Дети на экспорт
В результате ее расследования общественной огласке были преданы шокирующие факты «насильственной миграции» детей — такое толерантное название получила тщательно замалчиваемая правительством Великобритании позорная система депортации в колонии собственных малолетних граждан, чье преступление перед своей страной состояло в том, что они родились в бедных семьях.
Эти факты легли в основу знаменитой книги Маргарет Хамфрис — «Пустые колыбели» (1994).
Выяснилось, что беспрецедентная «молодежная политика» существовала в Англии несколько столетий. Почин был положен в 1618 году, когда первая сотня детей была вывезена в Вирджинию. Следом за ними отправились другие, в основном из Шотландии. В то время детей часто покупали у родителей или похищали, чтобы обеспечить дешевой рабочей силой хозяйства Новой Англии за океаном. Лишь в 1757 году судебное разбирательство положило конец этим безобразиям. Впрочем, ненадолго.
Во второй половине XIX века широкие волнения беднейших слоев населения вынудили английское правительство раскошелиться на «социальную политику». К делу подключились различные филантропические общества и церкви (англикане, евангелисты и др.). Поначалу детские приюты строились в самой Англии. Однако быстро выяснилось, что содержать детей в далеких заморских колониях намного дешевле.
Детская «миграция» была поставлена на широкую ногу усилиями трех женщин: шотландки-евангелички Анни Макферсон, её сестры Луизы Бёрт и уроженки Лондона Марии Рай. Их усилиями в Канаду в 1860-1870-х гг. было переселено больше 20 000 детей. Вначале это были сироты, но затем программа «миграции» распространилась и на детей из многодетных семей бедняков.
Как выяснилось впоследствии, родители в большинстве случаев не имели никакого представления о судьбе своих детей после того, как тех отправляли в детские учреждения, а иногда были убеждены в том, что их усыновили. Детей в приютах, в свою очередь, уверяли, что их родители умерли, а за океаном их ждёт лучшая жизнь.
Вскоре поползли слухи о том, что эти дети подвергаются плохому обращению. В 1874 году Лондонский совет попечителей отправил для осмотра канадских детских домов комиссию Эндрю Дойла. Его отчет гласил:
Палата общин Канады создала особый комитет для проверки выводов Дойла, однако на судьбу детей это никак не повлияло. В апреле 1891 г. английская «The Star» писала:
Запрос был подан. В результате в том же 1891 г. был принят Закон о детской опеке, полностью легализовавший работу частных обществ, занимавшихся детским переселением в доминионы.
В ХХ в. география детской «миграции» значительно расширилась. Детей увозили партиями в Канаду, Африку, но особой популярностью теперь пользовались Австралия и Новая Зеландия. Большинству юных колонистов было от 7 до 10 лет; однако среди них попадались четырехлетние малыши, а также 14-летние подростки.
Перед отъездом им сулили золотые горы, оranges and sunshine (апельсины и солнечное сияние), рассказывали истории о земле обетованной, где они будут жить беззаботно, ездить в школу верхом на лошадях, срывая сладкие фрукты с растущих на обочине деревьев… На самом деле на новом месте их никто не ждал.
Несмотря на то, что переселением занимались вполне приличные организации — всевозможные католические миссии и попечительские советы, в основе их деятельности лежало царило вопиющее беззаконие. Граждане Великобритании превращались в бесправных призраков. Никто не заботился о том, чтобы выдать им удостоверение личности. Часто во время переезда братья и сестры разлучались, связь с родителями прерывалась навсегда.
Порой случалось, что детей по прибытии сразу сажали в кузов грузовика и отвозили в глубинку, на плантации, где их превращали в чернорабочих.
Однако и те, кто попадал в католические приюты, не могли похвастаться лучшей участью. Условия содержания детишек в таких заведениях были просто вопиющими. Образовательная программа мало чем отличалась от программ для умственно отсталых, воспитанников били, отправляли на тяжелые работы, насиловали. По воспоминаниям одного из них, дети называли своих религиозных опекунов — «христианские педерасты».
Итогам деятельности католических приютов в Австралии Сатана аплодировал стоя — тысячи искалеченных судеб, сотни инвалидов, десятки случаев самоубийств.
