Кекусинкай каратэ
КёкусинкайИероглиф Кёкусинкай
Кёкусинкай (極真会 «общество высшей истины») или Кёкусин (極真 «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой (大山 倍達 О:яма Масутацу) в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.
Карате Кёкусинкай
Кёкусинкай — контактный стиль карате, созданный в 50-е годы XX-го века Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность буквально во всех странах, а позже лег в основу множества других контактных стилей карате.
Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал Будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение карате как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.
«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далекими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.
За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.
Карате Кёкусинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по Карате Кёкусинкай большое число зрителей.
Символы
Иероглиф Кёкусинкай
Иероглиф Кёкусинкай состоит из трёх слов (иероглифов):
«Кёку» — окончательный, абсолютный предел
«Син» — правда, действительность, реальность, истина
«Кай» — организация, общество, союз
Наиболее часто встречаемая в литературе трактовка символа «Кёкусинкай» — Союз абсолютной истины
Также иероглиф «Кёкусинкай» можно трактовать как Общество искателей абсолютной истины путём боевого искусства
Символ Канку
Символ Канку
Канку является символом Кёкусинкай. Канку происходит из ката Канку — формы созерцания неба. В этой ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в Канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключен в нём, что обозначает текучесть и круговое движение.
Философия Кекусинкай карате
Будо карате
Так что же такое карате? Для некоторых это — способ развивать и поддерживать физическую силу и изучать эффективные методы самозащиты. Для других это — намного больше. Кёкусинкай карате — образ жизни, который превышает физические аспекты обучения. Кёкусинкай карате — это Будо карате.
Всю сущность Будо карате невозможно полностью описать лишь в нескольких строчках. Но, как бы там ни было, можно уловить его значение, изучая происхождение боевых искусств и их отношения с Восточной Философией, а также проанализировав сами слова «карате» и «budo».
Корни Кёкусинкай карате, как и большинства военных искусств, прослеживаются от персонажа , индийском принце и священнике-буддисте, который путешествовал к храму Шаолинь в Китае в начале шестого столетия. Там, он развивал Чен (или Дзен в Японии), или «Интуитивную» школу Махаяна Буддизма. Согласно философии Чен, просветление достигалось через медитацию, a не практикой ритуалов или изучением религиозных текстов. Согласно легенде, Бодхидхарма сидел лицом к стене в храме Шаолинь в течение девяти лет, пока он не достиг просветления. Другие легенды говорят о его медитации в пещере в течение девяти лет. Бодхидхарма также развивал военные искусства в физическом ее проявлении, который помогал поддерживать дисциплину размышлений. В течение следующих столетий, философия Чен получило распространение в Окинаве, а затем и в Японии, сопровождаемое понятием военных искусств. Через какое-то время, Дзен и военные искусства стали смешиваться друг с другом и глубоко укоренились в Японском обществе.
Слово карате получено из слов:
Кара — значение «Пустой», и
Te — значение «Рука».
«Кара» также означает — «Китаец», и первоначальное значение слова карате было " Рука Китайца " из-за его происхождения от Китайского Кемпо. Однако, Гичин Фунакоси (Gichin Funakoshi), мастер с острова Окинава, который принес карате в Японию и развивал школу Сётокан (или Шотокан, Shotokan) карате (один из стилей, от которых произошел Кёкусинкай), считал что «пустой» лучше описывает значение карате:
"Кара, в значении «пустой» — определенно более подходящий. С одной стороны, это символизирует очевидный факт, что это искусство самозащиты не требует никакого оружия (пустая рука), только босые ноги и пустые руки. Далее, цель студентов, изучающих карате, не только к совершенствованию выбранного ими искусства, но также к освобождению сердца от всех земных желаний и тщеславия. Читая священные писания Буддистов, мы наблюдаем такие утверждения как «Shiki soku ze ku» и «Ku soku zeshiki», которые буквально подразумевают «Вопрос недействителен (пустой)» и «Все — тщеславие». Знак (иероглиф) Ku, который появляется в обоих замечаниях и может произноситься Кара, — «сам по себе правда».
Слово Будо получено из слов:
Бу — значение «Военное» или «Боевое», и
До — означающий «Дорогу» или «Путь».
Будо, «Боевой Путь», «Путь Воина» является японским термином для искусств, которые используют самооборону как путь самосовершенствования. Слово До происходит от китайского слова Дao и философии Даосизм. Оно означает не путь или метод изучения чего-либо, (как, например, изучения искусства карате), а скорее это — образ жизни посредством достижения мудрости путём обучения. Понятия До и Дзен дополняют друг друга. Дзен добивается самосовершенствования путём пассивных средств, таких как медитация. До — добивается самосовершенствования путём активных действий, таких как физические тренировки. Фактически, практика ката иногда упоминается как ДоДзен, или «Медитация в движении». То, что достигается путём Будо — это намного больше, чем просто техника и применение боевого искусства, это преобразовывает взгляды на жизнь.
Слово Додзё, или тренировочный зал, буквально означает «Место для Пути», и это, также, название места, используемого для медитаций в храме Буддистов. карате Додзё — не просто спортивный зал, даже при том, что тренировка требует больших усилий. Это священное место изучения, и, поэтому, к нему относятся с уважением. каратека (практикующий карате, ка — человек) кланяется к земле перед входом или выходом из Додзё. Обувь не разрешена в Додзё не только для того, чтобы держать Додзё чистым, но и для того, чтобы оставить «внешний мир» по ту сторону дверей.
Существует особый этикет Додзё. Мокусо (Mokuso, медитация) иногда проводится перед обучением, чтобы очистить разум и уйти от «внешнего мира», а после обучения — чтобы снова возвратиться в него.
Униформа всех занимающихся карате называется Доги (или Ги — для краткости), что буквально означает «Одежда для Пути». Точно так же, как Додзё — это не просто спортивный зал, Доги — это не просто одежда для тренировок. Это то, что каратека носит на своем пути к самосовершенствованию. Оно всегда должно находиться в чистом и исправном состоянии. Ояма говорил, что носить зашитый или залатанный Доги это не позор — позор это носить грязный или рваный Доги. Однако ни в коем случае нельзя стирать пояс. Со временем он изнашивается, покрывается пятнами пота и крови от тяжелых тренировок. Старый, изношенный, покрытый пятнами крови и пота пояс отражает уникальный опыт полученный каратекой во время обучения, поэтому он не должен быть смыт.
Мас Ояма полностью понял природу Кёкусинкай карате как Будо карате — путь к самосовершенствованию через практику военного искусства:
«карате — наиболее Дзен-подобное из всех Боевых Искусств. Оно отказалось от меча. То есть, это превзошло идею о победе и поражении, для того, чтобы идти по своему пути, думая о других людях и живя ради них, подобно жизни Бога. Его значения, поэтому, достигают глубочайших уровней человеческой мысли. В течение долгого времени я подчеркивал, что карате — это и есть Будо, и если Будо отделить от карате, то останется не больше чем спортивное карате, карате для показа или даже мода карате — спорт, идея которого — просто быть фешенебельным. карате, которое отвергло Будо, не имеет никакой основы. Это ничто кроме как варварский метод борьбы или способствующий инструмент для собственной выгоды. Независимо от того, насколько популярным это становится — это бессмысленно.»
Философия Будо очевидна из названия, которое Мас Ояма выбрал для его стиля карате, Кёкусинкай, что означает «Союз абсолютной истины». Это также отражено в Додзё Кун, в Одиннадцати Заповедях Мас Оямы, и в Духе Осу.
Клятва школы Кёкусинкай — Додзё Кун
Кёкусинкай Додзё Кун (Клятва) была написана Мас Оямой с помощью Эйджи Ёсикава (Eiji Yoshikawa), автора романа Мусаси (Musashi), другое название «Десять меченосцев», который был основан на жизни Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi), наиболее известного воина-самурая Японии.
Додзё Кун обычно произносится в конце каждой тренировки, когда студенты и инструкторы выровнены в линию и сидят в позе Сейдза. Каждая строка Додзё Кун произносится самым старшим учеником и повторяется всей группой. Но некоторые Додзё не хотят произносить Додзё Кун по различным причинам.
Додзё Кун
Додзё Кун (Романджи вариант):
1. Хитоцу! Варе варе ва, шишншин о ренмаши, какко фубацу но шинги окивамеру кото.
2. Хитоцу! Варе варе ва, бу но шинзуй о кивамэ, ки ни хаши, кан ни бин нару кото.
3. Хитоцу! Варе варе ва, шиджицу гокен о моттэ, кокки но сейшин о канио суру кото.
4. Хитоцу! Варе варе ва, рейсецу о монжи, чедже о кейши, собо фурумай о цуцушимо кото.
5. Хитоцу! Варе варе ва, шинбуцу о тотоби, кенжо но битоку о васурезару кото.
6. Хитоцу! Варе варе ва, чисей то тайриоку то о коджа сасэ, кото ни нозондэ аяматазару кото.
7. Хитоцу! Варе варе ва, шогай но шуги о карате но мичи ни цуджи, киокушин но мичи о матто суру кото.
Додзё Кун (1-й вариант перевода):
1. Клянёмся! Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого, непоколебимого духа.
2. Клянёмся! Мы будем следовать истинному смыслу пути боевого искусства, чтобы наши чувства все время были наготове.
3. Клянёмся! Мы будем с истинным упорством стремиться к преодолению своего эгоизма.
4. Клянёмся! Мы будем соблюдать правила этикета, уважения к старшим и воздерживаться от насилия.
