Восточная мудрость
Доказательства для кролика
Лиса встретила кролика в лесу.
- Кто ты такой? - спросил кролик.
- Я лиса, - ответила удивленная лиса. - И я хочу тебя съесть.
- Как ты можешь доказать, что ты лиса? - спросил кролик.
Лиса не знала, что ответить, потому что раньше кролики убегали от нее без лишних вопросов.
- Если ты можешь показать мне письменное доказательство того, что ты лиса, то я поверю тебе, - сказал кролик.
Обеспокоенная лиса побежала ко льву, чтобы он дал ей удостоверение, что она действительно лиса. Выданное львом удостоверение вызывало у лисы такой интерес, что она задерживалась на каждом параграфе, чтобы продлить удовольствие. Но когда она вернулась на место, где оставила кролика, его там уже не было.
Лиса побежала обратно ко льву и увидела оленя, разговаривающего со львом.
- Я хочу видеть письменное доказательство того, что ты лев, - говорил олень.
- Когда я не голоден, мне нет нужды беспокоить тебя, когда же я голоден, то ты не нуждаешься ни в каких документах, - ответил лев.
Удивленная лиса спросила:
- Почему ты не сказал мне, чтобы я так поступила, когда я просила удостоверение для кролика?
- Друг мой, - сказал лев, - тебе следовало сказать, что удостоверение требовал кролик. Я думал, что оно нужно для тех глупых людишек, от которых кое-кто из этих умных животных научился подобному различению.
Гордость лодочника
Пандит нанял лодку, чтобы переправиться через полноводную Годавари. Едва они отплыли от берега, как он завел оживленный разговор с лодочником.
Пандит спросил, имеет ли лодочник какое-либо образование, и, услышав в ответ, что тот ничему не учился, печально произнес: "Увы, четверть твоей жизни прошла впустую, ты просто утопил эти годы в водах Годавари".
Далее он спросил у лодочника, сколько сейчас времени, но тот признался, что у него нет часов и они ему совсем не нужны. Пандит с сожалением сказал: "Половина твоей жизни ушла в воды Годавари".
Следующий его вопрос был о том, какие лодочник читает газеты и какая из них его любимая. Тот ответил, что не читает газет и новости его не интересуют. Ему и так хватает забот. Пандит решительно подтвердил, что три четверти своей жизни лодочник прожил зря.
В это время небо покрылось грозовыми тучами, и разразился сильный ливень. Как лодочник ни старался, вода все прибывала и прибывала.
- Ты умеешь плавать? - спросил лодочник у Пандита.
- Нет, - ответил перепуганный пассажир.
- В таком случае ты всю свою жизнь прожил зря, - сказал лодочник. - Сейчас тебя поглотит Годавари.
Встреча Конфуция и Лао-цзы
Лао-цзы жил в пещере в горах. О его странностях ходили легенды.
Конфуций пришел к нему и спросил о чем-то, но Лао-цзы ответил:
- Я ничего не знаю.
Тогда Конфуций спросил:
- Что случается после смерти?
Лао-цзы сказал:
- Вы живете, но разве вы можете сказать, что такое жизнь?
Конфуций смутился, а Лао-цзы продолжил:
- Вы не знаете этой жизни, а беспокоитесь о той, запредельной.
На следующий день император спросил Конфуция:
- Ты был у Лао-цзы. Как прошла встреча?
Конфуций ответил:
- Случилось то, чего я больше всего опасался. Он выставил меня таким глупым, что даже день спустя я все еще дрожу. Одно я могу вам сказать: не думайте встречаться с этим человеком. Он - дракон, а не человек.
Спустя годы император Китая все же встретился с Лао-цзы и был настолько очарован им, что назначил его верховным судьей.
Тигр отомстит за нас
В стеблях травы жили крошечные букашки. Старшие из них учили младших:
- Посмотрите на того тигра, лежащего неподалеку. Это добрейшее существо, которое никогда не делает нам ничего плохого. А вот баран - злейший хищник, потому что если бы он пришел сюда, то сожрал бы нас вместе с травой, на которой мы живем.
Но тигр не только добр, но и справедлив - он отомстил бы за нас.
Гнев и гвозди
У одного императора был очень вспыльчивый и несдержанный сын. Беспокоясь о том, как в дальнейшем такой наследник сможет управлять его владениями, он обратился за помощью к учителю дзен.
Учитель взял на обучение молодого человека и после того, как однажды юноша в пылу гнева накричал на одного из учеников, учитель взял его за руку, привел к дереву и дал мешочек с гвоздями.
- Теперь каждый раз, когда ты не сдержишь своего гнева, вбивай один гвоздь в это дерево, - сказал он.
В первый день в дерево было вбито несколько десятков гвоздей. На второй день почти столько же. Но через некоторое время молодой человек научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания.
Сын императора подошел к учителю и сказал:
- Я научился сдерживать себя! Вот уже несколько дней мне не приходится вбивать гвозди в дерево.
- Теперь каждый раз, когда тебе удастся сдержаться, ты должен вытаскивать из дерева по одному гвоздю, - сказал учитель.
Шло время, и пришел день, когда сын императора сообщил учителю о том, что в дереве не осталось ни одного гвоздя. Учитель взял молодого человека за руку, подвел к дереву и сказал:
- Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько дыр в дереве? Оно уже никогда не будет таким, как прежде. Следы от этих дыр останутся в нем навсегда. Запомни это.
Когда мы говорим человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как в дереве от гвоздей. И не важно, сколько раз после этого мы извинимся – шрам останется.
Притча о трех бойцах
Когда то давно, когда Китай назывался Поднебесной, со всех концов страны на турнир съехались самые сильные и талантливые бойцы, чтобы померяться силой.
Судить поединки выбрали великого китайского мудреца.
Наконец после тысяч и тысяч боев мудрец выбрал трех самых достойных, самых сильных воинов.
Собрав их перед собой, он попросил каждого из них рассказать, в чем заключается секрет их тренировок.
Поднялся первый боец, внешность которого напоминала огромного свирепого тигра. Он сказал:
– Каждый день я ломаю камни, деревья и всё, что попадется на моем пути. Вокруг моего дома на целый день пути вся местность напоминает пустыню.
– Прекрасно! – сказал великий мудрец и обратился ко второму бойцу: – А что скажешь ты?
Поднялся второй боец – высокий, худой мужчина, внешним видом походивший скорее на монаха аскета, чем на непобедимого воина. Он ответил:
– Целыми днями я практикую медитацию. Она заключается в том, что силой воли и разумом я беру свое тело под контроль и заставляю его быть легким, легче перышка, и таким же быстрым, как мысли человека.
– Прекрасно! – сказал великий мудрец и обратился к третьему бойцу: – Теперь твоя очередь раскрыть секреты тренировок.
Поднялся ничем не примечательный внешне, самый обычный человек. Сначала мудрец удивился, увидев его среди бойцов, претендующих на звание лучших, но затем, во время поединков, этот человек показал такое мастерство, что мудрец понял, как иногда обманчива бывает внешность. Если бы этот человек совсем недавно не выиграл тысячу поединков, никто бы не подумал, что это – великий воин.
– А я вообще не тренируюсь, – сказал третий боец. – Я стараюсь присутствовать во всем, что делаю.
Опыт сына императора
У императора был единственный сын. Он рос неглупым мальчиком, но был очень не усидчивым. И чему бы мальчик не обучался, во всем он проявлял свое усердие недолго, поэтому его знания были лишь поверхностны.
Отец был очень обеспокоен таким положением и решил отдать сына в ученики известному мастеру в надежде на то, что древние знания и практика сделают дух сына твердым. Однако юноше вскоре надоело повторять однообразные техники и движения. Он обратился к мастеру со словами:
- Учитель! Сколько можно повторять одни и те же движения? Не пора ли мне начать изучать настоящее боевое искусство, коим так славится ваша школа?
Мастер ничего не ответил, но позволил ему повторять движения и удары за старшими учениками. Вскоре юноша уже знал, как выполнять множество приемов, но в то же время он не стремился тренировать каждый из них и окончательно перестал заниматься духовными практиками.
Однажды Мастер подозвал юношу и передал ему свиток с письмом.
- Отнеси это письмо своему отцу, - попросил он.
Юноша взял письмо и пошел в город. Дорога из монастыря огибала большой луг, посередине которого он увидел старого монаха, усердно тренировавшего удар рукой об дерево толстого бамбука. И пока юноша обходил по дороге луг, монах без устали отрабатывал один и тот же удар.
- Эй, старик! – крикнул юноша. – Будет тебе молотить бамбук! Ты все равно не сможешь побить даже ребенка!
- А ты покажи, на что ты способен, - предложил монах.
Юноша принял вызов.
Десять раз он пробовал напасть на старика, и десять раз старик сбивал его с ног одним и тем же ударом. После десятого раза юноша уже не мог продолжать бой.
- Я бы мог убить тебя и с первого удара, - сказал старый монах. – Но ты еще молод и глуп. Ступай своей дорогой.
Пристыженный, юноша добрался до дома отца и передал ему письмо. Развернув свиток, отец вернул его сыну:
- Это тебе.
Каллиграфическим почерком Учителя на нем было начертано: «Один прием, доведенный до совершенства, лучше, чем сто недоученных».
Немногое, но качественное лучше, чем некачественное многое.
Лиса встретила кролика в лесу.
- Кто ты такой? - спросил кролик.
- Я лиса, - ответила удивленная лиса. - И я хочу тебя съесть.
- Как ты можешь доказать, что ты лиса? - спросил кролик.
Лиса не знала, что ответить, потому что раньше кролики убегали от нее без лишних вопросов.
- Если ты можешь показать мне письменное доказательство того, что ты лиса, то я поверю тебе, - сказал кролик.
Обеспокоенная лиса побежала ко льву, чтобы он дал ей удостоверение, что она действительно лиса. Выданное львом удостоверение вызывало у лисы такой интерес, что она задерживалась на каждом параграфе, чтобы продлить удовольствие. Но когда она вернулась на место, где оставила кролика, его там уже не было.
Лиса побежала обратно ко льву и увидела оленя, разговаривающего со львом.
- Я хочу видеть письменное доказательство того, что ты лев, - говорил олень.
- Когда я не голоден, мне нет нужды беспокоить тебя, когда же я голоден, то ты не нуждаешься ни в каких документах, - ответил лев.
Удивленная лиса спросила:
- Почему ты не сказал мне, чтобы я так поступила, когда я просила удостоверение для кролика?
- Друг мой, - сказал лев, - тебе следовало сказать, что удостоверение требовал кролик. Я думал, что оно нужно для тех глупых людишек, от которых кое-кто из этих умных животных научился подобному различению.
Гордость лодочника
Пандит нанял лодку, чтобы переправиться через полноводную Годавари. Едва они отплыли от берега, как он завел оживленный разговор с лодочником.
Пандит спросил, имеет ли лодочник какое-либо образование, и, услышав в ответ, что тот ничему не учился, печально произнес: "Увы, четверть твоей жизни прошла впустую, ты просто утопил эти годы в водах Годавари".
Далее он спросил у лодочника, сколько сейчас времени, но тот признался, что у него нет часов и они ему совсем не нужны. Пандит с сожалением сказал: "Половина твоей жизни ушла в воды Годавари".
Следующий его вопрос был о том, какие лодочник читает газеты и какая из них его любимая. Тот ответил, что не читает газет и новости его не интересуют. Ему и так хватает забот. Пандит решительно подтвердил, что три четверти своей жизни лодочник прожил зря.
В это время небо покрылось грозовыми тучами, и разразился сильный ливень. Как лодочник ни старался, вода все прибывала и прибывала.
- Ты умеешь плавать? - спросил лодочник у Пандита.
- Нет, - ответил перепуганный пассажир.
- В таком случае ты всю свою жизнь прожил зря, - сказал лодочник. - Сейчас тебя поглотит Годавари.
Встреча Конфуция и Лао-цзы
Лао-цзы жил в пещере в горах. О его странностях ходили легенды.
Конфуций пришел к нему и спросил о чем-то, но Лао-цзы ответил:
- Я ничего не знаю.
Тогда Конфуций спросил:
- Что случается после смерти?
Лао-цзы сказал:
- Вы живете, но разве вы можете сказать, что такое жизнь?
Конфуций смутился, а Лао-цзы продолжил:
- Вы не знаете этой жизни, а беспокоитесь о той, запредельной.
На следующий день император спросил Конфуция:
- Ты был у Лао-цзы. Как прошла встреча?
Конфуций ответил:
- Случилось то, чего я больше всего опасался. Он выставил меня таким глупым, что даже день спустя я все еще дрожу. Одно я могу вам сказать: не думайте встречаться с этим человеком. Он - дракон, а не человек.
Спустя годы император Китая все же встретился с Лао-цзы и был настолько очарован им, что назначил его верховным судьей.
Тигр отомстит за нас
В стеблях травы жили крошечные букашки. Старшие из них учили младших:
- Посмотрите на того тигра, лежащего неподалеку. Это добрейшее существо, которое никогда не делает нам ничего плохого. А вот баран - злейший хищник, потому что если бы он пришел сюда, то сожрал бы нас вместе с травой, на которой мы живем.
Но тигр не только добр, но и справедлив - он отомстил бы за нас.
Гнев и гвозди
У одного императора был очень вспыльчивый и несдержанный сын. Беспокоясь о том, как в дальнейшем такой наследник сможет управлять его владениями, он обратился за помощью к учителю дзен.
Учитель взял на обучение молодого человека и после того, как однажды юноша в пылу гнева накричал на одного из учеников, учитель взял его за руку, привел к дереву и дал мешочек с гвоздями.
- Теперь каждый раз, когда ты не сдержишь своего гнева, вбивай один гвоздь в это дерево, - сказал он.
В первый день в дерево было вбито несколько десятков гвоздей. На второй день почти столько же. Но через некоторое время молодой человек научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания.
Сын императора подошел к учителю и сказал:
- Я научился сдерживать себя! Вот уже несколько дней мне не приходится вбивать гвозди в дерево.
- Теперь каждый раз, когда тебе удастся сдержаться, ты должен вытаскивать из дерева по одному гвоздю, - сказал учитель.
Шло время, и пришел день, когда сын императора сообщил учителю о том, что в дереве не осталось ни одного гвоздя. Учитель взял молодого человека за руку, подвел к дереву и сказал:
- Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько дыр в дереве? Оно уже никогда не будет таким, как прежде. Следы от этих дыр останутся в нем навсегда. Запомни это.
Когда мы говорим человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как в дереве от гвоздей. И не важно, сколько раз после этого мы извинимся – шрам останется.
Притча о трех бойцах
Когда то давно, когда Китай назывался Поднебесной, со всех концов страны на турнир съехались самые сильные и талантливые бойцы, чтобы померяться силой.
Судить поединки выбрали великого китайского мудреца.
Наконец после тысяч и тысяч боев мудрец выбрал трех самых достойных, самых сильных воинов.
Собрав их перед собой, он попросил каждого из них рассказать, в чем заключается секрет их тренировок.
Поднялся первый боец, внешность которого напоминала огромного свирепого тигра. Он сказал:
– Каждый день я ломаю камни, деревья и всё, что попадется на моем пути. Вокруг моего дома на целый день пути вся местность напоминает пустыню.
– Прекрасно! – сказал великий мудрец и обратился ко второму бойцу: – А что скажешь ты?
Поднялся второй боец – высокий, худой мужчина, внешним видом походивший скорее на монаха аскета, чем на непобедимого воина. Он ответил:
– Целыми днями я практикую медитацию. Она заключается в том, что силой воли и разумом я беру свое тело под контроль и заставляю его быть легким, легче перышка, и таким же быстрым, как мысли человека.
– Прекрасно! – сказал великий мудрец и обратился к третьему бойцу: – Теперь твоя очередь раскрыть секреты тренировок.
Поднялся ничем не примечательный внешне, самый обычный человек. Сначала мудрец удивился, увидев его среди бойцов, претендующих на звание лучших, но затем, во время поединков, этот человек показал такое мастерство, что мудрец понял, как иногда обманчива бывает внешность. Если бы этот человек совсем недавно не выиграл тысячу поединков, никто бы не подумал, что это – великий воин.
– А я вообще не тренируюсь, – сказал третий боец. – Я стараюсь присутствовать во всем, что делаю.
Опыт сына императора
У императора был единственный сын. Он рос неглупым мальчиком, но был очень не усидчивым. И чему бы мальчик не обучался, во всем он проявлял свое усердие недолго, поэтому его знания были лишь поверхностны.
Отец был очень обеспокоен таким положением и решил отдать сына в ученики известному мастеру в надежде на то, что древние знания и практика сделают дух сына твердым. Однако юноше вскоре надоело повторять однообразные техники и движения. Он обратился к мастеру со словами:
- Учитель! Сколько можно повторять одни и те же движения? Не пора ли мне начать изучать настоящее боевое искусство, коим так славится ваша школа?
Мастер ничего не ответил, но позволил ему повторять движения и удары за старшими учениками. Вскоре юноша уже знал, как выполнять множество приемов, но в то же время он не стремился тренировать каждый из них и окончательно перестал заниматься духовными практиками.
Однажды Мастер подозвал юношу и передал ему свиток с письмом.
- Отнеси это письмо своему отцу, - попросил он.
Юноша взял письмо и пошел в город. Дорога из монастыря огибала большой луг, посередине которого он увидел старого монаха, усердно тренировавшего удар рукой об дерево толстого бамбука. И пока юноша обходил по дороге луг, монах без устали отрабатывал один и тот же удар.
- Эй, старик! – крикнул юноша. – Будет тебе молотить бамбук! Ты все равно не сможешь побить даже ребенка!
- А ты покажи, на что ты способен, - предложил монах.
Юноша принял вызов.
Десять раз он пробовал напасть на старика, и десять раз старик сбивал его с ног одним и тем же ударом. После десятого раза юноша уже не мог продолжать бой.
- Я бы мог убить тебя и с первого удара, - сказал старый монах. – Но ты еще молод и глуп. Ступай своей дорогой.
Пристыженный, юноша добрался до дома отца и передал ему письмо. Развернув свиток, отец вернул его сыну:
- Это тебе.
Каллиграфическим почерком Учителя на нем было начертано: «Один прием, доведенный до совершенства, лучше, чем сто недоученных».
Немногое, но качественное лучше, чем некачественное многое.
Комментарии4