Программа детской «миграции» приостановилась в годы Великой депрессии, и вновь возобновилась после окончания Второй мировой войны. Отдельные случаи вывоза детей из Англии имели место в конце 1960-начале 1970-х гг. В послевоенный период из Англии вывезли около 10 тысяч детей (7 тысяч — в Австралию). Всего же, согласно отчету фонда по детской миграции канадской Палаты общин, за 350 лет (с 1618 года) из Англии в колонии было отослано около 150 000 детей.
Когда Маргарет Хамфрис удалось раскрыть эти факты, она уехала в Австралию, где занялась розысками этих бедных детей, которые к тому времени уже стали взрослыми. Для этого она основала специальную организацию Child Migrants Trust, при помощи которой тысячи людей вновь обрели своих родителей.
Окончательно схема детской «миграции» была раскрыта лишь в 1998 году, благодаря парламентскому запросу из Великобритании. В опубликованном отчете отдельно была осуждена Римская католическая Конгрегация христианских братьев Западной Австралии и Квинсленда, в учреждениях которой дети, по сообщениям потерпевших, подвергались насилию. Законодательное собрание Западной Австралии 13 августа 1998 года выпустило заявление, в котором приносило извинения бывшим детям-мигрантам
Под нажимом общественного возмущения правительство Австралии вынуждено было признать свою вину. 16 ноября 2009 г. премьер-министр Австралии Кевин Радд, который, годом ранее публично от лица австралийского правительства попросил прощения у детей «украденного поколения», то есть у австралийских аборигенов, обратил свое внимание на «детских мигрантов». Извинительная речь была зачитана в австралийском парламенте, в присутствии Маргарет Хамфрис.
А вот реакция канадского министра по делам иммиграции Джейсона Кенни была совершенно другой. От лица своего правительства он 17 ноября 2009 г. заявил следующее:
Папа Римский Бенедикт XVI поведал миру о «мучении, вызванном прискорбным поведением некоторых членов церкви», и высказал жертвам несправедливости свое «сочувствие и набожную солидарность».
Что касается Англии, то когда затянувшееся молчание правительства стало уже неприличным, премьер-министр Гордон Браун 23 февраля 2010 года выразил официальные извинения за «постыдную» программу переселения детей и объявил о создании фонда в 6 млн фунтов стерлингов для выплаты компенсаций «обманутым» семьям.
Эти факты легли в основу знаменитой книги Маргарет Хамфрис — «Пустые колыбели» (1994).
Выяснилось, что беспрецедентная «молодежная политика» существовала в Англии несколько столетий. Почин был положен в 1618 году, когда первая сотня детей была вывезена в Вирджинию. Следом за ними отправились другие, в основном из Шотландии. В то время детей часто покупали у родителей или похищали, чтобы обеспечить дешевой рабочей силой хозяйства Новой Англии за океаном. Лишь в 1757 году судебное разбирательство положило конец этим безобразиям. Впрочем, ненадолго.
Во второй половине XIX века широкие волнения беднейших слоев населения вынудили английское правительство раскошелиться на «социальную политику». К делу подключились различные филантропические общества и церкви (англикане, евангелисты и др.). Поначалу детские приюты строились в самой Англии. Однако быстро выяснилось, что содержать детей в далеких заморских колониях намного дешевле.
Детская «миграция» была поставлена на широкую ногу усилиями трех женщин: шотландки-евангелички Анни Макферсон, её сестры Луизы Бёрт и уроженки Лондона Марии Рай. Их усилиями в Канаду в 1860-1870-х гг. было переселено больше 20 000 детей. Вначале это были сироты, но затем программа «миграции» распространилась и на детей из многодетных семей бедняков.
Как выяснилось впоследствии, родители в большинстве случаев не имели никакого представления о судьбе своих детей после того, как тех отправляли в детские учреждения, а иногда были убеждены в том, что их усыновили. Детей в приютах, в свою очередь, уверяли, что их родители умерли, а за океаном их ждёт лучшая жизнь.
12 июля 1906, Ливерпуль
Вскоре поползли слухи о том, что эти дети подвергаются плохому обращению. В 1874 году Лондонский совет попечителей отправил для осмотра канадских детских домов комиссию Эндрю Дойла. Его отчет гласил:
Палата общин Канады создала особый комитет для проверки выводов Дойла, однако на судьбу детей это никак не повлияло. В апреле 1891 г. английская «The Star» писала:
Запрос был подан. В результате в том же 1891 г. был принят Закон о детской опеке, полностью легализовавший работу частных обществ, занимавшихся детским переселением в доминионы.
Партия девочек из британского приюта, перед отправкой в Канаду, 1899 год.
В ХХ в. география детской «миграции» значительно расширилась. Детей увозили партиями в Канаду, Африку, но особой популярностью теперь пользовались Австралия и Новая Зеландия. Большинству юных колонистов было от 7 до 10 лет; однако среди них попадались четырехлетние малыши, а также 14-летние подростки.
Дневник 12-летней Морин Маллинс
Перед отъездом им сулили золотые горы, оranges and sunshine (апельсины и солнечное сияние), рассказывали истории о земле обетованной, где они будут жить беззаботно, ездить в школу верхом на лошадях, срывая сладкие фрукты с растущих на обочине деревьев… На самом деле на новом месте их никто не ждал.
Несмотря на то, что переселением занимались вполне приличные организации — всевозможные католические миссии и попечительские советы, в основе их деятельности лежало царило вопиющее беззаконие. Граждане Великобритании превращались в бесправных призраков. Никто не заботился о том, чтобы выдать им удостоверение личности. Часто во время переезда братья и сестры разлучались, связь с родителями прерывалась навсегда.
4-летний путешественник Стюарт Ли
Порой случалось, что детей по прибытии сразу сажали в кузов грузовика и отвозили в глубинку, на плантации, где их превращали в чернорабочих.
Однако и те, кто попадал в католические приюты, не могли похвастаться лучшей участью. Условия содержания детишек в таких заведениях были просто вопиющими. Образовательная программа мало чем отличалась от программ для умственно отсталых, воспитанников били, отправляли на тяжелые работы, насиловали. По воспоминаниям одного из них, дети называли своих религиозных опекунов — «христианские педерасты».
Итогам деятельности католических приютов в Австралии Сатана аплодировал стоя — тысячи искалеченных судеб, сотни инвалидов, десятки случаев самоубийств.
1929 год, перед отправкой в Австралию.
Программа детской «миграции» приостановилась в годы Великой депрессии, и вновь возобновилась после окончания Второй мировой войны. Отдельные случаи вывоза детей из Англии имели место в конце 1960-начале 1970-х гг. В послевоенный период из Англии вывезли около 10 тысяч детей (7 тысяч — в Австралию). Всего же, согласно отчету фонда по детской миграции канадской Палаты общин, за 350 лет (с 1618 года) из Англии в колонии было отослано около 150 000 детей.
Когда Маргарет Хамфрис удалось раскрыть эти факты, она уехала в Австралию, где занялась розысками этих бедных детей, которые к тому времени уже стали взрослыми. Для этого она основала специальную организацию Child Migrants Trust, при помощи которой тысячи людей вновь обрели своих родителей.
На сельхоз работах в Австралии
Окончательно схема детской «миграции» была раскрыта лишь в 1998 году, благодаря парламентскому запросу из Великобритании. В опубликованном отчете отдельно была осуждена Римская католическая Конгрегация христианских братьев Западной Австралии и Квинсленда, в учреждениях которой дети, по сообщениям потерпевших, подвергались насилию. Законодательное собрание Западной Австралии 13 августа 1998 года выпустило заявление, в котором приносило извинения бывшим детям-мигрантам
Дети строят школу. Не видно даже намека на технику безопасности.
Под нажимом общественного возмущения правительство Австралии вынуждено было признать свою вину. 16 ноября 2009 г. премьер-министр Австралии Кевин Радд, который, годом ранее публично от лица австралийского правительства попросил прощения у детей «украденного поколения», то есть у австралийских аборигенов, обратил свое внимание на «детских мигрантов». Извинительная речь была зачитана в австралийском парламенте, в присутствии Маргарет Хамфрис.
Дети собирают горох на полях
А вот реакция канадского министра по делам иммиграции Джейсона Кенни была совершенно другой. От лица своего правительства он 17 ноября 2009 г. заявил следующее:
Канадская почта выпустила памятную марку…
Папа Римский Бенедикт XVI поведал миру о «мучении, вызванном прискорбным поведением некоторых членов церкви», и высказал жертвам несправедливости свое «сочувствие и набожную солидарность».
Оригинальное "австралийское" фото с марки.
Что касается Англии, то когда затянувшееся молчание правительства стало уже неприличным, премьер-министр Гордон Браун 23 февраля 2010 года выразил официальные извинения за «постыдную» программу переселения детей и объявил о создании фонда в 6 млн фунтов стерлингов для выплаты компенсаций «обманутым» семьям.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии1