Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
13
Слепой Пью
На uCrazy 9 лет 7 месяцев
Всячина

Советский подводный флот 1918-1941 гг. НАЧАЛО ЛЕТОПИСИ


Советский подводный флот 1918-1941 гг. НАЧАЛО ЛЕТОПИСИ


15(28)января 1918 года В. И. Ленин подписал декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а через две недели, 29 января (11 февраля), — декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Молодым Советским Вооруженным Силам предстояло получить боевое крещение в жестоких схватках с иностранными интервентами и внутренней контрреволюцией.

18 февраля 1918 года австро-германские войска начали наступление по всему фронту от Балтийского до Черного моря. Германские империалисты поставили себе целью свергнуть Советскую власть, расчленить Советскую Россию и отторгнуть ее западные области. Ближайшими задачами австро-германских войск были захват Прибалтики и нанесение удара по колыбели пролетарской революции — Петрограду.

3 марта 1918 года был подписан Брестский мирный договор.

По условиям Брестского договора Советское правительство обязывалось до 12 часов 12 апреля разоружить или вывести из портов Финляндии все боевые корабли Балтийского флота. Условия базирования флота были очень сложные. В Эстонии, где находились базы флота, резко обострилась классовая борьба.

Побережье Рижского залива и острова Моонзундского архипелага были заняты немцами. В Финляндии шла гражданская война, фронт приближался к Финскому заливу, к базам Балтийского флота Гельсингфорсу (Хельсинки), Ганга (Ханко), Котке. Открытую поддержку финским белогвардейцам оказывали германские империалисты. Было ясно, что в случае разоружения наши корабли сделаются легкой добычей немцев и белофиннов.

Финский залив был скован льдом, толщина которого местами достигала 80 сантиметров. На кораблях почти не было топлива, боеприпасов, многие корабли требовали ремонта, ощущался острый некомплект личного состава. Германское командование рассчитывало, что все это позволит ему захватить советский Балтийский флот, отрезанный от Кронштадта и Петрограда.

Исходя из обстановки, сложившейся на Балтике и под Петроградом, Коммунистическая партия и Советское правительство признали необходимым перевести Балтийский флот из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса в Кронштадт и Петроград, несмотря на тяжелую ледовую обстановку. Это не только исключало возможность захвата Балтийского- флота, но и усиливало оборону Петрограда.

Балтийские моряки, верные революционному долгу, с честью выполнили трудное и ответственное задание. Для Советской республики были спасены 211 лучших кораблей и вспомогательных судов.

Наибольшие трудности представлял переход подводных лодок сквозь льды. Подводные лодки не имели в то время водонепроницаемых переборок и в случае повреждения льдом корпусов или балластных цистерн им угрожало затопление*.



Корпуса лодок настолько обледеневали, что порой над громоздившимися на палубах ледяными глыбами возвышались только боевые рубки.

Но подводники неутомимо освобождали лодки от ледяных оков. Моряки спали, не раздеваясь, коченея от холода. О горячей пище не могло быть и речи — ели всухомятку, запивая сухари холодной водой. Нередко подводникам приходилось сходить на лед и ломами пробивать дорогу лодкам. Мужественно вели себя в походе командиры и матросы с подводных лодок «Тигр», «Тур», «Ягуар», «Рысь», «Пантера» — Б. М. Ворошилин, А. Н. Ждан-Пушкин, Н. К. Кочеджи, С. П. Языков, Г. М. Трусов, Ю. В. Пуарэ, Г. И. Гута, М. В. Лашманов и другие.


Подводная лодка "Тур"


Особенно опасной для подводных лодок была подвижка льда. Льды наползали на лодки, сжимали их. В корпусах образовывались огромные вмятины, вылетали заклепки, расходились швы. Ледяная вода врывалась внутрь лодок.

У всех подводных лодок во время перехода были повреждены крышки носовых торпедных аппаратов, разворочены форштевни*, изуродованы носовые балластные цистерны, погнуты вертикальные и горизонтальные рули**, обломаны лопасти винтов.



И все же, несмотря на эти трудности, двенадцать подводных лодок прибыли в Кронштадт. Они составили боевое ядро будущих подводных сил Советской республики.

Осенью 1918 года военно-политическая обстановка резко изменилась. Германия и ее союзники по первой империалистической войне потерпели поражение. Советская республика получила возможность аннулировать грабительский Брестский договор и начать освобождение от немецких интервентов оккупированных ими территорий. Однако поражение Германии в войне позволило империалистам США, Англии и Франции использовать освободившиеся силы и средства для усиления интервенции против Советской России.

С осени 1918 года важнейшее значение в обороне страны приобрел Южный фронт, и в особенности царицынский участок. Удерживаемый советскими войсками Царицын (Волгоград) разделял силы южной и восточной контрреволюции, не давая им образовать единый фронт.

В сентябре 1918 года по личному указанию В. И. Ленина на Волгу были посланы из Балтийского флота несколько миноносцев и подводные лодки «Макрель», «Минога», «Окунь» и «Касатка». Это значительно укрепило советские военно-морские силы на Нижней Волге и Каспии.


Подводные лодки "Минога" и "Акула"


21 мая 1919 года корабли английских интервентов и белогвардейцев совершили набег на форт Александровский (форт Шевченко), являвшийся временной базой Астрахано-Каспийской военной флотилии. Силы были неравные. Советские моряки могли противопоставить отлично вооруженным английским мониторам и быстроходным катерам лишь свои слабо вооруженные военные суда, наспех переоборудованные из старых грузовых пароходов. На подходах к форту завязался напряженный бой.

Героически сражались советские моряки, однако сдержать натиск врага им не удавалось. И тогда смело вышла навстречу врагу подводная лодка «Макрель», экипаж которой почти полностью состоял из коммунистов (17 человек из 19).


Подводная лодка "Макрель"...


Отбив атаку вражеского самолета, мужественные подводники «Макрели», руководимые боцманом М. В. Лашмановым, заставили противника отступить. За умелые и энергичные действия Лашманов был награжден высшей в то время правительственной наградой — орденом Красного Знамени.


М.В. Лашманов


Во время этого же боя подводная лодка «Минога», маневрируя на мелководном рейде, намотала на винт трос и потеряла способность управляться. Водолазов не было, и оставалось одно — взорвать «Миногу», чтобы она не досталась противнику. Но советские подводники решили спасти свой корабль. Под воду опустился коммунист матрос Исаев.

Появился вражеский самолет, сбросил несколько бомб, но Исаев продолжал свою самоотверженную работу. Силы оставляли мужественного подводника. После девятнадцатого спуска под воду он с трудом вынырнул на поверхность. Однако коммунист не отступил перед трудностями. Без водолазной маски он двадцать пять раз опускался в холодную осеннюю воду, проявив нечеловеческую выносливость, настойчивость и верность революционному долгу. Трос был распутан, подводная лодка смогла дать ход.

После капитуляции кайзеровской Германии у Кронштадта появились английские корабли, угрожая Петрограду с моря. Было очевидно, что с началом навигации 1919 года интервенты предпримут на Балтике военные провокации.

В Кронштадте был подготовлен отряд боевых кораблей, в который вошли 2 линейных корабля, 4 эскадренных миноносца и 6 подводных лодок: «Тур», «Ягуар», «Тигр», «Рысь», «Вепрь» и «Пантера». Подводные лодки, несмотря на штормовые погоды и низкие температуры, вызывавшие обледенение корпусов, вели систематические разведывательные действия. Первый поход совершила подводная лодка «Тур», проникшая 28 ноября 1918 года в подводном положении на Ревельский (Таллинский) рейд и доставившая ценные сведения командованию флота. Дважды в декабре выходила в разведывательный поход подводная лодка «Тигр».



В полдень 23 декабря с помощью ледокола вышла из Кронштадта подводная лодка «Пантера». Поход проходил в тяжелых штормовых условиях. Ледяная вода заливала мостик. Погнуло льдом носовой перископ*.



На подходах к Ревельскому рейду лопнул левый штуртрос* и вышел из строя вертикальный руль. Для того чтобы проверить рулевые приводы в кормовой цистерне, коммунисты боцман Г. И. Гутта и рулевой Д. С. Кузьмицкий, окатываемые с ног до головы студеной водой, сумели пробраться по обледеневшей палубе лодки в корму и затем проделали такой же путь обратно. Инженер-механик В. Саукс и моторный старшина первый выборный комиссар подводной лодки В. Г. Иванов после упорной двухчасовой работы устранили повреждения штуртроса.




Единственная подводная лодка, принявшая участие в 3-х войнах -
Первой мировой, Гражданской и Великой отечественной,
с боевыми победами - это ПЛ (подводная лодка) "Пантера",
вступившая в строй 5 августа 1916г


Поздно вечером 25 декабря «Пантера» возвратилась в Кронштадт. Она представляла собой сплошную глыбу льда, в которой трудно было распознать подводную лодку. За этот трудный поход всему личному составу подводной лодки «Пантера» командованием флота была объявлена благодарность.

Летняя кампания 1919 года была очень напряженной для подводных лодок. 24 июня в Копорском заливе «Пантера» смело вышла в торпедную атаку одновременно по двум английским подводным лодкам — «Е-8» и «Е-9», находившимся в надводном положении. Однако атака оказалась безуспешной — обе торпеды затонули, не дойдя до цели.


Английская ПЛ (подводная лодка) Е-8


Утром 31 августа «Пантера» вновь вышла в очередной боевой поход. Пройдя Большой Кронштадтский рейд, лодка погрузилась* и продолжала путь в Копорский залив под водой.



В 19 часов, подняв перископ, командир подводной лодки А.Н. Бахтин обнаружил два английских эскадренных миноносца, стоявших на якоре восточнее острова Сескар. В лодке раздался резкий звонок.


Командир ПЛ "Пантера" А.Н. Бахтин


— Боевая тревога!

Солнце опускалось за горизонт, оставляя на воде золотисто-красную сверкающую дорожку. Бахтин решил выйти в атаку со стороны заходящего солнца. Оно слепило глаза сигнальщикам на вражеских кораблях и затрудняло обнаружение перископа подводной лодки. К тому же при таком маневре лодка приближалась к эсминцам со стороны острова Сескар, откуда противник менее всего мог ожидать нападения. Кроме того, это давало возможность, атакуя вражеские корабли на мелководном плесе, при отрыве от них быстро уйти в сторону больших глубин.

На горизонтальных рулях стоял отличный специалист Ф. Смольников, у приборов управления торпедной стрельбой — старейший минный машинист лодки Ф. Сакун. Комиссар «Пантеры» В. Иванов направился в носовую часть лодки. В кормовой части находился боцман Д. Кузьмицкий, руководитель партийной организации «Пантеры».

— Открыть передние крышки носовых аппаратов! — приказал Бахтин.

Было 21 час 05 минут. Через четверть часа последовала новая команда:

— Носовые аппараты — товсь! И почти сразу же:

— Правый аппарат — пли!

Еще полминуты, и снова команда:

— Левый аппарат — пли!

Две торпеды устремились к вражеским кораблям. Раздался оглушительный грохот взрыва. В лодке от близкого взрыва все задребезжало, вышла из строя часть освещения, несколько шкафов сорвалось с креплений, полетели на палубу маховики клапанов.



Атака "Пантеры" английских миноносцев...


Бахтин успел заметить в перископ, как взметнулись вверх у борта одного из эсминцев столбы огня, воды и дыма. И в ту же секунду «Пантеру» стремительно выбросило на поверхность.

— Все свободные — в нос! Принять четыре тысячи литров в носовую дифферентную!— немедленно распорядился помощник командира А. Г. Шишкин.

Одновременно командир приказал увеличить ход и резко повернул лодку влево. Моряки бросились в носовую часть лодки — отсутствие на лодке переборок позволяло это. «Пантера» быстро пошла на погружение и на глубине 18 метров коснулась грунта.

Новейший эскадренный миноносец английского флота «Vittoria» («Виттория») водоизмещением 1365 тонн пошел на дно.


Миноносец «Vittoria»


Уцелевший эсминец начал преследовать лодку, стреляя ныряющими снарядами. Но «Пантера», оторвавшись от грунта, все дальше и дальше уходила под водой в сторону Шепелевского маяка.

С каждым часом в лодке становилось труднее дышать. Ночью командир принял решение всплывать*.



Продули среднюю цистерну, «Пантера» всплыла. Командир открыл люк и вышел вместе с комиссаром на мостик. «Пантеру» окутывала темнота. Но едва начали вентилировать подводную лодку и заряжать аккумуляторную батарею, как у острова Сескар вспыхнул прожектор. Его яркий луч скользнул по воде и осветил рубку* «Пантеры».



Пришлось вновь срочно уходить на глубину.

Противник бросил на поиск и уничтожение советской подводной лодки значительные силы. Девять миноносцев и несколько гидросамолетов преследовали ее. У входа в минное поле «Пантеру» поджидала вражеская подводная лодка.

Только в 11 часов 1 сентября, пройдя траверз Толбухина маяка, «Пантера» смогла наконец всплыть в надводное положение.*



Но испытания на этом не кончились. В тот момент, когда подводная лодка уже проходила вдоль внешней стенки Кронштадтского порта, по правому борту послышался характерный скрежет минрепа*.



Процарапав по всему борту, минреп зацепился за кормовые горизонтальные рули, подтягивая к корпусу лодки покачивающуюся в мутно-зеленой воде мину. Но взрыва не последовало — так же неожиданно минреп соскользнул с рулей.


"Рогатая смерть" на минрепе...


Уклоняясь от преследования противника, «Пантера» пробыла под водой, не освежая воздуха, рекордный для того времени срок — свыше 30 часов, пройдя более 75 миль. За успешную атаку командир «Пантеры» А. Н. Бахтин был награжден орденом Красного Знамени. Восемнадцати подводникам, в том числе старшему помощнику командира А. Г. Шишкину и штурману А. И. Краснову, Петроградским Советом были вручены именные серебряные часы.


Экипаж ПЛ "Пантера". Балтийский Флот, 1934 год.


Так был открыт боевой счет советских подводников.

В годы гражданской войны и борьбы с иностранной военной интервенцией советские подводники вписали первые героические страницы в летопись бессмертной славы советского подводного флота.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

все теги
Комментарии1
  1. pasha45
    На uCrazy 17 лет 8 месяцев
    Спасибо большое за чудесные посты!!! thumbup

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}