Айки-до
Японские единоборства
Айки-до
(Путь Соединения Энергий)
Айки-до
(Путь Соединения Энергий)
Айкидо создал в первой половине XX века выдающийся мастер боевых искусств Уэсиба Морихэй (1883—1969).
Айкидо, как и дзюдо, возникло на основе традиционного дзю-дзюцу. Но, в отличие от дзюдо, оно приобрело мистический аспект, что во многом связано с личностью его создателя.
Период изучения боевых искусств
Уэсиба начал овладевать боевыми искусствами с десяти лет. Первым его наставником стал отец, который обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу (искусство копья) школы Аои. В 1898 г., в возрасте 15 лет, он приехал в Токио изучать дзю-дзюцу в школе Кито-рю под руководством Тодзава Токудзабуро, В 1902 г. Морихэй отправился в Сакаи, где Накаэ Масакацу обучал его дзю-дзюцу и кэн-дзюцу по школе Ягю-Синкагэ.
В 1904 г. Уэсиба добровольцем участвовал в Русско-Японской войне в Маньчжурии в качестве капрала 37-го полка 4-Й дивизии, сформированной в Осака. Как указывают некоторые источники, во время своего пребывания в Маньчжурии Уэсиба познакомился с Багуа-цюань (Кулак Восьми Триграмм), «внутрев-ним» стилем ушу, основанным на управлении энергией «ци» и на круговых движениях.
В 1906 г. он вернулся домой, а в 1908 г. получил «мэнке-кай-дэн» в школах Кито-рю (дзю-дзюцу), Ягю-Синкагэ-рю (кэн-дзюцу) и Тэнсин-Синъё-рю (дзю-дзюцу).
В 1911 г. Уэсиба решил обосноваться на пустующих землях севера острова Хоккайдо. Он приехал туда во главе сотни человек и создал поселение Сиратаки. Именно здесь он в 1915 г. познакомился с мастером Такэда Сокаку» который вручил ему через 7 лет (12 сентября 1922 г.) сертификат ассистента-инструктора, дающий право преподавать при соблюдении определенных условий, но вовсе не «мэнкё-кайдэн», символизирующий полную независимость от учителя.
Сам Уэсиба, его сын Киссомару и ближайшие ученики всегда лгали, утверждая, будто бы встреча Морихэя с Такэда произошла четырьмя годами раньше, что он получил именно «мэн-кё-кайдэн» (документ, свидетельствующий об изучении всей программы школы), и что это произошло еще в 1916 г. Правда заключается в том, что еще в 1912 г. Уэсиба открыл в Сиратаки свое додзе, куда лишь в 1915 г. приехал Такэда, чтобы препода¬вать курс Дайто-рю-дзю-дзюцу.
5&сиба не ограничился изучением Дайто-Рю. В 1922 г. он получил еще один сертификат школы ЯгкьСинкагэ (дзю-дзюцу), а также изучал дзю-дзюцу по школе Синкагэ-рю. Таким образом, и в 1916 г., и в 1922-м ни о каком айкидо еще не было речи.
В 1919 г. Уэсиба покинул Сиратаки, чтобы навестить больного отца. По дороге он узнал об удивительном монахе из городка Аябэ, лекаре и чудотворце Дэгути Онисабуро (1871— 1948). Дэгути являлся основателем и наставником Оомото-Кё, секты Великого Источника.
Уэсиба Морихэй посетил Дэгути в конце сентября 1919 г. и уехал к родителям только 28 декабря. На следующий год, после вереницы невзгод (смерть отца и двоих маленьких детей) он решил присоединиться к Дэгуги и переехал в Аябэ. Здесь он открыл додзё, где преподавал Дайто-рю-дзю-дзюцу приверженцам Оомото-Кё. В 1922 г. сюда на некоторое время приехал Такэда Сокаку для проведения цикла занятий в додзё Уэсиба,
Под руководством Дэгути Уэсиба погрузился в учение Кото-Тама, которое стало определяющим для его будущего понимания айкидо. Это учение о «власти звуков». Его практикуют в основном в форме мантр (священных звуков) и мудр (символических жестов). По мнению Уэсиба Киссомару, сына Морихэя, взаимодействие между айкидо и Кото-Тама состоит в том, что айкидо следует рассматривать как конкретное воплощение учения о «власти звуков». Именно под влиянием теории Кото-Тама, Уэсиба впоследствии значительно изменил характер преподавания дзю-дзюцу.
