Лиссажу-до
Западные системы единоборств
Лиссажу-до
Лиссажу-до
Лиссажу-до, это современная техника веерного фехтования, которую разработал американец Рой Вильямc.
Веерное фехтование — способ ведения боя, при котором оружие непрерывно движется по замкнутым траекториям, вращаясь подобно лопастям пропеллера, и наносит удары в пространстве перед бойцом или вокруг него. В начале 70-х гг. Вильямc систематизировал приемы веерного фехтования, изучаемые в традиционных боевых искусствах и создал свою систему работы с оружием, назвав ее Родо. Спустя некоторое время он случайно заметил, что траектории всех известных ему приемов напоминают кривые, известные в математике и в физике как «фигуры Лисса-жу». Исследовав этот вопрос, Вильямс доработал свой стиль, подведя под него теоретическую базу и создал ряд новых приемов на основе фигур Лиссажу. В 1976 г. Вильямс переименовал свой метод в честь Юлиуса Лиссажу — французского физика, первым описавшего фигуры, впоследствии названные его именем.
Рой Вильямc постоянно подчеркивает, что его стиль является «научным» боевым искусством, хотя на самом деле единственным научным элементом лиссажу-до является связь траекторий движения оружия с фигурами Лиссажу. Чтобы лишний раз продемонстрировать «научность» стиля, терминология лиссажу-до насыщена научными терминами из математики, физики и астрономии (такими, например, как «сизигия»). Нельзя сказать, что эти термины уподобляются не к месту, однако в большинстве случаев вполне можно было обойтись словами из обыденной речи.
Техника лиссажу-до практически полностью описана в математических терминах. Так, фронтальная плоскость рассматривается как плоскость координат с началом координат в районе солнечного сплетения; траектории движения оружия как бы повторяют изображенные в этой системе координат фигуры; движение оружия ниже условного начала координат называют «отрицательным», а выше — «положительным» и т.п. Научная терминология позволяет Рою Вильямсу утверждать, что именно он создал все приемы лиссажу-до и что раньше они не были известны, хотя на самом деле большинство технических элементов он заимствовал из традиционных боевых искусств.
Все же Вильяме проделал значительную работу. Лиссажу-до представляет собой четкую систему, в которой систематизированы не только приемы, но и принципы работы с оружием, методы управления движением оружия и т.п. Все это делает систему достаточно простой для изучения, резко уменьшает количество травм среди учеников, значительно упрощает разработку новых приемов.
Основным оружием, используемым в лиссажу-до, являются модифицированные нунчаку с укороченным соединением и смещенным центром тяжести. Такая конструкция облегчает управление их движением и позволяет увеличить скорость вращения по сравнению с обычными нунчаку. Вильяме называет это оружие «пенчаку» («pendulous balanced nunchaku» — «нунчаку с балансом маятника»). Однако большинство приемов лиссажу-до можно выполнять и с другим оружием: мечом, ножом, палкой, цепью и т.п., так как механика приемов и траектории движения едины для всех его видов.
В основе техники лежит вращение оружия по замкнутым траекториям, позволяющим непрерывное движение без снижения скорости и практически без потери энергии на изменение направления движения. Все траектории представляют собой фигуры Лиссажу, полученные по стандартной формуле, но с разным отношением коэффициентов. Простейший вариант — вращение по кругу («фигура Лиссажу с отношением 1:1»). Затем идет «восьмерка» или «отношение 2:1» (могут использоваться несколько вариантов этой фигуры — прямая или обратная, горизонтальная или вертикальная). После нее — «восьмерка с дополнительной петлей» («отношение 3:1»), также имеющая несколько вариантов, используются и более замысловатые фигуры Лиссажу, представляющие собой сложные комбинации петель.
Изучается техника управления движением оружия, способы перехода от одной траектории к другой без снижения скорости движения (что позволяет атаковать противника, непрерывно нанося удары с разных сторон), а также различные вспомогательные приемы: перехваты оружия из руки в руки, смена хвата с прямого на обратный и наоборот и т.д. (все это не прерывая движения). Начинающие тренируются с одной парой нунчаку, на продвинутом уровне изучают работу с оружием в обеих руках.
В первую очередь лиссажу-до является сценическим искусством, предназначенным для выступлений перед публикой. Основное время ученики уделяют отработке зрелищных, но не имеющих боевого применения сольных номеров. Так, многие технические элементы (прокручивание оружия между пальцами, смена рук, когда оружие из правой руки переходит в левую, а оружие из левой руки — в правую, подбрасывание оружия в воздух и т.п.) являются скорее жонглерскими трюками, чем боевыми приемами и рассчитаны лишь на то, чтобы произвести впечатление на зрителей.
