Кулак пьяного человека
Китайские единоборства
Кулак пьяного человека
(Цзуй-цюань)
Кулак пьяного человека
(Цзуй-цюань)
В последние десятилетия, благодаря многочисленным кинофильмам из Гонконга, многие люди узнали, что одним из самых знаменитых стилей ушу является «стиль пьяницы». Однако это совсем не так.
В китайском ушу, помимо вполне самостоятельных оригинальных стилей, существуют отдельные комплексы и системы упражнений, которые сами по себе не относятся ни к какому стилю. Одним из таких комплексов является комплекс «цзуй ба сянь» («восемь пьяных небожителей»). Восемь небожителей однажды сильно перепились. Это восемь святых даосской мифологии: Лань Цайхэ, Ли Тегуай, Люй Дунбин, Хань Чжунли, Хань Сянцзы, Хэ Сяньгу, Цао Гоцзю и Чжан Голао.
Комплекс состоит из восьми частей, каждая из которых имитирует движения, соответствующие одному из святых. Есть и другие комплексы, инсценирующие эпизоды из популярных легенд и литературных произведений. Например, существуют комплексы, имитирующие сцены из романа Ши Найаня «Речные заводи», «Опьяневший Тай Бай», «Пьяные спотыкания У Суна», «Пбяный Лу Чжишэнь громит ворота храма».
Но, повторим, это не «стиль пьяного», это отдельные комплексы, распространенные в той или иной местности, либо являющиеся частью других стилей (например, в стиле цайлифо имеется комплекс «цзуй ба сянь», в стиле цисин танланцюань (кулак семизвездного богомола) имеется комплекс «цзуй лохань» («опьяневший архат») и т.д.).
Но в 1970-х годах знаменитый режиссер фильмов «action» Лю Цзялян с киностудии «Shaw Brothers» (Гонконг), чтобы повысить популярность боевиков-кунфу, предложил снимать не просто драки, а целые стили ушу. Одной из его удачных находок как раз и стало изобретение «пьяного стиля». Эту идею подхватили другие режиссеры, а киноактеры Лю ЦзяхуэЙ в фильме «Пьяный шаолиньский монах» и Джеки Чан в фильме «Пьяный мастер» прославились на весь мир. Исполнитель роли «пьяного мастера» Юань Сютянь за пять лет (1976—1980 гг.) снялся в полутора десятках художественных фильмов о «пьяном стиле».
Параллельно в КНР в рамках развития гимнастики ушу, для повышения зрелищности соревнований, тоже решили придумать свой «пьяный стиль». Спортсмен из шанхайской сборной ушу Шао Шанькан с помощью вице-президента Всекитайской ассоциации ушу Цай Лунъяня на основе распространенных в народе «пьяных» комплексов составил комплекс «цзуйцюань» («кулак опьяневшего»).
Чтобы этот комплекс можно было добавить в программу соревнований по гимнастике ушу, из него выбросили движения, которые имели прикладную ценность, но были внешне незрелищны, и в то же время добавили различные акробатические движения: падения, спотыкания, кувырки, перевороты. Комплекс был опубликован в Гонконге в выходившей параллельно на китайском и английском языках книжной серии «Библиотечка журнала «Чжунхуа ушу»», и стал широко известен в мире.
Потом кто-то вспомнил, что согласно легендам знаменитый китайский поэт Ли Бо (для Китая он означает примерно то же, что Пушкин для России), любил, подвыпив, демонстрировать друзьям свою технику обращения с мечом. На основе этой легенды был составлен комплекс «цзуйцзяиь» («пьяный с мечом»).
Надо отметить, что сам Шао Шанькан вовсе не желал полной утери боевой направленности. Он считал, что добавка зрелищных движений поможет спасти стиль от полного забвения. Так, он писал: «другой руководившей нами мыслью было сохранение боевого характера движений. Боевой характер — основное отличие гимнастики ушу от других видов спорта. С точки зрения боевой техники, пьяная форма движений ценна для запутывания противника. Потому атакующие и защитные движения искусно вплетены в пьяную форму движений, позволяя неожиданно достичь победы».
При создании «пьяной» манеры движения было учтено, что во внешне неустойчивых позициях спортсмен на самом деле не должен терять равновесия. Это требование реализуется за счет того, что в момент потери равновесия направление движения меняется и равновесие восстанавливается. В отличие от прочих стилей ушу, в цзуйцюакь направление взгляда не совпадает с направлением движения.
С точки зрения формы цзуйцюань делится на подражание слегка подвыпившему, подражание выпившему лишнее, подражание пьяному в стельку и подражание упившемуся до умопомрачения. Проявляются эти формы в амплитуде движений, в изменениях взгляда и в скорости перемещений в промежутках между движениями. Проявляются они также в движениях на земле - спотыканиях, падениях, кувырках и переворотах. Эти изменения характера движений и состояния духа проходят красной нитью сквозь весь комплекс.
Основные методы действий руками: это точечный удар, накрывание, рубка, втыкание, зацеп, захват, срывание и заворачивание; основная форма кисти — «рука держащая чарку» (большой и указательный палец сжатой в кулак руки немного разведены, словно держат чарку).
Восемь методов использования этой формы кисти таковы:
1. точечный удар; 2. простой удар; 3. сдавливание; 4. проламывание; 5. надавливание; 6. блокирование; 7. затягивание; 8. обматывание.
Основные методы взгляда: 1. смотреть прямо; 2. смотреть украдкой; 3. прицеливаться (презирать); 4. смотреть искоса (быстро бросить взгляд); 5. смотреть дурацки (остолбенело); 6. небрежно щуриться.
Десять методов использования силы: 1. прикосновение;
2. приклеивание; 3. сверление; 4. затягивание; 5. отрезание; 6. контролирование; 7. поднимание; 8. опускание; 9. использова¬ние; 10. выбрасывание.