Между тем, на Оомото-Ке начались гонения. С 1921 л Дэгути по обвинению в оскорблении императора находился под до¬машним арестом. Тем не менее, 13 февраля 1924 г. он уехал в китайскую Монголию в сопровождении нескольких преданных ему лиц и с Уэсиба в качестве телохранителя. По приезде на место он с помощью некоего Лу Чжан Гуэя создал «Независимую Армию,Северо-Запада», взял в свои руки распределение соли и риса, оповестил всех о создании «Царства Бога» и объявил себя «Спасителем Мира». Местный губернатор Чжан Цзолинь не потерпел такого самоуправства, казнил Лу Чжан Гуэя и приговорил к смерти приезжих японцев. Только вмешательство японского консульства позволило Дегути и Уэсиба вернуться на родину 25 июля 1925 г. целыми и невредимыми. Благодаря перенесенным в этой авантюре испытаниям, Уэсиба впервые узнал о своей способности к предвидению.
В 1927 г. Уэсиба покинул Аябэ и переехал в Токио, где преподавал в додзё, расположенном в его собственном доме. В апреле 1931 г. он открыл новое додзё «Кобукан» в Вакамацу-сё. Из-за чрезвычайно трудных тренировок его зал прозвали «Дзигоку-додзё» (Зал Преисподней).
Между 1931 и 1941 годами Уэсиба преподавал одновременно в нескольких залах: Сон эдзаки-додзё, Суйда-додзё, Оцука-додзёи других. Именно в это время он стал называть свою систему «ай-ки-дзюцу». Некоторые довольно известные мастера, в основном ученики Кано Дзигоро (основателя дзюдо), стали в те годы его последователями: Сиода Годзо, Хоси Тэцуоми, Мотидзуки Ми¬нору, Томики Кэндзи.
В 1941 г. Бутоку-кай (союз японских боевых искусств) решил официально признать школу Уэсиба-рю-айки-будо. Но именно в это время Уэсиба покинул Токио. Он поручил руководство додзё Кобукан своему сыну, а сам поселился в маленькой деревне Ивама (префектура Ибараги).
Укрывшись в этом тихом убежище (шла война, Токио регулярно бомбили!) Уэсиба тренировался, молился и медитировал. Впрочем, он периодически приезжал в Токио для того, чтобы учить армейских офицеров высшего ранга искусству владения мечом в военой академии Рикугун Нака-но Гакко.
В 1942 г. Уэсиба дал окончательное название своему искусству: айки-до. Именно это название было зарегистрировано в том же году в Бутоку-кай. Произошел полный разрыв с дзю-дзюцу.
В Ивама Уэсиба открыл новое додзё и заложил фундамент храма, посвященного айкидо и Кото-Тама: Айки-Дзи. На новой земле Уэсиба взял себе в ученики Тохэя Коити, Абэ Тадаси и Сайто Морихиро. Уэсиба жил в Ивама до конца жизни, но час¬то ездил отсюда в Токио и за границу с целью распространения своего искусства.
В 1948 г. он поддержал создание ассоциации Айки-кай под руководством своего сына Уэсиба Киссомару, с резиденцией в Токио.
Поначалу Уэсиба называл свою систему «кобу-дзюцу», «айки-дзкшу», «айки-будзюцу», «айки-будо». Иначе говоря, он пытался создать всего лишь очередной вариант старинного искусства дзю-дзюцу.
Но под влиянием учения Оомото-Кё он пересмотрел известную ему технику нескольких школ дзю-дзюцу (Дайто-рю, Кито-рю, Тэнсин-Синъё-рю, Ягю-Сиикагэ-рю) в свете доктрины «любви ко всякой веши и гармонии с природой через отношение доброжелательности, основанное на владении энергией ки».
С точки зрения Уэсиба, айкидо — это средство отождествления Человека и Вселенной: динамическое выражение Космической Любви. Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно трансформировал приемы дзю-дзюцу Его приемы приобрели исключительно защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, обладающих естественным плавным ритмом. Защита осуществляется на основе соединения энергий: энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать на падение таким образом, чтобы сломить волю к совершению зла.
