Не черные «черные ящики»
То, что в средствах массовой информации обычно называют «чёрный ящик» или «бортовой самописец», на языке авиаторов называется «система аварийной регистрации параметров полёта», сокращённо — САРПП. Несмотря на свое название, чёрные ящики самолетов вовсе не чёрного цвета, как следует из названия, а оранжевого. Большинство современных самолетов оснащены двумя чёрными ящиками — речевым, записывающим переговоры пилотов, и параметрическим, фиксирующим параметры полёта.
Смотрите старые и современные модели регистраторов полёта, которые помогают при расследовании причин авиакатастроф.
На фото: немецкий служащий Федерального бюро по расследованию авиационных происшествий. Бортовые самописцы, более известные под названием чёрные ящики, широко используются в гражданской авиации, начиная с середины ХХ века. За более чем полвека эти устройства претерпели серьезные изменения.
На фото: прототип бортового самописца 1954 года. В старших моделях для хранения данных использовались магнитные ленты. Современные бортовые регистраторы оснащены чипами, которые сконструировали таким образом, чтобы после авиакатастрофы они остались без повреждений.
На фото: модель черного ящика марки Lockheed 1958 года.
Ярко-оранжевый цвет черных ящиков необходим для того, чтобы после авиакатастрофы было легче его найти. В настоящее время стандартом является подключение на борту самолета двух устройств: бортового речевого самописца (CVR — Cockpit Voice Recorder) и бортового регистратора данных (FDR — Flight Data Recorder). Первый, как правило, устанавливается в носовой части самолета, а второй — на хвосте.
На фото: черный ящик с неопознанного гражданского самолета.
Современные черные ящики записывают около 90 параметров полёта, в том числе высоту, скорость, информацию о работе двигателей и другого оборудования. Бортовые самописцы постоянно совершенствуются — десять лет назад, например, черный ящик записывал только 30 параметров полёта.
На фото: часть старого речевого бортового самописца российского производства, который записывал звук из кабины пилотов на ленту. Один из первых прототипов черного ящика хранил данные в виде фотографий на пленке длиной 8 метров. Бортовые самописцы, похожие на современные, записывающие как параметры полета, так и голоса пилотов, появились в пятидесятых годах.
На фото: различные модели черных ящиков в немецком Федеральном ведомстве по расследованию авиационных происшествий.
Военные самолеты оснащаются черными ящиками, которые в случае катастрофы легко отделяются от хвоста.
На фото: современный черный ящик, который используется, среди прочего, в самолетах Airbus и Boeing. Черные ящики состоят из нескольких элементов, в том числе источника питания, чипа, на котором хранятся данные, и панели управления.
Поврежденный бортовой самописец, записывающий на ленту разговоры в кабине пилотов. Некоторые черные ящики снабжены специальными устройствами, которые издают низкочастотные сигналы, с помощью которых их можно легко обнаружить под водой.
Параметрический бортовой самописец начала 90-х годов.
Речевой бортовой самописец с начала 90-х годов.
Черный ящик с самолета Миг-23 из частной коллекции в Чехии.
Современный регистратор данных полета.
Прототип модели интегрированного бортового самописца, который отделяется от самолета в случае катастрофы
А теперь немного истории.
Изобретателем первого подобного устройства считается австралийский учёный Дэвид Уоррен.
В мае 1953 года потерпел крушение первый в мире реактивный пассажирский лайнер «Комета-1». В результате катастрофы никто не уцелел, не было свидетелей, и о причинах ничего не было известно. Работая в команде проводившей расследование падений, Дэвид подумал о том, что записи переговоров пилота и членов экипажа, а также показания приборов при падении могли бы помочь в установлении причин падения самолётов.
В 1957 году Дэвид, при помощи двух своих коллег из Научно-исследовательской лаборатории аэронавтики в Мельбурне (Aeronautical Research Laboratory), создал действующую модель «чёрного ящика», который мог записывать информацию и переговоры в течение четырёх часов.
