Вовнушки
Красивейшее историческое сооружение Вовнушки получило свое название от одноименного ингушского села в Джейрахском районе. Оборонительный замок был построен древним ингушским родом Оздоевых, для которых селение являлось родовым гнездом.
На слух название воспринимается слишком уж несерьезно для места, где в свое время было пролито много крови. Но на местном диалекте оно произносится как «воувнушке» с ударением на первый слог. В дословном переводе означает «место боевых башен».
Первые достоверные описания Вовнушек относятся к началу XVIII века. В то время родовой замок Оздоевых играл важную стратегическую роль. Дело в том, что соседнее Ассинское ущелье в те времена было единственным прямым и относительно удобным проходом через Кавказский хребет. По этому маршруту постоянно ходили караваны, на которые устраивали облавы грабители. Вовнушки служили убежищем и защитой для путешественников.
Время от времени на замок совершались набеги, не говоря уж о локальных конфликтах. Но он был построен в таком удачном месте, что мог выдержать самую длительную осаду. От непрошеных гостей надежно защищали горные склоны.
Если несведущему человеку показать фото замка и спросить, что это за место, он не задумываясь наверняка назовет какую-нибудь европейскую страну. «Типичная постройка для позднего Средневековья», ― говорят историки. Странно, но никто из них не может сказать точного времени создания замка. Предположительно это XVII‒XVIII века, но, возможно, и раньше. Скорее всего, когда строился замок, на территории Ингушетии еще жили христиане. Ислам стал распространяться среди местного населения в XVIII веке и еще не успел наложить отпечаток на внешний вид местных построек.
Культ камня ― именно так можно вкратце охарактеризовать самую суть этого строения. Это удивительно, но две массивные боевые башни были возведены безо всякого фундамента. Фактически они стоят на сланцевых скалах. Вполне распространенная строительная технология того времени: на предполагаемое место строительства, на землю, лили молоко. Весь грунт, сквозь который оно просачивалось, убирали и лили дальше ― до тех пор, пока молоко переставало впитываться. После этого ставили самые первые камни огромных размеров, больше человеческого роста, которые обеспечивали устойчивость конструкции. «При удивительной стройности, пропорциональности и довольно большой высоте, они устойчивы и прочны», ― писал о военных ингушских башнях художник Щеблыкин, оставивший довольно много исследований об этом месте и зарисовок местных сооружений. Для транспортировки камней использовался специальный ворот для подъема.
А в кавказских легендах есть упоминание о том, что камни для основания башни тянули девять пар быков, а двенадцать лошадей не могли сдвинуть с места.
Перед началом строительства замка или башни обязательно приносилась жертва. Место будущей постройки окроплялось кровью жертвенного барана, и только после этого можно было начинать работы.
Помимо метода строительства удивляет и технология приготовления раствора для скрепления между собой камней на верхних ярусах башни. Одним из его главных компонентов, судя по результатам лабораторных исследований, является казеин (белок, который образуется при закисании молока). Фактически раствор представляет собой смесь извести, песка и молока. Он до сих пор держит кладку «намертво».
Неудивительно, что мастерство обращения с камнем в те времена ценилось весьма высоко. Из рода в род веками передавалась практика строительства каменных замков, и всех видных мастеров в этом деле знали по именам. Для продолжателей традиций делом чести было не только качество постройки, но и соблюдение сроков строительства. Мастеру давался ровно год, и если по каким-то причинам он не укладывался в сроки, на весь его род ложилось позорное пятно, а саму башню разбирали до основания и отдавали заказ другим. Как правило, мастера всегда успевали. Во всяком случае, замок Вовнушки ― это явное подтверждение мастерства и пунктуальности его создателей.
Ингуши считали, что все беды ― от голода. Поэтому в обязанности заказчика входил ежедневный плотный рацион для строителей и каменщиков. Если мастер падал с башни от головокружения, хозяина обвиняли в жадности и изгоняли из аула.
Вовнушки, 1910
В Средние века на Северном Кавказе главной единицей организации служили родоплеменные объединения – тейпы. Оборонно-сторожевые башни в Вовнушках возведены уважаемым старинным тейпом Оздой (Оздоевы).
Быт и обычаи жителей замка
Раньше две башни соединялись подвесным мостом, и в случае осады женщины, старики и дети перебиралось в более безопасную башню. Если говорить о высоте, то можно провести параллель с семиэтажным домом (зодчие того времени, как правило, не возводили боевых башен выше 30 метров).
Попасть внутрь можно было только через второй этаж, именно там была входная дверь ― это лишало врагов возможности применить таран во время осады. Первый этаж без окон и дверей служил как местом для хранения продуктов, так и подвалом для узников. На втором этаже, как правило, находилось самое ценное, чем обладали жители военных башен, ― братский котел: большая емкость на толстой цепи. Котел наделяли волшебными качествами и поклонялись ему как святыне (считалось, что над ним витают души умерших). Даже если кровник, спасаясь от преследования, успевал забежать внутрь башни и прикоснуться к священному котлу, его не трогали, пока он не удалится от святыни на достаточное расстояние.
Жилыми были верхние этажи. Между этажами жители башен передвигались по приставным лестницам. А самый верхний использовался в качестве чердака, где хранилось оружие, строительные материалы и прочие нужные в быту вещи.
Особенности захоронений ингушских воинов
Недалеко от боевых замков обычно всегда строились склеповые сооружения. Вовнушки не являются исключением: если подняться немного вверх по ущелью, то можно обнаружить древний склеп и мавзолей, который имеет весьма любопытную форму пушечного ядра. В Средние века в Ингушетии часто воздвигали надземные склепы, где в несколько рядов на полки клали умерших, и их тела подвергались так называемой «естественной мумификации».
Средневековый замковый комплекс «Вовнушки» – один из самых экзотических и ярких памятников страны. Он восхищает не только туристов, но и архитекторов, отдающих дань уважения ингушам, которые умели не только отлично обороняться, но и великолепно строить. Неслучайно этот замок является одним из чудес Кавказа, и даже периодически претендует на то, что причислиться к чудесам света. Его величие обязывает. Ведь самоназвание ингушей – галгай, что означает жители башен.
Фундаментом замка стали гребни сланцевых скал теснины реки Гулай-хи. Крепость состоит из двух отдельностоящих замков, когда-то соединенных подвесным мостиком. Основой каждого является одна и две боевые четырехярусные башни с плоскими крышами и парапетом. Здесь очень популярна легенда о женщине, которая во время набега врагов сумела спасти из пожара малышей в люльках, перебираясь из одной башни в другую по веревке, оставшейся от разрушенного разбойниками подвесного моста.
«Вовнушки» входят в состав Джейрахско-Ассиновского музея-заповедника. Историки и искусствоведы считают его одним из шедевров средневековой архитектуры, а вообще этнокультурные следы ингушей уходят аж в новокаменный век. Экскурсанты, сопровождаемые подробным рассказом гида о событиях, связанных с этим необычным замком, хорошо себе представляют, как эти башни в свое время встречали торговые караваны Великого шелкового пути и отражали набеги жадных до них разбойников.
Говорят, что горцы построили этот замок на неслучайном месте. Определилось оно с помощью молока, которое лили на землю. Строить начали там, где оно не впиталось в почву. Больше того, с помощью молока делали раствор, который уже пять веков держит камни постройки, и будет держать, видимо, вечно. Такой прочной кладки больше нет нигде в мире. Особенность территории, на которой находятся «Вовнушки» – живой, не прекращающийся ветер. Свободный и свежий, как характер горцев. Недаром они так гордятся и собой, и своими историческими памятниками.
О времени строительства башен комплекса Вовнушки известно очень мало, но уверенно можно предположить, что каждая из башен была построена в течение одного года, как и другие родовые башни вайнахов. Уложиться при строительстве башни в срок 365 дней считалось обязательным. Если в течение года закончить строительство башни не удавалось, то её не достраивали, а разбирали на камни или оставляли заброшенной. Сам факт ложился пятном слабости на строивший башню тейп.
С Вовнушками связано множество легенд, но одна из них похожа на правдивую историю. Суть легенды проста: однажды во время осады башен вайнахская женщина спасла множество младенцев. Когда одна из башен была подожжена, она перетащила люльки с малышами, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного моста между двумя башнями Вовнушек.
В 2008 году башенный комплекс Вовнушки стал финалистом конкурсного проекта Семь чудес России, организованного газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк».
В 2009 году изображение башенного комплекса Вовнушки появилось на марке Почты России «Республика Ингушетия» в серии «Регионы».
В 2010 году Банк России в серии «Памятники архитектуры» памятных монет России выпустил тиражом в 10000 экземпляров серебряную монету с изображением одной из сторожевых башен комплекса «Вовнушки» номиналом 3 рубля и весом 31,1 грамм.
[media=http://www.youtube.com/watch?v=x
_kufq4yv8k]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=7
vZvpnM-o6g]
_kufq4yv8k]
[media=http://www.youtube.com/watch?v=7
vZvpnM-o6g]
Комментарии2