Определенное таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что никогда не было свойственно дзю-дзюцу, более того, прямо ему противоречит.
В 20-е и 30-е годы Уэсиба преподавал эффективную боевую технику традиционного дзю-дзюцу. Тренировки в его школе были настолько трудными, что тяжелые травмы были обычным явлением. Среди учеников оставались только самые выносливые и способные. Его лучшими учениками того периода были Сиода Годзо, Томики Кэндзи, Хираи Минору и Мотидзуки Минору.
Но в 1942 г. постаревший (59 лет), глубоко погрузившийся в мистику Уэсиба изменил основное направление своей школы. Вместо искусства рукопашного боя он сделал главный упор на формирование личности через практику айкидо. То, что до войны 1941—45 гг. было жесткой эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало как бы практическим воплощением идей религиозной философии. Соответственно, из обширного технического арсенала четырех школ дзю-дзюцу, которым владел Уэсиба, на первый план вышел «секретный» раздел плавных круговых движений Дайто-рю дзю-дзюцу.
Кстати говоря, в 1942 г. Уэсиба начал открыто преподавать этот тайный раздел (назвав его «айкидо») лишь после того, как получил ошибочное сообщение о смерти Такэда Сокаку. Но старый учитель еще был жив и пережил сильный приступ гнева, узнав о том, что бывший ученик разглашает его секреты, да еще выдает их за свои собственные! Несколько учеников Такэда отправились в Ивама, чтобы убить Морихэя. Ему пришлось напрячь весь свой ум, выдержку и красноречие, дабы убедить их не делать этого. Один он не выстоял бы против нескольких лучших учеников мастера Такэда.
После войны айкидо Уэсиба получило одобрение оккупационных властей США в качестве вполне допустимого «мирного» занятия. Постепенно оно приобрело широкую популярность, в основном, благодаря неординарной личности самого мастера-основателя. Этот энергичный старый мужчина с длинной белой бородой и сверкающими глазами выглядел своего рода олицетворением боевого искусства.
Без сомнения, Уэсиба Морихэй был сильной личностью, он настолько подчинял своему влиянию связанных с ним людей, что они были готовы идти ради него на любые жертвы. Вряд ли эта сила была следствием его религиозных убеждений, скорее, она являлась врожденным даром. Но этот дар он активно использовал.
Может быть, система Уэсиба в самом деле формирует лучшую личность за счет укрепления характера и развития духовности (хотя, глядя на отечественных айкидзинов, поверить в этот тезис просто невозможно — настолько лживых, злобных, завистливых и суетливых существ мы видим). Однако приемы его системы быстро выродились до того, что стали неприменимы на практике. В настоящее время выполнение большинства из них возможно только при пасивной помощи партнера, «позволяющего» себя бросить. Другие приемы удаются лишь в том случае, если партнер сохраняет крепкий захват, благодаря чему можно провести бросок. Наконец, приемы айкидо требуют, чтобы противник действовал «по правилам», не пытался, скажем, выколоть глаз свободной рукой, сломать палец, ударить в пах и т.д.
То, что сам Уэсиба Морихэй свободно делал посредством приемов Дайто-рю и других школ дзю-дзюцу, а также за счет своих выдающихся личных качеств, другие могут лишь изображать в виде стилизованной ритуальной техники, абсолютно непригодной для реального боя.