Выступление мастера лиссажу-до выглядит очень эффектно: оружие со свистом кружится вокруг исполнителя с такой скоростью, что кажется, будто он находится в центре урагана. К тому же в 80-е годы Вильяме изобрел способ сделать свои выступления еще более эффектными. Он начал выступать на затемненной сцене, подсвеченной ультрафиолетовыми лампами, свет которых (так называемый «черный свет») нельзя увидеть невооруженным глазом, а нунчаку, с которыми он выступает, покрыты флюоресцентной краской, ярко светящейся в ультрафиолетовых лучах. Такое шоу производит впечатление магического действа: нунчяку в руках исполнителя вращаются, оставляя за собой мерцающий след, словно две кометы, и создают вокруг исполнителя светящийся цветной ореол. По своей привычке использовать умные слова Вильям назвал такой вид выступлений «Гало Аура».
Впрочем, ошибкой было бы сказать, что лиссажу-до совсем не имеет отношения к бою. Многие приемы системы Вильямса можно эффективно использовать для боя с одним или несколькими противниками, как безоружными, так и вооруженными коротким оружием. Техника веерного фехтования в исполнении специалиста представляет собой универсальное средство защиты и нападения. Оружие, вращающееся вокруг бойца, создает своего рода защитное поле, попытка нанести ему удар сквозь такую защиту равноценна попытке просунуть руку сквозь лопасти вращающегося пропеллера: конечность или оружие нападающего будут туг же сметены мощным ударом.
Более того, при грамотном выполнении веерной защиты отбиты будут даже те удары, которые боец не заметил. Это делает веерное фехтование одним из лучших средств для боя одиночки против группы. Если же боец хочет превратить веерную защиту в атаку, ему достаточно лишь шагнуть к противнику или просто протянуть руку в его сторону, не прерывая вращения: на врага обрушится град ударов, отбить которые почти невозможно. Боевой аспект веерного фехтования тоже изучается в лиссажу-до, хотя ему уделяют меньше внимания. Тренировки включают в себя изучение техники самообороны на основе веерного фехтования, выполнение упражнений на точность удара, работу на мешке и т.п.
В последние годы Вильямc продолжил развитие лиссажу-до как сценического искусства и на его основе создал так называемое темпорадо. Это искусство работы со светящимся оружием под музыку. По его собственному утверждению, он открыл новую эпоху в изучении боевых искусств, окончательно превратив грубые и жестокие приемы ведения боя в искусство, а оружие — в инструменты артиста. Вильямс называет темпорадо «четырехмерным» боевым искусством (в качестве «измерений» выступают баланс, чувство времени, ритм музыки и свет) и противопоставляет его «устаревшим трехмерным» боевым искусствам.
На сегодняшний лень Вильяме является одним из наиболее ярких и оригинальных исполнителей среди мастеров, проводящих показательные выступления в области боевых искусств. Он часто демонстрирует свое мастерство на различных фестивалях, чемпионатах и т.п. Правда, его номера больше похожи на танцы с оружием. Кроме того, Рой Вильямс создал и возглавляет Всемирную организацию Лиссажу-до, а также Ассоциацию ультрафиолетовых искусств (UVАА), объединяющую артистов, использующих ультрафиолетовую подсветку в своих номерах.
Техника лиссажу-до практически полностью описана в математических терминах. Так, фронтальная плоскость рассматривается как плоскость координат с началом координат в районе солнечного сплетения; траектории движения оружия как бы повторяют изображенные в этой системе координат фигуры; движение оружия ниже условного начала координат называют «отрицательным», а выше — «положительным» и т.п. Научная терминология позволяет Рою Вильямсу утверждать, что именно он создал все приемы лиссажу-до и что раньше они не были известны, хотя на самом деле большинство технических элементов он заимствовал из традиционных боевых искусств.
Все же Вильяме проделал значительную работу. Лиссажу-до представляет собой четкую систему, в которой систематизированы не только приемы, но и принципы работы с оружием, методы управления движением оружия и т.п. Все это делает систему достаточно простой для изучения, резко уменьшает количество травм среди учеников, значительно упрощает разработку новых приемов.
Основным оружием, используемым в лиссажу-до, являются модифицированные нунчаку с укороченным соединением и смещенным центром тяжести. Такая конструкция облегчает управление их движением и позволяет увеличить скорость вращения по сравнению с обычными нунчаку. Вильяме называет это оружие «пенчаку» («pendulous balanced nunchaku» — «нунчаку с балансом маятника»). Однако большинство приемов лиссажу-до можно выполнять и с другим оружием: мечом, ножом, палкой, цепью и т.п., так как механика приемов и траектории движения едины для всех его видов.
В основе техники лежит вращение оружия по замкнутым траекториям, позволяющим непрерывное движение без снижения скорости и практически без потери энергии на изменение направления движения. Все траектории представляют собой фигуры Лиссажу, полученные по стандартной формуле, но с разным отношением коэффициентов. Простейший вариант — вращение по кругу («фигура Лиссажу с отношением 1:1»). Затем идет «восьмерка» или «отношение 2:1» (могут использоваться несколько вариантов этой фигуры — прямая или обратная, горизонтальная или вертикальная). После нее — «восьмерка с дополнительной петлей» («отношение 3:1»), также имеющая несколько вариантов, используются и более замысловатые фигуры Лиссажу, представляющие собой сложные комбинации петель.
Изучается техника управления движением оружия, способы перехода от одной траектории к другой без снижения скорости движения (что позволяет атаковать противника, непрерывно нанося удары с разных сторон), а также различные вспомогательные приемы: перехваты оружия из руки в руки, смена хвата с прямого на обратный и наоборот и т.д. (все это не прерывая движения). Начинающие тренируются с одной парой нунчаку, на продвинутом уровне изучают работу с оружием в обеих руках.
В первую очередь лиссажу-до является сценическим искусством, предназначенным для выступлений перед публикой. Основное время ученики уделяют отработке зрелищных, но не имеющих боевого применения сольных номеров. Так, многие технические элементы (прокручивание оружия между пальцами, смена рук, когда оружие из правой руки переходит в левую, а оружие из левой руки — в правую, подбрасывание оружия в воздух и т.п.) являются скорее жонглерскими трюками, чем боевыми приемами и рассчитаны лишь на то, чтобы произвести впечатление на зрителей.
Выступление мастера лиссажу-до выглядит очень эффектно: оружие со свистом кружится вокруг исполнителя с такой скоростью, что кажется, будто он находится в центре урагана. К тому же в 80-е годы Вильяме изобрел способ сделать свои выступления еще более эффектными. Он начал выступать на затемненной сцене, подсвеченной ультрафиолетовыми лампами, свет которых (так называемый «черный свет») нельзя увидеть невооруженным глазом, а нунчаку, с которыми он выступает, покрыты флюоресцентной краской, ярко светящейся в ультрафиолетовых лучах. Такое шоу производит впечатление магического действа: нунчяку в руках исполнителя вращаются, оставляя за собой мерцающий след, словно две кометы, и создают вокруг исполнителя светящийся цветной ореол. По своей привычке использовать умные слова Вильям назвал такой вид выступлений «Гало Аура».
Впрочем, ошибкой было бы сказать, что лиссажу-до совсем не имеет отношения к бою. Многие приемы системы Вильямса можно эффективно использовать для боя с одним или несколькими противниками, как безоружными, так и вооруженными коротким оружием. Техника веерного фехтования в исполнении специалиста представляет собой универсальное средство защиты и нападения. Оружие, вращающееся вокруг бойца, создает своего рода защитное поле, попытка нанести ему удар сквозь такую защиту равноценна попытке просунуть руку сквозь лопасти вращающегося пропеллера: конечность или оружие нападающего будут туг же сметены мощным ударом.
Более того, при грамотном выполнении веерной защиты отбиты будут даже те удары, которые боец не заметил. Это делает веерное фехтование одним из лучших средств для боя одиночки против группы. Если же боец хочет превратить веерную защиту в атаку, ему достаточно лишь шагнуть к противнику или просто протянуть руку в его сторону, не прерывая вращения: на врага обрушится град ударов, отбить которые почти невозможно. Боевой аспект веерного фехтования тоже изучается в лиссажу-до, хотя ему уделяют меньше внимания. Тренировки включают в себя изучение техники самообороны на основе веерного фехтования, выполнение упражнений на точность удара, работу на мешке и т.п.
В последние годы Вильямc продолжил развитие лиссажу-до как сценического искусства и на его основе создал так называемое темпорадо. Это искусство работы со светящимся оружием под музыку. По его собственному утверждению, он открыл новую эпоху в изучении боевых искусств, окончательно превратив грубые и жестокие приемы ведения боя в искусство, а оружие — в инструменты артиста. Вильямс называет темпорадо «четырехмерным» боевым искусством (в качестве «измерений» выступают баланс, чувство времени, ритм музыки и свет) и противопоставляет его «устаревшим трехмерным» боевым искусствам.
На сегодняшний лень Вильяме является одним из наиболее ярких и оригинальных исполнителей среди мастеров, проводящих показательные выступления в области боевых искусств. Он часто демонстрирует свое мастерство на различных фестивалях, чемпионатах и т.п. Правда, его номера больше похожи на танцы с оружием. Кроме того, Рой Вильямс создал и возглавляет Всемирную организацию Лиссажу-до, а также Ассоциацию ультрафиолетовых искусств (UVАА), объединяющую артистов, использующих ультрафиолетовую подсветку в своих номерах.
Комментарии2