Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
25
2
2
NikoniX
На uCrazy 18 лет 2 месяца
Всячина

Ампулемёт - забытое оружие Великой Отечественной войны

Мало кто знает, что перед началом Великой Отечественной войны в Красной армии на вооружение было принято новое уникальное оружие - ампуломёт. 125-миллиметровое оружие использовалось на начальных этапах войны, поражая бронетехнику, укрепления, а также живую силу противника. Более близко с этим необычным оружием нас познакомит данный пост.

Ампулемёт - забытое оружие Великой Отечественной войны

Ампуломёт был разработан в СССР в предвоенный период. 125-мм модель оружия прошла заводские испытания в 1940 и была принята на вооружение в 1941 году, производилась серийно и широко применялась РККА в начальный период Великой Отечественной войны. В огнеметной системе вооружений сухопутных войск красной Армии ампуломёт занимал промежуточное положение между ранцевыми или станковыми огнеметами, стреляющими на незначительные расстояния струей жидкой огнесмеси, и полевой артиллерией, как ствольной, так и реактивной, эпизодически применявшей на полную дальность стрельбы зажигательные снаряды с твердыми зажигательными смесями типа военного термита марки 6. По замыслу разработчиков, ампуломёт предназначался в основном для борьбы с танками, бронепоездами, бронемашинами и укрепленными огневыми точками противника.

Испытания ампуломёта в 1940 году.

Ампулемёт - забытое оружие Великой Отечественной войны



Конструктивно ампуломёт представляет собой небольшую мортиру низкой баллистики с тонкостенным стволом двухмиллиметровой толщины, стреляющую стеклянными или металлическими ампулами сферической формы с самовоспламеняющейся огнесмесью КС. Прорабатывалась также возможность применения кумулятивных боеприпасов. Ампулы эти не создавались специально, а были элементом зажигательного вооружения штурмовиков и бомбардировщиков. Снаряженная ампула АЖ-2 весила 1,5–1,9 кг. Вышибным зарядом ампуломёту служил охотничий патрон 12-го калибра. Для защиты зажигательной ампулы от разрушения при выстреле в казенной части ствола крепилась решетка-рассекатель. Прицельное приспособление включало мушку и откидную стойку прицела. Прицел был рассчитан на четыре дистанции, отмеченные отверстиями. Ствол свободно опирался цапфами на вилку установки. Установка могла быть разной – сваренная из труб тренога или крестовина, деревянная колода, рама на лыжах. На опытных образцах применялся затвор винтовочного типа, спусковой рычаг находился у ручек с казённой части огнемёта, конструктивно схожих с подобными у станковых пулемётов. На серийных экземплярах стреляющий механизм заметно упростили благодаря применению простых штампованных деталей. Метание снаряда осуществляется при помощи холостого ружейного патрона. Максимальная дальность стрельбы из ампуломёта при нормальных углах возвышения составляет 240–250 м, при стрельбе по навесной траектории с большим углом возвышения – 300–350 м; скорострельность такого оружия достигает 6 – 8 выстрелов в минуту. Трофейные ампуломёты охотно использовались противником.




В ноябре 1941 вместо огнеметных команд в стрелковых соединениях сформировали команды и роты, оснащенные ампуломётами. Согласно постановлению ГКО от 26 июля 1942 года в штате стрелкового полка, кроме полковой и истребительно-противотанковой батарей, имелись еще и рота противотанковых ружей (27 ПТР), и ампуломётный взвод, имевший четыре ампуломёта. Боевой устав пехоты 1942 года упоминает ампуломет в качестве огневого средства стрелковых подразделений, определяя его как «упрощенный миномет, стреляющий особыми стеклянными снарядами – ампулами, наполненными самовоспламеняющейся жидкостью «КС».




С помощью ампуломётов красноармейцы вели борьбу с живой силой, бронемашинами и автомобилями противника, зачищали окопы и прочие оборонительные сооружения врага, поражали или ослепляли неприятельские танки. В бою расчет ампуломёта мог быть ядром группы истребителей танков. Ампуломёты часто пускали в ход в населенных пунктах, но тут, как вспоминали фронтовики, возникали проблемы: с двухскатных крыш «снаряды» скатывались прежде, чем успевали воспламениться, каменные здания жидкость не поджигала, сгорая на стенах и земле перед домами. Правда, «ослепляющее» действие боеприпаса сохранялось. Тем не менее, ампуломёт неплохо зарекомендовал себя в боях на улицах городов, когда штурмовая группа била из него по противнику с небольших дальностей. В конце 1942 года ампуломёты официально сняли с вооружения в основном из-за незначительной дальности и меткости стрельбы, а также опасности в обращении. И все же в указаниях по прорыву укрепленной полосы противника, подготовленных военным советом Волховского фронта в январе 1943 года, в перечне оружия «отряда штурма и разграждения», формируемого в каждом идущем в атаку стрелковом батальоне, упомянуты 2–4 ампуломёта.

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

все теги
Поддержать uCrazy
Комментарии1
  1. kep
    На uCrazy 10 лет 4 месяца
    Обычно, когда историки рассматривают вопрос применения ампуломётов по танкам, они вспоминают историю, случившуюся в 30-й армии генерал-майора Д. Лелюшенко в начале декабря 1941 года. В один из батальонов приехал конструктор ампуломёта вместе с командармом и двадцатью единицами оружия. Лелюшенко решил опробовать новую технику лично. В ответ на рассказ конструктора о том, как заряжать ампуломёт, командир армии проворчал, что В«больно всё хитро и долго, а немецкий танк ждать не будетВ».

    При первом же выстреле ампула разбилась прямо в стволе оружия, и ампуломёт сгорел. Лелюшенко потребовал второй, но ситуация повторилась. Рассерженный генерал, не стесняясь в выражениях, запретил своим бойцам использовать столь небезопасное оружие, а оставшиеся ампуломёты раздавил танком. Насколько эта история достоверна, сказать трудно. Но то, что у Дмитрия Даниловича Лелюшенко характер был тяжёлый, документально подтверждено.

    С проблемой разрыва ампул в стволе столкнулся не только Лелюшенко. В апреле 1942 года применять ампуломёты попытались в 370-й стрелковой дивизии. С боевым применением не сложилось, потому что собранной команде бойцов не удалось подобраться к противнику на нужные 100–150 метров. А итоги учебных занятий оказались не слишком радостными.

    В отчёте написано:

    В«1) Из 12–15 разбившихся ампул на занятиях в 370 сд, жидкость 8 ампул не самовоспламенилась;

    2) 10–15% выпущенных ампул на показных занятиях в штабе армии разорвались в стволе;

    3) Из 52 испытанных ампул, взятых из различных ящиков, хранившихся на ПАВТС в„– 1801, разорвалась в стволе 19 штук, что составило брак 36,5%.

    Причина преждевременного разрыва (в стволе) ампул состоит в недоброкачественности изготовленной продукции, т.е. некоторые ампулы в составляющих местах не одинаково прочно спаяны и, очевидно, не были проверяемы на прочность при их изготовлении. Установить брак по внешнему виду без стрельбы не представляется возможнымВ».

    Нетрудно понять бойцов, которые не очень хотели идти в бой с таким ненадёжным оружием. Кроме того, попытка быстрого и дешёвого решения сработала не только против качества, но и против эффективности ампуломёта. Да, его применяли на нескольких участках советско-германского фронта, но попасть в число других образцов В«оружия победыВ» ампуломёту оказалось не суждено. Он так и остался одним из символов тяжёлых лет, когда в бой пришлось идти даже В«трубам на колёсахВ».

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}