Общефизическая подготовка
Система общефизической подготовки (айки-тайсо) включает следующие компоненты: дзюмби-ундо (гимнастику), тэкуби-ундо (тренировку запястий), укэми (технику падений), камаз (позиции и стойки), тай-сабаки (повороты и передвижения), дза-хо (позиции на коленях), сикко (перемещения на коленях), кокью-хо (дыхательные упражнения), тэнкан-хо (упражнения во вращениях), хайсин-ундо (упражнения на сгибание спины). Все эти упражнения, помимо чисто физической и технической подготовки, ставят своей целью усвоение четырех главных принципов: 1. централизации (хара); 2. распространения (ки); 3, ведения контроля; 4. сферичности. Например, позиция, позволяющая развивать «ки» сидя (дза-хо) используется в занятиях при любом уровне подготовки. Здесь во взаимодействии с партнером практикант высвобождает внутреннюю энергию «ки», двигаясь из бедер (естественно, не вставая при этом) и толкая руки противника. В упражнениях типа дзюмби-ундо практикант постоянно стремится к ощущению своего Центра, циркуляции через него и вовне энергии «ки». Все это неразрывно связано с совершенствованием ритма глубокого дыхания. Вообще термин «кокью» — дыхание — означает в айкидо нечто большее, чем обычный физиологический процесс-Точно так же в упражнениях по сгибанию запястий (тэкуби-ундо) практикант добивается распространения «ки» через руки. Что касается тренировок в падениях (укэми), то здесь принципы сферичности особенно наглядны и действенны. Динамическая сфера должна страховать айкидока всегда, независимо от того, находится ли он в вертикальном положении, падает вперед или назад. Собственно говоря, если исходить из принципа сферичности, то «падений» как таковых вообще нет, есть только вращение шара. Выход из него снова в вертикальное положение должен быть естественным и не зависеть от противодействия и препятствий.
Базовая техника
Одни и те же приемы в различных школах называют по-разному и относят к разным разделам техники. Но всего этих разделов четыре: нагэ-вадза (техника бросков), катамэ-вадза (техника болевых удержаний), атэми-вадза (техника ударов) и удэ-кимэ-нагэ (техника «решающего хода»).
В нагэ-вадза основными приемами являются: сихо-нагэ (бросок на четыре стороны), ирими-нагэ (бросок со входом), ко-тэ-гаэси (выкручивание запястья наружу), кайтэн-нагэ (бросок с вращением по горизонтальному кругу), тэнти-нагэ (бросок «небо—земля»), кокимэ-нагэ (бросок на одном дыхании), коси¬на гэ (бросок через бедро).
В удэкимэ-нагэ основными вилами технических приемов являются тэнбим-напэ, ирими-цуки, дзюдзи-гарами.
В катамэ-вадза выделяют шесть типов приемов: удэ-осаэ (обездвиживание руки), котэ-маваси (выкручивание запястья внутрь), котэ-хинэру (выкручивание запястья наружу), тэкубм-осаэ (болевое давление на кисть), удэ-хисиги (заключение локтя под мышки).
Что касается атэми-вадза (ударов), то техника ударов применяется в основном для подготовки броска или при освобождении от захватов.
Степени мастерства
Степени технического совершенства в айкидо обозначаются поясами различного цвета. Существуют 6 степеней для учеников (кю) и 9 для мастеров (дан). В европейской иерархии шестому кю соответствует белый пояс, пятому — желтый, четвертому — оранжевый, третьему — зеленый, второму — синий, первому - коричневый. В японских клубах обладатели степеней 6—3 кю носят белые пояса, а 2—1 кю коричневые. Обладатели степеней дан одевают черные пояса и широкие брюки-юбку (хакама) черного цвета.
Чтобы достичь первого дана в европейских клубах, надо заниматься как минимум 3 года и быть не моложе 18 лет. Для достижения второго дана понадобятся еще не менее двух лет.
Стили айкидо
В настоящее время существуют несколько крупных и ряд мелких стилей айкидо. «Официальный» — это стиль АЙки-кай, возглавляемый сыном основателя Уэсиба Киссомару и внуком, Уэсиба Моритэру.
Другие стили создали прежние ути-дэси («внутренние ученики») Уэсиба Морихэя. Это Кобу-дзюцу (Хоси Тэцуоми), Корин-до (Хираи Минору), Ки но-Мити (Норо Масамитй), Оцуки-рю (Оцуки Ютака), Синва-Тайдо (Инуэ Эйтиро), Синей Тоицу (Тохэй Коити), Томики-рю (Томики Кзндзи), Ёсейкан-рю (Мсь тидзуки Минору) и Ёсинкан-рю (Сиода Годзо).
Существует Международная Ассоциация Айки-кай, объединяющая айкидока (людей, практикующих айкидо) многих стран мира. На Западе наибольшую известность получили мастера-наставники Мотидзуки Минору, Абэ Тадаси и Тохэй Коити. У каждого из них есть свои собственные организации. В последние годы все большую популярность приобретает так называемое «эмоциональное айкидо» Ямагути — Такэда.