5. Клянёмся! Мы будем следовать высшим идеалам и никогда не забудем истинную добродетель скромности.
6. Клянёмся! Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.
7. Клянёмся! Всю нашу жизнь, через учение карате, мы будем стремиться выполнить истинное предназначение пути — Кёкусинкай!
Додзё Кун (2-й вариант перевода):
1. Клянёмся! Мы будем тренировать свою душу и плоть и достигать единения движения и духа.
2. Клянёмся! Мы будем постигать существо боевого искусства и в каждую секунду будем бдительными и решительными.
3. Клянёмся! Мы будем развивать стойкость духа и идти путем чистого сердца.
4. Клянёмся! Мы будем следовать правилам морали и уважать старших, воздерживаться от грубых поступков.
5. Клянёмся! Мы будем сохранять веру в сердце и не забудем скромную добродетель.
6. Клянёмся! Мы будем совершенствовать разум и тело и будем соизмерять желания со своими возможностями.
7. Клянёмся! Мы отдадим свою жизнь совершенствованию на пути карате, и успешно завершим путь Кёкусин.
Некоторые Додзё произносят пятую строку как "Мы будем следовать за нашими Богами и Буддой … ", так как это более полный перевод shinbutsu. Однако, полное значение этого японского слова не выражено в этом переводе, так как это упоминает Буддизм и Синто принципы, с которыми много западных людей не знакомы. Другие Додзё произносят эту строку как " Мы будем следовать нашим религиозным принципам … ".
Одинадцать девизов Масутацу Оямы
Ояма суммировал основные принципы философии боевого искусства в одиннадцати девизах, известных как Zayu no Mei Juichi Kajo, которые являются самыми важными в его учении:
Изображение:Zayu mei.gif
Одинадцать девизов Масутацу Оямы
Hitotsu, bu no michi wa, rei ni hajimari rei ni owaru, yotte toko ni rei o seishi kusubeshi.
Futatsu, bu no michi no shinkyu wa, dangai o yoji noboru ga gotoshi, yasumu kotonaku sei susubeshi.
Mitsu, bu no michi ni oite wa, subete ni sente ari, shikaredomo watashi tatakanashi.
Yotsu, bu no michi ni oite mo kinsen wa, totoi mo no nari, shikaredomo shuchaku subekarazu.
Itsutsu, bu no michi wa, sugata nari nani koto ni oite mo, toko ni sugata o seishi kusubeshi.
Mutsu, bu no michi ni oite wa, sennichi o hatsu shintoshi, mannichi no keiko o motte kiwatosu.
Nanatsu, bu no michi ni okeru jiko hansei wa, toko ni rendohe no kikai nari.
Yatsu, bu no michi wa, taka notameni aru mo no nari, shuren ni te shishin o wasurerubeshi.
Kotonotsu, bu no michi ni oite wa, ten o kitoshi maru o otosu, sen wa, kore ni fuzui suru mo no nari.
To, bu no michi ni oite shin no gokui wa, taiken ni ari, yotte taiken o osoru bekarazu.
Tohitotsu, bu no michi ni oite shinrai to kansha wa, toko ni yutaka naru shukaku o eru koto o wasuru bekarazu.
Перевод на русский:
Боевой дух каратиста не исключает, а предусматривает уважение. Будь искренне вежлив со всеми и каждым.
Залог победы над собой и другими — абсолютное целеустремление.
Пытайся завладеть инициативой в любой ситуации, воспользовавшись безрассудством или невнимательностью соперника.
Не дай корыстности взять верх над тобой.
Боевой путь каратиста начинается с тысячи дней изучения азов, продолжается десятками тысяч дней овладением мастерством и вечным познанием тайн карате.
Мудрость бойцу карате дает критический самоанализ решений и поступков.
Пламя изнуряющих тренировок переплавляет эгоистические желания на благородные цели.
Боевой дух лучше всего проверяется на прямом пути.
Истинную твою сущность выявит только опыт долгого противостояния судьбе.
Верное сердце всегда найдет достойную награду.
У сильных учителей вырастают сильные ученики.
Дух — «Ос»
Ос — слово, которое вы будете чаще всего слышать в Кёкусинкай Додзё или на Кёкусинкай турнире. Когда Вы входите или покидаете Додзё, Вы кланяетесь и говорите «Ос». Когда Вы приветствуете человека, занимающегося Кёкусинкай карате, Вы говорите «Ос» вместо «привет». Когда Вы следуете наставлению или отвечаете на вопрос в зале, Вы говорите «Ос» вместо «да», или « я понимаю». При выполнении Кихон Ваза (Kihon Waza — базовые техники) в Додзё, каждое движение часто сопровождается громким «Ос». При осуществлении спарринга в зале, если Ваш противник применяет хорошую, сложную технику, Вы говорите «Ос», чтобы признать умение вашего противника. Как степень уважения, бойцы на турнире кланяются и говорят «Ос» вперед, рефери и друг другу, до и после боя. «Ос» используется в многих ситуациях и, похоже, имеет много значений. Но что же оно действительно означает?
Ос — сокращение слов:
Oshi — значение "Давление… ". Shinobu — значение «Подвергаться чему-либо; выдерживать испытание временем». Оно означает настойчивость, решительность и упорство. Каждый раз, когда мы говорим «Ос», мы напоминаем себе об этом.
Обучение Кёкусинкай очень требовательно. Вы подталкиваете себя, пока, по вашему мнению, вы не достигнете своего предела. Сначала ваше тело хочет остановиться, но ваша сила воли продолжает подталкивать Вас. Когда Ваш разум хочет остановиться, Ваш дух поддерживает Вас в движении. Вы терпите боль. Вы упорно продолжаете заниматься. Это и есть Ос.
Кёкусинкай карате не может быть изучен быстро. Это отнимает годы, чтобы должным образом изучить основные принципы. Основные приёмы выполняются тысячи раз (ren ma — «всегда оттачивающий»), пока они не станут инстинктивными движениями, без осознания того, что Вы делаете (mushin — «никаких мыслей»). Легко сломаться, делая одно и тоже снова и снова, особенно, когда прогресса, кажется, почти нет. Преодоление этого и продолжение обучения требует терпения и настойчивости. Это — Ос.
Абсолютная и непоколебимая преданность, необходимая для восхождения на вершину Кёкусинкай карате — есть Ос.
Дух Ос, вероятно, лучше всего описал Шихан Камерон Квин (Cameron Quinn) из Австралии в своей книге «Будо карате Мас Оямы»:
«Есть высказывание в Японии — „Ishi no ue ni san nen“. В переводе это означает „Три года на скале“. Это высказывание символизирует потребность упорства во всём. Это — одна из наиболее важных философий в Кёкусинкай карате. Кёкусинкай — искусство, требующие от вас жертвы ради целей, достигаемых длительными тренировками. В конечном счете, понимаешь, что в сердцах участников живёт особый дух, превосходящий толчки, удары и ката. Это учит их встречать без страха, зрело и терпеливо, трудности повседневной жизни. Будо-ka непоколебим лёгкими ударами судьбы, он понимает, что чтобы достичь и проявить свой истинный потенциал, человеку потребуется непреклонный дух настойчивости. Эта сила развивается в течение трудного обучения и известна как Osu no seishin (дух Ос). Слово Ос произошло от oshi shinobu, что означает „упорно продолжать заниматься пока можешь (до предела)“. Это подразумевает готовность подталкивать себя к пределам выносливости, упорно продолжать заниматься под любым видом давления. Отдельное слово Ос наиболее точно показывает, что может предложить искусство карате, особенно Кёкусинкай. Тот, кто действительно способен проявить дух Ос в каждом слове, мысли и действии может считаться мудрым и храбрым. Прежде всего, тренировка должна проходить в духе Ос. Повседневная жизнь, и обязанности ею налагаемые, более полностью раскрывается, если идет в духе Ос. Даже новичку, который ощущает свой недостаток обучения и не горит желанием столкнуться с требованиями обучения, достаточно просто осознавать, что через настойчивость и желание продолжать он может достигнуть большей физической, умственной, духовной и эмоциональной силы. Все, что необходимо — твердое намерение. Другими словами, Ос.»
Тренировочный зал — «Додзе». Этикет Додзе
1. Ученики кланяются и произносят Ос при входе в здание школы и тренировочный зал Додзё. При входе в Додзё ученики должны поклониться и произнести Ос в направлении Шинзен, поклониться и произнести Ос в направлении учеников, уже находящихся в помещении.
2. Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться и произнести Ос в направлении центра зала и сесть в положение Сейза лицом к стене, противоположной Шинзен, с закрытими глазами и опущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех должны у
Ритуальные поклоны
Сихан ни рэй — поклон сихану (с 5-го дана и выше).
Сенсей ни рэй — поклон учителю (с 3-го дана и выше).
Сэнпай ни рэй — поклон старшему (от седан до нидан).
Отагай ни рэй — поклон друг другу.
Домо аригато годзаймасита — большое спасибо.
Источник силы в карате
Чтобы эффективно развивать силу, ученик должен осознать различные ступени прогрессии, кратко характеризуемые далее:
Позиция
Ученик должен хорошо знать теоретически и практически стойки и техники карате.
Баланс
Это то, благодаря чему ученик контролирует положение тела как на месте, так и в перемещении.
Координация
Это то, что позволяет ученику выполнять различные техники, сохраняя баланс в данной позиции.
