… о ватнике
На самом деле, Россия не является родиной ватника, или телогрейки. Короткие стеганые льняные куртки, утепленные ватой, а также пропитанные уксусом и вином, являлись с X века униформой византийской пехоты. Древняя телогрейка носила благородное на слух название «кавадион» и относилась к разряду легкой брони. Конечно, византийский ватник едва ли мог защитить от стрел, но он мог сохранить жизнь при рубящем ударе клинком или топором. Ряд историков уверены, что «кавадион» где-то в XI-XII веке проник из Византии и в русские княжеские дружины, но монголо-татарское нашествие внесло свои коррективы — «византийский ватник» бесследно исчез из русского военного «гардероба».
Так как же он осел в России ? Давайте изучать …
Кавадион
Настоящее же рождение ватников и телогреек произошло после того, как в 1870 году Пауль и Альфред Хартманны изобрели метод промышленного производства ваты. Поначалу вата использовалась лишь как перевязочное средство, но потом кто-то додумался, что ватой можно утеплять и одежду. И с конца 30-х годов ХХ века СССР приступил к массовому производству ватников – самой массовой, надежной и недорогой одежды в мире.
В России одежда с подкладкой на вате появилась еще в конце позапрошлого века. Опыт Русско-японской войны 1904—1905 гг. показал, что благодаря одежде на вате даже в суровых зимних условиях Маньчжурии солдаты могли обходиться без полушубков. Расквартированные в Маньчжурии части Русской армии обратили внимание на удобные и теплые ватные куртки местных жителей и решили закупить их у местных торговцев. Поэтому, несмотря на неплохое обеспечение русской армии полушубками, на второй год Первой мировой войны было принято решение о снабжении личного состава ватными телогрейками и шароварами. В частности, согласно за все военные годы на фронт было отправлено 5 млн. полушубков и бушлатов, 38,4 млн. фуфаек и телогреек, которые предполагалось носить под обычными шинелями.
После демобилизации китайские душегрейки разошлись по всей Российской империи, заложив тем самым основы для настоящего «ватного культа». Позднее ватники фрагментарно использовались как в Первой мировой, так и Гражданской войнах, но до настоящего народного признания было еще далеко.
Редкий кадр: солдаты Первой мировой войны в ватной одежде
Вплоть до начала 30-х годов облик ватной телогрейки в Красной армии практически никак не изменился, только вот все завязки были заменены пуговицами. Вот описание ватной телогрейки, утверждённое Комитетом по стандартизации НКЛП СССР2 8 октября 1932 года: «Телогрейка — куртка ватная однобортная, прямого покроя, застёгивается по борту доверху на 4 пуговицы имеющимися в левом борте четырьмя пришивными петлями (шлевками). Полы прямые без вытачек, с боковыми накладными карманами, простёганные сквозь верх, вату и подкладку параллельными долевыми машинными строчками. Расстояние между простёжками 6 см. Спинка прямая, цельная или с долевым швом посередине, на талии стягивается затяжниками с металлической пряжкой. Простёжка спинки одинакова с полой. Воротник стоячий мягкий, застёгивается на одну пуговицу шлевкой, пришитою к левому его концу. Высота воротника — 3 см. Рукава одношовные, заканчиваются внизу небольшой шлицей и манжетами, застёгивающимися на одну пуговицу шлевкой, пришитой к концу верхней половинки манжета. Простёжка рукавов одинакова с полой… Материал — верх — диагональ гимнастёрочная хаки; подкладка — бязь крашеная серая или хаки; вата х/б 2 сорта».
Власти СССР увидели в ватнике идеальную одежду, которая функциональна как для работы, так и для войны. В 1932 году телогрейки фактически становятся форменной одеждой для строителей Беломорканала.
Это уже не был «китайский» ватник. По большому счету «стандартизированная» телогрейка представляла собой некий «коктейль», в который в качестве «ингредиентов» включил в себя «азиатский» прототип, так называемую «сибирку» (короткий кафтан), популярную среди купцов на рубеже веков и так называемый волан, который был в своем роде форменной одеждой ямщиков. Вот как описывал этот предмет одежды Гиляровский: «Сытые, в своих нелепых воланах дорогого сукна, подпоясанные шитыми шелковыми поясами, лихачи смотрят гордо на проходящую публику … Воланы явились в те давно забытые времена, когда сердитый барин бил кулаком и пинал ногами в спину своего крепостного кучера. Тогда волан, до уродства набитый ватой, спасал кучера от увечья…» Интересно, что воланы стали «униформой» у знаменитых волжских босяков, а затем и у разного рода бродяг и лихих людей. Ватник хорошо смягчал удары в драках, мог сберечь от удара ножом и, кроме того, не стеснял движений, что было важно для уличных ловкачей.
Очень пригодилась ватная одежда во время Зимней советско-финской войны.