Уэсиба начал овладевать боевыми искусствами с десяти лет. Первым его наставником стал отец, который обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу (искусство копья) школы Аои. В 1898 г., в возрасте 15 лет, он приехал в Токио изучать дзю-дзюцу в школе Кито-рю под руководством Тодзава Токудзабуро, В 1902 г. Морихэй отправился в Сакаи, где Накаэ Масакацу обучал его дзю-дзюцу и кэн-дзюцу по школе Ягю-Синкагэ.
В 1904 г. Уэсиба добровольцем участвовал в Русско-Японской войне в Маньчжурии в качестве капрала 37-го полка 4-Й дивизии, сформированной в Осака. Как указывают некоторые источники, во время своего пребывания в Маньчжурии Уэсиба познакомился с Багуа-цюань (Кулак Восьми Триграмм), «внутрев-ним» стилем ушу, основанным на управлении энергией «ци» и на круговых движениях.
В 1906 г. он вернулся домой, а в 1908 г. получил «мэнке-кай-дэн» в школах Кито-рю (дзю-дзюцу), Ягю-Синкагэ-рю (кэн-дзюцу) и Тэнсин-Синъё-рю (дзю-дзюцу).
В 1911 г. Уэсиба решил обосноваться на пустующих землях севера острова Хоккайдо. Он приехал туда во главе сотни человек и создал поселение Сиратаки. Именно здесь он в 1915 г. познакомился с мастером Такэда Сокаку» который вручил ему через 7 лет (12 сентября 1922 г.) сертификат ассистента-инструктора, дающий право преподавать при соблюдении определенных условий, но вовсе не «мэнкё-кайдэн», символизирующий полную независимость от учителя.
Сам Уэсиба, его сын Киссомару и ближайшие ученики всегда лгали, утверждая, будто бы встреча Морихэя с Такэда произошла четырьмя годами раньше, что он получил именно «мэн-кё-кайдэн» (документ, свидетельствующий об изучении всей программы школы), и что это произошло еще в 1916 г. Правда заключается в том, что еще в 1912 г. Уэсиба открыл в Сиратаки свое додзе, куда лишь в 1915 г. приехал Такэда, чтобы препода¬вать курс Дайто-рю-дзю-дзюцу.
5&сиба не ограничился изучением Дайто-Рю. В 1922 г. он получил еще один сертификат школы ЯгкьСинкагэ (дзю-дзюцу), а также изучал дзю-дзюцу по школе Синкагэ-рю. Таким образом, и в 1916 г., и в 1922-м ни о каком айкидо еще не было речи.
В 1919 г. Уэсиба покинул Сиратаки, чтобы навестить больного отца. По дороге он узнал об удивительном монахе из городка Аябэ, лекаре и чудотворце Дэгути Онисабуро (1871— 1948). Дэгути являлся основателем и наставником Оомото-Кё, секты Великого Источника.
Уэсиба Морихэй посетил Дэгути в конце сентября 1919 г. и уехал к родителям только 28 декабря. На следующий год, после вереницы невзгод (смерть отца и двоих маленьких детей) он решил присоединиться к Дэгуги и переехал в Аябэ. Здесь он открыл додзё, где преподавал Дайто-рю-дзю-дзюцу приверженцам Оомото-Кё. В 1922 г. сюда на некоторое время приехал Такэда Сокаку для проведения цикла занятий в додзё Уэсиба,
Под руководством Дэгути Уэсиба погрузился в учение Кото-Тама, которое стало определяющим для его будущего понимания айкидо. Это учение о «власти звуков». Его практикуют в основном в форме мантр (священных звуков) и мудр (символических жестов). По мнению Уэсиба Киссомару, сына Морихэя, взаимодействие между айкидо и Кото-Тама состоит в том, что айкидо следует рассматривать как конкретное воплощение учения о «власти звуков». Именно под влиянием теории Кото-Тама, Уэсиба впоследствии значительно изменил характер преподавания дзю-дзюцу.