Форма
Ученик должен обрести форму, выполняя все техники с хорошей позицией, балансом и координацией.
Скорость
Это то, когда ученик увеличивает темп исполнения без потери формы.
Сила
Сила — это укрепление техники.
Рефлекс
Осознав и успешно пройдя все названные ступени, благодаря постоянным повторенниям, ученик достигнет стадии, когда техника станет естественным движением.
Заключение
Ученик не должен форсировать данный процесс обучения. Ему следует, насколько возможно, осознать и понять каждое отдельное движение.
Экзамены
Установленный временной интервал между экзаменами
С 10-го кю до3-го кю
Экзамены могут проводиться через 3 месяца.
С 3-го кю до 1-го кю
Экзамены могут проводиться через 6 месяцев.
С 1-го кю до Седан(1-й дан)
Ученики должны постоянно тренироваться минимум 1 год после получения 1-го кю. Предполагается, что ученик тренируется непрерывно по меньшей мере 3 года и ему более 14 лет.
С Седан до Нидан(2-ой дан)
Ученики должны пстоянно тренироваться минимум 2 года после получения Седан и быть старше 18 лет.
С Нидан до Сандан(3-й дан)
Ученики должны постоянно тренироваться минимум 3 года после получения Нидан.
С Сандан до Ендан(4-й дан)
Должно пройти минимум 4 года после получения Сандан. Эта степень присваивается по рекомендации.
Номенклатура
С Седан до Нидан — сэнпай (старший ученик)
С Сандан до Ендан — сэнсэй (учитель)
С Годан и выше — сихан (мастер)
Количество золотых полосок на черном поясе указывает на мастерскую степень
Экзаменационные требования
Экзаменационные требования на 10 кю
Пояс белый
Стойки; ёй-дати, фудо-дати, дзэнкуцу-дати, утихатидзи-дати. Степень освоения материала определяется как неоднократным принятием различных стоек и возможностью выполнения различных техник, так и при перемещениях. Напоминаем, что при выполнении кихона выход в ёй-дати, сантин-дати и положение «кэри-но-ёй», выполняется на 4 счёта (последний счёт — киай). Все осталные стойки принимаются на 1 счёт. Кихон (как исключение, для 10 кю выполняется в фудо-дати): 1. сэйкэн моротэ-цуки дзёдан 2. сэйкэн моротэ-цуки тюдан 3. сэйкэн моротэ-цуки гэдан 4. сэйкэн ой-цуки дзёдан миги 5. сэйкэн ой-цуки тюдан хидари 6. сэйкэн ой-цуки гэдан миги 7. сэйкэн дзёдан-укэ хидари 8. сэйкэн маэ гэдан-барай миги 9. хидза гаммэн-гэри хидари 10. кин-гэри миги Один из основных принципов кихона — поочерёдное выполнение техник (начиная с правой руки). По мере роста техническо мастерства вводится выполнение с «одной руки, ноги» (только правой или только левой). Обязательное требование — кулаки во время выполнения кихона должны быть сжаты (до 5 кю включительно)!
Иппон-кумитэ — основные положения: иппон-кумитэ выполняется из фудо-дати, с последующим выходом (отходом) в дзэнкуцу-дати и возвратом в фудо дати. Дистанция — вытянутая до партнёра рука. Атака, как правило, правой рукой. Блок, соответственно, левой. 1 атака — сэйкэн ой-цуки дзёдан. Защита и контратака — сэйкэн дзёдан-укэ + кин-гэри 2 атака — сэйкэн ой-цуки тюдан. Защита и контратака — маэ гэдан-барай + хидза-гэри Все контратаки проводятся без контакта. Во всех случаях важно сохранение чётких, устойчивых позиций.
Ката: Тайкёку соно ити
Упражнения: • 10 отжиманий на сэйкэн; • 20 подъёмов из положения лёжа; • Растягивающее упражнение (на 4 счёта).
Теория ученик обязан знать: • Смысл названия школы Кёкусинкай; • Как складыватькимоно и как завязывать пояс; • Этикет додзё
Словарь
Словарь построен по принципу объяснения смысла слов, обозначающих тот или иной технический термин. Наибольшее количество новых слов, естественно, приходится на 10 кю. С каждым кю количество новых слов уменьшается, при этом учитывается создание определенного словарного минимума у учеников.
Счёт один — ити два — ни три — сан четыре — си(ён) пять — го шесть — року семь — сити восемь — хати девять — ку десять — дзю
Команды ёй — приготовиться Хадзимэ — начать Ямэ — закончить Маваттэ — повернуться Мугорэй — выполнять без счёта Камаэтэ — принять стойку Мокусо — (буквально • размышление) закрыть глаза Мокусо ямэ — открыть глаза Хантай — сменить стойку (правую на левую и наоборот)
Уровни Дзёдан — верхний; тюдан — средний; гэдан — нижний
Стойки Ёй-дати — стойка готовности Фудо-дати — стойка непоколебимости Дзэнкуцу-дати — передняя наклонная стойка Утихатидзи-дати — стойка японской цифры «восемь»
Блоки Укэ — блок; барай — сметание Удары Сэйкэн — «правильный кулак», передняя часть (два сустава кулака) Цуки — проникающий удар рукой Ой — одноимённый Гаммэн — лицо Кин — пах Моротэ — двойной Хидза — колено Гэри — удар ногой Сунэ — голень
Стороны и направления Хидари — левая Маэ — вперёд Аго — вверх Миги — правая Усиро — назад ёко — в сторону
Общие термины Кумитэ — «встреча рук», спарринг Иппон-кумитэ — учебный спарринг на один шаг Додзё — «место, где ищется путь», тренировочный зал Ката — «форма», технический комплекс Киай • крик, сопровождающий сконцентрированный удар Кихон — базовая техника Оби — пояс Рэй — поклон Сэмпай — старший ученик Сэнсэй — учитель (от III Дана и выше) Сихан — мастер (от V Дана и выше) Ханси — высший мастер (от VIII Дана и выше)
Экзаменационные требования на дан
Терминология Кекусинкай карате
KIHON WAZA БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ
Tsuki Техника атаки руками
Uchi Удар
Uke Блок
Geri Техника атаки ногами
BUKI ОРУЖИЕ
Ashi Нога; стопа
Chusoku Основание пальцев ног
Haisho Внешняя сторона ладони
Haisoku Подъем стопы
Haito Ребро ладони со стороны большого пальца
Hiji Локоть
Hiraken «Плоский кулак»
Hiza Колено
Kakato Пятка
Keiko «Клюв цыплёнка»
Koken Запястье
Kote Предплечье
Nakayubi Ippon Ken Удар костяшкой среднего пальца
Nukite «Рука-копьё»
Oyayubi Ippon Ken Удар костяшкой большого пальца
Ryutoken «Голова дракона»
Seiken Костяшки указательного и среднего пальца
Shotei Основание ладони («пятка» ладони)
Shuto «Рука-нож» (внешнее ребро ладони)
Sokuto Внешнее ребро стопы
Sune Голень
Te Рука
Teisoku Внутренняя сторона стопы
Tetsui «Кулак-молот»
Toho Удар «гардой меча»
Uraken Обратная сторона кулака («Перевёрнутый кулак»)
NERAIDOKORO KOGEKIHOKO ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Age Вверх
Ago Подбородок или челюсть
Atama Голова
Chudan Средний уровень
Ganmen Лицо
Gedan Нижний уровень
Hidari Лево
Hizo Живот
Jodan Верхний уровень
Johanshin Верхняя часть туловища
Kahanshin Нижняя часть туловища
Kake Крюкообразный
Kansetsu Сустав (коленный)
Kintama (Kin) Паховая область
Komekami Висок
Kubi Шея
Kuchi Рот
Mae Вперед; спереди
Mawashi По кругу; круговой
Me Глаза
Migi Право
Mimi Ухо
Mizo-ochi Солнечное сплетение
Momo Бедро; бедренная кость
Mune Грудная клетка; грудь
Naname Диагональ
Nodo Горло
Oroshi Опускающийся; сверху вниз
Rokkotsu Ребро (рёбра)
Sakotsu Ключица
Sayu Левый и правый (стороны)
Soto Наружу
Tobi Прыжковая техника
Uchi Внутрь
Ude Рука (от плеча до кисти)
Ura Назад; наизнанку
Ushiro Назад (направление)
Yoko Сторона (направление)
DACHI СТОЙКИ
Yoi Dachi Стойка готовности
Fudo Dachi Неподвижная Стойка
Zenkutsu Dachi Передняя стойка
Uchi Hachiji Dachi Стойка японской цифры «8»
Sanchin Dachi Стойка трех точек
Kokutsu Dachi Задняя стойка
Musubi Dachi Стойка с открытыми ступнями (пятки вместе)
Kiba Dachi Стойка «наездника»
Neko Ashi Dachi «Кошачья» стойка
Tsuru Ashi Dachi Стойка «журавля»
Moro Ashi Dachi Стойка с выдвинутой стопой вперед
Heisoku Dachi Закрытая стойка (стопы вместе)
Heiko Dachi Стопы параллельно
Yonjugodo Kiba Dachi Стойка «наездника» под углом в 45 градусов
Kake Dachi «Скрученная» стойка
Soto Hachiji Dachi См. Fudo Dachi
Shiko Dachi Стойка борца Сумо
Kumite Dachi Боевая стойка
Han Mi Стойка в пол-оборота
Migi Ashi Mae Перемещение правой ногой вперёд
Hidari Ashi Mae Перемещение левой ногой вперёд
