Тест куклы Кларка
Тест куклы Кларка, 1940-е. Кларк давал чернокожим детям в раздельных и объединенных школах две куклы, отличающиеся лишь цветом кожи. Чернокожие дети неизменно говорили, что белокожая кукла милее, лучше и что они хотят играть с ней. В 2006-м Кайри Девис повторил эксперимент и получил такой же результат.
Давайте узнаем подробнее об изящном психологическом исследовании, впервые проведенном в США в середине 50-х и в точности воспроизведенном по прошествии полувека.
Давайте узнаем подробнее об изящном психологическом исследовании, впервые проведенном в США в середине 50-х и в точности воспроизведенном по прошествии полувека.
Девочке-дошкольнице, готовой участвовать в психологическом эксперименте, якобы до его начала предлагается поиграть в куклы. Кукол ей дают две. Они очень похожи — один и тот же размер, «комплекция», похожие платья. Разница лишь в том, что одна белокожая, другая чернокожая.
— Покажи мне, какая из этих кукол хуже? — просит экспериментатор.
Без колебаний девочка указывает на черненькую куклу.
— А почему она хуже?
— Потому что она черная.
— Значит, другая кукла лучше?
— Да, лучше.
— Почему?
— Она же белая!
Даже не верится, что в политкорректной Америке кто-то осмелился поставить такой рискованный эксперимент. Правда, не будем забывать, что дело было полвека назад, когда ни о какой толерантности и политкорректности даже в Америке еще не было и речи, напротив — царила расовая сегрегация, выливавшаяся, в частности, в раздельное обучение белых и цветных детей. Предостерегающими табличками «Только для белых» пестрела вся страна, и школы тут не были исключением.
Самое впечатляющее в этом эксперименте — то, что девочки-испытуемые были… чернокожие!
— Покажи, пожалуйста, какая из этих кукол похожа на тебя?
После недолгого колебания малышка со вздохом указывает на черную куклу — ту самую, которую минуту назад назвала плохой!
В 1954 году этот простой опыт был поставлен чернокожими психологами супругами Кеннетом и Мэйми Кларк. В ту пору в США набирало силу движение за права меньшинств, и обнародованные результаты опыта только подлили масла в огонь. В какие же условия социализации поставлены чернокожие дети, если они с малолетства проникаются ощущением собственной ущербности?! Необходимо эти условия радикально менять!
Кеннет Кларк в качестве приглашенного эксперта выступил в Верховном суде США, где рассматривалось нашумевшее в ту пору дело «Браун против Министерства образования» — его итогом должно было стать решение, которое либо фактически закрепляло расовую сегрегацию в образовании, либо положило бы ей конец. Бесхитростный пересказ психологом результатов его эксперимента произвел на судей сильное впечатление. Вердиктом Верховного суда образовательные преграды были повержены.
Десегрегация далась нелегко — митинги, демонстрации и даже общественные беспорядки на этой почве продолжались в стране еще не один год. Но первый шаг был сделан. А супруги Кларк вошли в историю. Пускай их эксперимент в научном отношении великим открытием не блеснул, зато в общественной жизни США он сыграл поистине революционную роль.
С той поры много воды утекло. Расовое равноправие давно провозглашено одним из приоритетов американской политики. Двери общественных образовательных учреждений открыты для всех, независимо от цвета кожи. В университеты представителей меньшинств принимают на льготных условиях. Даже голливудская кинопродукция последних десятилетий приторно политкорректна — в любой сюжет (даже если действие происходит в средневековой Европе) вплетены цветные персонажи, причем непременно положительные. За одно лишь произнесение слова «негр», которое сами чернокожие отчего-то считают оскорбительным, можно попасть под суд. Казалось бы, вот оно — подлинное торжество мультикультурности! И о каких предрассудках тут можно говорить, когда все равны, а в известном, оруэлловском, смысле черные даже во многих отношениях «равнее» белых!
Неизвестно, какими соображениями руководствовалась юная американская студентка Кири Кэйвис, задумавшая повторить давний эксперимент. О ее гипотезе многочисленные публикации, появившиеся в прессе нынешней осенью, умалчивают. Возможно, девушке просто не хватило воображения, чтобы осуществить оригинальный эксперимент в качестве своего дипломного исследования. А может быть, ей захотелось наглядно продемонстрировать, как изменились за полвека общественные настроения в Америке. Так или иначе, не мудрствуя лукаво, Кэйвис в точности воспроизвела опыт супругов Кларк в одном из детских садов нью-йоркского Гарлема (тот факт, что сама Кири — мулатка, значительно облегчил ей поиски общего языка с администрацией детского сада и с детьми).