Между тем, на Оомото-Ке начались гонения. С 1921 л Дэгути по обвинению в оскорблении императора находился под до¬машним арестом. Тем не менее, 13 февраля 1924 г. он уехал в китайскую Монголию в сопровождении нескольких преданных ему лиц и с Уэсиба в качестве телохранителя. По приезде на место он с помощью некоего Лу Чжан Гуэя создал «Независимую Армию,Северо-Запада», взял в свои руки распределение соли и риса, оповестил всех о создании «Царства Бога» и объявил себя «Спасителем Мира». Местный губернатор Чжан Цзолинь не потерпел такого самоуправства, казнил Лу Чжан Гуэя и приговорил к смерти приезжих японцев. Только вмешательство японского консульства позволило Дегути и Уэсиба вернуться на родину 25 июля 1925 г. целыми и невредимыми. Благодаря перенесенным в этой авантюре испытаниям, Уэсиба впервые узнал о своей способности к предвидению.
В 1927 г. Уэсиба покинул Аябэ и переехал в Токио, где преподавал в додзё, расположенном в его собственном доме. В апреле 1931 г. он открыл новое додзё «Кобукан» в Вакамацу-сё. Из-за чрезвычайно трудных тренировок его зал прозвали «Дзигоку-додзё» (Зал Преисподней).
Между 1931 и 1941 годами Уэсиба преподавал одновременно в нескольких залах: Сон эдзаки-додзё, Суйда-додзё, Оцука-додзёи других. Именно в это время он стал называть свою систему «ай-ки-дзюцу». Некоторые довольно известные мастера, в основном ученики Кано Дзигоро (основателя дзюдо), стали в те годы его последователями: Сиода Годзо, Хоси Тэцуоми, Мотидзуки Ми¬нору, Томики Кэндзи.
В 1941 г. Бутоку-кай (союз японских боевых искусств) решил официально признать школу Уэсиба-рю-айки-будо. Но именно в это время Уэсиба покинул Токио. Он поручил руководство додзё Кобукан своему сыну, а сам поселился в маленькой деревне Ивама (префектура Ибараги).
Укрывшись в этом тихом убежище (шла война, Токио регулярно бомбили!) Уэсиба тренировался, молился и медитировал. Впрочем, он периодически приезжал в Токио для того, чтобы учить армейских офицеров высшего ранга искусству владения мечом в военой академии Рикугун Нака-но Гакко.
В 1942 г. Уэсиба дал окончательное название своему искусству: айки-до. Именно это название было зарегистрировано в том же году в Бутоку-кай. Произошел полный разрыв с дзю-дзюцу.
В Ивама Уэсиба открыл новое додзё и заложил фундамент храма, посвященного айкидо и Кото-Тама: Айки-Дзи. На новой земле Уэсиба взял себе в ученики Тохэя Коити, Абэ Тадаси и Сайто Морихиро. Уэсиба жил в Ивама до конца жизни, но час¬то ездил отсюда в Токио и за границу с целью распространения своего искусства.
В 1948 г. он поддержал создание ассоциации Айки-кай под руководством своего сына Уэсиба Киссомару, с резиденцией в Токио.
Поначалу Уэсиба называл свою систему «кобу-дзюцу», «айки-дзкшу», «айки-будзюцу», «айки-будо». Иначе говоря, он пытался создать всего лишь очередной вариант старинного искусства дзю-дзюцу.
Но под влиянием учения Оомото-Кё он пересмотрел известную ему технику нескольких школ дзю-дзюцу (Дайто-рю, Кито-рю, Тэнсин-Синъё-рю, Ягю-Сиикагэ-рю) в свете доктрины «любви ко всякой веши и гармонии с природой через отношение доброжелательности, основанное на владении энергией ки».
С точки зрения Уэсиба, айкидо — это средство отождествления Человека и Вселенной: динамическое выражение Космической Любви. Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно трансформировал приемы дзю-дзюцу Его приемы приобрели исключительно защитный характер. Они воплощаются в круговых движениях, обладающих естественным плавным ритмом. Защита осуществляется на основе соединения энергий: энергии нападающего и энергии защищающегося, который стремится контролировать на падение таким образом, чтобы сломить волю к совершению зла.
Определенное таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина, стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что никогда не было свойственно дзю-дзюцу, более того, прямо ему противоречит.