TSUKI WAZA ТЕХНИКА УДАРОВ РУКАМИ
Seiken Кулак
Oi Tsuki Удар одноимённой с ногой рукой
Morote Tsuki Удар двумя кулаками
Gyaku Tsuki Удар разноимённой с ногой рукой
Tate Tsuki Удар вертикальным кулаком
Jun Tsuki Удар рукой в сторону
Shita Tsuki Низкий удар рукой
UCHI WAZA ТЕХНИКА УДАРОВ
Seiken Кулак
Ago Uchi Секущий удар кулаком в подбородок
Furi Ichi Боковой удар кулаком
Tetsui Удар «рукой-молотом»
Oroshi Ganmen Uchi Опускающийся удар в лицо
Komekami Uchi Удар в висок
Hizo Uchi Удар в живот
Mae Yoko Uchi Боковой удар вперёд
Yoko Uchi Удар в сторону
Uraken Перевернутый кулак
Ganmen Uchi Удар в лицо
Sayu Uchi Удар вправо или влево
Hizo Uchi Удар в живот
Oroshi Ganmen Uchi Опускающийся удар в лицо
Mawashi Uchi Круговой удар
Nihon Nukite Удар двумя пальцами
Yonhon Nukite Удар четырьмя пальцами
Shotei Uchi Удар «пяткой» ладони
Shuto «Рука-нож»
Sakotsu Uchi удар в ключицу
Yoko Ganmen Uchi удар в лицо с боку
Sakotsu Uchikomi прямой удар в ключицу
Hizo Uchi удар в живот
Uchi Uchi секущий удар наружу
Hiji Ate Удар локтем
Mae Hiji Ate Удар локтем вперед
Age Hiji Ate Удар локтем вверх
Ushiro Hiji Ate Удар локтем назад
Oroshi Hiji Ate Удар локтем вниз
UKE WAZA ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (БЛОКИ)
Jodan Uke Верхний блок
Gedan Barai Нижний блок
Chudan Uchi Uke Средний внутренний блок предплечьем
Chudan Soto Uke Средний внешний блок предплечьем
Morote Chudan Uchi Uke Средний внутренний блок усиленный
Chudan Uchi Uke Gedan Barai Средний внутренний блок предплечьем с нижним блоком
Shuto Uke Блок ребром ладони
Juji Uke Скрещенный блок
Kake Uke Крюкообразный блок
Shotei Uke Блок «пяткой» ладони
Mawashi Uke Круговой блок
GERI WAZA ТЕХНИКА УДАРОВ НОГАМИ
Hiza Ganmen Geri Удар коленом в лицо
Kin Geri Удар ногой в пах
Mae Geri Удар вперёд
Mae Keage Поднимающийся удар вперёд
Soto Mawashi Geri Внешний круговой удар стопой
Uchi Mawashi Geri Внутренний круговой удар стопой
Yoko Keage Поднимающийся удар в сторону
Mawashi Geri Круговой удар
Kansetsu Geri Удар в область сустава
Yoko Geri Удар в сторону
Ushiro Geri Удар назад
Mae Kakato Geri Удар вперёд пяткой
Ago Geri Удар в подбородок
Tobi Mae Geri Удар вперед в прыжке
Ashi Barai Подсечка (стопой ноги)
KIHON JUTSUGO ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Anza «Турецкая поза»
Arigato Gozaimasu Большое спасибо
Budo «Боевой Путь»
Bunkai «Расшифровка» техники (приёма)
Dan Ученическая степень (черный пояс)
Dojo Зал для тренировок
Dojo Kun Клятва
Dogi (Gi) Форма карате (кимоно)
Fumiashi Шаг (со сменой ног)
Goshin Jutsu Техника самообороны
Hajime Начать
Hanshi Признанный Мастер
Hikite Реверсная рука
Ibuki Силовое дыхание
Jisen Kumite Спарринг без ограничений
Jiyu Kumite Свободный спарринг
Kamaete Принять позицию готовности
Karate Пустая рука (рука китайца)
Kata Форма
Ki Внутренняя энергия
Kiai Взрывной крик или концентрация энергии
Kiai Irete Крик с концентрацией энергии
Kihon Основы
Kihon Waza Базовая техника
Kime Фокус
Kohai Младший ученик
Kokusai Международный
Kosa Смена ног в стойках
Kotai Смена партнёров
Спарринг (бой)
Kyokushin Абсолютная истина
Kyu Уровень мастерства (до черного пояса)
Maai Растояние (между оппонентами)
Makiwara Приспособление для отработки ударной техники
Mawatte Развернуться
Mokuso Медитация
Mugorei Без счёта (самостоятельно)
Mushin Транс (состояние без мыслей)
Naore Занять исходное положение
Nogare Спокойное, Контролируемое дыхание
Obi Пояс (кушак)
Okuriashi «Скользящий» шаг
Onegaishimasu Пожалуйста
Osu Осу
Otagai Друг другу
Rei (…ni Rei) Поклон
Rengokai Федерация
Renmei Организация
Renma Постоянное оттачивание техники
Renraku Комбинация
Seishin Дух
Seiza Формальная позиция на коленях
Sempai Старший ученик (1-й и 2-й Дан)
Sensei Учитель (3-й и 4-й Дан)
Shomen Передняя часть Додзё
Shihan Образец для подражания (5-й, 6-й и 7-й Дан)
Sosai Основатель школы
Tameshiwari Разбивание твёрдых предметов
Tanden Центр тела (Средоточие)
Waza Техника; техники
Yame Остановиться!
Yasume Расслабиться!
Yoi Готовность; Приготовиться!
Yudansha Обладатель чёрного пояса
Zanshin Постоянная готовность
TAIKAI JUTSUGO ТЕРМИНОЛОГИЯ СПАРИНГОВОЙ РАБОТЫ
Aka Красный
Awasete Ippon Выигрыш двумя вазари
Chui Замечание
Encho Дополнительный раунд (продолжение)
Fukushin Угловой судья
Fukushin Shugo Совещание судей
Genten Предупреждение
Hantei Решение
Hikiwake Ничья
Ippon Очко (победа)
Kachi (…no Kachi) Победа (.. победил)
Kiken Наложение штрафа; лишение права
Senshuken Taikai Турнир
Shikaku Дисквалификация
Shiro Белый
Shushin Рефери
Waza Ari Пол-очка
Zokko Продолжение спарринга
KAZU СЧЁТ (ЦИФРЫ)
Ichi Один
Ni Два
San Три
Shi, Yon Четыре
Go Пять
Roku Шесть
Shichi, Nana Семь
Hachi Восемь
Ku Девять
Ju Десять
Niju Двадцать
Sanju Тридцать
Yonju Сорок
Yonjugo Сорок пять
Goju Пятьдесят
Hyaku Сто
Sen Тысяча
Man Десять Тысяч
Дополнительно международные общепринятые термины карате см. в статье терминология карате
Карате Кёкусинкай в Великобритании
Британское карате Кёкусинкай было основано в 1965 г. после возвращения Стива Арнейла и Боба Боултона из Японии, где они 4 года изучали Кёкусинкай в Токийском Хонбу. Благодаря глубоким познаниям и усилиям сихана Стива Арнейла (ныне 9-й дан) британская организация достигла больших успехов. Она известна высоким уровнем проведения нокдаун-турниров по правилам фулл-контакта. Однако в ней проводятся также соревнования по ката и по кумитэ — по правилам ВУКО и кликера (что является новшеством в кёкусинкай).
Британское карате Кёкусинкай является членом-основателем Международной Федерации карате IFK.
Карате Кёкусинкай в России
А. И. Танюшкин
Основоположник карате в России (и в прежнем СССР) — А. И. Танюшкин (ныне 6-й дан). Восприняв стиль Кёкусинкай от лучших мастеров Европы, он открыл первую секцию в Москве в 1973 г. К концу 1970-х годов в стране сформирвалась школа, имеющая представителей во всех крупных регионах. После снятия почти 10-летнего запрета на карате, в 1989 году появилась Федерация Кёкусинкай СССР. Основателем ее был Александр Танюшкин. Слова "каратэ" в названии этой федерации не было потому что в тот момент любой вид каратэ в Советском Союзе был под запретом. Поэтому создание такой федерации было огромным шагом вперед для развития единоборств в СССР.
За период работы национальной организации карате Кёкусинкай вошло в систему спортивной классификации страны как официальный вид спорта, а развитие достигло международного уровня. В 1993 г. Федерация Кёкусинкай России одна из первых вошла в новую Международную Федерацию карате (IFK), возглавляемую сиханом Стивом Арнейлом (ныне 9-й дан). По поручению IFK на базе российской национальной организации создан Евроазиатский Комитет, представляющий IFK на территории бывшего СССР.Его возглавил С.Степанов(ныне 5 дан).Комитет просуществовал до 1998 года,проведя за это время 6 международных турниров класса"А".
Карате Кёкусинкай
Кёкусинкай — контактный стиль карате, созданный в 50-е годы XX-го века Масутацу Оямой в противовес множеству бесконтактных школ и самому принципу «карате без контакта». Демонстрируя миру мощь реального карате, Кёкусинкай постепенно завоевал популярность буквально во всех странах, а позже лег в основу множества других контактных стилей карате.
Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его подвижнической жизни заключался в возрождении карате как воинского искусства. Провозглашая идеал Будо-карате, Ояма решительно отделял всю систему воинского воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо. Однако возрождение карате как искусства Будо сочеталось с массовой его пропагандой как «карате для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.