Неизвестно, как сложится дальнейшая научная карьера Кири Кэйвис, но в свои юные годы имя она себе уже сделала! Результаты ее опыта не только были немедленно опубликованы в научных журналах, но и растиражированы несколькими национальными газетами. Ибо результаты эти были… те же самые, что и полученные Кларками в 50-е годы! В обществе, где расовая дискриминация, казалось бы, давно изжита, чернокожие дети, как и полвека назад, единодушно отдают предпочтение белой кукле. Черная — хуже, хотя сама девочка не может не признать свое объективное сходство с нею.
Можно себе представить, какими комментариями разразились на сей счет политкорректные публицисты! Снова в который раз досталось кинематографу и вообще массовой культуре, якобы насаждающей расистские предубеждения. Правда, такие обвинения звучат совсем неубедительно — примеров, когда цветные в кино или на эстраде оказывались бы в унизительном положении, нынче днем с огнем не сыщешь.
Но в том-то всё и дело, что при декларативном равноправии и взаимном уважении, предубеждения в общественном сознании, судя по всему, прочно сохранились. Даже не будучи высказанными, они пронизывают всю общественную атмосферу Америки, и бесхитростные дети, еще не научившиеся притворяться, лучше других это чувствуют.
Невольно напрашивается вопрос: в чем же все-таки проявляются расовые предубеждения в условиях тотальной политкорректности? Этот вопрос крайне важен не в последнюю очередь для психологов, поскольку возможный ответ на него просматривается в самой процедуре сенсационного эксперимента.
Негодование борцов за гражданские права в США вызвала история с ценами на всемирно известные куклы Барби в одном из супермаркетов в штате Луизиана. Белокожая блондинка Барби в этом магазине продается по 5,93 доллара за штуку, а темнокожая брюнетка Барби — всего за 3 доллара.
«Сбивать цену на темнокожую куклу равносильно ее ущемлению», — заявила местная правозащитница, директор центра детского развития Тереза Дай, слова которой приводит в пятницу швейцарская газета «Вэн катр эр». Издание отмечает, что эта история стала достоянием гласности, после того как фото Барби с ценниками появились на ряде американских сайтов, передает»Интерфакс».
Дирекция супермаркета, отбиваясь от обвинений в расовой дискриминации, пояснила, что первоначально куклы продавались по одной цене, но затем стоимость темнокожей Барби была снижена из-за меньшего спроса. «Мы, таким образом, лишь хотели стимулировать наших клиентов, чтобы они активнее покупали и эту Барби», — сказал представитель торговой фирмы.
Действительно, согласно проведенным социологическим исследованиям, темнокожие девочки в США охотнее покупают кукол-блондинок, отмечает швейцарская газета. Кроме того, как показали исследования, некоторые родители не покупают темнокожих Барби, которые полностью копируют блондинок. Не случайно американская компания «Маттель» наладила производство темнокожих кукол Барби с пухлыми щеками, сочными губами и широкими носами, подчеркивает издание.
В свое время знаменитого Жана Пиаже, с впечатляющей наглядностью продемонстрировавшего эгоцентризм детского мышления, самого неожиданно обвинили… в эгоцентризме! В самом деле, когда взрослый экспериментатор, перелив воду из низкого стакана в высокий или раскатав пластилиновый кубик в длинную колбаску, спрашивает ребенка, где больше воды или пластилина, не навязывает ли он тем самым малышу определенный ответ? Ведь с позиции ребенка, коли взрослый дядя интересуется, где вещества больше, он, вероятно, имеет в виду, что где-то его в каком-то смысле больше. В каком смысле — так ли уж важно? Взрослый ждет ответа, и обмануть его ожидания было бы нехорошо.
Такого рода критика, очевидно, сама по себе не безупречна, но логика в ней, согласитесь, есть.
Вот вывод, который делает Сергей СТЕПАНОВ
Что же касается опыта Кларков, а уж тем более его воспроизведения юной Кэйвис, то подобные рассуждения напрашиваются сами собой. Есть две куклы, неразличимые ничем, кроме единственного признака — цвета кожи. В то же время взрослый настаивает (или по крайней мере однозначно имеет в виду), что одна из кукол хуже другой. Маленькая девочка, возможно, сама бы и не стала куклы противопоставлять. Но ей так велели! Конечно, это не снимает вопроса, почему предпочтение все-таки отдается белой кукле. Но если вы, взрослые, не желаете противопоставлений и невыигрышных сравнений, зачем сами их провоцируете?
Да и в плане общественной идеологии — не выступает ли аффектированная декларация: «Нет различий! Нет различий!! Никаких различий нет!!!» — прямым указанием (особенно для бесхитростного детского ума): «Наверное, все-таки есть, коли их так демонстративно отрицают. Вещи очевидные и сами собой разумеющиеся такого пафоса не требуют».
Видно, что-то в самом деле неладно с американской моралью. Но главный урок даже не в этом. На примере данного опыта становится еще более очевидно, сколь бережно, деликатно и корректно следует подходить к таким тонким вопросам, как социальные установки, особенно касающиеся национальных отношений. И не менее важно то, какой корректности требуют соответствующие эксперименты.
Кларков, проводивших свой опыт в атмосфере расовой сегрегации, еще можно понять. Поспешность студентки Кэйвис, слепо скопировавшей давний опыт, в общем тоже объяснима. Но мы-то работаем не в Америке пятидесятых и не диплом «лепим» на скорую руку! А посему — будем же по-настоящему корректны!
Одно из любимейших развлечений толерантных интеллигентов – в угоду национальным и расовым меньшинствам выискивать и бичевать проявления «шовинизма», «ксенофобии» и особенно так называемого «расизма». Нынче это хобби докатилось и до Латинской Америки. Мексиканские общечеловеки внезапно обнаружили, что метисированное население их страны якобы давно и тяжело страдает оголтелым расизмом по отношению к негритянскому меньшинству, которое сегодня политкорректно называют «афро-мексиканцами».Возмутительная нетолерантность мексиканцев к неграм выявилась в ходе психологического эксперимента над детьми, который был впервые поставлен четой ученых американских негров по фамилии Кларк еще в 40-е годы 20 века с целью изучить «расовое самовосприятие ребенка».
Для объяснения этой нетерпимости приводятся такие социальные причины, как предрассудки, наследие колониализма, засилье белых лиц на экране и в рекламе. Врожденные, инстинктивные, эволюционные причины «расизма» общечеловеками традиционно не рассматриваются. Предлагаем вашему вниманию короткий ролик о результатах этого опыта и статью о нем из «Лос-Анджелес Таймс».
Присущ ли мексиканскому обществу расизм? Отдает ли местная культура преимущественное предпочтение светлокожим людям перед темнокожими? И если это так, то в чем причина: в наследии европейского колониализма или влиянии современных стереотипов на телевидении и в рекламе? Подобные острые вопросы обсуждаются на интернет-форумах в Мексике с тех пор, как одно правительственное агентство запустило в сеть «вирусный» видеоролик, показывающий социальный эксперимент по расовому вопросу с участием детей. Детей усаживают за стол перед двумя куклами, белой и черной, и просят выбрать «хорошую куклу» или ту куклу, которая имеет наибольшее сходство с ними самими. Дети, цвет кожи которых в основном коричневый, почти без исключения утверждают, что белая кукла лучше и похожа на них больше всего. Один ребенок, имеющий смешанные расовые черты, утверждает, что кукла похожа на него ушами.«Какая кукла хорошая?» - спрашивает ребенка женский голос.«Белых я не боюсь», — отвечает он, — «Я им больше доверяю». В середине декабря [2011 года] мексиканский Национальный совет по предотвращению дискриминации (Conapred) запустил в сеть видеофильм, повторяющий эксперименты, которые проводила в 1940-е годы в США чета Кларк.
Дети, снявшиеся в ролике, большей частью метисы, то есть наполовину испанцы и наполовину индейцы. В послесловии утверждается, что детей снимали с согласия их родителей и попросили отвечать на вопросы без всякого стеснения.
Мексиканцы, посмотревшие видео, пишут в сети, что результаты их очень огорчили, но не удивили. Они также выступили с критическими замечаниями в адрес агентства, выпустившего фильм.
Комментаторы отметили, что выбор был «очень ограничен» — предлагалось выбирать только между белым и черным или хорошим и плохим, тогда как большинство населения Мексики расово смешанное, главным образом это потомки европейцев и коренных жителей и в меньшей степени – люди с африканскими и азиатскими корнями.
Однако многие утверждают, что видео демонстрирует глубоко укоренившийся предрассудок, которому с малых лет учат мексиканских детей.
Уилнер Метелус, профессор социологии и глава комитета по защите афро-мексиканцев и черных иммигрантов, заявил, что видео про кукол показывает необходимость признать широкое распространение расизма в Мексике и вести среди молодежи воспитательную работу.
«Мексиканское государство до сих пор официально не признает афро-мексиканцев. О том, что в Мексике есть африканцы, мало пишут», — сказал Метелус. – «Нам необходим школьный предмет, который бы учил, что темнокожие дети такие же, как они сами, как более светлокожие дети. И этому необходимо учить не только школьников, но и мексиканские семьи».
Ежедневная газета «Ла Хорнада» в пятницу опубликовала статью о том, что черные иммигранты в Мексике и афро-мексиканское меньшинство до сих пор страдают от расизма и дискриминации, существования которых правительство должным образом не признает.
«[Темный] цвет кожи до сих пор ассоциируется с чужеродностью», рассказала газете Лус Мария Мартинес, ведущий антрополог в области афро-мексиканской культуры. – «Мы еще не научились ценить очень богатую культуру коренных народов и африканскую культуру, которая столь же великолепна, как и всякая другая».
Бытует распространенное мнение, что представителю той или иной расы нравятся внешние черты только своей расы, а характерные особенности внешности (толстые губы, большие ноздри, черные, толстые волосы и т. п.) воспринимаются, как красивые и гармоничные. Жизнь опровергает это гуманистическое представление о красоте. Обладание женщиной белой расы для мужчины черной или желтой расы считается «престижным». И это хорошо демонстрируют чернокожие и желтокожие «звезды» кино и спорта, беря себе в жены и любовницы белых женщин. Внешние данные белой расы привлекательны для представителей всех рас. Этнографы и антропологи давно обратили внимание на это явление: «По мнению Nordenskjold,а, эскимосы теперь сами проникнуты убеждением, что их собственный тип весьма безобразен. Kropf пишет о ксоза-кафрах, что более светлый цвет метиски они считают более красивым и что они особенно сильно домогаются брака девушки, отец которой принадлежал к белой расе, а мать – к туземной»
— Покажи мне, какая из этих кукол хуже? — просит экспериментатор.
Автор «кукольного теста» Кеннет Кларк с женой, психологом Мэйми Кларк
Без колебаний девочка указывает на черненькую куклу.
— А почему она хуже?
— Потому что она черная.
— Значит, другая кукла лучше?
— Да, лучше.
— Почему?
— Она же белая!
Даже не верится, что в политкорректной Америке кто-то осмелился поставить такой рискованный эксперимент. Правда, не будем забывать, что дело было полвека назад, когда ни о какой толерантности и политкорректности даже в Америке еще не было и речи, напротив — царила расовая сегрегация, выливавшаяся, в частности, в раздельное обучение белых и цветных детей. Предостерегающими табличками «Только для белых» пестрела вся страна, и школы тут не были исключением.
Самое впечатляющее в этом эксперименте — то, что девочки-испытуемые были… чернокожие!
— Покажи, пожалуйста, какая из этих кукол похожа на тебя?
После недолгого колебания малышка со вздохом указывает на черную куклу — ту самую, которую минуту назад назвала плохой!
В 1954 году этот простой опыт был поставлен чернокожими психологами супругами Кеннетом и Мэйми Кларк. В ту пору в США набирало силу движение за права меньшинств, и обнародованные результаты опыта только подлили масла в огонь. В какие же условия социализации поставлены чернокожие дети, если они с малолетства проникаются ощущением собственной ущербности?! Необходимо эти условия радикально менять!
Кеннет Кларк в качестве приглашенного эксперта выступил в Верховном суде США, где рассматривалось нашумевшее в ту пору дело «Браун против Министерства образования» — его итогом должно было стать решение, которое либо фактически закрепляло расовую сегрегацию в образовании, либо положило бы ей конец. Бесхитростный пересказ психологом результатов его эксперимента произвел на судей сильное впечатление. Вердиктом Верховного суда образовательные преграды были повержены.
