История невезучей подлодки
Помните как в прошлом году шведские газеты вышли с сенсационным материалом: якобы у скандинавского берега терпит бедствие российская подводная лодка. Она послала сигнал SOS, а приняли этот сигнал в Калининграде, в штабе Балтийского флота. Поначалу официальные лица Швеции эту информацию не комментировали, однако спустя сутки признались, что в районе Стокгольмского архипелага ВМС Швеции проводят специальную операцию по поиску иностранного судна, который якобы ведет разведывательную деятельность.
И вот буквально несколько дней назад опять же в СМИ появилась новость, что шведские водолазы недалеко от восточного побережья страны нашли загадочную затонувшую субмарину, сообщает телеканал SVT.
«Мы нашли подводную лодку около 20 м в длину и 3 м в ширину. Подлодка цела, никаких особых повреждений на ней нет, люки задраены», — рассказал один из членов поисковой команды дайверов Ocean X-team.
По его словам, пока неизвестно, сколько ей лет и как давно она затонула, но на корпусе судна, мол, есть надписи кириллицей, что якобы свидетельствует о ее принадлежности России. Находку сфотографировали и отправили снимки в Минобороны Швеции. Между тем, в министерстве не спешат с выводами и изучают полученные фотографии. «Мы решили не комментировать это, пока не видели больше материала. Мы продолжаем анализировать», — ответили в министерстве на вопрос Reuters, действительно ли это «русская подводная лодка».
Давайте же посмотрим, что нашли шведы …
27 июля 2015 года шведская компания «Ocean X Team», специализирующаяся на поиске затонувших сокровищ и исторических артефактов, поймала особенно крупную «рыбу». Обнаруженный объект длиной в 20 метров и шириной в 3 метра предварительно был идентифицирован специалистами компании как подводная лодка российского императорского флота «Сом». Если это действительно так, то находка, фотографии и видео которой шведы уже выложили в сеть, покоится на морском дне целых 99 лет, а задраенные люки скрывают за собой 18 трагически погибших моряков.
Прежде чем на целое столетие залечь на морское дно, «Сом» довольно долго путешествовал. Подлодка была построена в самом начале XX века фирмой американского конструктора Джона Филипа Голланда, которого считают изобретателем современной конструкции подводной лодки.
С 1897 года Голланд успешно поставлял подводные лодки для ВМС США, а также военно-морских сил Англии, Австро-Венгрии и Японии. На начало XX века этот конструктор был законодателем мод в области подводного судостроения.
Морское министерство Российской империи начало работы по проектированию собственных подводных судов в 1900 году, и с самого начала обратило внимание на субмарины Голланда. Русский флот хотел приобрести образец для дальнейшей постройки серии подводных лодок своими силами, но переговоры провалились: американцы отказались продавать партию из менее чем 10 судов. Сумма такого заказа в $1,9 млн показалась русским чрезмерной, так как к созданию подводного флота тогда ещё относились как к предприятию с довольно неопределёнными перспективами.
В течении нескольких лет Россия строила подводные лодки сама, а также закупила по одной субмарине во Франции («Губэ-2») и Германии («Форель»).
Тем не менее, интерес к передовым субмаринам Голланда у российского флота сохранился. То, что не удалось Морскому министерству, получилось у Невского судостроительного завода, правление которого приобрело у Голланда право на постройку судов его конструкции сроком на 25 лет. В 1904 году завод предложил Морскому министерству построить пять подводных лодок американской конструкции. Для образца было решено приобрести одну субмарину типа «Голланд –VII» (суда этого типа уже состояли на вооружении американского флота).
У Джона Голланда как раз была в наличии одна такая подлодка, построенная на средства фирмы в 1901 году в рекламных целях – «Фултон». На тот момент это было современное судно надводным водоизмещением 105 тонн (124 тонны под водой) и бензин-электрической силовой установкой. Мощность бензинового двигателя в 160 лошадиных сил позволяла развивать скорость в надводном положении до 8,5 узлов, а под водой 70-сильный электромотор разгонял машину до 6 узлов. Вооружалась она торпедным аппаратом калибра 457 мм, боекомплект состоял из трёх торпед Шварцкопфа. Экипаж из 22 человек мог действовать в автономном режиме до 8 суток, дальность автономного перехода у «Фултона» равнялась 430 милям (под водой субмарина могла проплыть 30 миль). Рабочая глубина погружения закупленного образца составляла 35 метров.
Первые неприятности начались с подлодкой ещё в Америке, когда «Фултон» проходил испытания. При переходе субмарины из Нью-Йорка в Вашингтон в апреле 1902 года на ней произошёл взрыв, в результате которого несколько членов экипажа получили ранения. Но в остальном её «дороссийская» жизнь протекала без серьёзных происшествий – более того, современниками она оценивалась как «обладающая большими достоинствами» с точки зрения мореходных качеств.