«Сильнейшее карате» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в карате». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далекими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.
За полвека существования карате Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием этих изменений явились стремительное развитие этого вида спорта и впечатляющие спортивные достижения.
Карате Кёкусинкай — чрезвычайно зрелищный вид спорта. Спортивные поединки (кумитэ) проводятся в полный контакт без защитного снаряжения (шлемов, перчаток, протекторов). Единственное ограничение — запрет ударов в голову руками. Полноконтактные бои, насыщенные высокими ударами ногами и мощными ударами руками, неизменно привлекают на соревнования по Карате Кёкусинкай большое число зрителей.
Символы
Иероглиф Кёкусинкай
Иероглиф Кёкусинкай состоит из трёх слов (иероглифов):
«Кёку» — окончательный, абсолютный предел
«Син» — правда, действительность, реальность, истина
«Кай» — организация, общество, союз
Наиболее часто встречаемая в литературе трактовка символа «Кёкусинкай» — Союз абсолютной истины
Также иероглиф «Кёкусинкай» можно трактовать как Общество искателей абсолютной истины путём боевого искусства
Символ Канку
Символ Канку
Канку является символом Кёкусинкай. Канку происходит из ката Канку — формы созерцания неба. В этой ката руки поднимаются по кругу, как бы очерчивая небо, и так формируется символ. Точки в Канку представляют пальцы и обозначают пределы или пики. Толстые секции представляют запястья и обозначают силу. Центр представляет бесконечность, обозначая глубину. Символ вписан в круг и заключен в нём, что обозначает текучесть и круговое движение.
Философия Кекусинкай карате
Будо карате
Так что же такое карате? Для некоторых это — способ развивать и поддерживать физическую силу и изучать эффективные методы самозащиты. Для других это — намного больше. Кёкусинкай карате — образ жизни, который превышает физические аспекты обучения. Кёкусинкай карате — это Будо карате.
Всю сущность Будо карате невозможно полностью описать лишь в нескольких строчках. Но, как бы там ни было, можно уловить его значение, изучая происхождение боевых искусств и их отношения с Восточной Философией, а также проанализировав сами слова «карате» и «budo».
Корни Кёкусинкай карате, как и большинства военных искусств, прослеживаются от персонажа , индийском принце и священнике-буддисте, который путешествовал к храму Шаолинь в Китае в начале шестого столетия. Там, он развивал Чен (или Дзен в Японии), или «Интуитивную» школу Махаяна Буддизма. Согласно философии Чен, просветление достигалось через медитацию, a не практикой ритуалов или изучением религиозных текстов. Согласно легенде, Бодхидхарма сидел лицом к стене в храме Шаолинь в течение девяти лет, пока он не достиг просветления. Другие легенды говорят о его медитации в пещере в течение девяти лет. Бодхидхарма также развивал военные искусства в физическом ее проявлении, который помогал поддерживать дисциплину размышлений. В течение следующих столетий, философия Чен получило распространение в Окинаве, а затем и в Японии, сопровождаемое понятием военных искусств. Через какое-то время, Дзен и военные искусства стали смешиваться друг с другом и глубоко укоренились в Японском обществе.
Слово карате получено из слов:
Кара — значение «Пустой», и
Te — значение «Рука».
«Кара» также означает — «Китаец», и первоначальное значение слова карате было " Рука Китайца " из-за его происхождения от Китайского Кемпо. Однако, Гичин Фунакоси (Gichin Funakoshi), мастер с острова Окинава, который принес карате в Японию и развивал школу Сётокан (или Шотокан, Shotokan) карате (один из стилей, от которых произошел Кёкусинкай), считал что «пустой» лучше описывает значение карате:
"Кара, в значении «пустой» — определенно более подходящий. С одной стороны, это символизирует очевидный факт, что это искусство самозащиты не требует никакого оружия (пустая рука), только босые ноги и пустые руки. Далее, цель студентов, изучающих карате, не только к совершенствованию выбранного ими искусства, но также к освобождению сердца от всех земных желаний и тщеславия. Читая священные писания Буддистов, мы наблюдаем такие утверждения как «Shiki soku ze ku» и «Ku soku zeshiki», которые буквально подразумевают «Вопрос недействителен (пустой)» и «Все — тщеславие». Знак (иероглиф) Ku, который появляется в обоих замечаниях и может произноситься Кара, — «сам по себе правда».
Слово Будо получено из слов:
Бу — значение «Военное» или «Боевое», и
До — означающий «Дорогу» или «Путь».
Будо, «Боевой Путь», «Путь Воина» является японским термином для искусств, которые используют самооборону как путь самосовершенствования. Слово До происходит от китайского слова Дao и философии Даосизм. Оно означает не путь или метод изучения чего-либо, (как, например, изучения искусства карате), а скорее это — образ жизни посредством достижения мудрости путём обучения. Понятия До и Дзен дополняют друг друга. Дзен добивается самосовершенствования путём пассивных средств, таких как медитация. До — добивается самосовершенствования путём активных действий, таких как физические тренировки. Фактически, практика ката иногда упоминается как ДоДзен, или «Медитация в движении». То, что достигается путём Будо — это намного больше, чем просто техника и применение боевого искусства, это преобразовывает взгляды на жизнь.
Слово Додзё, или тренировочный зал, буквально означает «Место для Пути», и это, также, название места, используемого для медитаций в храме Буддистов. карате Додзё — не просто спортивный зал, даже при том, что тренировка требует больших усилий. Это священное место изучения, и, поэтому, к нему относятся с уважением. каратека (практикующий карате, ка — человек) кланяется к земле перед входом или выходом из Додзё. Обувь не разрешена в Додзё не только для того, чтобы держать Додзё чистым, но и для того, чтобы оставить «внешний мир» по ту сторону дверей.
Существует особый этикет Додзё. Мокусо (Mokuso, медитация) иногда проводится перед обучением, чтобы очистить разум и уйти от «внешнего мира», а после обучения — чтобы снова возвратиться в него.
Униформа всех занимающихся карате называется Доги (или Ги — для краткости), что буквально означает «Одежда для Пути». Точно так же, как Додзё — это не просто спортивный зал, Доги — это не просто одежда для тренировок. Это то, что каратека носит на своем пути к самосовершенствованию. Оно всегда должно находиться в чистом и исправном состоянии. Ояма говорил, что носить зашитый или залатанный Доги это не позор — позор это носить грязный или рваный Доги. Однако ни в коем случае нельзя стирать пояс. Со временем он изнашивается, покрывается пятнами пота и крови от тяжелых тренировок. Старый, изношенный, покрытый пятнами крови и пота пояс отражает уникальный опыт полученный каратекой во время обучения, поэтому он не должен быть смыт.
Мас Ояма полностью понял природу Кёкусинкай карате как Будо карате — путь к самосовершенствованию через практику военного искусства:
«карате — наиболее Дзен-подобное из всех Боевых Искусств. Оно отказалось от меча. То есть, это превзошло идею о победе и поражении, для того, чтобы идти по своему пути, думая о других людях и живя ради них, подобно жизни Бога. Его значения, поэтому, достигают глубочайших уровней человеческой мысли. В течение долгого времени я подчеркивал, что карате — это и есть Будо, и если Будо отделить от карате, то останется не больше чем спортивное карате, карате для показа или даже мода карате — спорт, идея которого — просто быть фешенебельным. карате, которое отвергло Будо, не имеет никакой основы. Это ничто кроме как варварский метод борьбы или способствующий инструмент для собственной выгоды. Независимо от того, насколько популярным это становится — это бессмысленно.»
Философия Будо очевидна из названия, которое Мас Ояма выбрал для его стиля карате, Кёкусинкай, что означает «Союз абсолютной истины». Это также отражено в Додзё Кун, в Одиннадцати Заповедях Мас Оямы, и в Духе Осу.
Клятва школы Кёкусинкай — Додзё Кун
Кёкусинкай Додзё Кун (Клятва) была написана Мас Оямой с помощью Эйджи Ёсикава (Eiji Yoshikawa), автора романа Мусаси (Musashi), другое название «Десять меченосцев», который был основан на жизни Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi), наиболее известного воина-самурая Японии.
Додзё Кун обычно произносится в конце каждой тренировки, когда студенты и инструкторы выровнены в линию и сидят в позе Сейдза. Каждая строка Додзё Кун произносится самым старшим учеником и повторяется всей группой. Но некоторые Додзё не хотят произносить Додзё Кун по различным причинам.
Додзё Кун
Додзё Кун (Романджи вариант):
1. Хитоцу! Варе варе ва, шишншин о ренмаши, какко фубацу но шинги окивамеру кото.
2. Хитоцу! Варе варе ва, бу но шинзуй о кивамэ, ки ни хаши, кан ни бин нару кото.
3. Хитоцу! Варе варе ва, шиджицу гокен о моттэ, кокки но сейшин о канио суру кото.
4. Хитоцу! Варе варе ва, рейсецу о монжи, чедже о кейши, собо фурумай о цуцушимо кото.
5. Хитоцу! Варе варе ва, шинбуцу о тотоби, кенжо но битоку о васурезару кото.
6. Хитоцу! Варе варе ва, чисей то тайриоку то о коджа сасэ, кото ни нозондэ аяматазару кото.
7. Хитоцу! Варе варе ва, шогай но шуги о карате но мичи ни цуджи, киокушин но мичи о матто суру кото.