В 20-е и 30-е годы Уэсиба преподавал эффективную боевую технику традиционного дзю-дзюцу. Тренировки в его школе были настолько трудными, что тяжелые травмы были обычным явлением. Среди учеников оставались только самые выносливые и способные. Его лучшими учениками того периода были Сиода Годзо, Томики Кэндзи, Хираи Минору и Мотидзуки Минору.
Но в 1942 г. постаревший (59 лет), глубоко погрузившийся в мистику Уэсиба изменил основное направление своей школы. Вместо искусства рукопашного боя он сделал главный упор на формирование личности через практику айкидо. То, что до войны 1941—45 гг. было жесткой эффективной боевой системой, включавшей как нападение, так и защиту, теперь стало как бы практическим воплощением идей религиозной философии. Соответственно, из обширного технического арсенала четырех школ дзю-дзюцу, которым владел Уэсиба, на первый план вышел «секретный» раздел плавных круговых движений Дайто-рю дзю-дзюцу.
Кстати говоря, в 1942 г. Уэсиба начал открыто преподавать этот тайный раздел (назвав его «айкидо») лишь после того, как получил ошибочное сообщение о смерти Такэда Сокаку. Но старый учитель еще был жив и пережил сильный приступ гнева, узнав о том, что бывший ученик разглашает его секреты, да еще выдает их за свои собственные! Несколько учеников Такэда отправились в Ивама, чтобы убить Морихэя. Ему пришлось напрячь весь свой ум, выдержку и красноречие, дабы убедить их не делать этого. Один он не выстоял бы против нескольких лучших учеников мастера Такэда.
После войны айкидо Уэсиба получило одобрение оккупационных властей США в качестве вполне допустимого «мирного» занятия. Постепенно оно приобрело широкую популярность, в основном, благодаря неординарной личности самого мастера-основателя. Этот энергичный старый мужчина с длинной белой бородой и сверкающими глазами выглядел своего рода олицетворением боевого искусства.
Без сомнения, Уэсиба Морихэй был сильной личностью, он настолько подчинял своему влиянию связанных с ним людей, что они были готовы идти ради него на любые жертвы. Вряд ли эта сила была следствием его религиозных убеждений, скорее, она являлась врожденным даром. Но этот дар он активно использовал.
Может быть, система Уэсиба в самом деле формирует лучшую личность за счет укрепления характера и развития духовности (хотя, глядя на отечественных айкидзинов, поверить в этот тезис просто невозможно — настолько лживых, злобных, завистливых и суетливых существ мы видим). Однако приемы его системы быстро выродились до того, что стали неприменимы на практике. В настоящее время выполнение большинства из них возможно только при пасивной помощи партнера, «позволяющего» себя бросить. Другие приемы удаются лишь в том случае, если партнер сохраняет крепкий захват, благодаря чему можно провести бросок. Наконец, приемы айкидо требуют, чтобы противник действовал «по правилам», не пытался, скажем, выколоть глаз свободной рукой, сломать палец, ударить в пах и т.д.
То, что сам Уэсиба Морихэй свободно делал посредством приемов Дайто-рю и других школ дзю-дзюцу, а также за счет своих выдающихся личных качеств, другие могут лишь изображать в виде стилизованной ритуальной техники, абсолютно непригодной для реального боя.