1 июля 1904 года, в самый разгар русско-японской войны, «Фултон» был доставлен в разобранном виде в Кронштадт британским пароходом «Менатик». На Невском заводе лодку собрали и 11 ноября, после ходовых испытаний, отправили железной дорогой во Владивосток. Там «Сом» (так лодка стала называться в соответствии с приказом Морского министерства) был включён в состав Отдельного отряда миноносцев – правда, торпеды для него из Петербурга доставили только в конце марта 1905 года.
Ярко проявить себя в русско-японской войне «Сому» не удалось. Единственным боевым эпизодом с участием судна стала попытка атаки двух японских миноносцев в бухте Преображения 29 апреля 1905 года. Японцы, обнаружив субмарину, поспешно ретировались (впрочем, в вопросе о том, кто от кого убегал, среди историков единства нет).
Тем временем на Балтике одна за другой входили в строй пять подводных лодок типа «Сом», которые строились Невским заводом по образу и подобию «американки». Высокая подводная скорость, неплохая мореходность, простота конструкции и способность к быстрому погружению лодок серии были по достоинству оценены флотом. Когда Невский завод в 1907 году предложил построить ещё одного, уже шестого по счёту «Сома», Морское министерство ответило согласием. Новые суда также получили «рыбные» имена: «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Судак».
В процессе эксплуатации (а отдельные лодки серии прослужили в составе флота 13 лет, что по тем временам для подобных судов было большим достижением) «Сомы» неоднократно модернизировались. Использование бензиновых двигателей считалось самым серьёзным недостатком – они увеличивали пожаро- и взрывоопасность, а экипаж сильно угорал. Поэтому лодки переоснащали дизельными двигателями либо керосиновыми моторами.
Подводные лодки этой серии несли службу в Балтике, на Чёрном море и Тихом океане. После начала Первой мировой дальневосточные субмарины железной дорогой доставили на Балтийское море. Здесь «Сомы», в том числе и американский «родоначальник», несли преимущественно дозорную службу. Их довооружили, установив на каждую по одному 37-мм орудию.
Самый старый «Сом», имевший американское прошлое, базировался в порту Мариехамн –главном городе Аландских островов, принадлежавших в то время Российской империи. 10 мая 1916 года подлодка патрулировала воды Аландского моря (водный регион между Аландскими островами и Швецией) и в 4 часа утра столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд». В результате столкновения субмарина затонула, весь экипаж во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым, погиб. Всего на борту находилось 18 человек – 2 офицера и 16 моряков.
Обстоятельства катастрофы довольно туманны. Капитан парохода «Ингерманланд» свидетельствовал позднее, что заметил перископ, который возвышался над уровнем воды на 1 метр, приблизительно за 150 метров – при этом лодка шла параллельным курсом. Однако затем «Сом» поменял курс и повернул к пароходу. Капитан «Ингерманланда» решил, что его судно хотят подвергнуть обычной в военное время процедуре досмотра, и застопорил машину, но тут перископ полностью скрылся под водой, а лодка врезалась в пароход ниже ватерлинии. После удара, от которого шведское судно особо не пострадало, русская субмарина на поверхности больше не показывалась. Что стало причиной такого странного и самоубийственного манёвра – остаётся только догадываться. Возможно, экипаж не справился с управлением, а может быть, шведский пароход просто не заметили.
Почти наверняка именно этого «Сома» и обнаружили шведские искатели сокровищ. Как следует из их пресс-релиза, все люки на судне задраены, поэтому вполне вероятно, что внутри будут обнаружены останки членов экипажа.
Судьба остальных лодок серии тоже сложилась не слишком удачно. 4 оставшихся балтийских субмарины были захвачены зимой 1917–18 гг. наступающими германскими войсками в Ревеле, после чего их разобрали на металлолом. Две черноморские подлодки были захвачены немцами в Севастополе в апреле 1918 года, а в ноябре того же года они попали в руки англичан и французов, которые их затопили вместе с ещё десятью российскими подводными лодками других типов.
В 1935 году эти два «Сома» (точнее, «Судак» и «Лосось») были подняты Экспедицией подводных работ специального назначения в рамках испытания новой судоподъёмной техники. Свое боевое значение к этому моменту они уже утратили.
Как пишет английский сайт RT, масштабная поисковая операция была использована шведским Минобороны, чтобы оправдать увеличение своего бюджета на 6 млрд шведских крон (около $680 млн) с 2016 по 2020 гг.
Напомним, в октябре ВМС Швеции провели крупнейшую после окончания холодной войны разведывательную операцию в связи с подозрениями на подводную активность иностранного государства. Бюджету эти действия обошлись в 20 млн шведских крон (более €2,1 млн), но никакого результата они не принесли. Местные СМИ утверждали, что загадочная субмарина принадлежит России.
Вертолёты, минные тральщики, более 200 военнослужащих — таинственного нарушителя границ искали лучшие силы шведской армии. В поисках принимал участие корвет-невидимка, вооружённый противокорабельными ракетами и глубинными бомбами.
После окончания операции шведские военные проанализировали собранный материал и в середине ноября сообщили, что в территориальных водах Швеции всё-таки незаконно находилась мини-подлодка, принадлежавшая иностранному государству. Однако страну, которой принадлежало судно, установить не удалось.
В Минобороны РФ, в свою очередь, заявили, что малая или сверхмалая российская подлодка не могла оказаться в водах Швеции потому, что их уже нет в боевом составе Военно-морского флота РФ.
[media=https://www.youtube.com/watch?v=
QfPLjG7wLm4&feature=player_embedded
]
QfPLjG7wLm4&feature=player_embedded
]
Как «Фултон» стал «Сомом»
Прежде чем на целое столетие залечь на морское дно, «Сом» довольно долго путешествовал. Подлодка была построена в самом начале XX века фирмой американского конструктора Джона Филипа Голланда, которого считают изобретателем современной конструкции подводной лодки.
С 1897 года Голланд успешно поставлял подводные лодки для ВМС США, а также военно-морских сил Англии, Австро-Венгрии и Японии. На начало XX века этот конструктор был законодателем мод в области подводного судостроения.
Джон Филип Голланд
Морское министерство Российской империи начало работы по проектированию собственных подводных судов в 1900 году, и с самого начала обратило внимание на субмарины Голланда. Русский флот хотел приобрести образец для дальнейшей постройки серии подводных лодок своими силами, но переговоры провалились: американцы отказались продавать партию из менее чем 10 судов. Сумма такого заказа в $1,9 млн показалась русским чрезмерной, так как к созданию подводного флота тогда ещё относились как к предприятию с довольно неопределёнными перспективами.
В течении нескольких лет Россия строила подводные лодки сама, а также закупила по одной субмарине во Франции («Губэ-2») и Германии («Форель»).
Тем не менее, интерес к передовым субмаринам Голланда у российского флота сохранился. То, что не удалось Морскому министерству, получилось у Невского судостроительного завода, правление которого приобрело у Голланда право на постройку судов его конструкции сроком на 25 лет. В 1904 году завод предложил Морскому министерству построить пять подводных лодок американской конструкции. Для образца было решено приобрести одну субмарину типа «Голланд –VII» (суда этого типа уже состояли на вооружении американского флота).
У Джона Голланда как раз была в наличии одна такая подлодка, построенная на средства фирмы в 1901 году в рекламных целях – «Фултон». На тот момент это было современное судно надводным водоизмещением 105 тонн (124 тонны под водой) и бензин-электрической силовой установкой. Мощность бензинового двигателя в 160 лошадиных сил позволяла развивать скорость в надводном положении до 8,5 узлов, а под водой 70-сильный электромотор разгонял машину до 6 узлов. Вооружалась она торпедным аппаратом калибра 457 мм, боекомплект состоял из трёх торпед Шварцкопфа. Экипаж из 22 человек мог действовать в автономном режиме до 8 суток, дальность автономного перехода у «Фултона» равнялась 430 милям (под водой субмарина могла проплыть 30 миль). Рабочая глубина погружения закупленного образца составляла 35 метров.
Подводная лодка «Фултон» (впоследствии – «Сом») в плавучем доке
Первые неприятности начались с подлодкой ещё в Америке, когда «Фултон» проходил испытания. При переходе субмарины из Нью-Йорка в Вашингтон в апреле 1902 года на ней произошёл взрыв, в результате которого несколько членов экипажа получили ранения. Но в остальном её «дороссийская» жизнь протекала без серьёзных происшествий – более того, современниками она оценивалась как «обладающая большими достоинствами» с точки зрения мореходных качеств.
1 июля 1904 года, в самый разгар русско-японской войны, «Фултон» был доставлен в разобранном виде в Кронштадт британским пароходом «Менатик». На Невском заводе лодку собрали и 11 ноября, после ходовых испытаний, отправили железной дорогой во Владивосток. Там «Сом» (так лодка стала называться в соответствии с приказом Морского министерства) был включён в состав Отдельного отряда миноносцев – правда, торпеды для него из Петербурга доставили только в конце марта 1905 года.
Ярко проявить себя в русско-японской войне «Сому» не удалось. Единственным боевым эпизодом с участием судна стала попытка атаки двух японских миноносцев в бухте Преображения 29 апреля 1905 года. Японцы, обнаружив субмарину, поспешно ретировались (впрочем, в вопросе о том, кто от кого убегал, среди историков единства нет).
