Слова пигмея
Слова и мысли японского писателя Рюноскэ Акутагава
Внимание:
1. многа букаф
2. букафы очинь умные
3. пост тока для батаникоф
Рюноскэ Акутагава. Слова пигмея
---------------------------------------
------------------------
публикуется в сокращенном виде
---------------------------------------
------------------------
Предисловие к "Словам пигмея"
"Слова пигмея" не всегда отражают мои мысли. Они лишь
позволяют наблюдать за тем, как мысли меняются. Ползучее
растение ветвится от одного корня, и к тому же дает еще
множество побегов.
Звезды
Еще древние говорили: ничто не ново под луной. Но ничто не
ново не только под луной. По утверждению астрономов требуется
тридцать шесть тысяч лет, чтобы свет от созвездия Геркулеса
дошел до нашей земли. Но даже и созвездие Геркулеса не может
светить вечно. И однажды перестанет излучать прекрасный свет,
превратившись в остывшую золу. Но смерть всегда несет в себе
зародыш новой жизни. И то же созвездие Геркулеса, перестав
излучать свет, в своих блужданиях по бескрайней Вселенной при
благоприятном стечений обстоятельств превратится в туманность.
И в ней будут рождаться новые звезды.
Да и само солнце не более, чем один из блуждающих огоньков
во вселенной. А ведь оно прародитель нашей земли. Но то, что
происходит на самом краю вселенной, там, где простирается
Млечный путь, фактически ничем не отличается от того, что
происходит на нашей грешной земле. Жизнь и смерть, подчиняясь
законам движения, бесконечно сменяют друг друга. Думая об этом,
невоз не проникнуться некоторым сочувствием к бесчисленным
звездам, разбросанным по небу. Мне даже кажется, что мерцание
звезд выражает те же чувства, которые испытываем мы. Может
быть, поэтому один из поэтов высказал такую истину:
Одна из звезд, песчинками усыпавших небо,
Посылает свет только мне.
Однако то, что звезды, подобно нам, совершают свое вечное
движение, все-таки немного печально.
Мораль
Мораль - другое название удобства. Она сходна с
"левосторонним движением".
Благодеяние, даруемое моралью, - экономия времени и
труда. Вред, причиненный моралью, - полный паралич совести.
Те, кто бездумно отвергают мораль, - слабо разбираются в
экономике. Те, кто бездумно склоняет голову перед нею, == либо
трусы, либо бездельники.
Правящая нами мораль - феодальная мораль, отравленная
капитализмом. Она приносит нам один вред и никаких благодеяний.
Сильные попирают мораль. Слабых мораль лелеет. Те, кого
она гнетет, - обычно занимают среднюю позщию между сильными и
слабыми.
Мораль - как правило, поношенное платье.
Совесть не появляется с возрастом, подобно нашей бороде.
Чтобы обрести совесть, нужно определенное воспитание.
Более девяноста процентов людей лишены прирожденной
совести.
Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по
молодости, то ли по недостатку воспитания еще не смогли обрести
совесть, нас уже обвиняют в бессовестности.
Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли
по молодости, то ли по недостатку воспитания нас обвинили в
бессовестности, мы наконец обретаем совесть.
Совесть - серьезное увлечение.
Воз, совесть рождает нравственность. Однако
нравственность до сих пор еще никогда не родила то, что есть
лучшее в совести.
Сама же совесть, как любое увлечение, имеет страстных
поклонников. Эти поклонники в девяноста случаях из ста == умные
аристократы или богачи.
Свобода воли и судьба
Если верить в судьбу, преступления как такового
существовать не может, что ведет к утрате смысла наказания, и
тогда мы, несомненно, проявим к преступнику снисхождение. И в
то же время, если верить в свободу воли, возникает идея
ответственности, что позволяет избежать паралича совести, и
тогда мы, несомненно, проявим к себе большую твердость. Чему же
следовать?
Хочу ответить объективно. Нужно наполовину верить в
свободу воли и наполовину - в судьбу. Или же наполовину
сомневаться в свободе воли и наполовину - в судьбе. Почему?
Разве не наша судьба определяет, кого мы берем себе в жены? И в
то же время разве не свобода воли заставляет нас по заказу жены
покупать ей хаори и оби?
Независимо от свободы воли и судьбы, Бога и дьявола,
красоту и безобразие, отвагу и малодушие, рационализм и веру и
многое подобное мы должны уравновешивать на чашах весов.
Древние называли это золотой серединой. Золотая середина
поанглийски выражается словами good sense. По моему убеждению,
не стремясь к good sense, добиться счастья невоз. А если и
удается добиться, то только показного - в палящий зной греться
у жаровни, в леденящий холод обмахиваться веером.
Дети
Военные недалеко ушли от детей. Вряд ли нужно здесь
говорить, как они трепещут от радости, предвкушая героические
подвиги, как упиваются так называемой славой. Лишь в начальной
школе увидеть, как уважаются механические упражнения, как
ценится животная храбрость. Еще больше военные напоминают
детей, когда не задумываясь устраивают резню. Но более всего
они похожи на детей, когда, воодушевляемые звуком трубы и
военными маршами, радостно бросаются на врага, не спрашивая, за
что сражаются.
Вот почему то, чем гордятся военные, всегда похоже на
детские забавы. Взрослого человека не могут прельстить
блестящие доспехи и сверкающие шлемы. Ордена - вот что меня
понастоящему удивляет. Почему военные в трезвом состояний
разгуливают, увесив грудь орденами?
Оружие
Справедливость напоминает оружие. Оружие может купить и
враг, и друг - стоит лишь уплатить деньги. Справедливость тоже
может купить и враг, и друг - стоит лишь найти предлог. С
давних времен, точно снарядами, стреляли друг в друга прозвищем
"враг справедливости". Однако почти не бывает случаев, чтобы
увлеченные риторикой пытались выяснить, кто из них на самом
деле "враг справедливости".
Оружия как такового бояться не нужно. Бояться следует
искусства воинов. Справедливости как таковой бояться не нужно.
Бояться следует красноречия подстрекателей...
Обращаясь к историй, я каждый раз думаю о музее "Юсюкан".
В его галереях старинного оружия в полутьме рядами выстроены
самые разные "справедливости". Древний китайский меч напоминает
справедливость, проповедуемую конфуцианством. Копье всадника
напоминает справедливость, проповедуемую христианством. Вот
толстенная дубинка. Это справедливость социалиста. А вот меч,
украшенный кистями. Это справедливость националиста. Глядя на
это оружие, я представляю себе бесчисленные сражения, и сердце
начинает учащенно биться. Но, к счастью или несчастью, я не
помню, чтобы мне хоть раз захотелось взять в руки это оружие.
Жизнь.
Любой убежден, что не наученному плавать приказывать
"плыви" неразумно. Так же неразумно не наученному бегать
приказывать "беги". Однако мы с самого рождения получаем такие
дурацкие приказы.
Разве могли мы, еще находясь в чреве матери, изучить путь,
по которому пойдет наша жизнь? А ведь, едва появившись на свет,
мы сразу же вступаем в жизнь, напоминающую арену борьбы.
Разумеется, не наученный плавать как следует проплыть не
сможет. Не наученный бегать тоже прибежит последним. Потому-то
и нам не уйти с арены жизни без ран.
Люди, возможно, скажут: "Нужно посмотреть на то, что
совершали предки. Это послужит вам образцом". Однако, глядя на
сотни пловцов, тысячам бегунов разом научиться плавать,
овладеть бегом невоз. И те, кто попытается поплыть, все до
одного наглотаются воды, а те, кто попытается бежать, все без
исключения перепачкаются в пыли. Взгляните на знаменитых
спортсменов мира - не прячут ли они за горделивой улыбкой
гримасу страдания?
Жизнь похожа на олимпийские игры, устроенные сумасшедшими.
Мы должны учиться бороться за жизнь, борясь с жизнью. А тем,
кто не может сдержать негодования, видя всю глупость этой игры,
лучше уйти с арены. Самоубийство тоже вполне подходящий способ.
Однако те, кто хочет выстоять на арене жизни, должны
мужественно бороться, не боясь ран.
О том же
Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно ==
глупее глупого. Обращаться несерьезно == опасно.
О том же
Жизнь подобна книге, в которой недостает многих странщ.
Трудно назвать ее полным экземпляром. И все же она представляет собой полный экземпляр.
Насилие
Жизнь - сложная штука. Сделать сложную жизнь простой
способно только оружие. Потому-то цивилизованный человек,
обладая мозгами людей каменного века, и предпочитает убийство
любой дискуссий.
Власть, собственно, и есть запатентованное насилие. Чтобы
править нами, людьми, в насилии, возможно, и есть
необходимость. А возможно, и нет необходимости.
Примечание
Безнравственность - другое название чрезмерности.
Любовь сильнее смерти
"Любовь сильнее смерти" - эти слова найти в романе
Мопассана. Но, разумеется, сильнее смерти не только любовь.
Например, больной брюшным тифом съедает печенье, зная, что
неминуемо умрет от этого - вот прекрасное доказательство, что
и голод иногда сильнее смерти. Да и кроме голода назвать
многое, что сильнее смерти, - патриотизм, религиозный экстаз,
человеколюбие, алчность, честолюбие, преступные инстинкты. В
общем, любая жажда сильнее смерти (конечно, жажда смерти -
исключение). Правда, я бы не решился утверждать, что любовь в
большей мере, чем все перечисленное, сильнее смерти. Даже в тех
случаях, когда кажется: вот любовь, которая сильнее смерти, на
самом деле нами владеет так называемый боваризм, свойственный
французам. Это сентиментализм, восходящий ко временам мадам
Бовари, заставляющий нас воображать себя тем самым легендарным
любовником.
Ад
Жизнь - нечто еще более адское, чем сам ад. Муки в аду не
идут вразрез с установленными законами. Например, муки в мире
голодных духов заключаются в том, что стоит грешнику попытаться
съесть появившуюся перед ним еду, как над ней вспыхивает огонь.
Но муки, ниспосылаемые жизнью, к несчастью, не так примитивны.
Иногда стоит нам попытаться съесть появившуюся перед нами еду,
как над ней вспыхивает огонь, но иногда совершенно неожиданно
и поесть в свое удовольствие. А случается и такое, что,
поев с наслаждением, заболеваешь катаром, в другой же раз
неожиданно, к своему удовольствию, легко перевариваешь пищу. К
такому миру, где не существует законов, нелегко приноровиться.
Мне кажется, попав в ад, я смогу улучить момент и стащить еду в
мире голодных духов. А уж если проживу два-три годика на
игольчатой горе или в море крови и пообвыкну, то совсем уже не
буду испытывать особых мук, шагая по иглам, плывя в крови.
Скандалы
Обыватели любят скандалы. Скандальная история с Белой
лилией, скандальная история с Арисимои, скандальная история с
Мусякодзи - обыватель следит за ними с невыразимым
удовольствием. Почему же обыватели так любят скандалы, особенно
скандалы, в которых замешаны известные люди? Гурмон отвечает на
это так:
"Причина в том, что эти скандалы позволяют представлять
наши собственные, которые мы тщательно скрываем, как нечто
естественное".
Ответ Гурмова абсолютно точен. Но недостаточно полон.
Ординарные люди, неспособные устроить даже скандала, видят в
скандалах вокруг знаменитых людей прекрасное оружие для
оправдания собственного малодушия. И в то же время видят
прекрасный пьедестал, чтобы воздвигнуть свое несуществующее
превосходство. "Я не такая красавица, как Белая лилия. Но зато
добродетельнее, чем она". "Я не столь талантлив, как Арисима.
Но зато лучше, чем он, знаю людей". "Я не столь... как
Мусякодзи, но..." - сказав это, обыватели спят счастливо, как свиньи.
О том же
Одна из отличительных черт гения - способность устраивать
скандалы.
Общественное мнение
Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда
развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной
статье.
О том же
Существование общественного мнения оправдывается хотя бы
удовольствием попирать общественное мнение.
Враждебность
Враждебность сравнима с холодом. Будучи умеренной, она
бодрит и к тому же многим необходима для сохранения здоровья.
Утопия
Совершенная утопия не появляется в основном по следующей
причине. До тех пор пока не изменится человеческая натура,
совершенная утопия появиться не может. А если человеческая
натура изменится, утопия, казавшаяся совершенной, сразу же
будет восприниматься как несовершенная.
Опасные мысли
Опасные мысли - это мысли, заставляющие шевелить мозгами.
Рабство
Уничтожить рабство - значит уничтожить рабское сознание.
Но нашему обществу без рабства и дня не просуществовать.
О том же
Назвать тирана тираном всегда было опасно. Но сегодня не
менее опасно назвать раба рабом.
Трагедия
Трагедия - это когда вынужден заниматься делом, которого
стыдишься. Следовательно, объединяющая все человечество
трагедия == отправление нужды.
Сильный и слабый
Сильный боится не врага, а друга. Он бестрепетно повергает
врага, но, как слабый ребенок, испытывает страх непреднамеренно
ранить друга.
Слабый боится не друга, а врага. Поэтому ему повсюду
чудятся враги.
Общение
Любое общение само по себе требует неискренности. До конца
раскрыть свою душу приятелям без тени неискренности - значит
неизбежно порвать отношения, даже с самым закадычным другом.
Закадычный друг - в тои или иной мере это можно сказать о
каждом из нас - ненавидит или презирает своего приятеля, даже
самого задушевного. Правда, ненависть перед лицом выгоды теряет
свою остроту. А само презрение порождает, естественно,
неискренность. Поэтому, чтобы сохранить задушевные отношения со
своими приятелями, нужно максимальное уравновешивание презрения
и выгоды. Но это не каждому дано. Иначе как бы появлялись в
давние времена благовоспитанные, благородные люди и как бы в
столь же давние времена в мире царил золотой век, не знавший
войны?
Боги
Из всего присущего богам наибольшее мое сочувствие
вызывает то, что они не могут покончить жизнь самоубийством.
Народ
Народ - умеренный консерватор. Общественный строй, идеи,
искусство, религия - чтобы народ полюбил их, нужно, чтобы на
них был налет старины.
О том же
Понять, что народ глуп, - этим гордиться не стоит. Но
понять, что мы сами и есть народ, - вот этим стоит гордиться.
Поклонение девственности
Сколько комических поражений терпели мы, когда, выбирая
жену, заботились главным образом о том, чтобы она была
девственницей. А ведь женитьба - самое подходящее время, чтобы
отказаться от поклонения девственности.
О том же
Поклонение девственности может начаться лишь после того,
как убедишься в ней. Здесь чувству предпочитаются ничтожные
знания. Поэтому поклонников девственности с полным
основанием назвать высокомерными учеными, чуждыми любви.
Возможно, не случайно и то, что поклонники девственности с
такой серьезностью занимаются ее выявлением.
О том же
Разумеется, поклонение девушке совсем другое, чем
поклонение девственности. Люди, считающие эти понятия
синонимическими, слишком недооценивают артистический талант
женщин.
Правила приличия
Одна школьница как-то спросила моего приятеля: целуясь,
нужно закрывать глаза или оставлять их открытыми? Я
вместе с этой школьницей очень сожалею, что в школе не
преподают правил приличия в любви.
Кайбара Эккэн
В школьные годы я читал разные поучительные историй о
Кайбара Эккэне. Однажды он плыл на пароме с каким-то незнакомым
студентом. Студент, словно гордясь своими познаниями,
самоуверенно рассуждал о разных науках. Эккэн, не перебивая,
внимательно слушал его. Тем временем паром пристал к берегу.
Тогда было принято, чтобы пассажиры, сходя с судна, сообщали
свое имя. Тут студент узнал, что разговаривал с великим
конфуцианцем, и, смутившись, стал извиняться за свою
неучтивость. Вот такую поучительную историю я однажды прочел.
В то время из этой историй я понял, что скромность -
важная добродетель. Во всяком случае, старался это понять. Но
теперь, как это ни печально, не вижу в ней ничего
поучительного. Теперь эта история воспринимается мной с
некоторым интересом лишь потому, что я думаю о ней так:
1. Как саркастично было презрительное молчание Эккэна!
2. Как вульгарны были аплодисменты пассажиров,
радовавшихся, что студент пристыжен!
3. Как трепетно бился в рассуждениях юного студента дух
нового времени, неведомый Эккэну!
Марс
Спрашивать, есть ли люди на Марсе, равносильно тому, чтобы
спрашивать, есть ли там люди, существование которых
ощутить с помощью наших пяти чувств.
Однако жизнь далеко не всегда протекает в условиях,
позволяющих ощутить ее таким образом. Если предположить, что
марсиане существуют вне достижимости наших пяти чувств, то, не
исключено, и сегодня вечером они разгуливают по Гиндзе под
тронутыми осенней желтизной платанами.
Факты
Как любят люди знать самые разные факты! Больше всего их
интересует не то, что такое любовь. Их интересует, был ли
Христос незаконнорожденным.
Логика одного капиталиста
"Художники продают произведения искусства, я продаю
консервы из крабов - и не вижу никакой разницы. Но художники
считают свои творения мировыми сокровищами. Следуя их примеру,
я должен был бы бахвалиться консервами из крабов, по шестьдесят
сэн банка. За свои шестьдесят лет я, недостойный, ни разу в
жизни не позволил себе такого дурацкого самодовольства, как
художники".
Родители и дети
Весьма сомнительно, что родители способны растить своих
детей. Правда, коров и лошадей они растить могут, это верно.
Однако воспитывать детей, опираясь на древние обычаи и объясняя
их тем, что таковы естественные законы природы, не более чем
отговорка, к которой прибегают родители. Если бы любые обычаи
было оправдать ссылкой на естественные законы природы, то
мы должны были бы оправдать и наблюдаемый у первобытных народов
обычай похищать невест.
О том же
Любовь матери к ребенку - самая бескорыстная любовь.
Однако бескорыстная любовь менее всего помогает растить
ребенка. Под влиянием такой любви или, во всяком случае, в
основном под ее влиянием ребенок становится либо деспотом, либо
ничтожеством.
О том же
Первый акт жизненной трагедий человека начинается с
появлением ребенка.
О том же
С давних времен большинство родителей без конца повторяют
такие слова: "Я оказался неудачником. Но должен сделать все,
чтобы хотя бы мой ребенок добился успеха".
Возможности
Мы не можем делать то, что хотим. И делаем лишь то, что
можем. Это относится не только к нам как индивидуумам. Но и к
нашему обществу в целом. Возможно, и Бог не смог сотворить мир
таким, каким бы ему хотелось.
Опыт
Полагаться на один лишь опыт равносильно тому, чтобы
полагаться на одну лишь пищу, не думая о пищеварении. В то же
время полагаться на одни лишь свои способности, пренебрегая
опытом, равносильно тому, чтобы полагаться на одно лишь
пищеварение, не думая о пище.
Добрый человек
Добрый человек больше всего похож на Бога на небесах.
Вопервых, с ним поделиться своей радостью. Во-вторых, ему
поплакаться. В-третьих, есть он или нет - неважно.
Преступление
"Ненавидеть преступление, а не того, кто его совершил" ==
это не так уж трудно. Большинство детей реализуют этот афоризм
в отношений большинства родителей.
Гений
Гения отделяет от нас всего лишь шаг. Но чтобы понять, что
представляет собой этот шаг, нужно постичь некую высшую
математику, по которой половина ста ри - девяносто девять ри.
О том же
Гения отделяет от нас всего лишь шаг. Современники обычно
не понимают, что этот шаг - тысяча ри. Потомки слепы, чтобы
увидеть, что этот шаг - тысяча ри. Современники из-за этого
убивают гения. Потомки из-за этого же курят гению фимиам.
Правдивость
Став правдивыми, мы обнаружим, что не каждый способен на
это. Вот почему мы испытываем страх, решив быть правдивыми.
Покорность
Покорность - это романтическое раболепие.
Солдат
Идеальный солдат должен безоговорочно подчиняться приказу
командира. Безоговорочно подчиняться - значит безоговорочно
отказаться от критики. Следовательно, идеальный солдат должен
прежде всего потерять разум.
О том же
Идеальный солдат должен безоговорочно подчиняться приказу
командира. Безоговорочно подчиняться - значит безоговорочно
отказаться от того, чтобы брать на себя ответственность.
Следовательно, идеальный солдат должен предпочитать
безответственность.
Симптом
Один из симптомов любви - неотступная мысль о том,
скольких она любила в прошлом, и чувство смутной ревности к
этим воображаемым "скольким".
О том же
Еще один симптом любви - острое желание находить похожих
на нее.
Любовь и смерть
Мысль о смерти, которую вызывает любовь, как мне кажется,
имеет в своей основе теорию эволюций. Самки пауков и пчел сразу
же после оплодотворения жалят и убивают самцов. Слушая оперу
"Кармен" в исполнении итальянской труппы, я в каждом движений
Кармен видел пчелу.
Свобода
Свободы хотят все. Но так кажется только со стороны. На
самом же деле в глубине души свободы не хочет никто. Разве не
доказывается это тем, что даже бандит, который нисколько не
колеблясь лишит жизни любого, будет утверждать, что убил
человека только во имя блага государства? Однако свобода - это
отсутствие всяких ограничений, то есть возможность считать ниже
своего достоинства разделить ответственность за что бы то ни
было, будь то Бог, будь то нравственность, будь то общественные
традиции.
О том же
Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она
непереносима.
О том же
Видеть свободу - все равно что зреть лик Божий.
О том же
Свободомыслие, свободная любовь, свободная торговля - в
бокал каждой из этих "свобод" влито довольно много воды. К тому
же воды несвежей.
Слово и дело
Чтобы считаться человеком, у которого слово не расходится
с делом, нужно достичь совершенства в умении оправдываться.
Лицо женщины
Странно, но лицо женщины, охваченной страстью, становится
как у молоденькой девушки. Правда, эта страсть может быть
обращена и к зонтику.
Дети
Почему мы любим маленьких детей? Главная причина в том,
что мы можем не опасаться: обмана только с их стороны.
О том же
Мы не стыдимся открыто продемонстрировать свое равнодушие
и свою глупость лишь перед маленьким детьми или перед собакой и
кошкой.
Житейская мудрость
Важнейшая заповедь житейской мудрости - жить так, чтобы,
презирая социальные условности, не вступать в противоречия с
социальными условностями.
Искусство
Самое трудное искусство - жить свободно. Правда,
"свободно" не означает "бесстыдно".
Свободомыслящие
Слабость свободомыслящих состоит в том, что они -
свободомыслящие. Они не готовы, как фанатики, к жестоким
сражениям.
Слово
Любое слово, подобно монете, имеет две стороны. Например,
одна из сторон слова "чувствительный" - "трусливый", не более
того.
Идиот
Идиот всех, кроме себя, считает идиотами.
Покаяние
В старину люди каялись перед Богом, Сегодня люди каются
перед обществом. Видимо, никто, за исключением идиотов и
негодяев, не может без покаяния превозмочь тяготы жизни.
О том же
Но насколько верить таким покаяниям - это уже
другой вопрос.
Любовь
Любовь - это поэтическое выражение полового влечения. Во
всяком случае, половое влечение, не выраженное поэтически, не
стоит того, чтобы называться любовью.
Насмешники
Насмехающиеся над другими боятся насмешек над собой.
Человеческое, слишком человеческое
Человеческое, слишком человеческое, как правило, нечто
животное.
Гордыня
Больше всего нам хочется гордиться тем, чего у нас нет.
Вот к примеру Т. прекрасно владеет немецким. Но на его столе
всегда лежат только английские книги.
Идол
Никто не возражает против низвержения идолов. Но в то же
время не возражает и против того, чтобы его самого сделали
идолом.
Взгляд со стороны
Испокон веку самым большим смельчаком казался самый
большой трус.
Я
У меня нет совести. У меня есть только нервы.
Жизнь
Даже если за революцией последует следующая революция,
жизнь людей, за исключением "избранного меньшинства", останется
безрадостной. "Избранное меньшинство" другое название для
"идиотов и негодяев".
Самоубийство
Единственное чувство, общее для всех людей, - страх
смерти. Видимо, неслучайно самоубийство осуждается как акт
безнравственный.
О том же
Если хочешь умереть, можешь умереть в любое время.
Попробуй сделать это.
---------------------------------------
------------------------
публикуется в сокращенном виде
---------------------------------------
------------------------
Предисловие к "Словам пигмея"
"Слова пигмея" не всегда отражают мои мысли. Они лишь
позволяют наблюдать за тем, как мысли меняются. Ползучее
растение ветвится от одного корня, и к тому же дает еще
множество побегов.
Звезды
Еще древние говорили: ничто не ново под луной. Но ничто не
ново не только под луной. По утверждению астрономов требуется
тридцать шесть тысяч лет, чтобы свет от созвездия Геркулеса
дошел до нашей земли. Но даже и созвездие Геркулеса не может
светить вечно. И однажды перестанет излучать прекрасный свет,
превратившись в остывшую золу. Но смерть всегда несет в себе
зародыш новой жизни. И то же созвездие Геркулеса, перестав
излучать свет, в своих блужданиях по бескрайней Вселенной при
благоприятном стечений обстоятельств превратится в туманность.
И в ней будут рождаться новые звезды.
Да и само солнце не более, чем один из блуждающих огоньков
во вселенной. А ведь оно прародитель нашей земли. Но то, что
происходит на самом краю вселенной, там, где простирается
Млечный путь, фактически ничем не отличается от того, что
происходит на нашей грешной земле. Жизнь и смерть, подчиняясь
законам движения, бесконечно сменяют друг друга. Думая об этом,
невоз не проникнуться некоторым сочувствием к бесчисленным
звездам, разбросанным по небу. Мне даже кажется, что мерцание
звезд выражает те же чувства, которые испытываем мы. Может
быть, поэтому один из поэтов высказал такую истину:
Одна из звезд, песчинками усыпавших небо,
Посылает свет только мне.
Однако то, что звезды, подобно нам, совершают свое вечное
движение, все-таки немного печально.
Мораль
Мораль - другое название удобства. Она сходна с
"левосторонним движением".
Благодеяние, даруемое моралью, - экономия времени и
труда. Вред, причиненный моралью, - полный паралич совести.
Те, кто бездумно отвергают мораль, - слабо разбираются в
экономике. Те, кто бездумно склоняет голову перед нею, == либо
трусы, либо бездельники.
Правящая нами мораль - феодальная мораль, отравленная
капитализмом. Она приносит нам один вред и никаких благодеяний.
Сильные попирают мораль. Слабых мораль лелеет. Те, кого
она гнетет, - обычно занимают среднюю позщию между сильными и
слабыми.
Мораль - как правило, поношенное платье.
Совесть не появляется с возрастом, подобно нашей бороде.
Чтобы обрести совесть, нужно определенное воспитание.
Более девяноста процентов людей лишены прирожденной
совести.
Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по
молодости, то ли по недостатку воспитания еще не смогли обрести
совесть, нас уже обвиняют в бессовестности.
Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли
по молодости, то ли по недостатку воспитания нас обвинили в
бессовестности, мы наконец обретаем совесть.
Совесть - серьезное увлечение.
Воз, совесть рождает нравственность. Однако
нравственность до сих пор еще никогда не родила то, что есть
лучшее в совести.
Сама же совесть, как любое увлечение, имеет страстных
поклонников. Эти поклонники в девяноста случаях из ста == умные
аристократы или богачи.
Свобода воли и судьба
Если верить в судьбу, преступления как такового
существовать не может, что ведет к утрате смысла наказания, и
тогда мы, несомненно, проявим к преступнику снисхождение. И в
то же время, если верить в свободу воли, возникает идея
ответственности, что позволяет избежать паралича совести, и
тогда мы, несомненно, проявим к себе большую твердость. Чему же
следовать?
Хочу ответить объективно. Нужно наполовину верить в
свободу воли и наполовину - в судьбу. Или же наполовину
сомневаться в свободе воли и наполовину - в судьбе. Почему?
Разве не наша судьба определяет, кого мы берем себе в жены? И в
то же время разве не свобода воли заставляет нас по заказу жены
покупать ей хаори и оби?
Независимо от свободы воли и судьбы, Бога и дьявола,
красоту и безобразие, отвагу и малодушие, рационализм и веру и
многое подобное мы должны уравновешивать на чашах весов.
Древние называли это золотой серединой. Золотая середина
поанглийски выражается словами good sense. По моему убеждению,
не стремясь к good sense, добиться счастья невоз. А если и
удается добиться, то только показного - в палящий зной греться
у жаровни, в леденящий холод обмахиваться веером.
Дети
Военные недалеко ушли от детей. Вряд ли нужно здесь
говорить, как они трепещут от радости, предвкушая героические
подвиги, как упиваются так называемой славой. Лишь в начальной
школе увидеть, как уважаются механические упражнения, как
ценится животная храбрость. Еще больше военные напоминают
детей, когда не задумываясь устраивают резню. Но более всего
они похожи на детей, когда, воодушевляемые звуком трубы и
военными маршами, радостно бросаются на врага, не спрашивая, за
что сражаются.
Вот почему то, чем гордятся военные, всегда похоже на
детские забавы. Взрослого человека не могут прельстить
блестящие доспехи и сверкающие шлемы. Ордена - вот что меня
понастоящему удивляет. Почему военные в трезвом состояний
разгуливают, увесив грудь орденами?
Оружие
Справедливость напоминает оружие. Оружие может купить и
враг, и друг - стоит лишь уплатить деньги. Справедливость тоже
может купить и враг, и друг - стоит лишь найти предлог. С
давних времен, точно снарядами, стреляли друг в друга прозвищем
"враг справедливости". Однако почти не бывает случаев, чтобы
увлеченные риторикой пытались выяснить, кто из них на самом
деле "враг справедливости".
Оружия как такового бояться не нужно. Бояться следует
искусства воинов. Справедливости как таковой бояться не нужно.
Бояться следует красноречия подстрекателей...
Обращаясь к историй, я каждый раз думаю о музее "Юсюкан".
В его галереях старинного оружия в полутьме рядами выстроены
самые разные "справедливости". Древний китайский меч напоминает
справедливость, проповедуемую конфуцианством. Копье всадника
напоминает справедливость, проповедуемую христианством. Вот
толстенная дубинка. Это справедливость социалиста. А вот меч,
украшенный кистями. Это справедливость националиста. Глядя на
это оружие, я представляю себе бесчисленные сражения, и сердце
начинает учащенно биться. Но, к счастью или несчастью, я не
помню, чтобы мне хоть раз захотелось взять в руки это оружие.
Жизнь.
Любой убежден, что не наученному плавать приказывать
"плыви" неразумно. Так же неразумно не наученному бегать
приказывать "беги". Однако мы с самого рождения получаем такие
дурацкие приказы.
Разве могли мы, еще находясь в чреве матери, изучить путь,
по которому пойдет наша жизнь? А ведь, едва появившись на свет,
мы сразу же вступаем в жизнь, напоминающую арену борьбы.
Разумеется, не наученный плавать как следует проплыть не
сможет. Не наученный бегать тоже прибежит последним. Потому-то
и нам не уйти с арены жизни без ран.
Люди, возможно, скажут: "Нужно посмотреть на то, что
совершали предки. Это послужит вам образцом". Однако, глядя на
сотни пловцов, тысячам бегунов разом научиться плавать,
овладеть бегом невоз. И те, кто попытается поплыть, все до
одного наглотаются воды, а те, кто попытается бежать, все без
исключения перепачкаются в пыли. Взгляните на знаменитых
спортсменов мира - не прячут ли они за горделивой улыбкой
гримасу страдания?
Жизнь похожа на олимпийские игры, устроенные сумасшедшими.
Мы должны учиться бороться за жизнь, борясь с жизнью. А тем,
кто не может сдержать негодования, видя всю глупость этой игры,
лучше уйти с арены. Самоубийство тоже вполне подходящий способ.
Однако те, кто хочет выстоять на арене жизни, должны
мужественно бороться, не боясь ран.
О том же
Жизнь подобна коробку спичек. Обращаться с ней серьезно ==
глупее глупого. Обращаться несерьезно == опасно.
О том же
Жизнь подобна книге, в которой недостает многих странщ.
Трудно назвать ее полным экземпляром. И все же она представляет собой полный экземпляр.
Насилие
Жизнь - сложная штука. Сделать сложную жизнь простой
способно только оружие. Потому-то цивилизованный человек,
обладая мозгами людей каменного века, и предпочитает убийство
любой дискуссий.
Власть, собственно, и есть запатентованное насилие. Чтобы
править нами, людьми, в насилии, возможно, и есть
необходимость. А возможно, и нет необходимости.
Примечание
Безнравственность - другое название чрезмерности.
Любовь сильнее смерти
"Любовь сильнее смерти" - эти слова найти в романе
Мопассана. Но, разумеется, сильнее смерти не только любовь.
Например, больной брюшным тифом съедает печенье, зная, что
неминуемо умрет от этого - вот прекрасное доказательство, что
и голод иногда сильнее смерти. Да и кроме голода назвать
многое, что сильнее смерти, - патриотизм, религиозный экстаз,
человеколюбие, алчность, честолюбие, преступные инстинкты. В
общем, любая жажда сильнее смерти (конечно, жажда смерти -
исключение). Правда, я бы не решился утверждать, что любовь в
большей мере, чем все перечисленное, сильнее смерти. Даже в тех
случаях, когда кажется: вот любовь, которая сильнее смерти, на
самом деле нами владеет так называемый боваризм, свойственный
французам. Это сентиментализм, восходящий ко временам мадам
Бовари, заставляющий нас воображать себя тем самым легендарным
любовником.
Ад
Жизнь - нечто еще более адское, чем сам ад. Муки в аду не
идут вразрез с установленными законами. Например, муки в мире
голодных духов заключаются в том, что стоит грешнику попытаться
съесть появившуюся перед ним еду, как над ней вспыхивает огонь.
Но муки, ниспосылаемые жизнью, к несчастью, не так примитивны.
Иногда стоит нам попытаться съесть появившуюся перед нами еду,
как над ней вспыхивает огонь, но иногда совершенно неожиданно
и поесть в свое удовольствие. А случается и такое, что,
поев с наслаждением, заболеваешь катаром, в другой же раз
неожиданно, к своему удовольствию, легко перевариваешь пищу. К
такому миру, где не существует законов, нелегко приноровиться.
Мне кажется, попав в ад, я смогу улучить момент и стащить еду в
мире голодных духов. А уж если проживу два-три годика на
игольчатой горе или в море крови и пообвыкну, то совсем уже не
буду испытывать особых мук, шагая по иглам, плывя в крови.
Скандалы
Обыватели любят скандалы. Скандальная история с Белой
лилией, скандальная история с Арисимои, скандальная история с
Мусякодзи - обыватель следит за ними с невыразимым
удовольствием. Почему же обыватели так любят скандалы, особенно
скандалы, в которых замешаны известные люди? Гурмон отвечает на
это так:
"Причина в том, что эти скандалы позволяют представлять
наши собственные, которые мы тщательно скрываем, как нечто
естественное".
Ответ Гурмова абсолютно точен. Но недостаточно полон.
Ординарные люди, неспособные устроить даже скандала, видят в
скандалах вокруг знаменитых людей прекрасное оружие для
оправдания собственного малодушия. И в то же время видят
прекрасный пьедестал, чтобы воздвигнуть свое несуществующее
превосходство. "Я не такая красавица, как Белая лилия. Но зато
добродетельнее, чем она". "Я не столь талантлив, как Арисима.
Но зато лучше, чем он, знаю людей". "Я не столь... как
Мусякодзи, но..." - сказав это, обыватели спят счастливо, как свиньи.
О том же
Одна из отличительных черт гения - способность устраивать
скандалы.
Общественное мнение
Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда
развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной
статье.
О том же
Существование общественного мнения оправдывается хотя бы
удовольствием попирать общественное мнение.
Враждебность
Враждебность сравнима с холодом. Будучи умеренной, она
бодрит и к тому же многим необходима для сохранения здоровья.
Утопия
Совершенная утопия не появляется в основном по следующей
причине. До тех пор пока не изменится человеческая натура,
совершенная утопия появиться не может. А если человеческая
натура изменится, утопия, казавшаяся совершенной, сразу же
будет восприниматься как несовершенная.
Опасные мысли
Опасные мысли - это мысли, заставляющие шевелить мозгами.
Рабство
Уничтожить рабство - значит уничтожить рабское сознание.
Но нашему обществу без рабства и дня не просуществовать.
О том же
Назвать тирана тираном всегда было опасно. Но сегодня не
менее опасно назвать раба рабом.
Трагедия
Трагедия - это когда вынужден заниматься делом, которого
стыдишься. Следовательно, объединяющая все человечество
трагедия == отправление нужды.
Сильный и слабый
Сильный боится не врага, а друга. Он бестрепетно повергает
врага, но, как слабый ребенок, испытывает страх непреднамеренно
ранить друга.
Слабый боится не друга, а врага. Поэтому ему повсюду
чудятся враги.
Общение
Любое общение само по себе требует неискренности. До конца
раскрыть свою душу приятелям без тени неискренности - значит
неизбежно порвать отношения, даже с самым закадычным другом.
Закадычный друг - в тои или иной мере это можно сказать о
каждом из нас - ненавидит или презирает своего приятеля, даже
самого задушевного. Правда, ненависть перед лицом выгоды теряет
свою остроту. А само презрение порождает, естественно,
неискренность. Поэтому, чтобы сохранить задушевные отношения со
своими приятелями, нужно максимальное уравновешивание презрения
и выгоды. Но это не каждому дано. Иначе как бы появлялись в
давние времена благовоспитанные, благородные люди и как бы в
столь же давние времена в мире царил золотой век, не знавший
войны?
Боги
Из всего присущего богам наибольшее мое сочувствие
вызывает то, что они не могут покончить жизнь самоубийством.
Народ
Народ - умеренный консерватор. Общественный строй, идеи,
искусство, религия - чтобы народ полюбил их, нужно, чтобы на
них был налет старины.
О том же
Понять, что народ глуп, - этим гордиться не стоит. Но
понять, что мы сами и есть народ, - вот этим стоит гордиться.
Поклонение девственности
Сколько комических поражений терпели мы, когда, выбирая
жену, заботились главным образом о том, чтобы она была
девственницей. А ведь женитьба - самое подходящее время, чтобы
отказаться от поклонения девственности.
О том же
Поклонение девственности может начаться лишь после того,
как убедишься в ней. Здесь чувству предпочитаются ничтожные
знания. Поэтому поклонников девственности с полным
основанием назвать высокомерными учеными, чуждыми любви.
Возможно, не случайно и то, что поклонники девственности с
такой серьезностью занимаются ее выявлением.
О том же
Разумеется, поклонение девушке совсем другое, чем
поклонение девственности. Люди, считающие эти понятия
синонимическими, слишком недооценивают артистический талант
женщин.
Правила приличия
Одна школьница как-то спросила моего приятеля: целуясь,
нужно закрывать глаза или оставлять их открытыми? Я
вместе с этой школьницей очень сожалею, что в школе не
преподают правил приличия в любви.
Кайбара Эккэн
В школьные годы я читал разные поучительные историй о
Кайбара Эккэне. Однажды он плыл на пароме с каким-то незнакомым
студентом. Студент, словно гордясь своими познаниями,
самоуверенно рассуждал о разных науках. Эккэн, не перебивая,
внимательно слушал его. Тем временем паром пристал к берегу.
Тогда было принято, чтобы пассажиры, сходя с судна, сообщали
свое имя. Тут студент узнал, что разговаривал с великим
конфуцианцем, и, смутившись, стал извиняться за свою
неучтивость. Вот такую поучительную историю я однажды прочел.
В то время из этой историй я понял, что скромность -
важная добродетель. Во всяком случае, старался это понять. Но
теперь, как это ни печально, не вижу в ней ничего
поучительного. Теперь эта история воспринимается мной с
некоторым интересом лишь потому, что я думаю о ней так:
1. Как саркастично было презрительное молчание Эккэна!
2. Как вульгарны были аплодисменты пассажиров,
радовавшихся, что студент пристыжен!
3. Как трепетно бился в рассуждениях юного студента дух
нового времени, неведомый Эккэну!
Марс
Спрашивать, есть ли люди на Марсе, равносильно тому, чтобы
спрашивать, есть ли там люди, существование которых
ощутить с помощью наших пяти чувств.
Однако жизнь далеко не всегда протекает в условиях,
позволяющих ощутить ее таким образом. Если предположить, что
марсиане существуют вне достижимости наших пяти чувств, то, не
исключено, и сегодня вечером они разгуливают по Гиндзе под
тронутыми осенней желтизной платанами.
Факты
Как любят люди знать самые разные факты! Больше всего их
интересует не то, что такое любовь. Их интересует, был ли
Христос незаконнорожденным.
Логика одного капиталиста
"Художники продают произведения искусства, я продаю
консервы из крабов - и не вижу никакой разницы. Но художники
считают свои творения мировыми сокровищами. Следуя их примеру,
я должен был бы бахвалиться консервами из крабов, по шестьдесят
сэн банка. За свои шестьдесят лет я, недостойный, ни разу в
жизни не позволил себе такого дурацкого самодовольства, как
художники".
Родители и дети
Весьма сомнительно, что родители способны растить своих
детей. Правда, коров и лошадей они растить могут, это верно.
Однако воспитывать детей, опираясь на древние обычаи и объясняя
их тем, что таковы естественные законы природы, не более чем
отговорка, к которой прибегают родители. Если бы любые обычаи
было оправдать ссылкой на естественные законы природы, то
мы должны были бы оправдать и наблюдаемый у первобытных народов
обычай похищать невест.
О том же
Любовь матери к ребенку - самая бескорыстная любовь.
Однако бескорыстная любовь менее всего помогает растить
ребенка. Под влиянием такой любви или, во всяком случае, в
основном под ее влиянием ребенок становится либо деспотом, либо
ничтожеством.
О том же
Первый акт жизненной трагедий человека начинается с
появлением ребенка.
О том же
С давних времен большинство родителей без конца повторяют
такие слова: "Я оказался неудачником. Но должен сделать все,
чтобы хотя бы мой ребенок добился успеха".
Возможности
Мы не можем делать то, что хотим. И делаем лишь то, что
можем. Это относится не только к нам как индивидуумам. Но и к
нашему обществу в целом. Возможно, и Бог не смог сотворить мир
таким, каким бы ему хотелось.
Опыт
Полагаться на один лишь опыт равносильно тому, чтобы
полагаться на одну лишь пищу, не думая о пищеварении. В то же
время полагаться на одни лишь свои способности, пренебрегая
опытом, равносильно тому, чтобы полагаться на одно лишь
пищеварение, не думая о пище.
Добрый человек
Добрый человек больше всего похож на Бога на небесах.
Вопервых, с ним поделиться своей радостью. Во-вторых, ему
поплакаться. В-третьих, есть он или нет - неважно.
Преступление
"Ненавидеть преступление, а не того, кто его совершил" ==
это не так уж трудно. Большинство детей реализуют этот афоризм
в отношений большинства родителей.
Гений
Гения отделяет от нас всего лишь шаг. Но чтобы понять, что
представляет собой этот шаг, нужно постичь некую высшую
математику, по которой половина ста ри - девяносто девять ри.
О том же
Гения отделяет от нас всего лишь шаг. Современники обычно
не понимают, что этот шаг - тысяча ри. Потомки слепы, чтобы
увидеть, что этот шаг - тысяча ри. Современники из-за этого
убивают гения. Потомки из-за этого же курят гению фимиам.
Правдивость
Став правдивыми, мы обнаружим, что не каждый способен на
это. Вот почему мы испытываем страх, решив быть правдивыми.
Покорность
Покорность - это романтическое раболепие.
Солдат
Идеальный солдат должен безоговорочно подчиняться приказу
командира. Безоговорочно подчиняться - значит безоговорочно
отказаться от критики. Следовательно, идеальный солдат должен
прежде всего потерять разум.
О том же
Идеальный солдат должен безоговорочно подчиняться приказу
командира. Безоговорочно подчиняться - значит безоговорочно
отказаться от того, чтобы брать на себя ответственность.
Следовательно, идеальный солдат должен предпочитать
безответственность.
Симптом
Один из симптомов любви - неотступная мысль о том,
скольких она любила в прошлом, и чувство смутной ревности к
этим воображаемым "скольким".
О том же
Еще один симптом любви - острое желание находить похожих
на нее.
Любовь и смерть
Мысль о смерти, которую вызывает любовь, как мне кажется,
имеет в своей основе теорию эволюций. Самки пауков и пчел сразу
же после оплодотворения жалят и убивают самцов. Слушая оперу
"Кармен" в исполнении итальянской труппы, я в каждом движений
Кармен видел пчелу.
Свобода
Свободы хотят все. Но так кажется только со стороны. На
самом же деле в глубине души свободы не хочет никто. Разве не
доказывается это тем, что даже бандит, который нисколько не
колеблясь лишит жизни любого, будет утверждать, что убил
человека только во имя блага государства? Однако свобода - это
отсутствие всяких ограничений, то есть возможность считать ниже
своего достоинства разделить ответственность за что бы то ни
было, будь то Бог, будь то нравственность, будь то общественные
традиции.
О том же
Свобода подобна горному воздуху. Для слабых она
непереносима.
О том же
Видеть свободу - все равно что зреть лик Божий.
О том же
Свободомыслие, свободная любовь, свободная торговля - в
бокал каждой из этих "свобод" влито довольно много воды. К тому
же воды несвежей.
Слово и дело
Чтобы считаться человеком, у которого слово не расходится
с делом, нужно достичь совершенства в умении оправдываться.
Лицо женщины
Странно, но лицо женщины, охваченной страстью, становится
как у молоденькой девушки. Правда, эта страсть может быть
обращена и к зонтику.
Дети
Почему мы любим маленьких детей? Главная причина в том,
что мы можем не опасаться: обмана только с их стороны.
О том же
Мы не стыдимся открыто продемонстрировать свое равнодушие
и свою глупость лишь перед маленьким детьми или перед собакой и
кошкой.
Житейская мудрость
Важнейшая заповедь житейской мудрости - жить так, чтобы,
презирая социальные условности, не вступать в противоречия с
социальными условностями.
Искусство
Самое трудное искусство - жить свободно. Правда,
"свободно" не означает "бесстыдно".
Свободомыслящие
Слабость свободомыслящих состоит в том, что они -
свободомыслящие. Они не готовы, как фанатики, к жестоким
сражениям.
Слово
Любое слово, подобно монете, имеет две стороны. Например,
одна из сторон слова "чувствительный" - "трусливый", не более
того.
Идиот
Идиот всех, кроме себя, считает идиотами.
Покаяние
В старину люди каялись перед Богом, Сегодня люди каются
перед обществом. Видимо, никто, за исключением идиотов и
негодяев, не может без покаяния превозмочь тяготы жизни.
О том же
Но насколько верить таким покаяниям - это уже
другой вопрос.
Любовь
Любовь - это поэтическое выражение полового влечения. Во
всяком случае, половое влечение, не выраженное поэтически, не
стоит того, чтобы называться любовью.
Насмешники
Насмехающиеся над другими боятся насмешек над собой.
Человеческое, слишком человеческое
Человеческое, слишком человеческое, как правило, нечто
животное.
Гордыня
Больше всего нам хочется гордиться тем, чего у нас нет.
Вот к примеру Т. прекрасно владеет немецким. Но на его столе
всегда лежат только английские книги.
Идол
Никто не возражает против низвержения идолов. Но в то же
время не возражает и против того, чтобы его самого сделали
идолом.
Взгляд со стороны
Испокон веку самым большим смельчаком казался самый
большой трус.
Я
У меня нет совести. У меня есть только нервы.
Жизнь
Даже если за революцией последует следующая революция,
жизнь людей, за исключением "избранного меньшинства", останется
безрадостной. "Избранное меньшинство" другое название для
"идиотов и негодяев".
Самоубийство
Единственное чувство, общее для всех людей, - страх
смерти. Видимо, неслучайно самоубийство осуждается как акт
безнравственный.
О том же
Если хочешь умереть, можешь умереть в любое время.
Попробуй сделать это.
Комментарии13