Общефизическая подготовка
Система общефизической подготовки (айки-тайсо) включает следующие компоненты: дзюмби-ундо (гимнастику), тэкуби-ундо (тренировку запястий), укэми (технику падений), камаз (позиции и стойки), тай-сабаки (повороты и передвижения), дза-хо (позиции на коленях), сикко (перемещения на коленях), кокью-хо (дыхательные упражнения), тэнкан-хо (упражнения во вращениях), хайсин-ундо (упражнения на сгибание спины). Все эти упражнения, помимо чисто физической и технической подготовки, ставят своей целью усвоение четырех главных принципов: 1. централизации (хара); 2. распространения (ки); 3, ведения контроля; 4. сферичности. Например, позиция, позволяющая развивать «ки» сидя (дза-хо) используется в занятиях при любом уровне подготовки. Здесь во взаимодействии с партнером практикант высвобождает внутреннюю энергию «ки», двигаясь из бедер (естественно, не вставая при этом) и толкая руки противника. В упражнениях типа дзюмби-ундо практикант постоянно стремится к ощущению своего Центра, циркуляции через него и вовне энергии «ки». Все это неразрывно связано с совершенствованием ритма глубокого дыхания. Вообще термин «кокью» — дыхание — означает в айкидо нечто большее, чем обычный физиологический процесс-Точно так же в упражнениях по сгибанию запястий (тэкуби-ундо) практикант добивается распространения «ки» через руки. Что касается тренировок в падениях (укэми), то здесь принципы сферичности особенно наглядны и действенны. Динамическая сфера должна страховать айкидока всегда, независимо от того, находится ли он в вертикальном положении, падает вперед или назад. Собственно говоря, если исходить из принципа сферичности, то «падений» как таковых вообще нет, есть только вращение шара. Выход из него снова в вертикальное положение должен быть естественным и не зависеть от противодействия и препятствий.
Базовая техника
Одни и те же приемы в различных школах называют по-разному и относят к разным разделам техники. Но всего этих разделов четыре: нагэ-вадза (техника бросков), катамэ-вадза (техника болевых удержаний), атэми-вадза (техника ударов) и удэ-кимэ-нагэ (техника «решающего хода»).
В нагэ-вадза основными приемами являются: сихо-нагэ (бросок на четыре стороны), ирими-нагэ (бросок со входом), ко-тэ-гаэси (выкручивание запястья наружу), кайтэн-нагэ (бросок с вращением по горизонтальному кругу), тэнти-нагэ (бросок «небо—земля»), кокимэ-нагэ (бросок на одном дыхании), коси¬на гэ (бросок через бедро).
В удэкимэ-нагэ основными вилами технических приемов являются тэнбим-напэ, ирими-цуки, дзюдзи-гарами.
В катамэ-вадза выделяют шесть типов приемов: удэ-осаэ (обездвиживание руки), котэ-маваси (выкручивание запястья внутрь), котэ-хинэру (выкручивание запястья наружу), тэкубм-осаэ (болевое давление на кисть), удэ-хисиги (заключение локтя под мышки).
Что касается атэми-вадза (ударов), то техника ударов применяется в основном для подготовки броска или при освобождении от захватов.
Степени мастерства
Степени технического совершенства в айкидо обозначаются поясами различного цвета. Существуют 6 степеней для учеников (кю) и 9 для мастеров (дан). В европейской иерархии шестому кю соответствует белый пояс, пятому — желтый, четвертому — оранжевый, третьему — зеленый, второму — синий, первому - коричневый. В японских клубах обладатели степеней 6—3 кю носят белые пояса, а 2—1 кю коричневые. Обладатели степеней дан одевают черные пояса и широкие брюки-юбку (хакама) черного цвета.
Чтобы достичь первого дана в европейских клубах, надо заниматься как минимум 3 года и быть не моложе 18 лет. Для достижения второго дана понадобятся еще не менее двух лет.
Стили айкидо
В настоящее время существуют несколько крупных и ряд мелких стилей айкидо. «Официальный» — это стиль АЙки-кай, возглавляемый сыном основателя Уэсиба Киссомару и внуком, Уэсиба Моритэру.
Другие стили создали прежние ути-дэси («внутренние ученики») Уэсиба Морихэя. Это Кобу-дзюцу (Хоси Тэцуоми), Корин-до (Хираи Минору), Ки но-Мити (Норо Масамитй), Оцуки-рю (Оцуки Ютака), Синва-Тайдо (Инуэ Эйтиро), Синей Тоицу (Тохэй Коити), Томики-рю (Томики Кзндзи), Ёсейкан-рю (Мсь тидзуки Минору) и Ёсинкан-рю (Сиода Годзо).
Существует Международная Ассоциация Айки-кай, объединяющая айкидока (людей, практикующих айкидо) многих стран мира. На Западе наибольшую известность получили мастера-наставники Мотидзуки Минору, Абэ Тадаси и Тохэй Коити. У каждого из них есть свои собственные организации. В последние годы все большую популярность приобретает так называемое «эмоциональное айкидо» Ямагути — Такэда.
Комментарии1