Тем временем на Балтике одна за другой входили в строй пять подводных лодок типа «Сом», которые строились Невским заводом по образу и подобию «американки». Высокая подводная скорость, неплохая мореходность, простота конструкции и способность к быстрому погружению лодок серии были по достоинству оценены флотом. Когда Невский завод в 1907 году предложил построить ещё одного, уже шестого по счёту «Сома», Морское министерство ответило согласием. Новые суда также получили «рыбные» имена: «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Судак».
В процессе эксплуатации (а отдельные лодки серии прослужили в составе флота 13 лет, что по тем временам для подобных судов было большим достижением) «Сомы» неоднократно модернизировались. Использование бензиновых двигателей считалось самым серьёзным недостатком – они увеличивали пожаро- и взрывоопасность, а экипаж сильно угорал. Поэтому лодки переоснащали дизельными двигателями либо керосиновыми моторами.
Подводные лодки этой серии несли службу в Балтике, на Чёрном море и Тихом океане. После начала Первой мировой дальневосточные субмарины железной дорогой доставили на Балтийское море. Здесь «Сомы», в том числе и американский «родоначальник», несли преимущественно дозорную службу. Их довооружили, установив на каждую по одному 37-мм орудию.
Трагедия 99-летней давности
Самый старый «Сом», имевший американское прошлое, базировался в порту Мариехамн –главном городе Аландских островов, принадлежавших в то время Российской империи. 10 мая 1916 года подлодка патрулировала воды Аландского моря (водный регион между Аландскими островами и Швецией) и в 4 часа утра столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд». В результате столкновения субмарина затонула, весь экипаж во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым, погиб. Всего на борту находилось 18 человек – 2 офицера и 16 моряков.
Обстоятельства катастрофы довольно туманны. Капитан парохода «Ингерманланд» свидетельствовал позднее, что заметил перископ, который возвышался над уровнем воды на 1 метр, приблизительно за 150 метров – при этом лодка шла параллельным курсом. Однако затем «Сом» поменял курс и повернул к пароходу. Капитан «Ингерманланда» решил, что его судно хотят подвергнуть обычной в военное время процедуре досмотра, и застопорил машину, но тут перископ полностью скрылся под водой, а лодка врезалась в пароход ниже ватерлинии. После удара, от которого шведское судно особо не пострадало, русская субмарина на поверхности больше не показывалась. Что стало причиной такого странного и самоубийственного манёвра – остаётся только догадываться. Возможно, экипаж не справился с управлением, а может быть, шведский пароход просто не заметили.
Почти наверняка именно этого «Сома» и обнаружили шведские искатели сокровищ. Как следует из их пресс-релиза, все люки на судне задраены, поэтому вполне вероятно, что внутри будут обнаружены останки членов экипажа.
На корпусе найденной шведами субмарины
отчётливо виден твёрдый знак
отчётливо виден твёрдый знак
Судьба остальных лодок серии тоже сложилась не слишком удачно. 4 оставшихся балтийских субмарины были захвачены зимой 1917–18 гг. наступающими германскими войсками в Ревеле, после чего их разобрали на металлолом. Две черноморские подлодки были захвачены немцами в Севастополе в апреле 1918 года, а в ноябре того же года они попали в руки англичан и французов, которые их затопили вместе с ещё десятью российскими подводными лодками других типов.
В 1935 году эти два «Сома» (точнее, «Судак» и «Лосось») были подняты Экспедицией подводных работ специального назначения в рамках испытания новой судоподъёмной техники. Свое боевое значение к этому моменту они уже утратили.
Как пишет английский сайт RT, масштабная поисковая операция была использована шведским Минобороны, чтобы оправдать увеличение своего бюджета на 6 млрд шведских крон (около $680 млн) с 2016 по 2020 гг.
Напомним, в октябре ВМС Швеции провели крупнейшую после окончания холодной войны разведывательную операцию в связи с подозрениями на подводную активность иностранного государства. Бюджету эти действия обошлись в 20 млн шведских крон (более €2,1 млн), но никакого результата они не принесли. Местные СМИ утверждали, что загадочная субмарина принадлежит России.
Вертолёты, минные тральщики, более 200 военнослужащих — таинственного нарушителя границ искали лучшие силы шведской армии. В поисках принимал участие корвет-невидимка, вооружённый противокорабельными ракетами и глубинными бомбами.
После окончания операции шведские военные проанализировали собранный материал и в середине ноября сообщили, что в территориальных водах Швеции всё-таки незаконно находилась мини-подлодка, принадлежавшая иностранному государству. Однако страну, которой принадлежало судно, установить не удалось.
В Минобороны РФ, в свою очередь, заявили, что малая или сверхмалая российская подлодка не могла оказаться в водах Швеции потому, что их уже нет в боевом составе Военно-морского флота РФ.
Комментарии5