В бою требуется, чтобы был «образ пьяный — ум трезвый», «шаг ломкий — тело живое», «жесткое и мягкое пронизывали друг друга». В тактике используют такие правила, как «пустое — защищать, полное — атаковать», «острие атаки — избежать», «случилась брешь — проникнуть», «поднять шум на востоке и ударить с запада».
Комплекс состоит из восьми частей, каждая из которых имитирует движения, соответствующие одному из святых. Есть и другие комплексы, инсценирующие эпизоды из популярных легенд и литературных произведений. Например, существуют комплексы, имитирующие сцены из романа Ши Найаня «Речные заводи», «Опьяневший Тай Бай», «Пьяные спотыкания У Суна», «Пбяный Лу Чжишэнь громит ворота храма».
Но, повторим, это не «стиль пьяного», это отдельные комплексы, распространенные в той или иной местности, либо являющиеся частью других стилей (например, в стиле цайлифо имеется комплекс «цзуй ба сянь», в стиле цисин танланцюань (кулак семизвездного богомола) имеется комплекс «цзуй лохань» («опьяневший архат») и т.д.).
Но в 1970-х годах знаменитый режиссер фильмов «action» Лю Цзялян с киностудии «Shaw Brothers» (Гонконг), чтобы повысить популярность боевиков-кунфу, предложил снимать не просто драки, а целые стили ушу. Одной из его удачных находок как раз и стало изобретение «пьяного стиля». Эту идею подхватили другие режиссеры, а киноактеры Лю ЦзяхуэЙ в фильме «Пьяный шаолиньский монах» и Джеки Чан в фильме «Пьяный мастер» прославились на весь мир. Исполнитель роли «пьяного мастера» Юань Сютянь за пять лет (1976—1980 гг.) снялся в полутора десятках художественных фильмов о «пьяном стиле».
Параллельно в КНР в рамках развития гимнастики ушу, для повышения зрелищности соревнований, тоже решили придумать свой «пьяный стиль». Спортсмен из шанхайской сборной ушу Шао Шанькан с помощью вице-президента Всекитайской ассоциации ушу Цай Лунъяня на основе распространенных в народе «пьяных» комплексов составил комплекс «цзуйцюань» («кулак опьяневшего»).
Чтобы этот комплекс можно было добавить в программу соревнований по гимнастике ушу, из него выбросили движения, которые имели прикладную ценность, но были внешне незрелищны, и в то же время добавили различные акробатические движения: падения, спотыкания, кувырки, перевороты. Комплекс был опубликован в Гонконге в выходившей параллельно на китайском и английском языках книжной серии «Библиотечка журнала «Чжунхуа ушу»», и стал широко известен в мире.
Потом кто-то вспомнил, что согласно легендам знаменитый китайский поэт Ли Бо (для Китая он означает примерно то же, что Пушкин для России), любил, подвыпив, демонстрировать друзьям свою технику обращения с мечом. На основе этой легенды был составлен комплекс «цзуйцзяиь» («пьяный с мечом»).
Надо отметить, что сам Шао Шанькан вовсе не желал полной утери боевой направленности. Он считал, что добавка зрелищных движений поможет спасти стиль от полного забвения. Так, он писал: «другой руководившей нами мыслью было сохранение боевого характера движений. Боевой характер — основное отличие гимнастики ушу от других видов спорта. С точки зрения боевой техники, пьяная форма движений ценна для запутывания противника. Потому атакующие и защитные движения искусно вплетены в пьяную форму движений, позволяя неожиданно достичь победы».
При создании «пьяной» манеры движения было учтено, что во внешне неустойчивых позициях спортсмен на самом деле не должен терять равновесия. Это требование реализуется за счет того, что в момент потери равновесия направление движения меняется и равновесие восстанавливается. В отличие от прочих стилей ушу, в цзуйцюакь направление взгляда не совпадает с направлением движения.
С точки зрения формы цзуйцюань делится на подражание слегка подвыпившему, подражание выпившему лишнее, подражание пьяному в стельку и подражание упившемуся до умопомрачения. Проявляются эти формы в амплитуде движений, в изменениях взгляда и в скорости перемещений в промежутках между движениями. Проявляются они также в движениях на земле - спотыканиях, падениях, кувырках и переворотах. Эти изменения характера движений и состояния духа проходят красной нитью сквозь весь комплекс.
Основные методы действий руками: это точечный удар, накрывание, рубка, втыкание, зацеп, захват, срывание и заворачивание; основная форма кисти — «рука держащая чарку» (большой и указательный палец сжатой в кулак руки немного разведены, словно держат чарку).
Восемь методов использования этой формы кисти таковы:
1. точечный удар; 2. простой удар; 3. сдавливание; 4. проламывание; 5. надавливание; 6. блокирование; 7. затягивание; 8. обматывание.
Основные методы взгляда: 1. смотреть прямо; 2. смотреть украдкой; 3. прицеливаться (презирать); 4. смотреть искоса (быстро бросить взгляд); 5. смотреть дурацки (остолбенело); 6. небрежно щуриться.
Десять методов использования силы: 1. прикосновение;
2. приклеивание; 3. сверление; 4. затягивание; 5. отрезание; 6. контролирование; 7. поднимание; 8. опускание; 9. использова¬ние; 10. выбрасывание.
В бою требуется, чтобы был «образ пьяный — ум трезвый», «шаг ломкий — тело живое», «жесткое и мягкое пронизывали друг друга». В тактике используют такие правила, как «пустое — защищать, полное — атаковать», «острие атаки — избежать», «случилась брешь — проникнуть», «поднять шум на востоке и ударить с запада».
Комментарии4