Драконы моря - когда реальность ужасней мифов
Вы никогда не задумывались, чего и кого боялись викинги и всё средневековое население, рисуя на картах морских чудовищ? Кто стал прообразом китайских и японских богов? Что взяли Ридли Скотт и Джеймс Кэмерон за основу любимого нами образа кровожадной твари из глубин космоса, и откуда вообще в нашем мире могли взяться настоящие драконы? О том, откуда появились драконы и что скрывает тьма морских глубин будем разбираться вместе.
Вообще, конечно, драконов придумали не вчера и не позавчера. Английское слово "dragon" вошло в обиход от французского "dragon", а то, в свою очередь, от латинского "draconem" - большая змея, а оно от греческого "δράκοντος" - змий, большая рыбина. У Греков не было арапаймы, но по смысловому значению греческое "драконтос" - она самая, рыба мечты ацтекского рыболова. Но "дракон" это всего лишь слово и всего лишь в европейской цивилизации. Откуда берет истоки сам образ огромного, змееподобного существа, коварного как само море и опасного, как самые жуткие демоны преисподней, питающегося людьми и способного убивать и убивать.. и убивать?
На этот вопрос более-менее сносно отвечает Эдриенн Майор, популяризатор науки и специалист по древней истории. Она утверждает, что большинство историй о драконах были вдохновлены древними открытиями окаменелостей, принадлежавших к мегафауне и доисторическим животным вроде динозавров. Она проводит несколько интересных аналогий. Например, "κήτεα" или "кетос", латинизированное в "cetus", обозначало морского монстра, убитого Персеем и Гераклом, сохранилось в нашем времени под загадочным и большим словом "китообразные". Но вот головы убитых древними героями существ удивительно похожи на вымерший род Самотериев из семейства жирафовых. Это, вообще, странное совпадение, когда скелет животного так сильно похож на классических драконов... ну, по крайней мере, если не спускаться ниже уровня плеч. Крупные и сильно загнутые назад рога, огромная массивная голова, длинная драконье-жирафья шея.
Если у вас есть сомнения на счет того, что именно самотерий лёг в основу "цетусов" из античных подвигов, то вот, например, вариация греческого орнамента, где Персей храбро расстреливает из лука археологический экспонат в виде черепа характерной жирафьей формы, спасая Андромеду от принесения её в жертву, видимо, сторожу музея. Потому что её мать Кассиопея хвасталась, что её дочь прекрасней нереид... В общем, это длинная история из провального 8-го сезона греческой мифологии.
Вообще, не только скелет жирафа, попавший в руки любопытного самодельного ученого, может наделать бед. Вот, например, сравнение компоновки скелетов слона обыкновенного африканского в его нормальном виде и собранного стоя. В одном случае перед нами предстанет нормальное травоядное животное, в другом - жуткий людоед, а если потерять половину черепа, то и вообще циклоп.
Попытки разложить найденные кости во что-то человекоподобное нередко создавали монстров. В конце-концов, не зная, как выглядит животное, но имея набор из разных костей в какой-то пещере или гроте, можно собрать хоть десептикона. Чем, собственно, в античности нередко баловались.
Например, история с Пелопом, в честь которого назвали пелопоннесский полуостров. Мифическая часть: он сын Тантала и внук Зевса. Отец порубил его на куски и подал богам как тушеное мясо. Деметра сослепу съела плечо, но потом все ужаснулись и воскресили парня. А плечо сделали новое из слоновой кости. И жил он долго и счастливо, пока его опять жестоко не убили. Историческая часть: плечевые кости слона, включая лопатку, были отвезены сражавшимся под стенами Трои грекам, потом потеряны, потом найдены и торжественно похоронены. Сложно сказать, в какой момент цепочки там оказался слон. Но если бы мне показали лопатку слона и сказали: "Это твой внучатый дедушка, не позорь его седины, иди и победи троянцев", - я бы сильно вдохновился, воинственно затрубил и побежал на стены.
Страшно представить, что было бы с греческой мифологией, если бы им достался хорошо сохранившийся скелет Титанобоа, вымершей 50 млн. лет назад змеи весом до 1 тонны.
Все остальные истории от греков и римлян до европейцев и скандинавов дальше выглядят как написанные под копирку. Тифон - монстр со змеиными головами, Питон - гигантский змей, убитый Аполлоном, многоголовая Лернейская гидра и змей Ладон, охранявший сад Гесперид, - вполне вписываются в понимание обычных рептилий с некоторыми прикрасами. Вот только Геродот с упоением описывает скелеты летучих мышей, называя их маленькими драконами и крылатыми змеями, порхающими с дерева на дерево. Затем вся Европа, вплоть до Скандинавии, погружается в копипасту античности. Драконы у них представляют то лихие смеси описаний Геродота с греческими мифами (красный и белый драконы Вортингера), то вполне себе самостоятельно собранных животных, вроде горгулий или виверн. Тот же Фафнир - гном, из-за жадности превратившийся в змея и живущий под горой, - вполне увязывается в обычную змею, сидящую на кладе, так любимом норманнами. Тот же Беовульф говорит Виглафу: "Раз не нашлось воинов, которые бы помогли мне, они не достойны золота - закопай его".
Первые истинно интересные отсылки к настоящим монстрам, а не слепленным из находок археологами-любителями, мы можем встретить всё у тех же викингов. Помните миф о рыбалке Тора с великаном Гимиром? Здоровяк не дал богу наживки, и тогда тот отрубил голову лучшему быку в стаде великана, насадил её на крючок и поймал в море Ёрмунганда, мирового змея, потом дал ему молотом по голове и отпустил прокрастинировать на дно морское до Рагнарёка.
Что если я скажу, что Ёрмунганд, как и во многих случаях с Эддами, лишь преувеличение, а не вымысел? Сейчас англичане активно исследуют свое прошлое с помощью современных технологий. В 2007 году, например, провели изотопный анализ человеческих останков на содержания азота и углерода (Mueldner, G. And Richards, M.P. ‘Stable Isotope Evidence for 1500 Years of Human Diet at the City of York, UK’ American Journal of Physical Anthropology). Анализ проводили среди покойных жителей Йорка, а его целью было определение диеты, на которой сидели местные горожане. Любопытными выводами, например, стали сокращение речной рыбы и рост потребления морской в конце 9-го века. Такие изменения связаны, прежде всего, с прибытием воинственных мореплавателей с Северо-Востока. В Шотландии до появления викингов пикты умели ловить только мелкую рыбу с берега. Но вот их соседи через море умели заниматься и активно практиковали все виды рыбалки, в том числе и донную. А прибыв на пляжи Британии, они быстро и качественно культурно обогатили население не только топорами и мечами, но и удочками. У нас есть доказательства использования удилищ, рассказы о длиннющей леске из конопли, найденные большие рыболовные крючки для морского промысла со шпорами, тяжелые морские грузила для глубоководной рыбалки. Что ловили? В целом всё, что клевало, но сельдь, камбала и треска лидировали. Но в 9-ом веке именно треска была важнейшим экономическим товаром на международных рынках. И именно треска - дело донное.
Почему? Это ИРП (индивидуальный рацион питания) разбойников и мореходов того времени. Норвежцы, впервые прибыв на рынки Европы, сразу же создали там такое нововведение, как рынок сушеной трески. Он просуществует 1000 лет, пережив войны, голод и эпидемии чумы. При отсутствии соли это одна из немногих рыб, которую можно засушить так, чтобы она не портилась, была вкусной и полезной, и ловить её можно было при этом тоннами. Не было бы такого обширного мореходства, колонизации побережий Америки, не будь универсального и дешёвого средства питания в походах.
Но привычки глубоководной рыбалки имеют свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вам доступна рыба в большом количестве и практически круглый год. Начинается развитие судоходства - у вас есть суда для путешествий в открытом море и незаменимый сухой паёк, на котором можно протянуть не одну неделю. И чтобы его изготовить, не надо ни копчения, ни соли. Достаточно прибить филе рыбы к стене и уйти на месяц обратно в море.
С другой стороны, можно выловить и что-то неприятное. Например, рыбу-саблю, она же рыба-угольщик. Тёмное медное тело до 1 метра в длину, оказавшись на воздухе, начинает быстро, будто бы магическим способом, чернеть, превращаясь в саблезубую змеюку цвета сажи. Живут красавцы на глубине от 100 до 500 метров, ночью поднимаясь к поверхности на кормежку и рискуя быть пойманными на обычные снасти.
Будучи похожей на мелкий приплод Ёрмунганда, рыбка опасна не своими хищными повадками, а, в первую очередь, благодаря Anisakis, в обилии живущих в ракообразных, которыми она питается. Вы наверняка встречали изображения таких спиралек в рыбе в интернете. Так вот, их поедание в живом виде в непрожаренной, непросоленной рыбе приводит к поражению анизакидозом - тяжелым гельминтозным заболеванием, разбираться с которым придется хирургам в гастроэнтерологии. К слову, как-то испанские ученые пытались провести исследование и выяснить, какой процент из этих рыб заражен нематодами. Они проверили рыбу вдоль материкового побережья Португалии, Мадейры и Азорских островов. Результат оказался неизменным - 100% популяции.
Если вам повезет в месте смешения разнотемпературных потоков воды, то вы встретите или поймаете живое ископаемое - плащеносную акулу. Эти парни вдвое крупней угольщиков. И, по мнению, например, Самуэля Гармана, именно они и их вымершие собратья послужили прототипом для всех видов драконов Азии. Где-то 50 млн. лет назад эти красавицы населяли мелководье и были широко распространены по всей планете, но конкуренция загоняла их всё глубже и глубже, и сейчас они встречаются на морском дне от 200 до 2000 метров, а может и больше.
Живая реликвия примечательна во всех смыслах. Например, у них самый длинный период беременности - 3,5 (три с половиной) года. Это одно из самых древних существ, ведущее свой род от позднего Юрского периода (150 млн. лет назад), а если взять ближайших собратьев, то и от Дэвонского периода (416 млн. лет назад). И встречается она в самых разных местах - от Атлантики (Северная Норвегия) до Тихого океана. С момента первой встречи с ней мы неизменно сравниваем её с морскими змеями и драконами. Широкая плоская голова с огромными челюстями, размером вдвое больше шеи и длинные ряды зубов с иглоподобными навершиями. Первая пара вертикальных жаберных разрезов формирует запоминающийся воротник. Короткие округлые плавники: спинной, анальный, тазовый, а роскошный длинный хвостовой - дополняет образ парящего змея.
Питается плащеносная акула тоже по-змеиному, заглатывая добычу целиком, вплоть до половины своего размера. Учитывая, что в основе рациона (до 60%), например, популяции в заливе Суруга, - кальмары, существует множество теорий о том, как слабовидящий глубоководный хищник охотится на быстрых и круто-зрячих моллюсков. Одна из теорий включает в себя змеиный бросок за счет изгибов тела и мощного толчка хвостом на десяток метров.
И, кстати, налет древности - это не только загадочный ореол славы, но и с десяток паразитов, которые за миллионы лет приспособились индивидуально к этой акуле: это и ленточные черви Monorygma, и трематоды, и нематоды. В общем, ей там на глубине не скучно и не одиноко.
В странах Азии существуют десятки, если не сотни, историй и легенд с драконами и драконоподобными существами. Дракон для китайцев это и высшее животное, и бог-создатель мира, и бог-небо, и бог-море. Они помогали первым императорам, основывали государство и боролись с злыми силами. В целом, дракон это, скорее, форма мистической сущности, чем образ чего-то одного, отсюда и историй так много.
Одной из моих любимых является история о народе Ай-лао-и и девушке Ша-йи, которая жила недалеко от горы Лао. Однажды она отправилась на рыбалку и увидела в воде блестевший на солнце ствол дерева. Длинное кривое полено плавно покачивалось на волнах и, казалось бы, ничем не выделялось. Любопытная красавица дотронулась до дерева, но то ожило и уплыло вглубь моря. Затем Ша-йи родила 10 сыновей, и к ней приплыл дракон с просьбой показать приплод. 9 из 10 сбежали, а 10-ый был любопытный в маму. Дракон лизнул его и дал имя Джиу Лонг, и стал он королем народа Ай-лао-и, а те стали делать наколки с драконом в честь своего предка.
Как бы там ни было с предками драконов, вдохновивших самые разные народы и культуры на истории о могучих морских богах, сегодня истинные драконы, настоящие морские змеи, тоже существуют. Знакомьтесь, черный морской дракон, он же idiacanthus atlanticus ну или black dragonfish
И они всё ещё способны наводить ужас... ну, по крайней мере, при близком рассмотрении.
Обитают эти рыбки в тропической зоне во всех доступных морях и океанах на глубине в 2000 метров и больше. У рыб выраженный половой деморфизм, только в непривычной форме: самки до полуметра с усами, шипами, выраженными клыками и тазовыми плавниками, самцы всего 5 сантиметров, без усиков, зубов, с нефункционирующим кишечником и без чувства превосходства мужского пола над женским. Формально, это называется педоморфная форма. Проще говоря, они не сильно отличаются от личинок.
В полноценные особи созревают только самки. Личинки у этого вида ни с чем несравнимые создания - прозрачные червеподобные крохи с глазами, вытянутыми на стеблях длиной до половины основного тела. По мере роста глаза не двигаются, но на них нарастает тело.
Глубоководные драконы, помимо прочего, биолюминесцентны, но в почти невидимом для человеческого глаза диапазоне, на грани инфракрасного.
Если вы подумали, что это уникальная штуковина, то это вы зря. Это минимум целое семейство стомиевых, или иглоротых, и в нем около 300 видов, и каждый по-своему прекрасен. И большинство из них осуществляет вертикальные миграции, преследуя некоторые типы глубоководных рачков почти до самой поверхности. Вот, например, Astronesthes Niger - 16-сантиметровая гроза криля и мелких рачков - амфиподов. Она иногда мигрирует вверх, к поверхности воды. Считается, что это связано с циклами питания и положением луны.
Или Malacosteus niger - рыба-дракон со свободной нижней челюстью и головой на шарнирном суставе. Максимально пойманная длина - 25 см, но, думаю, вам хватит и меньшего размера, чтобы вода в вашей жизни стала только кипяченой. Слава Нептуну, именно этот вид вертикальной миграции не подвержен, и встретить его можно только если вас самих унесет на глубину в 2-3 километра. Кормятся они, кстати, находясь в активном поиске, освещая тьму впереди себя люминесцентными фарами, расположенными снизу от глаз и терзая бедных креветок этими челюстями.
Надо ли говорить, что в целом ничего не поменялось? Если раньше найденные останки и диковинные твари не то, что мифологизировали, а иногда вообще вписывали в родословную богов, то сегодня кино по мотивам редких и вымирающих животных всё также в тренде. Тут вам и гигантские змеи, и супер акулы, и ожившая фауна и флора Девона в Аватаре. И если раньше форштевень украшали головами драконов, чтобы с северными мореходами ничего не случилось и злые духи не отправили их на дно моря, то сегодня всё те же черные драконы пожирают экипажи уже космических кораблей, всё так же пугая зрителей.