В 1958 году глава Агентства регистрации воздушных судов Великобритании (United Kingdom Air Registration Board), находящийся с визитом в Австралии, увидел машину Дэвида и был очень заинтересован в её дальнейшем продвижении. По его приглашению Дэвид Уоррен отправился в Англию, где в его распоряжение была предоставлена команда учёных для усовершенствования прибора. Новая модель «чёрного ящика» была размещена в ударопрочной и огнеупорной коробке и стала продаваться во многие страны.
В 1960 году, после падения самолёта в штате Квинсленд, суд предписал всем австралийским авиакомпаниям установить «чёрные ящики» на все гражданские самолёты в обязательном порядке. Австралия стала первой страной в мире, применившей такой закон.
В настоящее время «чёрный ящик» является обязательным на всех авиалайнерах. Устройство позволило установить причины множества автокатастроф во всем мире и предотвратить будущие трагедии.
Кстати, название «чёрный ящик» возникло из-за того, что первые подобные устройства строго запрещалось обслуживать наземному техническому персоналу (за исключением контроля работоспособности), а детали его функционирования были строго засекречены. Подобные меры принимались руководством авиакомпаний для того, чтобы обеспечить максимальную объективность при расследовании лётных крушений.
Что такое «Чёрный ящик»
На самом деле устройство, спрятанное в кожухе оранжевого цвета и называемое «чёрный ящик», который обычно демонстрируют по телевидению — это лишь часть САРПП — защищённый бортовой накопитель (ЗБН). На современных самолётах обычно ставится два ЗБН: один из них регистрирует полётные параметры, второй переговоры экипажа. Однако возможны и другие варианты. На некоторых самолётах данные параллельно записываются на два-три ЗБН с тем, чтобы при разрушении одного из них, сохранился другой. Для облегчения поиска «чёрных ящиков» в них встраивают радиомаяки, автоматически включающиеся в случае аварии. Для этой же цели ЗБН имеет яркую оранжевую окраску.
Для сохранности данных при катастрофе, полые части «чёрного ящика» наполняются специальным порошком, способным выдерживать температуру горения авиакеросина (1100°С). Также, благодаря этому порошку, температура внутри «ящика» не поднимается выше 160°С что позволяет сохранить все данные, содержащиеся в «бортовом самописце». Военные самолёты в этом смысле ничем от гражданских не отличаются. Разве что записываются ещё параметры по работе с оружием (пуск ракет, сброс бомб и т. п.), по навигационной аппаратуре и прочее.
Система регистрации полётных параметров самолёта ТУ-154
Самолёт ТУ-154 оснащается бортовым магнитным регистратором МСРП-64 в состав которого входят значительное количество датчиков, блок сбора и преобразования информации (БСПИ), кассетный бортовой накопитель (КБН), защищённый бортовой накопитель (ЗБН) и звуковой регистратор (Марс-БН).
Датчики регистрируют и посылают в БСПИ сведения о следующих параметрах:
Высота барометрическая (т. е. высота над уровнем моря).
Высота истинная (расстояние от самолёта до поверхности по вертикали (земля, кроны деревьев, крыши зданий и т. п.).
Скорость полёта (показание указателя скорости в кабине пилотов).
Угол атаки (под каким углом к плоскости крыла набегает на него поток воздуха).
Боковая перегрузка.
Вертикальная перегрузка.
Угол отклонения правого руля высоты от нейтрали.
Угол отклонения левого руля высоты от нейтрали.
Угол крена машины.
Курс полёта по гирокомпасу.
Тангаж (угол наклона носа самолёта вверх или вниз).
Положение рукоятки управления двигателя — 1.
Мгновенный расход топлива двигателя — 1.
Число оборотов двигателя — 1.
Положение рукоятки управления двигателя — 2.
Мгновенный расход топлива двигателя — 2.
Число оборотов двигателя — 2.
Положение рукоятки управления двигателя — 3.
Мгновенный расход топлива двигателя — 3.
Число оборотов двигателя — 3.
Угловая скорость тангажа (как быстро самолёт опускает (поднимает) нос).
Ход штурвала.
Отклонение педалей.
Отклонение колонки штурвала.
Отклонение правого элерона.
Отклонение левого элерона.
Отклонение руля направления.
Отклонение стабилизатора.
Отклонение закрылков.
Ход траверсы управления по крену.
Ход траверсы управления по курсу.
Ход траверсы управления по тангажу.
Давление воздуха в кабине.
Ход штока триммера.
Отклонение левого элерон-интерцептора.
Отклонение правого элерон-интерцептора.
Напряжение бортовой сети.
Суммарный остаток топлива.
Блок сбора и преобразования информации (БСПИ) полученные данные преобразует в вид, удобный для записи, и направляет их в кассетный бортовой накопитель (КБН), и в защищённый бортовой накопитель (ЗБН).
КБН находится в пилотской кабине и используется в повседневной работе. Катушки с магнитной лентой, на которой записываются параметры полёта доступны и эти записи используют для анализа полётов, разбора действий экипажа, анализа отказов техники и всех других случаях, когда необходимо отследить поведение машины. Пилоты нередко называют КБН «ябедником».
ЗБН находится в хвостовой части машины и экипажу недоступен. ЗБН представляет собой сферу оранжевого цвета, изготовленную из высокопрочных материалов. Она выдерживает перегрузку в 1000g, и 50-минутный нагрев до 1000°C. Ёмкость магнитной ленты и КБН и ЗБН позволяет записывать параметры полёта за последние 17–20 часов. МСРП-64 включается автоматически с момента подачи напряжения на электросеть машины (неважно, от внутренних источников (генераторы, аккумуляторы) или внешних (стационарная сеть аэродрома, машины запуска двигателей и т. п.)) и выключается при выключении бортового электропитания. Т. е. на ленте остаются параметры не только последнего полёта, но и нескольких предыдущих.
При катастрофе самолёта КБН чаще всего разрушается, а ЗБН, расположенный в той части самолёта, которая обычно страдает меньше всего, сохраняется, хотя и не всегда в самом лучшем виде.
Запись магнитной ленты требует расшифровки на компьютере, после чего можно получить обычные графики на бумаге или смоделировать поведение самолёта на экране монитора. Можно также эти данные использовать на тренажёре и получить едва ли не полную картину, происходившего в кабине самолёта во время полёта (показания приборов на каждый момент, положение органов управления).
Кроме ЗБН в хвостовой части самолёта устанавливается звуковой регистратор Марс-БН. Внешне он выглядит также как и ЗБН, но предназначен для записи на магнитную ленту всех переговоров экипажа в последние 30 минут. Впрочем, если быть точным, то Марс-БН записывает речь и звуки с каждой розетки подключения гарнитуры (наушники и микрофон). Естественно, что если, например, с гарнитуры второго пилота говорит не он, а скажем террорист, то будет записана речь террориста.
Причём, каждая розетка пишется на отдельную дорожку. Так, что при одновременной речи с нескольких розеток, каждая из них будет записана чисто и без помех. Обычно на показания «чёрного ящика» уповают как на беспристрастного свидетеля, который все расскажет, все прояснит, назовёт причину катастрофы.
Однако это далеко не всегда так. Во-первых при катастрофах нередко записи повреждаются так, что из них мало что удаётся извлечь. Во-вторых, далеко не все, что хотелось бы знать фиксирует САРПП. Здесь немало технических трудностей.
В настоящее время предлагаются системы, фиксирующие не только речь и звуки с гарнитур, но и звуки, и даже изображение всего происходящего в кабине, пассажирском салоне, впереди самолёта. Также предлагается дублировать все данные на землю с тем, чтобы в случае гибели бортовых накопителей информации, данные все же, были бы сохранены.
[media=https://youtu.be/wEmUkKhEUQU]
Комментарии1