Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
32
1
1
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Всячина

СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 8



СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ

Гибель на грани весны



Картина современного американского художника с изображением
последних минут "Хьюстона"


Окончание зимы 1941-42 годов для американцев и их союзников оказалось ничем не лучше ее начала. 27 февраля объединенная союзная эскадра была разгромлена японцами в Яванском море, а в ночь с 28 февраля на 1 марта японцы утопили в Зондском проливе остатки этой эскадры - американский тяжелый крейсер "Хьюстон" и австралийский крейсер "Перт".

Вечером последнего зимнего дня крейсеры, проходя через пролив, неожиданно наткнулись на большое скопление транспортных судов, с которых японцы высаживали десант на остров Ява. Из вражеских боевых кораблей поблизости маячил только один эсминец. Очевидно, американцы и австралийцы восприняли это как подарок судьбы. Во всяком случае, они не упустили возможности поохотиться на безоружную дичь. Открыв огонь, крейсеры успели утопить (точнее, притопить на мелководье) два транспорта. Но вскоре к месту "охоты" подошли основные силы 5-й и 7-й японских флотилий, прикрывавших десантный конвой. В бой вступили еще девять эскадренных миноносцев и легкий крейсер "Натори", а чуть позже к ним присоединились тяжелые крейсера "Микума" и "Могами".


Карта-схема сражения в Зондском проливе


Это резко изменило соотношение сил и сделало положение союзников безнадежным. Уйти от быстроходных эсминцев они не могли. Бой начался в 23.06 и продолжался 99 минут, в течение которых японцы выпустили по врагу 87 торпед. Большинство из них прошло мимо целей, но остальных хватило, чтобы в 0.25 отправить на дно "Перт", а еще через 20 минут - "Хьюстон". Интересно, что промахнувшимися торпедами японцы утопили два собственных транспорта и минный заградитель, причем на одном из этих транспортов едва не погиб командующий десантом генерал-лейтенант Хитоси Имамура.

Американцы и австралийцы пытались отстреливаться, но без особого успеха. Им удалось попасть по одному разу в крейсер "Микума", эсминцы "Сираюки" и "Харикадзе", нанеся им нефатальные повреждения и убив в общем счете 10 японских моряков. Собственные потери союзников были несопоставимы. 696 человек с "Хьюстона" и 375 - с "Перта", в том числе оба капитана погибших крейсеров, так и не увидели первый весенний рассвет, а еще 675 офицеров и матросов оказались в плену.


Последняя фотография "Хьюстона", сделанная в австралийском
порту Дарвин в феврале 1942 года


На следующее утро в том же проливе японцы перехватили и расстреляли голландский эсминец "Эвертсен". Горящий корабль выбросился на берег, став последней жертвой сражения, а уцелевшие члены его экипажа попали в плен. На заставке - картина современного американского художника с изображением последних минут "Хьюстона".


Голландский эсминец "Эвертсен"


* * *


Подвиг русского миноносца Стерегущий




112 лет назад, 10 марта 1904 года, в ходе Русско-японской войны состоялся подвиг русского миноносца Стерегущий

Проведя всю ночь в море на разведке, пришло время вернуться эскадренным миноносцам "Стерегущий" и "Решительный".
Около 6 часов утра, в 20 милях от Порт-Артура, сигнальщики заметили четыре силуэта. Это были японские истребители «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно».

Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили. «Решительный», а вслед за ним и «Стерегущий» резко повернули в открытое море: командир «Решительного» капитан 2-го ранга Ф. Э. Боссе надеялся, сделав петлю, незаметно обойти японский отряд. Но эти надежды оказались напрасными. Корабли неприятеля изменили курс пытаясь перехватить их. Описав пологую кривую, «Решительный» и «Стерегущий», развивая предельную скорость, устремились к Порт-Артуру. Японские истребители легли на параллельный курс, имея головным «Акебоно» и открыли огонь.

Если «Решительный», находившийся в тот момент на три румба справа и впереди «Акебоно», успешно отбивался от него, то шедший вторым «Стерегущий» оказался на траверзе сразу двух миноносцев и с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Когда дистанция сократилась до 2 кб, в бой включились два оставшихся японских истребителя. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, но силы были слишком неравные.

Видя, что «Решительный» уходит и для них недосягаем, японцы сосредоточили огонь на «Стерегущем».
Можно только догадываться, какой ад творился на осыпаемой неприятельскими снарядами палубе русского миноносца. Оставшись один против четырёх, он продолжал отчаянное сопротивление. Пока работала машина, ещё оставалась надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6 ч 40 мин японский снаряд, разорвавшись в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Хлынувшая через пробоину вода залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравного боя. Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А. С. Сергеев и мичман К. В. Кудревич. Инженер-механика В. С. Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.

В 7 ч 10 мин орудия «Стерегущего» замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца «Усугумо». Доклады, полученные начальником отряда, дополнили картину боя. Если сам «Усугумо» и «Синономе» отделались незначительными повреждениями, то в «Сазанами» попало восемь снарядов, а в «Акебоно» — около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые.

Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что в море идёт бой между миноносцами, адмирал С. О. Макаров приказал крейсерам «Баян» и «Новик» готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур «Решительный» сообщил о бедственном положении «Стерегущего». Медлить было нельзя, и адмирал перенёс свой флаг на «Новик», уже разворачивавшийся для выхода из гавани. Но Макаров не успел...

Четырёх пленных русских моряков переправили на японский крейсер. На нём они были доставлены в Сасебо, где их ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото: «Вы, господа, сражались храбро за своё Отечество и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжёлый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы.»



* * *


СОКРОВИЩНИЦА СЛЕПОГО ПЬЮ. ЧАСТЬ 8


Алиса - "Синий предел"




музыка - Алексей Рыбников, "Остров сокровищ" 1971

слова - Константин Кинчев


Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


* * *


Тяжёлый удар «летучей рыбы»




17 мая 1987 года в ходе Ирано-иракской войны фрегат американских военно-морских сил «Старк» (USS Stark) был по ошибке атакован в Персидском заливе иракским многоцелевым истребителем Dassault Mirage F1. Приняв американский боевой корабль за иранский танкер, пилот выпустил по нему две противокорабельные ракеты «Экзосет» (фр. exocet – «летучая рыба»). Первая ракета, пущенная с 35 километров, пробила левый борт «Старка» рядом с капитанским мостиком. Она не разорвалась, но воспламенившееся ракетное топливо вызвало сильный пожар. Менее чем через полминуты в фрегат попала вторая ракета, запущенная с расстояния в 24 километра. Она взорвалась, проделав в борту отверстие размером 4,6×3 метра. Взрыв и огонь унесли жизни 37 членов экипажа «Старка». Выжившие вместе с моряками подошедшего на выручку эсминца «Конингам» (USS Conyngham) в течение суток боролись с пожаром.

Последовавшее расследование выявило, что атакованный фрегат не нарушил установленной Ираком зоны отчуждения, находясь на момент атаки в двух милях от её границы в нейтральных водах. Премьер-министр Ирана Мир-Хосейн Мусави, вероятно, в надежде на возможный американо-иракский конфликт, назвал инцидент «божественным благословением». Однако эскалации не последовало: правительство Ирака в лице Саддама Хусейна признало свою вину и принесло извинения. Существует мнение, что атаковавший американский корабль пилот за свою ошибку был расстрелян.


Повреждения, нанесённые 17 мая 1987 года американскому фрегату
«Старк» иракскими крылатыми противокорабельными ракетами
«Экзосет» французского производства


* * *


812 дней во льдах




Осенью 1937 года во льдах Арктики замерз почти весь советский ледокольный флот. Поставленный на зимовку караван ледокола «Ленин» был вынесен льдами на середину моря Лаптевых, ежечасно рискуя быть раздавленным льдами. Караван ледореза «Литке» зимовал в проливе Вилькицкого. Группа лесовозов вмерзла в лед у острова Диксон. Несколько пароходов стояли во льдах возле бухты Тихой. Израненный льдами «Красин» зимовал у Нордвика.

Суда шли на помощь застрявшим и попадали в ловушку сами. Так случилось и с «Георгием Седовым», «Садко» и «Малыгиным». Усилия были тщетны: пробитые ледоколами каналы тут же затягивало льдом. Пришлось встать на зимовку. Так 23 октября начался легендарный дрейф, длившийся 812 дней.

«Среди дрейфующих льдов образовался целый город, — писал Константин Бадигин (второй помощник на «Садко», в процессе дрейфа ставший капитаном «Седова»). — Рядом с трехэтажными пароходами выросли ледовые домики, палатки гидрологов и магнитологов… Быстро были протоптаны тропы, соединяющие корабли». Многое зависело от того, как поставить корабль на зимовку — чтоб не попасть на линию сжатия льдов (так в свое время погиб «Челюскин»). Лучше всех встал «Садко» — в естественной лагуне среди ледяного поля, окруженной мощной грядой торосов. А вот у «Георгия Седова» одним из сжатий повредило руль — судно потеряло возможность управления.

Поначалу руководство экспедиции, чтобы скрыть истинные причины вынужденного зимовья, распустило слух о поисках Земли Санникова, который в 1811 году «увидел» с северного берега острова Котельный высокую землю, к которой он пытался подойти по льду. С тех пор ее многие упорно искали, но так и не смогли обнаружить. Однако правду полярникам все же пришлось позже открыть.

На трех дрейфующих пароходах находилось 217 человек: моряки, ученые и практиканты из Гидрографического института. Естественно, к пароходам вскоре из Москвы вылетели три самолета. Надо сказать, что летчики предприняли три довольно смелых рейса к дрейфующим полярникам и смогли доставить на Большую землю 184 человека. Оставшихся снабдили провизией и теплой одеждой.

Весь апрель 1938 года, курсируя с Тикси на льдины, летчики Павел Головин и Анатолий Алексеев самолетами вывозили зимовщиков. «Садко» из ледового плена освободил осенью "дедушка ледокольного флота" ледокол «Ермак». А вот «Георгия Седова» отбуксировать не удалось, ледокол остался на вторую зимовку. Только в январе 1940 года у экипажа появился шанс вернуться на Большую землю: к дрейфующему пароходу приблизился ледокол «Иосиф Сталин». Чтобы ускорить освобождение судна, пришлось закладывать в 2-3 метрах от корпуса заряды, взрывами разрушая пятиметровый лед под кормой. Наконец, 13 января спаситель и спасаемый встали борт к борту и «Седов» был выведен на чистую воду.

Пароход «Георгий Седов» был построен на шотландской верфи «D&W Henderson Ltd.» в городе Глазго в 1909 году и первым его названием было «Beothic».

Технические данные парохода ледокольного типа «Георгий Седов»:




* * *


Как выглядит «пит-стоп» военного корабля




Вспомогательные суда военного флота зачастую остаются в тени своих более крупных «собратьев», но именно от них во многом зависит продолжительность пребывания в море боевых кораблей. Видеоблогеры из Gung Ho Vids выложили на своём канале ролик, на котором показаны «приключения» вспомогательного судна USNS Charles Drew (T-AKE-10) за один день – 19 апреля 2016 года.

USNS – принятый в ВМС США префикс в названиях судов, которые не входят в активный состав флота, не несут военно-морского флага и укомплектованы гражданским персоналом. Charles Drew является одним из таких судов и относится к сухогрузам типа Lewis and Clark.

Серия сухогрузов Lewis and Clark насчитывает 14 единиц, которые были построены в период с 2001 по 2012 год. На борту каждого судна может находиться до 16 500 т грузов, предназначенных для снабжения боевых кораблей ВМС США и стран-союзниц. Charles Drew построен в 2010 году и несёт службу в Индийском океане. Длина судна составляет 210 м, ширина – 32 м, осадка – свыше 9 м. Charles Drew может развивать скорость до 20 узлов (37 км/ч) и преодолевать до 26 000 км без захода на базу.

На видео показан процесс дозаправки ракетного эсминца USS Stockdale (DDG-106) типа Arleigh Burke, а также доставка вертолётом груза на фрегат HMAS Anzac (FFH 150) типа Anzac ВМС Австралии и дозаправка вертолётоносца JS Ise (DDH-182) типа Hyūga ВМС Японии.

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера


* * *


День поражения и славы




21 мая 1879 года в ходе Второй тихоокеанской войны у тогда еще перуанского города Икике произошел морской бой между чилийским корветом «Эсмеральда» под командованием капитана II ранга Артуро Прата и перуанским броненосцем «Уаскар», которым командовал контр-адмирал Мигель Грау. «Уаскар», который стремился снять морскую блокаду с города, с ходу атаковал старый и слабо вооруженный чилийский корвет. Одновременно по чилийцам открыла огонь батарея 9-фунтовых орудий гарнизона Икике. Но «Эсмеральда» некоторое время ловко маневрировала, и после почти четырехчасового боя Грау решил применить решающий козырь, противопоставить которому деревянному кораблю чилийцев было просто нечего – таран. Когда корабли сблизились, Прат отдал приказ идти на абордаж и прыгнул на палубу перуанского броненосца. В шуме боя его услышали только двое членов команды. Чилийский капитан сначала был пулей ранен в колено, а затем – смертельно в голову.

Грау отдал приказ отойти, чтобы дать чилийцам время понять отчаянность своего положения и сдаться, но те в ответ только намертво приколотили гвоздями флаг к мачте, дав тем самым понять, что сдаваться не собираются. «Уаскар» снова пошел на таран. Около десятка чилийских моряков под командованием лейтенанта Иньясио Серрано смогли перебраться на палубу «Уаскара», но и эта абордажная команда была расстреляна из многоствольного пулемета Гатлинга. После третьего тарана «Эсмеральда» пошла на дно. Из 198 членов ее экипажа выжило лишь 58 человек, спасенных перуанцами. Мужество чилийских моряков и их капитана отметили даже их противники. После битвы адмирал Грау приказал передать личные вещи, дневник, мундир и шпагу Прата его вдове. 21 мая в Чили отмечается как национальный праздник, День военно-морской славы.



Памятник-мавзолей героям Икике во втором по величине и
значению городе Чили Вальпараисо


* * *


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии4
  1. Gudrolis
    На uCrazy 17 лет 8 месяцев
    Слепому Пью , только +
  2. HP
    На uCrazy 14 лет 8 месяцев
    Слепому Пью

    Про Крейсер Аврора рассказывай, есть что рассказать!

    тем более годовщина скоро подходит
  3. Слепой Пью
    На uCrazy 9 лет 8 месяцев
    Автор поста
    Цитата: HP
    Слепому Пью

    Про Крейсер Аврора рассказывай, есть что рассказать!

    тем более годовщина скоро подходит

    Ты забыл волшебное слово...
  4. Ecet
    На uCrazy 8 лет 8 месяцев
    А по какому крейсеру точно так же экзосетом зарядили точно зная, когда у него сеанс космической связи? И зная, что в этот момент у него противоракетные системы отключали из за электромагнитной несовместимости. Не могу вспомнить, думал что это "Старк" и был, оказывается нет, не он.

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}