Додзё Кун (1-й вариант перевода):
1. Клянёмся! Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого, непоколебимого духа.
2. Клянёмся! Мы будем следовать истинному смыслу пути боевого искусства, чтобы наши чувства все время были наготове.
3. Клянёмся! Мы будем с истинным упорством стремиться к преодолению своего эгоизма.
4. Клянёмся! Мы будем соблюдать правила этикета, уважения к старшим и воздерживаться от насилия.
5. Клянёмся! Мы будем следовать высшим идеалам и никогда не забудем истинную добродетель скромности.
6. Клянёмся! Мы будем стремиться к мудрости и силе, не ведая других желаний.
7. Клянёмся! Всю нашу жизнь, через учение карате, мы будем стремиться выполнить истинное предназначение пути — Кёкусинкай!
Додзё Кун (2-й вариант перевода):
1. Клянёмся! Мы будем тренировать свою душу и плоть и достигать единения движения и духа.
2. Клянёмся! Мы будем постигать существо боевого искусства и в каждую секунду будем бдительными и решительными.
3. Клянёмся! Мы будем развивать стойкость духа и идти путем чистого сердца.
4. Клянёмся! Мы будем следовать правилам морали и уважать старших, воздерживаться от грубых поступков.
5. Клянёмся! Мы будем сохранять веру в сердце и не забудем скромную добродетель.
6. Клянёмся! Мы будем совершенствовать разум и тело и будем соизмерять желания со своими возможностями.
7. Клянёмся! Мы отдадим свою жизнь совершенствованию на пути карате, и успешно завершим путь Кёкусин.
Некоторые Додзё произносят пятую строку как "Мы будем следовать за нашими Богами и Буддой … ", так как это более полный перевод shinbutsu. Однако, полное значение этого японского слова не выражено в этом переводе, так как это упоминает Буддизм и Синто принципы, с которыми много западных людей не знакомы. Другие Додзё произносят эту строку как " Мы будем следовать нашим религиозным принципам … ".
Одинадцать девизов Масутацу Оямы
Ояма суммировал основные принципы философии боевого искусства в одиннадцати девизах, известных как Zayu no Mei Juichi Kajo, которые являются самыми важными в его учении:
Изображение:Zayu mei.gif
Одинадцать девизов Масутацу Оямы
Hitotsu, bu no michi wa, rei ni hajimari rei ni owaru, yotte toko ni rei o seishi kusubeshi.
Futatsu, bu no michi no shinkyu wa, dangai o yoji noboru ga gotoshi, yasumu kotonaku sei susubeshi.
Mitsu, bu no michi ni oite wa, subete ni sente ari, shikaredomo watashi tatakanashi.
Yotsu, bu no michi ni oite mo kinsen wa, totoi mo no nari, shikaredomo shuchaku subekarazu.
Itsutsu, bu no michi wa, sugata nari nani koto ni oite mo, toko ni sugata o seishi kusubeshi.
Mutsu, bu no michi ni oite wa, sennichi o hatsu shintoshi, mannichi no keiko o motte kiwatosu.
Nanatsu, bu no michi ni okeru jiko hansei wa, toko ni rendohe no kikai nari.
Yatsu, bu no michi wa, taka notameni aru mo no nari, shuren ni te shishin o wasurerubeshi.
Kotonotsu, bu no michi ni oite wa, ten o kitoshi maru o otosu, sen wa, kore ni fuzui suru mo no nari.
To, bu no michi ni oite shin no gokui wa, taiken ni ari, yotte taiken o osoru bekarazu.
Tohitotsu, bu no michi ni oite shinrai to kansha wa, toko ni yutaka naru shukaku o eru koto o wasuru bekarazu.
Перевод на русский:
Боевой дух каратиста не исключает, а предусматривает уважение. Будь искренне вежлив со всеми и каждым.
Залог победы над собой и другими — абсолютное целеустремление.
Пытайся завладеть инициативой в любой ситуации, воспользовавшись безрассудством или невнимательностью соперника.
Не дай корыстности взять верх над тобой.
Боевой путь каратиста начинается с тысячи дней изучения азов, продолжается десятками тысяч дней овладением мастерством и вечным познанием тайн карате.
Мудрость бойцу карате дает критический самоанализ решений и поступков.
Пламя изнуряющих тренировок переплавляет эгоистические желания на благородные цели.
Боевой дух лучше всего проверяется на прямом пути.
Истинную твою сущность выявит только опыт долгого противостояния судьбе.
Верное сердце всегда найдет достойную награду.
У сильных учителей вырастают сильные ученики.
Дух — «Ос»
Ос — слово, которое вы будете чаще всего слышать в Кёкусинкай Додзё или на Кёкусинкай турнире. Когда Вы входите или покидаете Додзё, Вы кланяетесь и говорите «Ос». Когда Вы приветствуете человека, занимающегося Кёкусинкай карате, Вы говорите «Ос» вместо «привет». Когда Вы следуете наставлению или отвечаете на вопрос в зале, Вы говорите «Ос» вместо «да», или « я понимаю». При выполнении Кихон Ваза (Kihon Waza — базовые техники) в Додзё, каждое движение часто сопровождается громким «Ос». При осуществлении спарринга в зале, если Ваш противник применяет хорошую, сложную технику, Вы говорите «Ос», чтобы признать умение вашего противника. Как степень уважения, бойцы на турнире кланяются и говорят «Ос» вперед, рефери и друг другу, до и после боя. «Ос» используется в многих ситуациях и, похоже, имеет много значений. Но что же оно действительно означает?
Ос — сокращение слов:
Oshi — значение "Давление… ". Shinobu — значение «Подвергаться чему-либо; выдерживать испытание временем». Оно означает настойчивость, решительность и упорство. Каждый раз, когда мы говорим «Ос», мы напоминаем себе об этом.
Обучение Кёкусинкай очень требовательно. Вы подталкиваете себя, пока, по вашему мнению, вы не достигнете своего предела. Сначала ваше тело хочет остановиться, но ваша сила воли продолжает подталкивать Вас. Когда Ваш разум хочет остановиться, Ваш дух поддерживает Вас в движении. Вы терпите боль. Вы упорно продолжаете заниматься. Это и есть Ос.
Кёкусинкай карате не может быть изучен быстро. Это отнимает годы, чтобы должным образом изучить основные принципы. Основные приёмы выполняются тысячи раз (ren ma — «всегда оттачивающий»), пока они не станут инстинктивными движениями, без осознания того, что Вы делаете (mushin — «никаких мыслей»). Легко сломаться, делая одно и тоже снова и снова, особенно, когда прогресса, кажется, почти нет. Преодоление этого и продолжение обучения требует терпения и настойчивости. Это — Ос.
Абсолютная и непоколебимая преданность, необходимая для восхождения на вершину Кёкусинкай карате — есть Ос.
Дух Ос, вероятно, лучше всего описал Шихан Камерон Квин (Cameron Quinn) из Австралии в своей книге «Будо карате Мас Оямы»:
«Есть высказывание в Японии — „Ishi no ue ni san nen“. В переводе это означает „Три года на скале“. Это высказывание символизирует потребность упорства во всём. Это — одна из наиболее важных философий в Кёкусинкай карате. Кёкусинкай — искусство, требующие от вас жертвы ради целей, достигаемых длительными тренировками. В конечном счете, понимаешь, что в сердцах участников живёт особый дух, превосходящий толчки, удары и ката. Это учит их встречать без страха, зрело и терпеливо, трудности повседневной жизни. Будо-ka непоколебим лёгкими ударами судьбы, он понимает, что чтобы достичь и проявить свой истинный потенциал, человеку потребуется непреклонный дух настойчивости. Эта сила развивается в течение трудного обучения и известна как Osu no seishin (дух Ос). Слово Ос произошло от oshi shinobu, что означает „упорно продолжать заниматься пока можешь (до предела)“. Это подразумевает готовность подталкивать себя к пределам выносливости, упорно продолжать заниматься под любым видом давления. Отдельное слово Ос наиболее точно показывает, что может предложить искусство карате, особенно Кёкусинкай. Тот, кто действительно способен проявить дух Ос в каждом слове, мысли и действии может считаться мудрым и храбрым. Прежде всего, тренировка должна проходить в духе Ос. Повседневная жизнь, и обязанности ею налагаемые, более полностью раскрывается, если идет в духе Ос. Даже новичку, который ощущает свой недостаток обучения и не горит желанием столкнуться с требованиями обучения, достаточно просто осознавать, что через настойчивость и желание продолжать он может достигнуть большей физической, умственной, духовной и эмоциональной силы. Все, что необходимо — твердое намерение. Другими словами, Ос.»
Тренировочный зал — «Додзе». Этикет Додзе
1. Ученики кланяются и произносят Ос при входе в здание школы и тренировочный зал Додзё. При входе в Додзё ученики должны поклониться и произнести Ос в направлении Шинзен, поклониться и произнести Ос в направлении учеников, уже находящихся в помещении.
2. Ученики должны на тренировке работать в полную силу. Опоздавшие к началу тренировки должны поклониться и произнести Ос в направлении центра зала и сесть в положение Сейза лицом к стене, противоположной Шинзен, с закрытими глазами и опущенной головой. Опоздавшие должны сидеть до тех должны у
Ритуальные поклоны
Сихан ни рэй — поклон сихану (с 5-го дана и выше).
Сенсей ни рэй — поклон учителю (с 3-го дана и выше).
Сэнпай ни рэй — поклон старшему (от седан до нидан).
