Двое против семидесяти – бой на высоте Каменная
Мы много знаем о героях Великой Отечественной, Русско-японской войны. Известна нам отчаянная храбрость советских солдат в Афганистане, а также в других крупных военных операциях. Однако были в истории нашего Отечества и неизвестные молодые ребята, отдавшие свою жизнь за спокойствие страны. История о китайской провокации близ озера Жаланашколь, произошедшая в августе 1969 года, унесла жизни двух советских героев-пограничников Дулепова Михаила Константиновича и Рязанова Виталия Павловича. В ходе столкновения были ранены еще десять человек, отважно вступивших в противостояние с противником, втрое превосходившим по численности пограничников.
Сведения о бое, произошедшем на высоте Каменная, были опубликованы лишь в советской прессе, в то время как китайская сторона предпочла скрыть эту позорную провокацию. Однако историческое событие осталось малоизвестным, несмотря на то что на данную тему было написано несколько развернутых статей, а также показано множество радиопередач. Возможно, причины замалчивания геройского поступка наших соотечественников кроются в политическом сближении двух держав, а также опасениях возникновения напряженности в отношениях. Однако принцип недопустимости воспоминания взаимных претензий прошлых лет, на наш взгляд, в данном случае не уместен. Светлая память отважных пограничников заслуживает внимания благодарных потомков.
Итак, что же произошло в районе озера Жаланашколь 13 августа 1969 года? Чьи имена мы обязаны помнить, и кем может по праву гордиться наша великая Родина?
Лето 1969 года характеризуется как период ухудшения внешнеполитических отношений Советского Союза и Китайской Народной Республики. Событиям 13 августа предшествовало вооруженное столкновение, спровоцированное китайцами на острове под названием Даманский. После первого боя прошло совсем немного времени, поэтому последовавшая операция специально подготовленного отряда маосистов, стала для советских пограничников полной неожиданностью.
Провокационное вторжение началось под покровом ночи, но было своевременно обнаружено молодым и опытным уже сержантом Михаилом Дулеповым. Ровно в три часа ночи пограничники заступили в наряд и направились на обход охраняемой территории. Сержант, работавший со специально обученными животными, оказался не просто внимательным, но и весьма грамотным пограничником. В этом наряде его лохматого напарника не было, однако данное обстоятельство не помешало обнаружить едва заметное движение на безымянной тогда высоте. По словам Дулепова, сначала он сомневался в присутствии нарушителей, однако после внимательного наблюдения странное движение повторилось. То, что сержант заметил едва различимые фигуры в темноте, не имея специальных приспособлений и радаров, а также оптического оборудования действительно является его заслугой.
Свое предположение Дулепов проверил по специальному радару, находящемуся у младшего сержанта Бабичева и, невзирая на то что устройство наблюдения не подтвердило наличия странного передвижения, сообщил о нем в штаб. Заявление Михаила Дулепова было основной причиной безоговорочной победы советского отряда над маосистами. Китайский отряд попросту не успел получить ожидаемого подкрепления и закрепиться на высоте окончательно.
По официальным данным, ровно в 5 часов 30 минут две подготовленные группы маосистов пересекли советско-китайскую границу и углубились на охраняемую территорию в двух местах. К моменту их обнаружения китайцы уже начали окапываться, однако огонь по ним открывать пограничники не намеревались. На месте провокационного столкновения присутствовал подполковник Никитенко, однако в переговоры вступить попытался лейтенант Говор, воспользовавшись мегафоном. Китайскому отряду несколько раз указывалось на то, что нарушение границы замечено, и предъявлялось требование советских пограничников покинуть территорию. Маосисты упорно молчали и продолжали окапываться. Кроме того, со стороны погранзаставы «Теректа» к окопавшимся двигалось подкрепление в составе двенадцати хорошо вооруженных солдат.
Не прекращая требовать от нарушителей границы вернуться на свою территорию, пограничники предпринимают маневр, направленный на отсечение двигающейся к высоте группы. Для этих целей были использованы бронетранспортеры, командовали которыми А. Мурзин и Г. Орищенко. Младшие сержанты также проявили удивительную храбрость в ожесточенном бою. По свидетельствам обоих, направляя бронемашины наперерез китайцам, Никитенко строго запретил открывать огонь по наступавшим первыми. Командование маневром было возложено на младшего лейтенанта Пучкова.
БТР должны были зайти в тыл к противнику и перекрыть не только путь подкреплению, но и пути отхода отряду, окапывающемуся на высоте. Маневр был выполнен блестяще, однако вместо возвращения на свою территорию китайские солдаты открыли огонь на поражение. Старший водитель одной из бронемашин был жестоко ранен в правую руку, но продолжал маневрировать левой здоровой рукой. Мужество героя Пищулева заслуживает того, чтобы о нем узнали современники. Поведение каждого из пограничников, вступивших в схватку с превосходящими силами неприятеля, достойно уважения. Многие из них оказались серьезно ранены, но после перевязки, делали которую самостоятельно, продолжали отстаивать родную землю.