Десегрегация далась нелегко — митинги, демонстрации и даже общественные беспорядки на этой почве продолжались в стране еще не один год. Но первый шаг был сделан. А супруги Кларк вошли в историю. Пускай их эксперимент в научном отношении великим открытием не блеснул, зато в общественной жизни США он сыграл поистине революционную роль.
Спустя полвека
С той поры много воды утекло. Расовое равноправие давно провозглашено одним из приоритетов американской политики. Двери общественных образовательных учреждений открыты для всех, независимо от цвета кожи. В университеты представителей меньшинств принимают на льготных условиях. Даже голливудская кинопродукция последних десятилетий приторно политкорректна — в любой сюжет (даже если действие происходит в средневековой Европе) вплетены цветные персонажи, причем непременно положительные. За одно лишь произнесение слова «негр», которое сами чернокожие отчего-то считают оскорбительным, можно попасть под суд. Казалось бы, вот оно — подлинное торжество мультикультурности! И о каких предрассудках тут можно говорить, когда все равны, а в известном, оруэлловском, смысле черные даже во многих отношениях «равнее» белых!
Неизвестно, какими соображениями руководствовалась юная американская студентка Кири Кэйвис, задумавшая повторить давний эксперимент. О ее гипотезе многочисленные публикации, появившиеся в прессе нынешней осенью, умалчивают. Возможно, девушке просто не хватило воображения, чтобы осуществить оригинальный эксперимент в качестве своего дипломного исследования. А может быть, ей захотелось наглядно продемонстрировать, как изменились за полвека общественные настроения в Америке. Так или иначе, не мудрствуя лукаво, Кэйвис в точности воспроизвела опыт супругов Кларк в одном из детских садов нью-йоркского Гарлема (тот факт, что сама Кири — мулатка, значительно облегчил ей поиски общего языка с администрацией детского сада и с детьми).
Неизвестно, как сложится дальнейшая научная карьера Кири Кэйвис, но в свои юные годы имя она себе уже сделала! Результаты ее опыта не только были немедленно опубликованы в научных журналах, но и растиражированы несколькими национальными газетами. Ибо результаты эти были… те же самые, что и полученные Кларками в 50-е годы! В обществе, где расовая дискриминация, казалось бы, давно изжита, чернокожие дети, как и полвека назад, единодушно отдают предпочтение белой кукле. Черная — хуже, хотя сама девочка не может не признать свое объективное сходство с нею.
Можно себе представить, какими комментариями разразились на сей счет политкорректные публицисты! Снова в который раз досталось кинематографу и вообще массовой культуре, якобы насаждающей расистские предубеждения. Правда, такие обвинения звучат совсем неубедительно — примеров, когда цветные в кино или на эстраде оказывались бы в унизительном положении, нынче днем с огнем не сыщешь.
Но в том-то всё и дело, что при декларативном равноправии и взаимном уважении, предубеждения в общественном сознании, судя по всему, прочно сохранились. Даже не будучи высказанными, они пронизывают всю общественную атмосферу Америки, и бесхитростные дети, еще не научившиеся притворяться, лучше других это чувствуют.
Невольно напрашивается вопрос: в чем же все-таки проявляются расовые предубеждения в условиях тотальной политкорректности? Этот вопрос крайне важен не в последнюю очередь для психологов, поскольку возможный ответ на него просматривается в самой процедуре сенсационного эксперимента.
А вот реальная история:
Негодование борцов за гражданские права в США вызвала история с ценами на всемирно известные куклы Барби в одном из супермаркетов в штате Луизиана. Белокожая блондинка Барби в этом магазине продается по 5,93 доллара за штуку, а темнокожая брюнетка Барби — всего за 3 доллара.
«Сбивать цену на темнокожую куклу равносильно ее ущемлению», — заявила местная правозащитница, директор центра детского развития Тереза Дай, слова которой приводит в пятницу швейцарская газета «Вэн катр эр». Издание отмечает, что эта история стала достоянием гласности, после того как фото Барби с ценниками появились на ряде американских сайтов, передает»Интерфакс».
Дирекция супермаркета, отбиваясь от обвинений в расовой дискриминации, пояснила, что первоначально куклы продавались по одной цене, но затем стоимость темнокожей Барби была снижена из-за меньшего спроса. «Мы, таким образом, лишь хотели стимулировать наших клиентов, чтобы они активнее покупали и эту Барби», — сказал представитель торговой фирмы.
Действительно, согласно проведенным социологическим исследованиям, темнокожие девочки в США охотнее покупают кукол-блондинок, отмечает швейцарская газета. Кроме того, как показали исследования, некоторые родители не покупают темнокожих Барби, которые полностью копируют блондинок. Не случайно американская компания «Маттель» наладила производство темнокожих кукол Барби с пухлыми щеками, сочными губами и широкими носами, подчеркивает издание.
Будем корректны!
В свое время знаменитого Жана Пиаже, с впечатляющей наглядностью продемонстрировавшего эгоцентризм детского мышления, самого неожиданно обвинили… в эгоцентризме! В самом деле, когда взрослый экспериментатор, перелив воду из низкого стакана в высокий или раскатав пластилиновый кубик в длинную колбаску, спрашивает ребенка, где больше воды или пластилина, не навязывает ли он тем самым малышу определенный ответ? Ведь с позиции ребенка, коли взрослый дядя интересуется, где вещества больше, он, вероятно, имеет в виду, что где-то его в каком-то смысле больше. В каком смысле — так ли уж важно? Взрослый ждет ответа, и обмануть его ожидания было бы нехорошо.
Такого рода критика, очевидно, сама по себе не безупречна, но логика в ней, согласитесь, есть.
Студентка Кири Кэйвис, повторившая эксперимент Кларка
Вот вывод, который делает Сергей СТЕПАНОВ
Что же касается опыта Кларков, а уж тем более его воспроизведения юной Кэйвис, то подобные рассуждения напрашиваются сами собой. Есть две куклы, неразличимые ничем, кроме единственного признака — цвета кожи. В то же время взрослый настаивает (или по крайней мере однозначно имеет в виду), что одна из кукол хуже другой. Маленькая девочка, возможно, сама бы и не стала куклы противопоставлять. Но ей так велели! Конечно, это не снимает вопроса, почему предпочтение все-таки отдается белой кукле. Но если вы, взрослые, не желаете противопоставлений и невыигрышных сравнений, зачем сами их провоцируете?
Да и в плане общественной идеологии — не выступает ли аффектированная декларация: «Нет различий! Нет различий!! Никаких различий нет!!!» — прямым указанием (особенно для бесхитростного детского ума): «Наверное, все-таки есть, коли их так демонстративно отрицают. Вещи очевидные и сами собой разумеющиеся такого пафоса не требуют».
Видно, что-то в самом деле неладно с американской моралью. Но главный урок даже не в этом. На примере данного опыта становится еще более очевидно, сколь бережно, деликатно и корректно следует подходить к таким тонким вопросам, как социальные установки, особенно касающиеся национальных отношений. И не менее важно то, какой корректности требуют соответствующие эксперименты.
Кларков, проводивших свой опыт в атмосфере расовой сегрегации, еще можно понять. Поспешность студентки Кэйвис, слепо скопировавшей давний опыт, в общем тоже объяснима. Но мы-то работаем не в Америке пятидесятых и не диплом «лепим» на скорую руку! А посему — будем же по-настоящему корректны!
А теперь то же самое, но в Мексике:
Одно из любимейших развлечений толерантных интеллигентов – в угоду национальным и расовым меньшинствам выискивать и бичевать проявления «шовинизма», «ксенофобии» и особенно так называемого «расизма». Нынче это хобби докатилось и до Латинской Америки. Мексиканские общечеловеки внезапно обнаружили, что метисированное население их страны якобы давно и тяжело страдает оголтелым расизмом по отношению к негритянскому меньшинству, которое сегодня политкорректно называют «афро-мексиканцами».Возмутительная нетолерантность мексиканцев к неграм выявилась в ходе психологического эксперимента над детьми, который был впервые поставлен четой ученых американских негров по фамилии Кларк еще в 40-е годы 20 века с целью изучить «расовое самовосприятие ребенка».
Для объяснения этой нетерпимости приводятся такие социальные причины, как предрассудки, наследие колониализма, засилье белых лиц на экране и в рекламе. Врожденные, инстинктивные, эволюционные причины «расизма» общечеловеками традиционно не рассматриваются. Предлагаем вашему вниманию короткий ролик о результатах этого опыта и статью о нем из «Лос-Анджелес Таймс».
[media=http://www.youtube.com/watch?v=M
1y_lbz4M-U&feature=player_embedded]
1y_lbz4M-U&feature=player_embedded]
Присущ ли мексиканскому обществу расизм? Отдает ли местная культура преимущественное предпочтение светлокожим людям перед темнокожими? И если это так, то в чем причина: в наследии европейского колониализма или влиянии современных стереотипов на телевидении и в рекламе? Подобные острые вопросы обсуждаются на интернет-форумах в Мексике с тех пор, как одно правительственное агентство запустило в сеть «вирусный» видеоролик, показывающий социальный эксперимент по расовому вопросу с участием детей. Детей усаживают за стол перед двумя куклами, белой и черной, и просят выбрать «хорошую куклу» или ту куклу, которая имеет наибольшее сходство с ними самими. Дети, цвет кожи которых в основном коричневый, почти без исключения утверждают, что белая кукла лучше и похожа на них больше всего. Один ребенок, имеющий смешанные расовые черты, утверждает, что кукла похожа на него ушами.«Какая кукла хорошая?» - спрашивает ребенка женский голос.«Белых я не боюсь», — отвечает он, — «Я им больше доверяю». В середине декабря [2011 года] мексиканский Национальный совет по предотвращению дискриминации (Conapred) запустил в сеть видеофильм, повторяющий эксперименты, которые проводила в 1940-е годы в США чета Кларк.
Дети, снявшиеся в ролике, большей частью метисы, то есть наполовину испанцы и наполовину индейцы. В послесловии утверждается, что детей снимали с согласия их родителей и попросили отвечать на вопросы без всякого стеснения.
Мексиканцы, посмотревшие видео, пишут в сети, что результаты их очень огорчили, но не удивили. Они также выступили с критическими замечаниями в адрес агентства, выпустившего фильм.
Комментаторы отметили, что выбор был «очень ограничен» — предлагалось выбирать только между белым и черным или хорошим и плохим, тогда как большинство населения Мексики расово смешанное, главным образом это потомки европейцев и коренных жителей и в меньшей степени – люди с африканскими и азиатскими корнями.
Однако многие утверждают, что видео демонстрирует глубоко укоренившийся предрассудок, которому с малых лет учат мексиканских детей.
Уилнер Метелус, профессор социологии и глава комитета по защите афро-мексиканцев и черных иммигрантов, заявил, что видео про кукол показывает необходимость признать широкое распространение расизма в Мексике и вести среди молодежи воспитательную работу.
«Мексиканское государство до сих пор официально не признает афро-мексиканцев. О том, что в Мексике есть африканцы, мало пишут», — сказал Метелус. – «Нам необходим школьный предмет, который бы учил, что темнокожие дети такие же, как они сами, как более светлокожие дети. И этому необходимо учить не только школьников, но и мексиканские семьи».
Ежедневная газета «Ла Хорнада» в пятницу опубликовала статью о том, что черные иммигранты в Мексике и афро-мексиканское меньшинство до сих пор страдают от расизма и дискриминации, существования которых правительство должным образом не признает.
«[Темный] цвет кожи до сих пор ассоциируется с чужеродностью», рассказала газете Лус Мария Мартинес, ведущий антрополог в области афро-мексиканской культуры. – «Мы еще не научились ценить очень богатую культуру коренных народов и африканскую культуру, которая столь же великолепна, как и всякая другая».
Небольшое дополнение к видео. Из книги Р.Перина «Психология Национализма»:
Бытует распространенное мнение, что представителю той или иной расы нравятся внешние черты только своей расы, а характерные особенности внешности (толстые губы, большие ноздри, черные, толстые волосы и т. п.) воспринимаются, как красивые и гармоничные. Жизнь опровергает это гуманистическое представление о красоте. Обладание женщиной белой расы для мужчины черной или желтой расы считается «престижным». И это хорошо демонстрируют чернокожие и желтокожие «звезды» кино и спорта, беря себе в жены и любовницы белых женщин. Внешние данные белой расы привлекательны для представителей всех рас. Этнографы и антропологи давно обратили внимание на это явление: «По мнению Nordenskjold,а, эскимосы теперь сами проникнуты убеждением, что их собственный тип весьма безобразен. Kropf пишет о ксоза-кафрах, что более светлый цвет метиски они считают более красивым и что они особенно сильно домогаются брака девушки, отец которой принадлежал к белой расе, а мать – к туземной»
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии10