Сенчуков Ю.Ю. и его боевая система КОНТЭН
Пост посвящён Сенчукову Юрию Юрьевичу - создателю стиля КОНТЭН, исследователю и практику Боевых Искусств, автору международного бестселлера "Да-цзе-шу: искусство пресечения боя".
В наши дни никого не удивишь словами "каратэ" или "ушу". Заморские диковинные единоборства давно уже прижились на просторах нашей необъятной страны и многие тренеры даже не знают отбоя от "учеников". Однако, человеку стороннему оказывается порой трудно различить адептов двух разных стилей. Оно и не удивительно: ведь большая часть несмотря на самые разнообразные названия стилей и цвета поясов занимается одним и тем же - боксом, самбо и "советским каратэ"... В связи с этим возникают вопросы:"А существует ли хоть что-то ещё? Неужели самым эффективным способом ведения боя является техника бойцов микс-файта? Или всё-таки живут где-то загадочные китайские мастера, одним своим взглядом превращающие противников в камень?"
Если Вы, уважаемые посетители сайта my.{home_url}, задавались хотя бы одним из этих вопросов, мой первый пост подскажет ответы на некоторые из них. Итак, предлагаю Вам познакомиться с ныне живущим мастером боевых искусств, нашим соотечественником Юрием Юрьевичем Сенчуковым и его детищем - стилем КОНТЭН.
В целом КОНТЭН можно охарактеризовать, как атакующий стиль, скорее жестокий, чем жесткий, делающий основной упор на работу в ближнем бою, сочетающую скоростную ударную технику рук с бросками, болевыми и удушающими приемами.
Работа на средней и длинной дистанциях строится в основном на "дальнобойной" технике ног и контратаках после перехвата бьющей конечности противника.
Блоков, аналогичных блокам тэквондо или каратэ, в КОНТЭН нет, вместо них используются травмирующие подстановки локтей или коленей под ударную конечность, или захваты с последующим выходом на серию ударов, болевой прием или бросок. Своего рода "визитная карточка" КОНТЭН - мощная и оригинальная техника работы локтями, а также необычные виды захватов, оставляющие руки бойца свободными для других действий. Стойки в стиле низкие, но "узкие", расстояние между ступнями согнутых ног небольшое, что дает определенные преимущества при перемещении. Работа рук и ног строится на нескольких базовых движениях, позволяющих на ходу, во время боя, создавать из них нужные технические элементы. Движения эти - различные петли и круги, в разных сочетаниях применимые для любого приема.
Основой КОНТЭН является техника травмирующих бросков и заломов из арсенала айкидо и хапкидо. Ударная работа рук напоминает филиппинские школы - арнис, например, а также некоторые из техник багуа-чжан и синъи-цюань, и позволяет работать с большой скоростью и точностью как пустыми руками, так и оружием.
Техника ударов ногами в основном также создавалась на основе принятой в хапкидо, но была усовершенствована за счет заимствований из старого корейского стиля тэккен (впрочем, изначально техника ног в хапкидо и строилась именно на тэккен, так что это можно рассматривать, как своего рода "возврат к основам"). Оружейные техники включают работу мечом, топором, парными палками, одиночной короткой палкой (танбон), нунчаками, ножом. Существуют также техники метания камней, ножей и топоров.
Основным достоинством КОНТЭН можно считать то, что при его создании удалось не потерять связь между ударной и бросковой техникой: благодаря общим ключевым движениям боец может в любой ситуации свободно и органично выбирать наиболее подходящую технику, легко превращая неудавшийся залом в серию ударов, прошедший мимо цели удар - в начало броска, а пропущенный удар противника - в захват его руки.
Надеюсь, небольшая энциклопедическая информация разогрела Ваше любопытство. Поэтому теперь предлагаю обратиться к рассказу самого Юрия Юрьевича о своём стиле:
"Так что же такое КОНТЭН?
Это моя система. Я так дерусь.
Ее я и преподаю.
Хотя могу преподавать и классическое хапкидо, и тэквондо, и дзю-до, и бой на палках. Отдельно и в комплекте. И никто не сможет сказать, что я не прав, потому что мои техники будут работать, а мои рекомендации основаны на двадцатипятилетнем боевом опыте.
Я заранее предупреждаю – если кто-то отправится искать в хапкидо секретов, которых я не заметил, он будет сильно разочарован.
Во-первых – можете с таким же успехом идти чуть ли не в любой стиль. Если там нет надписи на заборе «здесь был ЮЮ» - я там все равно наверняка был и что-то оттуда взял. Не факт, что «секрет» - скорее всего, что-нибудь ненужное, что под ногами у всех путалось, а зачем оно надо – никто не знал. (в большинстве современных школ секреты именно так и валяются).
Во-вторых, КОНТЭН получился не в процессе «изучения» хапкидо, как это сегодня многие понимают. То есть, не из зазубривания приемов под неусыпным надзором всезнающего учителя, который знал больше до начала твоего обучения, и который так и остался знающим больше. Такое восприятие стало привычным только потому, что сегодня принято как можно скорее получить сертификат – и бегом бежать открывать свою школу. КОНТЭН вырос из самостоятельной работы по исследованию и совмещению наиболее выигрышных моментов самых различных систем, и хапкидо среди них – далеко не самая главная. Да и хапкидо – мне показывали техники, чтобы я мог нормально атаковать. Меня били – я отбивался, как в голову у приходило. Я скорее искал способы противодействовать хапкидо, чем пытался его постичь.
И вот однажды, отрабатывая захваты в спарринге, я вдруг ПОНЯЛ, как соединить прорывы обороны, свойственные ударным техникам, с бросками и захватами хапкидо, которым я к тому моменту занимался около трех лет. Оно меня жутко бесило - отказывалось работать, подводило под удар; иногда просто не удавалось даже взять захват. Но я продолжал отрабатывать эти броски - для коллекции, что ли…
И вдруг - ЩЁЛК!
Я понял как надо хватать! Многие люди бьют так быстро, что фехтовать с ними на руках, а тем более пытаться их хватать, выходит себе дороже. Это верный способ за пару секунд собрать себе такую коллекцию разноцветных фонарей, которой мог бы гордиться целый пионерский отряд после похода на деревенскую дискотеку. Более того – если человек действительно умеет бить серии, то его удары опасно даже парировать Многие каратисты именно на этом «нарывались» с боксерами.
Парировать нельзя - а вот перехватить-то можно! А захватив руку, ее можно будет не только выкручивать, но и использовать как рычаг для управления противником по своему усмотрению, создания новых раскрытий и возможностей. Их исследованием я и занялся. Бросок должен быть мгновенным, не уступать по скорости удару и быть как можно проще. Удар должен быть внезапным и наноситься по такой траектории, чтобы пресекать атаки противника и иметь возможность мгновенного перехода на захват.
После этого я столкнулся с проблемой несоответствия техник - руки мешали друг другу, путались, часто выбивались пальцы. Я начал хватать локтевым сгибом, подмышкой, просто цеплять руку "крюком богомола". Я начал видоизменять траектории ударов - согласно принципу "ключевой техники", принятому во «внутренних стилях». Этот ключ я нашел в штопорных ударах. После этого система притерлась и начала работать. Это, согласитесь, было уже не совсем хапкидо, - хотя кстати, вполне неплохое кунфу. И ведь работало же! И не только против конкретного Васи или Пети - она устойчиво работала против всех. Но даже Ю Па Сит, учивший меня хапкидо и сам не боявшийся его менять, не смог бы сказать, что это то, чему он меня учил. Ну а уж федерации хапкидо меня за своего и подавно признать не могли. Да и не было у меня желания, если честно, на их мельницу воду лить. Это было все равно, что на собранный у себя в гараже «Мерседес» фирменную эмблему «Запорожца» пришпандорить. Обычно вроде все наоборот поступают.
Пришлось придумывать название.
Сперва это было «Чжоу-И», от «Чжоу» - локоть и «и» - вариант, изменение, перемена. Локоть - это потому, что в моей системе локти - один из важнейших элементов. Я даже книжку такую выпустил - маленькую брошюрку. Но вот оказалось, что «Книга Перемен», «И-цзин», имеет второе название –«Чжоу-И». Это конечно, добрый знак – но пришлось придумывать какие-то привязки, что-то объяснять - короче, это дело я незаметненько так свернул, и начал думать о новом названии. Была куча вариантов, вроде «стиля мелких шагов», которые также есть важная особенность как нашей тактики, так и методики. но по-китайски это выходит "Е Бу Цюань", что для русского уха звучит... гм… слишком заманчиво.
В конце концов, я остановился на контроле энергии, КОНТЭН, потому, что
Почему КОНТЭН? Потому что, согласно действительно древней традиции, я выбирая название для своей системы, постарался указать в нем на то искусство, изучая которое, я обрел свой путь. Как бы там ни было, техники хапкидо действительно составляют солидную часть моего арсенала. И неважно, насколько это совпадает с тем, что сегодня там считается классикой. Далее, «Хап» - означает «контроль, концентрация, собирание, объединение»; «Ки» - «сила, энергия, способ, прием». «Хап Ки» - КОНТроль ЭНергии, КОНцентрация ЭНергии, КОНТЭН – а это действительно основополагающий принцип системы. Ведь действительно можно сказать, что основной задачей бойца является всесторонний контроль энергии – своей и противника, а основной задачей человека – наладить контроль за энергией в своейжизни? Кроме того, это сочетание букв легко и без искажений произносится практически на всех языках.
Да, вот так все и было. А потом я несколько лет ходил - и спарринговал, спарринговал, спарринговал. Все проверял на себе. Все мои травмы - оттуда. Все принято во внимание, все учтено. На создание системы с момента «великого озарения» (хе-хе) ушло более шестнадцати лет работы, и работа эта продолжается. Если кому-то надо, приезжайте принимать отчет: откуда и что взялось, зачем делается именно так и почему это выгодно. Я сторонник объективных оценок и конкретных методов. Оспорьте, если сумеете. Ваши предложения будут радостно приняты, хе-хе.
КОНТЭН - не столько стиль, сколько подход к стилю. Я могу преподавать КОНТЭН на основе движений каратэ, на основе тэквондо, на основе тайского бокса, на основе тайцзи-цюань, на основе…
…Да вы не пугайтесь - я же вам не Тарас. И не восмьиклассник с тетрадкой, куда он записывает «самые эффективные приемы», черпая их из сериалов типа «Бригады». Навалить кучу даже «самых эффективных приемов» - вовсе не значит создать систему. Даже если ты при этом списываешь у самых толковых мастеров.
КОНТЭН - это не столько техники, сколько умение их применять наиболее эффективным образом. То есть, сразу перехватывать инициативу и лишать противника возможности с вами "соревноваться". И делать это можно за счет захватов, за счет перемещений, выведений из равновесия, болевых замков, за счет встречных атак, за счет дробящих блоков - да мало ли что еще может стать вашей любимой техникой! Удары ногами, броски, захваты, да, в конце концов, оружейные техники - мало ли?
И все это выполняется на единой двигательной основе. То есть, оружием я управляю теми же движениями, которыми работаю и без него. Причем любым, которое возьму в руки. Стреляю, правда, покамест, плохо – мало практики. Но холодное знаю все. Опять же, приходите проверять. Фехтовальщики проверяли – понравилось и им и мне. Вон, с одним из них мы даже книжку написали…
Итак - у меня есть система, причем четкая и рабочая. Поэтому глупо было бы сказать, что «в арсенал КОНТЭН входят все броски айкидо и хапкидо, все удары кунфу и тэквондо» - для многих это означало бы простое заимствование, причем наверняка чрезмерно раздутое, глупое и неотработанное. Этакую свалку приемов, как иногда называют хапкидо – и кстати, я теперь понимаю, что совершенно справедливо.
Но в случае КОНТЭН это не так. Наши приемы имеют много аналогов, но во многом и отличаются. Причем у нас полно таких, которых среди классических техник ныне известных стилей почему-то нет - несмотря на большую боевую эффективность, а скорее –благодаря тому, что они слишком эффективны, и их выбросили при превращении искусства в спорт. То есть, я не только могу выполнить любой бросок, имеющий реальнуюэффективность в айкидо или хапкидо - но при этом еще имею кучу своих, им неизвестных.
С техниками ног дело обстоит также - своя двигательная основа, позволяющая не изучать удары по отдельности, а выводить их один из другого, так что тренируя один, вы в конечном итоге будете нарабатывать все. А блокирующая работа ног и колен? А техники рук, базирующихся на ДВУХ движениях и позволяющие делать все, что угодно - путать руки противника, перехватывать удары, выходить на любые захваты и при этом сохранять защитный потенциал и ВОЗМОЖНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ УДАРА ИЗМЕНИТЬ ЕГО ТРАЕКТОРИЮ - это еще кто-нибудь делает?
Я самоучка во многом, это да. Но при этом заметьте - я очень ценю традиционные стили и постоянно пытаюсь привлечь к своей работе их представителей. Удачно или нет – во многом зависит от них, конечно. Однако я не собираюсь переучивать никого, помимо его желания. Мне не нужен плохо переученный каратист, нахватавшийся чего-то в КОНТЭНе - мне нужен хороший каратист, спаррингующийся с моими ребятами и БЬЮЩИЙ ИХ. Мне не нужен боксер, который придя в КОНТЭН, тупо заявляет: «Бокс – это чепуха». Мне гораздо более приятно будет работать с человеком, который сможет сохранить и преумножить то, что он взял от бокса, попутно избавившись от его спортивных ограничений и недостатков. Это для них очень хороший стимул. А я все сомнительные ситуации решаю в пользу гостей - мне не жалко. Как говорится, каждому свое - а я точно знаю, что надо ученикам. Если кому-то и хочется побед, то мы вполне удовлетворимся полученным опытом. А то ж вы в следующий раз не придете.
Оставайся каратистом, участвуй в своих соревнованиях - но спарринговать ходи ко мне. Я создам тебе все условия: доспехи, партнеров, спарринговые сессии, семинары и сборы. Мне даже выгодно, чтобы ты оставался каратистом - чтобы те, кто учится именно по базе КОНТЭН, могли спарринговать с настоящим представителем стиля - причем с бойцом, а не спортсменом. Этот опыт не купишь ни за какие деньги! Однако я не собираюсь пользоваться усеченностью спортивных методик - напротив, я дам тебе отработать все традиционные, несоревновательные, смертельные приемы твоей школы, которые хоронят ее "хранители". Или ты считаешь, что правила спортивного каратэ, согласно которым запрещено более 90% традиционной техники, помогают хранить традицию?
И это не только к каратистам относится - всех, всех приглашаю - давайте работать! Не имея опыта работы с другими стилями, никто не может назвать себя бойцом. Ни я - ни вы.
Я не хочу доказывать, что мой стиль лучше. Стиль без человека - ничто. Дерется все равно человек. Я это и своим ребятам неоднократно показывал, «вкладывая» им ума с помощью обычного дзю-до, бокса, тэквондо или того же каратэ. Любая техника может быть эффективной, особенно при существенном разрыве в уровнях подготовки. Но существующие сегодня условия преподавания и тренировок дают крайне мало возможностей для набора опыта. Поэтому я хочу создать не стиль - а настоящую ШКОЛУ, такую, где бы все смогли набираться опыта, работая друг с другом. Подобную нормальной средней школе, где биология не пытается доказать, что она "лучше" истории или математики. Чтобы ученики могли, наконец, получить ПОЛНЫЙ объем знаний. И - отрабатывать свои техники без спортивных ограничений. Я хочу создать место, где айкидока мог бы поспарринговать с вольником, а сётоканец - взять в руки саблю. Причем я даже буду приветствовать участие в традиционных стилевых аттестациях, поскольку никого аттестовать сам ни по каратэ, ни по ушу, как вы понимаете, не собираюсь.
Те же, кто будет учиться непосредственно КОНТЭН, как стилю, получат прежде всего не аттестат, а умение. При этом мои исследования смогут двигаться дальше и будут плодотворнее. Можно будет говорить об эффективности каких-то техник не на основе одного лишь личного опыта, а на основе обширной статистической базы.
Заканчивая, напомню еще раз: КОНТЭН это не только и не столько стиль, сколько подход к постижению боевого искусства вообще. К любому стилю. К любому приему. К любому противнику. Контроль энергии и оптимальный способ ее использования.
Потому что оптимальный способ для всех один – а стало быть, он должен быть всем понятен."
И на последок, в качестве бонуса для самых заитересованных три видео с основателем стиля.
Если Вы, уважаемые посетители сайта my.{home_url}, задавались хотя бы одним из этих вопросов, мой первый пост подскажет ответы на некоторые из них. Итак, предлагаю Вам познакомиться с ныне живущим мастером боевых искусств, нашим соотечественником Юрием Юрьевичем Сенчуковым и его детищем - стилем КОНТЭН.
В целом КОНТЭН можно охарактеризовать, как атакующий стиль, скорее жестокий, чем жесткий, делающий основной упор на работу в ближнем бою, сочетающую скоростную ударную технику рук с бросками, болевыми и удушающими приемами.
Работа на средней и длинной дистанциях строится в основном на "дальнобойной" технике ног и контратаках после перехвата бьющей конечности противника.
Блоков, аналогичных блокам тэквондо или каратэ, в КОНТЭН нет, вместо них используются травмирующие подстановки локтей или коленей под ударную конечность, или захваты с последующим выходом на серию ударов, болевой прием или бросок. Своего рода "визитная карточка" КОНТЭН - мощная и оригинальная техника работы локтями, а также необычные виды захватов, оставляющие руки бойца свободными для других действий. Стойки в стиле низкие, но "узкие", расстояние между ступнями согнутых ног небольшое, что дает определенные преимущества при перемещении. Работа рук и ног строится на нескольких базовых движениях, позволяющих на ходу, во время боя, создавать из них нужные технические элементы. Движения эти - различные петли и круги, в разных сочетаниях применимые для любого приема.
Основой КОНТЭН является техника травмирующих бросков и заломов из арсенала айкидо и хапкидо. Ударная работа рук напоминает филиппинские школы - арнис, например, а также некоторые из техник багуа-чжан и синъи-цюань, и позволяет работать с большой скоростью и точностью как пустыми руками, так и оружием.
Техника ударов ногами в основном также создавалась на основе принятой в хапкидо, но была усовершенствована за счет заимствований из старого корейского стиля тэккен (впрочем, изначально техника ног в хапкидо и строилась именно на тэккен, так что это можно рассматривать, как своего рода "возврат к основам"). Оружейные техники включают работу мечом, топором, парными палками, одиночной короткой палкой (танбон), нунчаками, ножом. Существуют также техники метания камней, ножей и топоров.
Основным достоинством КОНТЭН можно считать то, что при его создании удалось не потерять связь между ударной и бросковой техникой: благодаря общим ключевым движениям боец может в любой ситуации свободно и органично выбирать наиболее подходящую технику, легко превращая неудавшийся залом в серию ударов, прошедший мимо цели удар - в начало броска, а пропущенный удар противника - в захват его руки.
Надеюсь, небольшая энциклопедическая информация разогрела Ваше любопытство. Поэтому теперь предлагаю обратиться к рассказу самого Юрия Юрьевича о своём стиле:
"Так что же такое КОНТЭН?
Это моя система. Я так дерусь.
Ее я и преподаю.
Хотя могу преподавать и классическое хапкидо, и тэквондо, и дзю-до, и бой на палках. Отдельно и в комплекте. И никто не сможет сказать, что я не прав, потому что мои техники будут работать, а мои рекомендации основаны на двадцатипятилетнем боевом опыте.
Я заранее предупреждаю – если кто-то отправится искать в хапкидо секретов, которых я не заметил, он будет сильно разочарован.
Во-первых – можете с таким же успехом идти чуть ли не в любой стиль. Если там нет надписи на заборе «здесь был ЮЮ» - я там все равно наверняка был и что-то оттуда взял. Не факт, что «секрет» - скорее всего, что-нибудь ненужное, что под ногами у всех путалось, а зачем оно надо – никто не знал. (в большинстве современных школ секреты именно так и валяются).
Во-вторых, КОНТЭН получился не в процессе «изучения» хапкидо, как это сегодня многие понимают. То есть, не из зазубривания приемов под неусыпным надзором всезнающего учителя, который знал больше до начала твоего обучения, и который так и остался знающим больше. Такое восприятие стало привычным только потому, что сегодня принято как можно скорее получить сертификат – и бегом бежать открывать свою школу. КОНТЭН вырос из самостоятельной работы по исследованию и совмещению наиболее выигрышных моментов самых различных систем, и хапкидо среди них – далеко не самая главная. Да и хапкидо – мне показывали техники, чтобы я мог нормально атаковать. Меня били – я отбивался, как в голову у приходило. Я скорее искал способы противодействовать хапкидо, чем пытался его постичь.
И вот однажды, отрабатывая захваты в спарринге, я вдруг ПОНЯЛ, как соединить прорывы обороны, свойственные ударным техникам, с бросками и захватами хапкидо, которым я к тому моменту занимался около трех лет. Оно меня жутко бесило - отказывалось работать, подводило под удар; иногда просто не удавалось даже взять захват. Но я продолжал отрабатывать эти броски - для коллекции, что ли…
И вдруг - ЩЁЛК!
Я понял как надо хватать! Многие люди бьют так быстро, что фехтовать с ними на руках, а тем более пытаться их хватать, выходит себе дороже. Это верный способ за пару секунд собрать себе такую коллекцию разноцветных фонарей, которой мог бы гордиться целый пионерский отряд после похода на деревенскую дискотеку. Более того – если человек действительно умеет бить серии, то его удары опасно даже парировать Многие каратисты именно на этом «нарывались» с боксерами.
Парировать нельзя - а вот перехватить-то можно! А захватив руку, ее можно будет не только выкручивать, но и использовать как рычаг для управления противником по своему усмотрению, создания новых раскрытий и возможностей. Их исследованием я и занялся. Бросок должен быть мгновенным, не уступать по скорости удару и быть как можно проще. Удар должен быть внезапным и наноситься по такой траектории, чтобы пресекать атаки противника и иметь возможность мгновенного перехода на захват.
После этого я столкнулся с проблемой несоответствия техник - руки мешали друг другу, путались, часто выбивались пальцы. Я начал хватать локтевым сгибом, подмышкой, просто цеплять руку "крюком богомола". Я начал видоизменять траектории ударов - согласно принципу "ключевой техники", принятому во «внутренних стилях». Этот ключ я нашел в штопорных ударах. После этого система притерлась и начала работать. Это, согласитесь, было уже не совсем хапкидо, - хотя кстати, вполне неплохое кунфу. И ведь работало же! И не только против конкретного Васи или Пети - она устойчиво работала против всех. Но даже Ю Па Сит, учивший меня хапкидо и сам не боявшийся его менять, не смог бы сказать, что это то, чему он меня учил. Ну а уж федерации хапкидо меня за своего и подавно признать не могли. Да и не было у меня желания, если честно, на их мельницу воду лить. Это было все равно, что на собранный у себя в гараже «Мерседес» фирменную эмблему «Запорожца» пришпандорить. Обычно вроде все наоборот поступают.
Пришлось придумывать название.
Сперва это было «Чжоу-И», от «Чжоу» - локоть и «и» - вариант, изменение, перемена. Локоть - это потому, что в моей системе локти - один из важнейших элементов. Я даже книжку такую выпустил - маленькую брошюрку. Но вот оказалось, что «Книга Перемен», «И-цзин», имеет второе название –«Чжоу-И». Это конечно, добрый знак – но пришлось придумывать какие-то привязки, что-то объяснять - короче, это дело я незаметненько так свернул, и начал думать о новом названии. Была куча вариантов, вроде «стиля мелких шагов», которые также есть важная особенность как нашей тактики, так и методики. но по-китайски это выходит "Е Бу Цюань", что для русского уха звучит... гм… слишком заманчиво.
В конце концов, я остановился на контроле энергии, КОНТЭН, потому, что
Почему КОНТЭН? Потому что, согласно действительно древней традиции, я выбирая название для своей системы, постарался указать в нем на то искусство, изучая которое, я обрел свой путь. Как бы там ни было, техники хапкидо действительно составляют солидную часть моего арсенала. И неважно, насколько это совпадает с тем, что сегодня там считается классикой. Далее, «Хап» - означает «контроль, концентрация, собирание, объединение»; «Ки» - «сила, энергия, способ, прием». «Хап Ки» - КОНТроль ЭНергии, КОНцентрация ЭНергии, КОНТЭН – а это действительно основополагающий принцип системы. Ведь действительно можно сказать, что основной задачей бойца является всесторонний контроль энергии – своей и противника, а основной задачей человека – наладить контроль за энергией в своейжизни? Кроме того, это сочетание букв легко и без искажений произносится практически на всех языках.
Да, вот так все и было. А потом я несколько лет ходил - и спарринговал, спарринговал, спарринговал. Все проверял на себе. Все мои травмы - оттуда. Все принято во внимание, все учтено. На создание системы с момента «великого озарения» (хе-хе) ушло более шестнадцати лет работы, и работа эта продолжается. Если кому-то надо, приезжайте принимать отчет: откуда и что взялось, зачем делается именно так и почему это выгодно. Я сторонник объективных оценок и конкретных методов. Оспорьте, если сумеете. Ваши предложения будут радостно приняты, хе-хе.
КОНТЭН - не столько стиль, сколько подход к стилю. Я могу преподавать КОНТЭН на основе движений каратэ, на основе тэквондо, на основе тайского бокса, на основе тайцзи-цюань, на основе…
…Да вы не пугайтесь - я же вам не Тарас. И не восмьиклассник с тетрадкой, куда он записывает «самые эффективные приемы», черпая их из сериалов типа «Бригады». Навалить кучу даже «самых эффективных приемов» - вовсе не значит создать систему. Даже если ты при этом списываешь у самых толковых мастеров.
КОНТЭН - это не столько техники, сколько умение их применять наиболее эффективным образом. То есть, сразу перехватывать инициативу и лишать противника возможности с вами "соревноваться". И делать это можно за счет захватов, за счет перемещений, выведений из равновесия, болевых замков, за счет встречных атак, за счет дробящих блоков - да мало ли что еще может стать вашей любимой техникой! Удары ногами, броски, захваты, да, в конце концов, оружейные техники - мало ли?
И все это выполняется на единой двигательной основе. То есть, оружием я управляю теми же движениями, которыми работаю и без него. Причем любым, которое возьму в руки. Стреляю, правда, покамест, плохо – мало практики. Но холодное знаю все. Опять же, приходите проверять. Фехтовальщики проверяли – понравилось и им и мне. Вон, с одним из них мы даже книжку написали…
Итак - у меня есть система, причем четкая и рабочая. Поэтому глупо было бы сказать, что «в арсенал КОНТЭН входят все броски айкидо и хапкидо, все удары кунфу и тэквондо» - для многих это означало бы простое заимствование, причем наверняка чрезмерно раздутое, глупое и неотработанное. Этакую свалку приемов, как иногда называют хапкидо – и кстати, я теперь понимаю, что совершенно справедливо.
Но в случае КОНТЭН это не так. Наши приемы имеют много аналогов, но во многом и отличаются. Причем у нас полно таких, которых среди классических техник ныне известных стилей почему-то нет - несмотря на большую боевую эффективность, а скорее –благодаря тому, что они слишком эффективны, и их выбросили при превращении искусства в спорт. То есть, я не только могу выполнить любой бросок, имеющий реальнуюэффективность в айкидо или хапкидо - но при этом еще имею кучу своих, им неизвестных.
С техниками ног дело обстоит также - своя двигательная основа, позволяющая не изучать удары по отдельности, а выводить их один из другого, так что тренируя один, вы в конечном итоге будете нарабатывать все. А блокирующая работа ног и колен? А техники рук, базирующихся на ДВУХ движениях и позволяющие делать все, что угодно - путать руки противника, перехватывать удары, выходить на любые захваты и при этом сохранять защитный потенциал и ВОЗМОЖНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ УДАРА ИЗМЕНИТЬ ЕГО ТРАЕКТОРИЮ - это еще кто-нибудь делает?
Я самоучка во многом, это да. Но при этом заметьте - я очень ценю традиционные стили и постоянно пытаюсь привлечь к своей работе их представителей. Удачно или нет – во многом зависит от них, конечно. Однако я не собираюсь переучивать никого, помимо его желания. Мне не нужен плохо переученный каратист, нахватавшийся чего-то в КОНТЭНе - мне нужен хороший каратист, спаррингующийся с моими ребятами и БЬЮЩИЙ ИХ. Мне не нужен боксер, который придя в КОНТЭН, тупо заявляет: «Бокс – это чепуха». Мне гораздо более приятно будет работать с человеком, который сможет сохранить и преумножить то, что он взял от бокса, попутно избавившись от его спортивных ограничений и недостатков. Это для них очень хороший стимул. А я все сомнительные ситуации решаю в пользу гостей - мне не жалко. Как говорится, каждому свое - а я точно знаю, что надо ученикам. Если кому-то и хочется побед, то мы вполне удовлетворимся полученным опытом. А то ж вы в следующий раз не придете.
Оставайся каратистом, участвуй в своих соревнованиях - но спарринговать ходи ко мне. Я создам тебе все условия: доспехи, партнеров, спарринговые сессии, семинары и сборы. Мне даже выгодно, чтобы ты оставался каратистом - чтобы те, кто учится именно по базе КОНТЭН, могли спарринговать с настоящим представителем стиля - причем с бойцом, а не спортсменом. Этот опыт не купишь ни за какие деньги! Однако я не собираюсь пользоваться усеченностью спортивных методик - напротив, я дам тебе отработать все традиционные, несоревновательные, смертельные приемы твоей школы, которые хоронят ее "хранители". Или ты считаешь, что правила спортивного каратэ, согласно которым запрещено более 90% традиционной техники, помогают хранить традицию?
И это не только к каратистам относится - всех, всех приглашаю - давайте работать! Не имея опыта работы с другими стилями, никто не может назвать себя бойцом. Ни я - ни вы.
Я не хочу доказывать, что мой стиль лучше. Стиль без человека - ничто. Дерется все равно человек. Я это и своим ребятам неоднократно показывал, «вкладывая» им ума с помощью обычного дзю-до, бокса, тэквондо или того же каратэ. Любая техника может быть эффективной, особенно при существенном разрыве в уровнях подготовки. Но существующие сегодня условия преподавания и тренировок дают крайне мало возможностей для набора опыта. Поэтому я хочу создать не стиль - а настоящую ШКОЛУ, такую, где бы все смогли набираться опыта, работая друг с другом. Подобную нормальной средней школе, где биология не пытается доказать, что она "лучше" истории или математики. Чтобы ученики могли, наконец, получить ПОЛНЫЙ объем знаний. И - отрабатывать свои техники без спортивных ограничений. Я хочу создать место, где айкидока мог бы поспарринговать с вольником, а сётоканец - взять в руки саблю. Причем я даже буду приветствовать участие в традиционных стилевых аттестациях, поскольку никого аттестовать сам ни по каратэ, ни по ушу, как вы понимаете, не собираюсь.
Те же, кто будет учиться непосредственно КОНТЭН, как стилю, получат прежде всего не аттестат, а умение. При этом мои исследования смогут двигаться дальше и будут плодотворнее. Можно будет говорить об эффективности каких-то техник не на основе одного лишь личного опыта, а на основе обширной статистической базы.
Заканчивая, напомню еще раз: КОНТЭН это не только и не столько стиль, сколько подход к постижению боевого искусства вообще. К любому стилю. К любому приему. К любому противнику. Контроль энергии и оптимальный способ ее использования.
Потому что оптимальный способ для всех один – а стало быть, он должен быть всем понятен."
И на последок, в качестве бонуса для самых заитересованных три видео с основателем стиля.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии24