Наган — история револьвера и револьвер, делавший историю
"Я гляжу на жизнь
сквозь дно стакана.
Водка — зло!
А может, и не зло?
Тяжело в деревне без нагана.
И с наганом - тоже тяжело".
Николай Рубцов
сквозь дно стакана.
Водка — зло!
А может, и не зло?
Тяжело в деревне без нагана.
И с наганом - тоже тяжело".
Николай Рубцов
Историю создания револьвера наган можно начать с 1877 года, когда старший из братьев Наганов, Эмиль, талантливый конструктороружейник, создал и запатентовал револьвер собственной конструкции. Оружие получилось удачным и было принято в Голландии на вооружение с названием «Револьвер М 1877». Развитием этой модели послужил шестизарядный револьвер 1878 года, принятый на вооружение в Бельгии, Швеции, Норвегии, Люксембурге, Бразилии и Аргентине. Не осталась без внимания и Россия: в 1879 году морское министерство заказало фирме братьев Наганов партию в 1000 штук абордажных револьверов системы «галан». В конце 80–х годов Леон Наган, как сказали бы сейчас, генеральный менеджер фирмы, участвует в переговорах и конкурсе на перевооружение русской армии скорострельной магазинной винтовкой — об этом мы уже писали. Коммерческие успехи Леона Нагана в России завершились императорским рескриптом: «выдать оружейному мастеру Леону Нагану 200 000 рублей…».
В 1892 году Эмиль Наган создает новый образец револьвера, воплотивший лучшие черты предыдущих разработок. Этот 9–миллиметровый револьвер, использующий оригинальные патроны с бездымным порохом, где пуля находилась внутри гильзы, полиция Бельгии использовала до 40–х годов XX века. Одним из основных отличий нового револьвера был подвижный в горизонтальной плоскости барабан, надвигавшийся при выстреле на ствол револьвера. Это позволяло достичь лучшей обтюрации и
предотвратить прорыв пороховых газов, снижавший давление в начальной части ствола и, в конце концов, скорость пули и ее останавливающее действие. Справедливости ради следует сказать, что этот принцип обтюрации до Эмиля Нагана применил в своем револьвере земляк Нагана оружейник Анри Пипэ (Henri Piper, которого у нас на английский манер упорно именуют Генри Пипером — но не называть же в таком случае Нагана (Nagant) Нагантом). Однако многие талантливые оружейники использовали в своих знаменитых моделях принципы, разработанные другими конструкторами. Например, нельзя запатентовать автомат Калашникова в целом, а только отдельные его усовершенствования. И вовсе не из–за разгильдяйства советских патентоведов, как это иногда представляется прессой, а потому, что основные механизмы и принципы его действия были разработаны ранее. Поэтому без патентной защиты он и производится в Болгарии, Китае и десятке других стран.
Но вернемся к событиям конца XIX века. В это время в России объявляется конкурс на перевооружение армии новым револьвером взамен устаревшего к тому времени смит–вессона. Этот 4,2–линейный шестизарядный револьвер неплохо зарекомендовал себя в русско–турецкую войну 1877–78 годов, однако теперь русской армии требовалось более совершенное, мощное и в то же время достаточно легкое и надежное личное оружие. Требования технического задания гласили следующее:
1. Военный револьвер должен иметь такой бой, чтобы на расстоянии до 50 шагов пуля останавливала лошадь;
2. Пуля должна пробивать на расстоянии в 25 шагов четыре–пять дюймовых досок;
3. Масса револьвера должна быть 820–920 г.;
4. Калибр — 3 линии (7,62 мм), с тем чтобы для изготовления стволов револьвера можно было использовать бракованные винтовочные стволы;
5. Револьвер должен иметь простой несамовзводный ударно–спусковой механизм, ибо самовзвод вредно влияет на меткость боя;
6. Хорошая кучность боя на дистанции 35–50 шагов (25–35 м);
7. Начальная скорость пули не менее 300 м/с;
8. Конструкция револьвера должна быть простой в изготовлении, обслуживании, нечувствительной к загрязнению и надежной в эксплуатации в затрудненных условиях;
9. Прицельные приспособления должны быть рассчитаны так, чтобы траектория полета пули пересекала линию прицеливания на расстоянии 35 шагов;
10. Емкость барабана не менее 7 патронов;
11. Конструкция патрона с фланцевой латунной гильзой, оболочечной пулей и бездымным порохом.
То есть военно–техническая комиссия требовала от револьвера значительной останавливающей силы — «остановить лошадь». Хотя, конечно, с револьвером против наступающей конной лавы делать нечего, это прежде всего символ власти и личное оружие командира, необходимое для самообороны и как последний довод чести. Револьвер предполагалось использовать только в ближнем бою, на дистанции не более 25–30 метров. Также считалось, что самовзводный механизм плохо влияет на кучность и ведет к излишнему расходу боеприпасов. В качестве калибра были выбраны те же «три линии», что и для винтовки, для того, чтобы можно было использовать бракованные винтовочные стволы для производства револьверов.
Решив участвовать в конкурсе, братья Наганы дорабатывают свой револьвер: в качестве ствола для русского образца используют обрезанный винтовочный ствол трехлинейной винтовки образца 1891 года. Fabrique d'Armes Emile et Leon Nagant представляет на конкурс, как сказали бы сейчас, «систему огнестрельного оружия»: вместе с револьвером они показали два варианта патронов с пулями различной массы, под бездымный и малодымный черный порох. Соперником братьев Наганов на конкурсе был револьвер «Байяр» того самого Пипэ, у которого Эмиль Наган «позаимствовал» принцип обтюрации. Однако, по–видимому, помогли старые связи Леона Нагана: все же он уже был не новичок в России, преподнес несколько особо отделанных револьверов царю, военному министру и высшим сановникам и, так или иначе, выиграл конкурс. Причем если в начале конкурса одним из условий был несамовзводный механизм стрельбы, для чего Нагану пришлось ухудшить свой бельгийский вариант, то в ходе стрельб, где самовзводный револьвер Нагана показал хорошую кучность боя, комиссия изменила свое мнение, и были приняты два варианта револьверов: несамовзводный для «нижних чинов», так как, по мнению комиссии, самовзводный солдатский револьвер привел бы к излишнему расходу боеприпасов, и самовзводный для офицеров. При ведении стрельбы в «солдатском варианте» после каждого выстрела курок приходилось вновь взводить большим пальцем, офицер же производил следующий выстрел, просто нажимая указательным пальцем на спусковой крючок. Начальная скорость пули, как показала практика, была все же чуть ниже 300 м/с, так что «останавливать коня на полном скаку» история в очередной раз предоставила русской женщине (вспомним поэму Некрасова). Однако новый револьвер на дистанции 25 метров лихо пробивал четыре–пять дюймовых сосновых досок, поставленных друг за другом с зазорами в один дюйм, тогда как старый смит–вессон только две доски. Масса револьвера оказалась даже ниже требуемой, и вообще револьвер получился легким и изящным по сравнению со своими предшественниками.
Несмотря на победу в конкурсе, фирма «Наган» на этот раз удовольствовалась гораздо более скромной наградой — всего 75 000 рублей за права на револьвер и патрон к нему. Возможно, что Леон Наган надеялся на крупные заказы по производству новых револьверов. Однако по условиям лишь первые 20 000 револьверов были произведены в Бельгии, а далее производство револьверов и патронов к ним должно быть только в России. Видимо, солидная премия, выплаченная бельгийцам по итогам конкурса за трехлинейную винтовку, была связана с необходимостью перевооружения армии в кратчайшие сроки без дополнительных патентных тяжб с Наганом. С револьвером же такой срочности не было, и правительство не пошло на какиелибо уступки. Револьвер был принят на вооружение под названием «трехлинейный револьвер образца 1895 года», а Леон Наган уехал в Бельгию и больше уже не предлагал оружие русскому правительству.
В следующем году Эмиль Наган практически ослеп, братья разделили капитал, и оружейный завод стал именоваться фабрикой Леона Нагана. Леон Наган умер в 1900 году, а его сыновья, Шарль и Морис, сосредоточились на производстве автомобилей, не преуспев, впрочем, в этом деле.
А револьвер системы «наган» зажил в России своей собственной жизнью, становясь знаковым оружием. В 1900 году при подавлении восстания ихэтуаней в Китае (известного под названием «боксерское») двое «боксеров» убедились в том, что кулаки и навыки рукопашного боя слабее револьверной пули нагана поручика 12–го Сибирского полка Станкевича — первый документально зарегистрированный факт применения русского нагана в боевых условиях. Затем были Русскояпонская, Первая мировая и Гражданская войны. Императорский Тульский оружейный завод имени Петра Великого стал именоваться просто ТОЗ, а все наганы начали выпускаться самовзводными. В ходе этих войн наряду с достоинствами револьвера — скорострельностью (при определенном навыке барабан расстреливался за 3–4 секунды), точностью боя и надежностью выявились и его недостатки. Прежде всего, это перезарядка оружия. После того как все патроны отстреляны, необходимо было повернуть шомпольную трубку, освободить шомпол–экстрактор, открыть дверцу барабана и поодиночке удалить все стреляные гильзы, затем также по одному патрону снарядить барабан. Это требовало времени, и кто знает, сколько русских офицеров погибло, расстреляв все семь патронов в барабане своего нагана и не сумев вовремя перезарядить его.
Между тем еще в 1910 году бельгийский вариант нагана был доработан так, чтобы барабан мог откидываться вбок, как у американских револьверов, при этом были разработаны приспособления для экстрагирования всех гильз сразу и для снаряжения барабана семью новыми патронами из своего рода обоймы — перезарядка револьвера занимала считанные секунды. Есть мнение, что устранение этого недостатка не было основной заботой Военного ведомства: накануне Первой мировой существовали планы перевооружения русской армии автоматическим пистолетом. Им не удалось сбыться, и в войну русская армия вступила более чем с 400 000 наганов.
Еще одним недостатком нагана был тугой спуск и необходимость значительных усилий для самовзвода и поворота барабана. Стрельба из нагана требовала крепкой тренированной руки, и следует критически относиться к кадрам из патриотических боевиков, вроде «Неуловимых мстителей», где чудеса стрельбы из нагана показывают подростки. В ходе Гражданской войны качество сборки револьверов ухудшилось и, по словам командарма Фрунзе, красные командиры предпочитали дореволюционное оружие императорского завода с клеймом в виде двуглавого орла, правда, многие из них его затирали, как и слово «императорский».
Модернизация 30–х годов была незначительной: изменилась лишь форма мушки — она стала давать меньше бликов и облегчала прицеливание. Зато появился новый, более мощный патрон со стальной гильзой. Появление 7,62–миллиметрового пистолета ТТ не привело к закату нагана — долгое время автоматический пистолет и револьвер выпускались параллельно. Это было связано с недоведенностью ТТ на ранних этапах, в связи с чем многие командиры предпочитали наган из–за его надежности.
В 1941 году выпуск наганов в Туле был прекращен и их производство переведено на Ижмаш, где продолжалось до 1945 года. После окончания Великой Отечественной револьверы были сняты с вооружения армии. Часть из них была отправлена в переплавку, другие, в лучшем состоянии, после капитального ремонта и консервации складированы, третьи переданы в МВД. Экземпляры, попавшие в МВД, служили до середины 50–х годов. Вспомним такие фильмы как «Место встречи изменить нельзя» или «Ликвидация». В них как положительные герои, так и криминальный мир, были вооружены наганами, последние, правда, предпочитали револьверы не только за надежность и кучность стрельбы, но и за то, что гильза при выстреле остается в барабане, а не на месте преступления. Как правило, вохровские экземпляры были довольно потрепанными, для них выпускался специальный ослабленный патрон — такой патрон не повреждал изношенное оружие и не убивал нарушителя режима, а лишь ранил его. Те же экземпляры, которые после капитального ремонта попали на склад (все из них имеют ремонтное клеймо в виде разделенного пополам прямоугольника) в оружейной смазке, заводском воронении и прекрасном состоянии сохранялись на складах вплоть до последних лет. Затем было решено переделать часть
из них в травматическое оружие —револьвер «наганыч», а другую часть — в сигнальные револьверы «блеф» или «наганС» (сигнальный).
Здесь мы подходим к проблеме коллекционирования оружия. Дело в том, что в ходе переделок в травматические револьверы оружие подвергалось существенным переделкам, сварке деталей с грубой ручной зачисткой сварных соединений, в результате чего уничтожались исторические клейма и такой револьвер не представляет интереса для коллекционера. При изготовлении револьверов «Блеф» клейма завода–изготовителя оставались, хотя полностью убирался ствол (вместо него ставилась металлическая имитация) и в барабан вставлялись втулки для сигнальных капсюлей. Однако есть и положительный момент: по закону, для покупки сигнального револьвера такого типа не требуются разрешение и лицензия, не надо получать никаких справок, сидеть в очередях в лицензионноразрешительных отделах МВД.
О проблемах, возникающих при коллекционировании оружия, «Антик.Инфо» писал неоднократно. Надеемся, что в ближайшем будущем будут приняты поправки в «Закон об оружии», расширяющие понятие «оружие, имеющее культурную ценность» и содержащие определение «антикварное оружие». Но, по–видимому, это не будет касаться огнестрельного оружия, созданного после 1891 года, то есть даже оружие столетней давности, например тот же наган, к которому подходят имеющиеся в настоящее время боеприпасы, не будет считаться антикварным. Как же быть тем, кто интересуется военной историей, но не хочет при этом вступать в конфликт с законом?
В выгодной ситуации находятся коллекционеры зарубежных стран, например США — там закон не запрещает коллекционировать оружие моложе 100 лет, при условии правильного хранения. В предыдущей статье мы показывали экземпляры винтовок американского коллекционера T. Derryberry. В этой публикации мы также приводим фотографии револьверов из его коллекции. В то же время, в Японии, например, такой вид коллекционирования запрещен. Во Франции, где до принятия Шенгенского соглашения вообще был очень либеральный заявительный порядок регистрации нарезного оружия, теперь запрещен гражданский оборот боевого оружия. Тем не менее во Франции существует «Ассоциация защиты стрелков и коллекционеров оружия», оказывающая гражданам правовую помощь в сложных ситуациях, в том числе связанных с коллекционированием действующего оружия.
Более лояльно закон относится к коллекционированию макетов оружия, в том числе созданных на основе реального боевого оружия, так называемым макетам массогабаритным (ММГ). Обычно делается пропил в стволе, спиливается боек, но 80–90 % деталей остаются на месте, так что можно понять, как действует оружие, увидеть его основные части. ММГ уже не попадают под определение оружия, из них нельзя произвести выстрел, что является определяющим для понятия «огнестрельное оружие». Для приобретения и хранения ММГ не нужно разрешений МВД, по определению они относятся к «предметам хозяйственно–бытового назначения». Таким образом, ММГ боевого оружия ХХ века — единственный выход для большинства рядовых отечественных любителей военной истории пополнить свою коллекцию легальным путем. Для коллекционеров ММГ представляют интерес тем, что они сохраняют исторический облик оружия,
на нем присутствуют все заводские клейма и марки. Например, по клеймам на наганах можно определить завод и год изготовления.
Если собирать револьверные марки по годам, то, естественно, реже встречаются револьверы тех годов, когда выпуск их был ниже. В период мировых войн производство оружия было массовым, и револьверы этих лет встречаются чаще, за исключением выпуска 1942 года. Редкими являются револьверы, изготовленные до 1914 г на Императорском Тульском заводе, особенно, после русско–японской войны, когда финансирование производства уменьшилось и соответственно сократился до17 400 выпуск револьверов в 1907 году. Рост выпуска начался после 1910 года. В 1913 году уже выпускалось почти 90 тысяч револьверов в год. За годы Первой мировой было выпущено около 400 тысяч револьверов. В 1918–1920 годах выпускалось револьверов относительно немного, а их качество было ниже. В 1919 году клеймо Императорского Тульского оружейного завода заменили клеймом «Тульский оружейный завод», в 1921 — клеймом «Первые Тульские Оружейные заводы Р.С.Ф.С.Р.», в 1924 году РСФСР заменили на СССР, с 1929 года появился условный знак завода — стрела в звезде. Немного револьверов выпускали в конце 20–х – начале 30–х годов: в 1933 году —38 763, в 1934 году — ни одного, в 1935 — всего 12 871, в 1937 —72 086. Далее вновь начался рост выпуска, достигший к 1941 году более 118 000 штук в год
(причем план предусматривал 160 000 — на 20 000 больше, чем пистолетов ТТ). В 1942 году выпущено лишь 14 485 револьверов, в 1943–45 годах Тула и Ижевск вместе выпустили 370 000 револьверов. Всего за 50 лет русских наганов было выпущено около 2 миллионов, но до наших дней дожили лишь тысячи из них.
Поскольку ММГ полностью сохраняют внешний вид оружия, они интересны и для реконструкторов, воссоздающих военный костюм и события военной истории. При этом необходимо отметить, что открыто носить ММГ не стоит, иначе сотрудники правоохранительных органов будут предпринимать против вас те же действия, что и против вооруженного человека: они ведь не знают, что в руках у вас всего лишь ММГ, а не настоящий наган. Нельзя вносить в ММГ какиелибо конструктивные изменения и доработки (например, добавить удаленные при деактивации оружия детали и элементы конструкции), иначе это может быть квалифицировано как изготовление и хранение огнестрельного оружия. Хочется предостеречь еще от одной опасности. В Интернете существуют сайты, предлагающие ММГ (и особенно редких образцов) по ценам в несколько раз ниже магазинных, естественно, по предоплате. Будьте осторожны, как правило, это обман. При покупке ММГ обязательно требуйте заводской сертификат, где указан номер приобретаемого вами ММГ или заключение эксперта МВД о переделке оружия в ММГ (естественно, тоже с номером, печатью и подписью эксперта).
Комментарии1