История самбо
Самбо
(САМозащита Без Оружия)
Самбо, это вид единоборства, возникший в результате соединения японской техники дзю-дзюцу и дзюдо с техникой запад¬ного происхождения: вольно-американской борьбой (кэтч), французской (греко-римской) борьбой, английским и французским боксом.
Первым среди создателей самбо надо назвать В.А. Спиридонова (1883—1943). Он в 1922—33 гг. разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику рукопашного боя (самообороны) на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также «бытовой драки».
Всю технику боя он сгруппировал по семи разделам: 1) дожи-мы, 2) рычаги, 3) выкручивания, 4) выводы из равновесия, 5) на¬жатия и сжатия, 6) удары (боксерские и дзю-дзюцу), 7) комбинированные приемы. На основе этой техники он предложил приемы защиты от различных захватов и от нападения вооруженного противника. Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, т.е. для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Свою систему автор называл сначала «сам», потом «самоз» и, наконец, «самозащита без оружия — самбо».
Ее технический арсенал включал удары руками из английского бокса, удары ногами из французского бокса, болевые приемы на суставы рук и удушения из японского дзю-дзюцу. Все приемы следовало проводить в стойке, борьба в партере не предусматривалась. Тренировочный костюм включал борцовское трико, поверх которого надевали куртку типа короткого френча с пришитым поясом. Обувью служили ботинки военного образца.
Второй создатель самбо, это В.С. Ошепков (1892—1937). В 1911—14 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Кодокане, у Кано Дзигоро и получил из рук патриарха степень 2-й дан. В 1922— 1925 гг. Ошепков, сотрудничавший с советской военной развед¬кой, находился в Китае (в Маньчжурии), где познакомился с некоторыми стилями ушу. А с лета 1929 по сентябрь 1937 гг. (он был убит в тюрьме через 10 дней после ареста под ярлыком «враг на¬рода»), Ошепков жил в Модкве, часто выезжая в Ленинград. В этих городах он пропагандировал дзюдо среди командного со¬става армии, а также среди студентов Центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощелков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц.
В основном, он проводил двухмесячные семинары. Их программа включала три раздела: I) броски, рычаги, удушения, удары руками и ногами (т.е. базовую технику); 2) приемы защиты от нападения противника, вооруженного ножом, штыком, саблей, палкой, револьвером; 3) приемы рукопашной схватки двух безоружных противников. Приемы второго и третьего разделов строились на основе базовой техники. То, чему обучал Ощепков, он сам называл «борьбой вольного стиля», или «борьбой в одежде — дзиу-до».
Во время демонстрации приемов на Ощелкова нападали одновременно несколько «противников», которые его рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, резали кинжалом, стреляли в упор из пистолета, И все это было почти всерьез — использовался боевой штык, остро отточенные нож и шашка, патроны с капсюлем.
Его показательные выступления производили такой фурор, что дзюдо включили в программу обучения студентов физкультурных вузов и техникумов, а некоторые приемы вошли в комплекс ГТО. В 1932 г. Центральный институт физической культуры выпустил сборник, в котором кратко изложил систему «вольной борьбы» на основе дзюдо, в том числе подготовительные уп¬ражнения, страховку, правила соревнований и т.д.
В отличие от классического дзюдо, Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения. Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что вторая была более «спортивной», более доступной для массового распространения.
В конце 30-х годов В.П. Волков, занимавшийся в равное время как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые соединил элементы обеих систем в рамках единого учебного курса, изложенного им в пособии для школ НКВД (1940). Отталкиваясь от этого фундаментального труда, А.А. Харлампиев (1906—1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге «Борьба самбо» (1949). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы защиты от вооруженного противника.
Тем самым он разделил самбо на спортивный вариант «борьбы в одежде» (который впоследствии стал международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев изложил в книге «Борьба самбо — специальные приемы», изданной в 1952 г. министерством обороны СССР под грифом «для служебного пользования»).
Спортивный вариант очень быстро приобрел все условности и ограничения спорта. Боевой вариант столь же быстро распрощался с названием самбо и стал «рукопашным боем», эклектичной системой, впитывавшей в себя самые разнообразные влияния и веяния.
В данной связи надо отметить, что помимо Спиридонова, Ощепкова, Харлампиева и Волкова, были и другие специалисты, внесшие свой вклад в развитие боевого варианта самбо, т.е. советского рукопашного боя. Например, Н.Н. Ознобишин (1892— 1942) в 1930 п опубликовал книгу «Искусство рукопашного боя», которая во многих отношениях не утратила своей ценности до сих пор. В ней автор предложил систему рукопашного боя для сотрудников НКВД и гражданских лиц, построенную из приемов английского и французского бокса, вольно-американской борьбы кэтч и японского дзю-дзюцу. Большой популярностью в свое время пользовались разработки К.Т. Булочко и Н.Н. Сим-кина.
К началу 50-х гг. сложились два основных направления в бо¬евом самбо (или, что то же самое, в советском рукопашном бое) — полицейское и армейское. Первое предназначалось для сотрудников органов госбезопасности и внутренних дел. По¬скольку их главной целью практически всегда являлось обезоруживание и задержание противника, постольку техника схватки была основана на захватах, бросках, болевых рычагах и выкручиваниях, удушениях. Удары руками и ногами применялись весьма ограниченно.
Второе направление предназначалось для военнослужащих, главной целью которых в большинстве случаев является уничтожение противника. Поэтому здесь на первый план вышли приемы работы ножом, штыком и различными подручными предме¬тами (например, малой саперной лопатой), а также удары конечностями. Бросково-болевая техника в данном случае играет вспомогательную роль.
Школы гражданской самообороны создавались и создаются в СССР/СНГ на основе того и другого направления.
(САМозащита Без Оружия)
Самбо, это вид единоборства, возникший в результате соединения японской техники дзю-дзюцу и дзюдо с техникой запад¬ного происхождения: вольно-американской борьбой (кэтч), французской (греко-римской) борьбой, английским и французским боксом.
Первым среди создателей самбо надо назвать В.А. Спиридонова (1883—1943). Он в 1922—33 гг. разработал на практике и зафиксировал в трех опубликованных книгах технику рукопашного боя (самообороны) на основе японского дзю-дзюцу, английского и французского бокса, а также «бытовой драки».
Всю технику боя он сгруппировал по семи разделам: 1) дожи-мы, 2) рычаги, 3) выкручивания, 4) выводы из равновесия, 5) на¬жатия и сжатия, 6) удары (боксерские и дзю-дзюцу), 7) комбинированные приемы. На основе этой техники он предложил приемы защиты от различных захватов и от нападения вооруженного противника. Система Спиридонова была предназначена для сотрудников НКВД, т.е. для милиции, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Свою систему автор называл сначала «сам», потом «самоз» и, наконец, «самозащита без оружия — самбо».
Ее технический арсенал включал удары руками из английского бокса, удары ногами из французского бокса, болевые приемы на суставы рук и удушения из японского дзю-дзюцу. Все приемы следовало проводить в стойке, борьба в партере не предусматривалась. Тренировочный костюм включал борцовское трико, поверх которого надевали куртку типа короткого френча с пришитым поясом. Обувью служили ботинки военного образца.
Второй создатель самбо, это В.С. Ошепков (1892—1937). В 1911—14 гг. он прошел курс обучения дзюдо в Кодокане, у Кано Дзигоро и получил из рук патриарха степень 2-й дан. В 1922— 1925 гг. Ошепков, сотрудничавший с советской военной развед¬кой, находился в Китае (в Маньчжурии), где познакомился с некоторыми стилями ушу. А с лета 1929 по сентябрь 1937 гг. (он был убит в тюрьме через 10 дней после ареста под ярлыком «враг на¬рода»), Ошепков жил в Модкве, часто выезжая в Ленинград. В этих городах он пропагандировал дзюдо среди командного со¬става армии, а также среди студентов Центрального института физкультуры и профессиональных спортивных работников. В отличие от Спиридонова, не допускавшего изучения своей системы людьми, не состоявшими на службе в НКВД, Ощелков стремился познакомить с дзюдо как можно больший круг лиц.
В основном, он проводил двухмесячные семинары. Их программа включала три раздела: I) броски, рычаги, удушения, удары руками и ногами (т.е. базовую технику); 2) приемы защиты от нападения противника, вооруженного ножом, штыком, саблей, палкой, револьвером; 3) приемы рукопашной схватки двух безоружных противников. Приемы второго и третьего разделов строились на основе базовой техники. То, чему обучал Ощепков, он сам называл «борьбой вольного стиля», или «борьбой в одежде — дзиу-до».
Во время демонстрации приемов на Ощелкова нападали одновременно несколько «противников», которые его рубили шашкой, кололи штыком, били палкой, резали кинжалом, стреляли в упор из пистолета, И все это было почти всерьез — использовался боевой штык, остро отточенные нож и шашка, патроны с капсюлем.
Его показательные выступления производили такой фурор, что дзюдо включили в программу обучения студентов физкультурных вузов и техникумов, а некоторые приемы вошли в комплекс ГТО. В 1932 г. Центральный институт физической культуры выпустил сборник, в котором кратко изложил систему «вольной борьбы» на основе дзюдо, в том числе подготовительные уп¬ражнения, страховку, правила соревнований и т.д.
В отличие от классического дзюдо, Ощепков изменил униформу занимающихся, устранил японские ритуалы, жесткое татами заменил толстым мягким ковром, дополнил технику дзюдо некоторыми приемами европейского и китайского происхождения. Сравнивая системы Спиридонова и Ощепкова, надо признать, что вторая была более «спортивной», более доступной для массового распространения.
В конце 30-х годов В.П. Волков, занимавшийся в равное время как у Спиридонова, так и у Ощепкова, впервые соединил элементы обеих систем в рамках единого учебного курса, изложенного им в пособии для школ НКВД (1940). Отталкиваясь от этого фундаментального труда, А.А. Харлампиев (1906—1979) продолжил работу в данном направлении, итоги которой были изложены в его большой книге «Борьба самбо» (1949). Однако в ней он исключил удары, удушения, опасные броски, приемы защиты от вооруженного противника.
Тем самым он разделил самбо на спортивный вариант «борьбы в одежде» (который впоследствии стал международным видом спорта) и на боевой вариант (его Харлампиев изложил в книге «Борьба самбо — специальные приемы», изданной в 1952 г. министерством обороны СССР под грифом «для служебного пользования»).
Спортивный вариант очень быстро приобрел все условности и ограничения спорта. Боевой вариант столь же быстро распрощался с названием самбо и стал «рукопашным боем», эклектичной системой, впитывавшей в себя самые разнообразные влияния и веяния.
В данной связи надо отметить, что помимо Спиридонова, Ощепкова, Харлампиева и Волкова, были и другие специалисты, внесшие свой вклад в развитие боевого варианта самбо, т.е. советского рукопашного боя. Например, Н.Н. Ознобишин (1892— 1942) в 1930 п опубликовал книгу «Искусство рукопашного боя», которая во многих отношениях не утратила своей ценности до сих пор. В ней автор предложил систему рукопашного боя для сотрудников НКВД и гражданских лиц, построенную из приемов английского и французского бокса, вольно-американской борьбы кэтч и японского дзю-дзюцу. Большой популярностью в свое время пользовались разработки К.Т. Булочко и Н.Н. Сим-кина.
К началу 50-х гг. сложились два основных направления в бо¬евом самбо (или, что то же самое, в советском рукопашном бое) — полицейское и армейское. Первое предназначалось для сотрудников органов госбезопасности и внутренних дел. По¬скольку их главной целью практически всегда являлось обезоруживание и задержание противника, постольку техника схватки была основана на захватах, бросках, болевых рычагах и выкручиваниях, удушениях. Удары руками и ногами применялись весьма ограниченно.
Второе направление предназначалось для военнослужащих, главной целью которых в большинстве случаев является уничтожение противника. Поэтому здесь на первый план вышли приемы работы ножом, штыком и различными подручными предме¬тами (например, малой саперной лопатой), а также удары конечностями. Бросково-болевая техника в данном случае играет вспомогательную роль.
Школы гражданской самообороны создавались и создаются в СССР/СНГ на основе того и другого направления.
Комментарии14