы, подтвердив наличие у них T43, отказываются обнародовать архивы, касающиеся этих машины.
Мало что известно о послевоенной судьбе устройства, называемом Hellschreiber (световое письмо или письмо Хелла — нем), изобретенного немцем Рудольфом Хеллом (Rudolf Hell — нем.) в 1929 году. Этот аппарат стал прообразом факса.
Первые шесть образцов шифровальных машин на основе изобретения Рудольфа Хелла поступили на корабли и подводные лодки, базирующиеся в Средиземном море.Немецкий эксперт-криптолог во время Третьего рейха фон Эрих Huttenhain указывает в своих записках, что «с помощью Hellschreiber можно было сделать 235 различных вариантов замены на письме».
Из разных источников известно, что несколько шифровальных машин покоится на 100 метровой глубине в австрийском озере Топлитц или как его еще называют «Черная жемчужина», где нацисты проводили эксперименты со взрывчатыми веществами, испытывали самонаводящиеся торпеды «Т-5″ для уничтожения подводных лодок, «Фау-1″, «Фау-2″.
Эта местность на многие километры окружена непроходимыми горами и лесами — попасть туда можно только пешком. Исследовать озеро опасно: австрийское правительство особым распоряжением запретило нырять в воду. Тем не менее водолазы совершают погружения в черное озеро и они видят, как правило, толстый слой деревьев — нацисты специально сбросили в озеро тысячи кубометров древесины, сделали двойное дно из сетей. Но это не отпугивает историков и кладоискателей — они ищут и находят в озере немало интересного. Одна из недавних находок — шифровальная машина «мельница Гитлера».
Озеро по-потихоньку открывает свои секреты — военные архивы зарубежных разведок это делать не спешат. Возможно потому, что изобретения совершенные в области криптографии немецкими специалистами и сегодня представляют большой научный и политический интерес.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментариев пока нет