Из воспоминаний генерала-майора Петрова, руководившего отпором провокационного столкновения, следует, что Москва никаких конкретных и осмысленных рекомендаций не давала. Неожиданное вторжение вызвало, по-видимому, у столичного командования некоторое замешательство, и каждый из военных чиновников опасался брать на себя ответственность за принимаемые решения. В результате команды отдавались двумя офицерами, упомянутым Петровым и генерал-лейтенантом Меркуловым. Москва, по их воспоминаниям, просто отмалчивалась, либо бросала телефонную трубку.
Однако вернемся мысленно к событиям на высоте, впоследствии названной Каменной. Открывшие огонь китайцы вызвали ответные действия советских пограничников. Особую опасность представлял отряд из сорока человек, занявших соседнюю сопку уже после начала столкновения на первой высоте. С этим подразделением в жесточайшую схватку вступил подошедший погранотряд под командованием В. Ольшевского, находившегося в звании старшего лейтенанта. Бой завязался на обеих высотах, стрельба была настолько интенсивна, что подобраться к окопавшимся было практически невозможно. Однако проявил инициативу отличившийся уже своей наблюдательностью Дулепов. Уже дважды раненый сержант, по-видимому, несколько потерял координацию и скорость реакции, в результате третья пуля стала для него смертельной.
Об отважном пермяке вспоминают его товарищи на страницах интервью, датированных 1969 годом. Этот крепкий молодой человек, красивый и честный всегда отличался своими лидерскими качествами. Во многом благодаря ему Каменная сопка была взята советскими пограничниками, именно поэтому имя его достойно благодарного воспоминания.
Следует упомянуть и о втором погибшем герое – Виталии Рязанове. Этот советский солдат отдал свою жизнь за освобождение второй сопки. Он умер, не приходя в сознание, в вертолете от смертельного огнестрельного ранения. О Рязанове вспоминал его сослуживец Малахов. К сожалению, безумная отвага, описанная в героических фильмах и книгах, не всегда проявляется в советских людях в реальности. Однако Виталий Рязанов своим бесстрашием заставил остальных пограничников перейти в наступление под шквальным огнем. Его рослая фигура выступала одной из первых, за ним тянулись остальные. Не достигнув нескольких метров укрепления, храбрый связист упал, подбежавший Молчанов увидел, что его друг погиб.
Стоит упомянуть также об удивительной меткости Завороницина. Младший сержант сумел попасть выстрелом в гранату противника в руках вражеского гранатометчика, уничтожив тем самым врага.
Около 9-ти часов утра 30-ти минут из Москвы, узнавшей о вооруженном столкновении, пришел приказ: захватить максимальное количество пленных, трофеев и иных доказательств провокационной операции и нарушения границы. Из числа вторгшихся китайцев огромное количество было убито, а трое взяты в плен. Однако ранения пленных были настолько тяжелыми, что двое из них не выдержали транспортировки в госпиталь. На месте боестолкновения были взяты трофеи в виде оружия: пистолеты ТТ, противотанковые гранаты, карабины, пулемет, кинокамеры с профессиональным длиннофокусным объективом, радиостанция и другие предметы экипировки.
На основе анализа произошедшего был сделан вывод, что операция готовилась тщательно и заблаговременно, а отряд вторгшихся маосистов относился к элитному специально подготовленному военному подразделению. Сокрушительная победа советских пограничников является чудом их храбрости и примером грамотного руководства со стороны подполковника Никитенко, а также других офицеров. Итоги боя были таковы, что китайская сторона предпочла забыть об инциденте, чтобы не волновать общественность позорным поражением. Со стороны советских пограничников по официальным данным было насчитано 12 потерь, из которых 10 человек оказались ранеными, а двоих воинов мы потеряли навсегда. Китайское подразделение потеряло 70 человек убитыми и 3 пленными, данных о раненых не поступало.
На место событий немедленно прибыли журналисты, среди которых был талантливый и известный военный корреспондент Серей Борзенко. Именно благодаря его меткому выражению в статье-описании боя сопка была названа Каменной.
7 мая 1970 года Верховным Советом награждены более 30-ти пограничников, участвовавших в столкновении, однако с достоинством наград согласны не все. Так, по мнению авторов некоторых статей, посвященных подвигу Пищулева и Дулепова, они заслужили не орден Красного Знамени, а орден Ленина. Не будем скрывать, автор настоящей статьи поддерживает это мнение. Тем не менее, сражались герои не за награды и даже не за наше признание, они отдали свою жизнь и здоровье за свободное будущее своей страны, за неприкосновенность советской земли и незыблемость границ своего государства.
Конфликт был одним из самых крупных и, к счастью, последним в отношениях с Китаем того периода. Уже на встрече 11 сентября того же года в Пекине было подписано соглашение о прекращении всех враждебных акций между государствами и незыблемости границ. Свои подписи в соглашении поставили от лица СССР Косыгин, а от китайской стороны Чжоу Эньлай.
Комментарии5