В 1930-ые годы телогрейки начинают продвигаться через кинематограф. Например, в культовом фильме «Чапаев» в ватниках щеголяют Анка и Петька, демонстрируя тем самые «универсальность» этой одежды. Появляются ватники и в других тогдашних «блокбастерах». Однако, по сути дела, промо в массовой культуре не смогло реабилитировать ватник и сделать его национальной одеждой. Только Великая Отечественная война превратила телогрейку в настоящий культ, сделав ее одеждой победителей. Именно в телогрейке поднималась советская страна из послевоенной разрухи — вырастали новые города, создавалась советская империя. Надо сказать, что со временем у ватника по функциональности появилось огромное количество конкурентов, но все равно его можно было найти в гардеробе как и профессора университета, так и деревенского пастуха.
А вот у немцев такой теплой и практичной одежды не было.
Приказом НКО № 283 от 1941 года был введен новый образец ватной телогрейки, которая в отличие от телогрейки старого образца, предназначавшейся к ношению под шинелью, теперь должна была носиться взамен шинели — то есть, командному составу выдавали шинель, рядовым — телогрейки.
Из ГОСТа на ватники: «Куртка изготавливается из трико-диагонали меланжевой водоупорной пропитки цвета хаки. На каждом борту куртки имееются по пять сквозных петель и пять больших форменных пуговиц. Отложной воротник застегивается на один металлический крючок и петлю. Со стороны нижнего воротника имеется хляcтик (вертушка). Куртка имеет два боковых косых, прорезных кармана с прямыми клапанами. На боковых швах пришиваются по одному металлическому крючку для поддерживания поясного ремня. Куртка имеет двушовные рукава без обшлагов, с полухлястиком, вшитым в передний шов рукава, и застегивающийся на одну петлю и большую форменную пуговицу».
Простота и дешевизна производства позволяла наладить многомиллионное производство ватников, сэкономив более дорогое шинельное сукно. В сырую погоду боец одевал поверху ватников либо плащ-палатку, либо маскировочный халат или костюм.
После войны ватники долго не выходили из моды, но самое широкое распространение телогрейки в послевоенное время получили в лагерях. Они служили заключенным верой и правдой. Внутренние и внешние карманы позволяли осужденным держать при себе особо ценные вещи, ватник служил и подушкой, и одеялом. Лагерная спецодежда «с номерком» стала с того времени отличительным маркером заключенных или ссыльных. В телогрейках на фото можно встретить и Солженицына, и Шаламова, и Бродского.
Сегодня ватники почти не носят. Возможно, это связано с негативным контекстом, в котором ватники снова появились в конце 70-х годов. Тогда люди в ватниках приезжали в Москву из Поволжья и Казани. Их боялись и старались с ними не связываться. На спинах ценителей стеганых курток были написаны названия банд, к которым они принадлежали. Казанские гопники ехали в Москву на заработки. Работа предполагала возможное применение цепей и арматур, ватник был идеальной одеждой для «махачей», он не сковывал движений, амортизировал удары. Надо сказать, что хотя мода писать и рисовать на спинах телогреек пришла с «зоны», в народном исполнении она могла быть представлена и номерами известных хоккеистов.
После войны ватники полюбили и в городе, и на селе.
Плюсы:
Итак, почему же люди, оказывающиеся в сложных зимних условиях в отрыве от инфраструктуры, предпочитают простой ватник? Насколько бы некорректным не выглядело сравнение современной дорогой «синтетики» и универсальной копеечной одежды полувековой давности, оно необходимо нам для структуризации подхода к дальнейшей оценке и выводам.
1. Дешевизна.
Зачастую разницу в цене между ватником и современной одеждой можно выразить соотношениями от 1:10 до 1:100. Комментарии излишни.
2. Надежность.
Современная мембранная и слоевая синтетика, доступная гражданским лицам, на фоне определенных преимуществ обладает целым рядом технических недостатков в экстремальных условиях.
Синтетика за мгновения насквозь прожигается искрами от костра, теряет свои свойства просто от пребывания в радиусе его теплового воздействия.
Чтобы прожечь ватник необходимо изрядно постараться. Сушить его можно прямо у огня, не боясь на выходе получить решето. Свойств от излучения костра, он, само собой, не теряет.
Большинство синтетических тканей легко рвутся об ветки и прочие преграды в лесу. Мгновенно нарушается система слоев, одежда может «поползти», экстренный ремонт крайне затруднен, если вообще возможен.
Ватник порвать очень сложно. А если и получится – то он не потеряет своих свойств и за 5 минут может быть временно зашит или закреплен. «Поползти» он может только в случае прорыва в нагруженных и шовных местах, что случается крайне редко.
При практически неограниченной ремонтопригодности срок службы ватника может превышать срок службы «синтетики» в десятки раз.
3. Практичность.
Многие виды «гражданской» синтетики при движении издают шуршание, что может быть крайне важным на охоте. Ватник не шуршит.
Синтетика быстро сохнет в домашних или приспособленных условиях, ватник можно сушить рядом с костром.
Можно рассмотреть и специфические ситуации с намоканием в предзимний и зимний периоды. Мокрая синтетика практически не греет, ватные и суконные костюмы продолжают греть, даже если полностью пропитаются водой.
4. Универсальность.
Ватник не жалко запачкать, порвать или иным образом испортить. Он дешев, ремонтопригоден и стоек к грубому уходу.
Его можно использовать для целого спектра работ и развлечений. Он не имеет своей конкретной узкой ниши применения.
Военная реконструкция. Девушки в ватной одежде военных лет.
Минусы:
Минусы:
Несомненно, допотопный ватник по многим позициям уступает современным видам одежды. Перечислим его недостатки:
1. Комфорт.Вопрос спорный, и, вероятно, вкусовой.
2. Вес.Действительно, зачастую современная одежда бывает легче. Тут ватнику нечего противопоставить легкой синтетике. Стоит лишь отметить, что разница бывает не столь велика, как кажется.
3. Внезапно — универсальность. Не всегда люди рассматривают универсальность как плюс. Зачастую узкоспециализированная одежда намного предпочтительнее в строго определенных условиях.
4. Внешний вид. Многие считают внешний вид стеганой куртки отталкивающим и архаичным. Это еще один вопрос вкуса, который зачастую автоматически исключает обсуждение преимуществ по функциональному признаку.
---
На сайте одного из интернет-магазинов, торгующих рабочей одеждой, модель стандартной телогрейки не без юмора названа «Уют». «С центральной застежкой на пуговицах, прорезными карманами, отложным воротником. Утеплитель: ватин в три слоя», — гласит лаконичная реклама. Фотография, помещенная рядом с информацией о товаре, тоже должна быть близка сердцу любого рабочего — с экрана улыбается здоровенный детина в телогрейке, натянутой по уши шапочке и джинсах. Только вот, как выяснилось, «Уют» уже давно ушел в историю.
— Телогрейки? — по голосу слышно: оператор даже не сразу верит, что кто-то в наше время готов приобрести партию ватников. — Нет, ну мы, конечно, можем узнать у предприятия, вдруг они еще выпускают ватники. Правда, номер их уже затерялся.
Оператор признается: телогрейки у них никто не заказывал уже минимум два года.
— Да и раньше привозили их в основном под заказ. Брали заводы, предприятия с небольшим достатком. Сейчас такой ассортимент хорошей рабочей одежды, комбинезонов, курток, что в телогрейках уже никто не работает.
А вот в другом магазине сообщили, что они, наоборот, к зиме заказали новую партию ватников.
— Знаете, начали спрашивать, — признается девушка-продавец. — В прошлую зиму у нас вся партия ушла. А что? Дешево, сердито. Цена на зимние куртки у нас начинается с полутора тысяч, а ватничек стоит всего-то 900 рублей. При этом ходить в нем можно до минус тридцати.
Берут в основном строители, дачники. Правда, продавец вспоминает, что в прошлом году подошла девушка, которая очень интересовалась маленькими размерами телогреек.
— Она хотела налепить принт, стилизованный под советское время. Вот только с размерами у нас напряженка. Самый маленький — 48–50. Ну а что вы хотите, рассчитана-то эта одежда на мужиков. Они, собственно, и покупают. Самый ходовой размер — 60–62.
Кстати, в советское время пошивом телогреек, рукавиц и прочей спецодежды занимались в колониях. Но и здесь нам объяснили, что переключились на более рентабельный товар.
— Телогрейки шьем, но только под заказ, — в Новооскольской детской колонии. — А заказов крупных, если честно, давно уже не поступало. В том году были единичные. Сейчас мы больше шьем школьную форму.
Тот же ответ мы услышали и на текстильных предприятиях для инвалидов.
Зато из массового производства этот предмет рабочего гардероба переместился в дизайнерские мастерские. Телогрейки, сшитые из павловских платков, расшитые бисером и даже стилизованные под армейский мундир XIX столетия, с позолоченными эполетами… Правда, свои шедевры дизайнеры называют «стеганками». «Немножко другой крой, стежка». Но корреспонденты «МК» особых отличий от эталонной телогрейки не заметили.
Цена на дизайнерский ватник начинается с десяти тысяч.
— Поэтому покупателей не так много, — делится модельер. — В основном это люди за сорок, гуманитарных профессий: преподаватели, архитекторы, искусствоведы.
— А иностранцы у вас покупают модели?
— Нет, для них это дорого…
Кстати, первым, кто решил сделать телогрейку модной, был Вячеслав Зайцев. По признаниям кутюрье, он еще в 1963 году создал ватники яркой расцветки. «После института меня бросили разрабатывать производственную одежду. А я тогда увлекался русскими народными мотивами. Вот и решил поэкспериментировать, — рассказывал он журналистам. — Потом по этому поводу был страшный скандал».
Может, пришло время, когда снова нужно обращаться за помощью к Вячеславу Михайловичу? В условиях, когда под санкции грядет подпасть все западное, нужно возрождать свой стиль. Вот и на открытии Олимпиады в Сочи наша делегация вышла в модных телогрейках. Наверное, готовились…
Комментарии10