Отагай ни рэй — поклон друг другу.
Домо аригато годзаймасита — большое спасибо.
Источник силы в карате
Чтобы эффективно развивать силу, ученик должен осознать различные ступени прогрессии, кратко характеризуемые далее:
Позиция
Ученик должен хорошо знать теоретически и практически стойки и техники карате.
Баланс
Это то, благодаря чему ученик контролирует положение тела как на месте, так и в перемещении.
Координация
Это то, что позволяет ученику выполнять различные техники, сохраняя баланс в данной позиции.
Форма
Ученик должен обрести форму, выполняя все техники с хорошей позицией, балансом и координацией.
Скорость
Это то, когда ученик увеличивает темп исполнения без потери формы.
Сила
Сила — это укрепление техники.
Рефлекс
Осознав и успешно пройдя все названные ступени, благодаря постоянным повторенниям, ученик достигнет стадии, когда техника станет естественным движением.
Заключение
Ученик не должен форсировать данный процесс обучения. Ему следует, насколько возможно, осознать и понять каждое отдельное движение.
Экзамены
Установленный временной интервал между экзаменами
С 10-го кю до3-го кю
Экзамены могут проводиться через 3 месяца.
С 3-го кю до 1-го кю
Экзамены могут проводиться через 6 месяцев.
С 1-го кю до Седан(1-й дан)
Ученики должны постоянно тренироваться минимум 1 год после получения 1-го кю. Предполагается, что ученик тренируется непрерывно по меньшей мере 3 года и ему более 14 лет.
С Седан до Нидан(2-ой дан)
Ученики должны пстоянно тренироваться минимум 2 года после получения Седан и быть старше 18 лет.
С Нидан до Сандан(3-й дан)
Ученики должны постоянно тренироваться минимум 3 года после получения Нидан.
С Сандан до Ендан(4-й дан)
Должно пройти минимум 4 года после получения Сандан. Эта степень присваивается по рекомендации.
Номенклатура
С Седан до Нидан — сэнпай (старший ученик)
С Сандан до Ендан — сэнсэй (учитель)
С Годан и выше — сихан (мастер)
Количество золотых полосок на черном поясе указывает на мастерскую степень
Экзаменационные требования
Экзаменационные требования на 10 кю
Пояс белый
Стойки; ёй-дати, фудо-дати, дзэнкуцу-дати, утихатидзи-дати. Степень освоения материала определяется как неоднократным принятием различных стоек и возможностью выполнения различных техник, так и при перемещениях. Напоминаем, что при выполнении кихона выход в ёй-дати, сантин-дати и положение «кэри-но-ёй», выполняется на 4 счёта (последний счёт — киай). Все осталные стойки принимаются на 1 счёт. Кихон (как исключение, для 10 кю выполняется в фудо-дати): 1. сэйкэн моротэ-цуки дзёдан 2. сэйкэн моротэ-цуки тюдан 3. сэйкэн моротэ-цуки гэдан 4. сэйкэн ой-цуки дзёдан миги 5. сэйкэн ой-цуки тюдан хидари 6. сэйкэн ой-цуки гэдан миги 7. сэйкэн дзёдан-укэ хидари 8. сэйкэн маэ гэдан-барай миги 9. хидза гаммэн-гэри хидари 10. кин-гэри миги Один из основных принципов кихона — поочерёдное выполнение техник (начиная с правой руки). По мере роста техническо мастерства вводится выполнение с «одной руки, ноги» (только правой или только левой). Обязательное требование — кулаки во время выполнения кихона должны быть сжаты (до 5 кю включительно)!
Иппон-кумитэ — основные положения: иппон-кумитэ выполняется из фудо-дати, с последующим выходом (отходом) в дзэнкуцу-дати и возвратом в фудо дати. Дистанция — вытянутая до партнёра рука. Атака, как правило, правой рукой. Блок, соответственно, левой. 1 атака — сэйкэн ой-цуки дзёдан. Защита и контратака — сэйкэн дзёдан-укэ + кин-гэри 2 атака — сэйкэн ой-цуки тюдан. Защита и контратака — маэ гэдан-барай + хидза-гэри Все контратаки проводятся без контакта. Во всех случаях важно сохранение чётких, устойчивых позиций.
Ката: Тайкёку соно ити
Упражнения: • 10 отжиманий на сэйкэн; • 20 подъёмов из положения лёжа; • Растягивающее упражнение (на 4 счёта).
Теория ученик обязан знать: • Смысл названия школы Кёкусинкай; • Как складыватькимоно и как завязывать пояс; • Этикет додзё
Словарь
Словарь построен по принципу объяснения смысла слов, обозначающих тот или иной технический термин. Наибольшее количество новых слов, естественно, приходится на 10 кю. С каждым кю количество новых слов уменьшается, при этом учитывается создание определенного словарного минимума у учеников.
Счёт один — ити два — ни три — сан четыре — си(ён) пять — го шесть — року семь — сити восемь — хати девять — ку десять — дзю
Команды ёй — приготовиться Хадзимэ — начать Ямэ — закончить Маваттэ — повернуться Мугорэй — выполнять без счёта Камаэтэ — принять стойку Мокусо — (буквально • размышление) закрыть глаза Мокусо ямэ — открыть глаза Хантай — сменить стойку (правую на левую и наоборот)
Уровни Дзёдан — верхний; тюдан — средний; гэдан — нижний
Стойки Ёй-дати — стойка готовности Фудо-дати — стойка непоколебимости Дзэнкуцу-дати — передняя наклонная стойка Утихатидзи-дати — стойка японской цифры «восемь»
Блоки Укэ — блок; барай — сметание Удары Сэйкэн — «правильный кулак», передняя часть (два сустава кулака) Цуки — проникающий удар рукой Ой — одноимённый Гаммэн — лицо Кин — пах Моротэ — двойной Хидза — колено Гэри — удар ногой Сунэ — голень
Стороны и направления Хидари — левая Маэ — вперёд Аго — вверх Миги — правая Усиро — назад ёко — в сторону
Общие термины Кумитэ — «встреча рук», спарринг Иппон-кумитэ — учебный спарринг на один шаг Додзё — «место, где ищется путь», тренировочный зал Ката — «форма», технический комплекс Киай • крик, сопровождающий сконцентрированный удар Кихон — базовая техника Оби — пояс Рэй — поклон Сэмпай — старший ученик Сэнсэй — учитель (от III Дана и выше) Сихан — мастер (от V Дана и выше) Ханси — высший мастер (от VIII Дана и выше)
Экзаменационные требования на дан
Терминология Кекусинкай карате
KIHON WAZA БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ
Tsuki Техника атаки руками
Uchi Удар
Uke Блок
Geri Техника атаки ногами
BUKI ОРУЖИЕ
Ashi Нога; стопа
Chusoku Основание пальцев ног
Haisho Внешняя сторона ладони
Haisoku Подъем стопы
Haito Ребро ладони со стороны большого пальца
Hiji Локоть
Hiraken «Плоский кулак»
Hiza Колено
Kakato Пятка
Keiko «Клюв цыплёнка»
Koken Запястье
Kote Предплечье
Nakayubi Ippon Ken Удар костяшкой среднего пальца
Nukite «Рука-копьё»
Oyayubi Ippon Ken Удар костяшкой большого пальца
Ryutoken «Голова дракона»
Seiken Костяшки указательного и среднего пальца
Shotei Основание ладони («пятка» ладони)
Shuto «Рука-нож» (внешнее ребро ладони)
Sokuto Внешнее ребро стопы
Sune Голень
Te Рука
Teisoku Внутренняя сторона стопы
Tetsui «Кулак-молот»
Toho Удар «гардой меча»
Uraken Обратная сторона кулака («Перевёрнутый кулак»)
NERAIDOKORO KOGEKIHOKO ЦЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ
Age Вверх
Ago Подбородок или челюсть
Atama Голова
Chudan Средний уровень
Ganmen Лицо
Gedan Нижний уровень
Hidari Лево
Hizo Живот
Jodan Верхний уровень
Johanshin Верхняя часть туловища
Kahanshin Нижняя часть туловища
Kake Крюкообразный
Kansetsu Сустав (коленный)
Kintama (Kin) Паховая область
Komekami Висок
Kubi Шея
Kuchi Рот
Mae Вперед; спереди
Mawashi По кругу; круговой
Me Глаза
Migi Право
Mimi Ухо
Mizo-ochi Солнечное сплетение
Momo Бедро; бедренная кость
Mune Грудная клетка; грудь
Naname Диагональ
Nodo Горло
Oroshi Опускающийся; сверху вниз
Rokkotsu Ребро (рёбра)
Sakotsu Ключица
Sayu Левый и правый (стороны)
Soto Наружу
Tobi Прыжковая техника
Uchi Внутрь
Ude Рука (от плеча до кисти)
Ura Назад; наизнанку
Ushiro Назад (направление)
Yoko Сторона (направление)
DACHI СТОЙКИ
Yoi Dachi Стойка готовности
Fudo Dachi Неподвижная Стойка
Zenkutsu Dachi Передняя стойка
Uchi Hachiji Dachi Стойка японской цифры «8»
Sanchin Dachi Стойка трех точек
Kokutsu Dachi Задняя стойка
Musubi Dachi Стойка с открытыми ступнями (пятки вместе)
Kiba Dachi Стойка «наездника»
Neko Ashi Dachi «Кошачья» стойка
Tsuru Ashi Dachi Стойка «журавля»
Moro Ashi Dachi Стойка с выдвинутой стопой вперед
Heisoku Dachi Закрытая стойка (стопы вместе)
Heiko Dachi Стопы параллельно
Yonjugodo Kiba Dachi Стойка «наездника» под углом в 45 градусов
Kake Dachi «Скрученная» стойка
Soto Hachiji Dachi См. Fudo Dachi
Shiko Dachi Стойка борца Сумо
Kumite Dachi Боевая стойка
Han Mi Стойка в пол-оборота
Migi Ashi Mae Перемещение правой ногой вперёд
Hidari Ashi Mae Перемещение левой ногой вперёд
TSUKI WAZA ТЕХНИКА УДАРОВ РУКАМИ
Seiken Кулак
Oi Tsuki Удар одноимённой с ногой рукой
Morote Tsuki Удар двумя кулаками
Gyaku Tsuki Удар разноимённой с ногой рукой
Tate Tsuki Удар вертикальным кулаком
Jun Tsuki Удар рукой в сторону
Shita Tsuki Низкий удар рукой
UCHI WAZA ТЕХНИКА УДАРОВ
Seiken Кулак
Ago Uchi Секущий удар кулаком в подбородок
Furi Ichi Боковой удар кулаком
Tetsui Удар «рукой-молотом»
Oroshi Ganmen Uchi Опускающийся удар в лицо
Komekami Uchi Удар в висок
Hizo Uchi Удар в живот
Mae Yoko Uchi Боковой удар вперёд
Yoko Uchi Удар в сторону
Uraken Перевернутый кулак
Ganmen Uchi Удар в лицо
Sayu Uchi Удар вправо или влево
Hizo Uchi Удар в живот
Oroshi Ganmen Uchi Опускающийся удар в лицо
Mawashi Uchi Круговой удар
Nihon Nukite Удар двумя пальцами
Yonhon Nukite Удар четырьмя пальцами
Shotei Uchi Удар «пяткой» ладони
Shuto «Рука-нож»
Sakotsu Uchi удар в ключицу
Yoko Ganmen Uchi удар в лицо с боку
Sakotsu Uchikomi прямой удар в ключицу
Hizo Uchi удар в живот
Uchi Uchi секущий удар наружу
Hiji Ate Удар локтем
Mae Hiji Ate Удар локтем вперед
Age Hiji Ate Удар локтем вверх
Ushiro Hiji Ate Удар локтем назад
Oroshi Hiji Ate Удар локтем вниз
UKE WAZA ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (БЛОКИ)
Jodan Uke Верхний блок
Gedan Barai Нижний блок
Chudan Uchi Uke Средний внутренний блок предплечьем
Chudan Soto Uke Средний внешний блок предплечьем
Morote Chudan Uchi Uke Средний внутренний блок усиленный
Chudan Uchi Uke Gedan Barai Средний внутренний блок предплечьем с нижним блоком
Shuto Uke Блок ребром ладони
Juji Uke Скрещенный блок
Kake Uke Крюкообразный блок
Shotei Uke Блок «пяткой» ладони
Mawashi Uke Круговой блок
GERI WAZA ТЕХНИКА УДАРОВ НОГАМИ
Hiza Ganmen Geri Удар коленом в лицо
Kin Geri Удар ногой в пах
Mae Geri Удар вперёд
Mae Keage Поднимающийся удар вперёд
Soto Mawashi Geri Внешний круговой удар стопой
Uchi Mawashi Geri Внутренний круговой удар стопой
Yoko Keage Поднимающийся удар в сторону
Mawashi Geri Круговой удар
Kansetsu Geri Удар в область сустава
Yoko Geri Удар в сторону
Ushiro Geri Удар назад
Mae Kakato Geri Удар вперёд пяткой
Ago Geri Удар в подбородок
Tobi Mae Geri Удар вперед в прыжке
Ashi Barai Подсечка (стопой ноги)
KIHON JUTSUGO ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Anza «Турецкая поза»
Arigato Gozaimasu Большое спасибо
Budo «Боевой Путь»
Bunkai «Расшифровка» техники (приёма)
Dan Ученическая степень (черный пояс)
Dojo Зал для тренировок
Dojo Kun Клятва
Dogi (Gi) Форма карате (кимоно)
Fumiashi Шаг (со сменой ног)
Goshin Jutsu Техника самообороны
Hajime Начать
Hanshi Признанный Мастер
Hikite Реверсная рука
Ibuki Силовое дыхание
Jisen Kumite Спарринг без ограничений
Jiyu Kumite Свободный спарринг
Kamaete Принять позицию готовности
Karate Пустая рука (рука китайца)
Kata Форма
Ki Внутренняя энергия
Kiai Взрывной крик или концентрация энергии
Kiai Irete Крик с концентрацией энергии
Kihon Основы
Kihon Waza Базовая техника
Kime Фокус
Kohai Младший ученик
Kokusai Международный
Kosa Смена ног в стойках
Kotai Смена партнёров
Спарринг (бой)
Kyokushin Абсолютная истина
Kyu Уровень мастерства (до черного пояса)
Maai Растояние (между оппонентами)
Makiwara Приспособление для отработки ударной техники
Mawatte Развернуться
Mokuso Медитация
Mugorei Без счёта (самостоятельно)
Mushin Транс (состояние без мыслей)
Naore Занять исходное положение
Nogare Спокойное, Контролируемое дыхание
Obi Пояс (кушак)
Okuriashi «Скользящий» шаг
Onegaishimasu Пожалуйста
Osu Осу
Otagai Друг другу
Rei (…ni Rei) Поклон
Rengokai Федерация
Renmei Организация
Renma Постоянное оттачивание техники
Renraku Комбинация
Seishin Дух
Seiza Формальная позиция на коленях
Sempai Старший ученик (1-й и 2-й Дан)
Sensei Учитель (3-й и 4-й Дан)
Shomen Передняя часть Додзё
Shihan Образец для подражания (5-й, 6-й и 7-й Дан)
Sosai Основатель школы
Tameshiwari Разбивание твёрдых предметов
Tanden Центр тела (Средоточие)
Waza Техника; техники
Yame Остановиться!
Yasume Расслабиться!
Yoi Готовность; Приготовиться!
Yudansha Обладатель чёрного пояса
Zanshin Постоянная готовность
TAIKAI JUTSUGO ТЕРМИНОЛОГИЯ СПАРИНГОВОЙ РАБОТЫ
Aka Красный
Awasete Ippon Выигрыш двумя вазари
Chui Замечание
Encho Дополнительный раунд (продолжение)
Fukushin Угловой судья
Fukushin Shugo Совещание судей
Genten Предупреждение
Hantei Решение
Hikiwake Ничья
Ippon Очко (победа)
Kachi (…no Kachi) Победа (.. победил)
Kiken Наложение штрафа; лишение права
Senshuken Taikai Турнир
Shikaku Дисквалификация
Shiro Белый
Shushin Рефери
Waza Ari Пол-очка
Zokko Продолжение спарринга
KAZU СЧЁТ (ЦИФРЫ)
Ichi Один
Ni Два
San Три
Shi, Yon Четыре
Go Пять
Roku Шесть
Shichi, Nana Семь
Hachi Восемь
Ku Девять
Ju Десять
Niju Двадцать
Sanju Тридцать
Yonju Сорок
Yonjugo Сорок пять
Goju Пятьдесят
Hyaku Сто
Sen Тысяча
Man Десять Тысяч
Дополнительно международные общепринятые термины карате см. в статье терминология карате
Карате Кёкусинкай в Великобритании
Британское карате Кёкусинкай было основано в 1965 г. после возвращения Стива Арнейла и Боба Боултона из Японии, где они 4 года изучали Кёкусинкай в Токийском Хонбу. Благодаря глубоким познаниям и усилиям сихана Стива Арнейла (ныне 9-й дан) британская организация достигла больших успехов. Она известна высоким уровнем проведения нокдаун-турниров по правилам фулл-контакта. Однако в ней проводятся также соревнования по ката и по кумитэ — по правилам ВУКО и кликера (что является новшеством в кёкусинкай).
Британское карате Кёкусинкай является членом-основателем Международной Федерации карате IFK.
Карате Кёкусинкай в России
А. И. Танюшкин
Основоположник карате в России (и в прежнем СССР) — А. И. Танюшкин (ныне 6-й дан). Восприняв стиль Кёкусинкай от лучших мастеров Европы, он открыл первую секцию в Москве в 1973 г. К концу 1970-х годов в стране сформирвалась школа, имеющая представителей во всех крупных регионах. После снятия почти 10-летнего запрета на карате, в 1989 году появилась Федерация Кёкусинкай СССР. Основателем ее был Александр Танюшкин. Слова "каратэ" в названии этой федерации не было потому что в тот момент любой вид каратэ в Советском Союзе был под запретом. Поэтому создание такой федерации было огромным шагом вперед для развития единоборств в СССР.
За период работы национальной организации карате Кёкусинкай вошло в систему спортивной классификации страны как официальный вид спорта, а развитие достигло международного уровня. В 1993 г. Федерация Кёкусинкай России одна из первых вошла в новую Международную Федерацию карате (IFK), возглавляемую сиханом Стивом Арнейлом (ныне 9-й дан). По поручению IFK на базе российской национальной организации создан Евроазиатский Комитет, представляющий IFK на территории бывшего СССР.Его возглавил С.Степанов(ныне 5 дан).Комитет просуществовал до 1998 года,проведя за это время 6 международных турниров класса"А".
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии30