120 ЛЕТ АВТОМОБИЛЮ В РОССИИ Ч.2.1
СССР. Начало(Продолжение)
Гаишники
В 1931 году создается отдел регулирования уличного движения (ОРУД), а в 1936 году параллельно учреждается Государственная автомобильная инспекция. В одну структуру они будут объединены лишь в 1961 году.
Сотрудники ОРУД работали уличными регулировщиками, а ГАИ занималась разработкой технических норм эксплуатации транспорта, учетом автомобилей, принимала решение об установке дорожных знаков и нанесении разметки и так далее. Правила дорожного движения как единый документ появляются в СССР лишь в 1940 году.
Основной функцией ГАИ декларируется борьба с аварийностью. Но даже несмотря на то, что число инспекторов на наших дорогах гораздо больше, чем в Европе, безопасность дорожного движения в СССР всегда оставляла желать лучшего.
С годами работа автоинспекции вызывала все больше критики, и к концу XX века в среде автомобилистов окончательно укоренилось мнение, что деятельность гаишников не столько способствует решению проблем дорожного движения, сколько сводится к организации засад в кустах, выписыванию штрафов за надуманные нарушения, а чаще — к банальному заработку на взятках.
Система наказания нарушителей ПДД неоднократно менялась. Было время, когда за любое нарушение гаишник делал прокол в правах. Три дырки — лишение на год.
В 90-е годы структура получила новое имя — Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Одной из причин переименования было желание улучшить имидж автоинспекции. Но название не прижилось, в ходу осталась аббревиатура ГАИ. В настоящее время оба названия официально признаны равнозначными.
____________
ГАЗ-А
В 1932 году появляется первая массовая легковая машина советского производства, созданная на базе Ford Model A. Для Горьковского автозавода выбор модели был очевиден: эта легковушка во многом была унифицирована с запущенной в том же году в производство «полуторкой».
ГАЗ-А получил большое распространение в качестве служебной машины (автомобиль в частных руках — большая редкость в те годы). За шесть лет производства машина разошлась по стране тиражом почти в 42 000 экземпляров.
Под капотом ГАЗ-А – четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 3,3 литра (40 лошадиных сил). Снаряженная масса – 1080 килограммов. Разгон до 80 километров в час занимал 38 секунд. Максимальная скорость – 90 километров в час.
Большинство произведенных автомобилей имели открытый кузов «фаэтон» — с тентом, но без боковых стекол. Это было главным минусом модели: зимой эксплуатировать такую машину проблематично.
Около четверти выпущенных ГАЗ-А были пикапами, использовавшимися для перевозки почты и перевозки мелких грузов. Более сложный в производстве седан, отличавшийся частично деревянной конструкцией кабины, являлся экзотикой — его выпускали мелкосерийно на московском заводе «Аремкуз».
____________
«Эмка»
В марте 1936 года увидела свет вторая легковая модель Горьковского автозавода — ГАЗ-М-1, ставшая одним из главных символов эпохи. Ее двигатель и трансмиссия, по сути, представляли собой модернизированные узлы от ГАЗ-А (мощность повысилась на 10 лошадиных сил), а вот кузов был полностью новый, закрытый.
За основу вновь взята фордовская разработка — Model B, — но на этот раз советские конструкторы внесли ряд важных усовершенствований. Раму переделали, подвеска — полностью другая. Слегка подретушировали и дизайн: от «американца» нашу машину можно отличить по крыльям.
Считается, что буква «М» появилась в названии в честь председателя Совета народных комиссаров В. М. Молотова, имя которого носил завод.
Новинка была гораздо комфортнее своего предшественника. «Эмка» широко использовалась как такси.
А после того как черные «Эмки» были закуплены для автопарка НКВД, за машиной закрепилось печальное прозвище – «воронок» или «Черный ворон». Впрочем, большинство «Эмок» были черными не зависимо от того, какое ведомство их использовало.
____________
ЗиС-101
В январе 1937 года на конвейер встала первая советская модель представительского класса — ЗИС-101. Несколькими годами раньше на заводе «Красный путиловец» пробовали наладить производство советской копии одной из самых передовых моделей того времени — Buick 32-90, — однако дальше выпуска шести экспериментальных экземпляров дело не пошло. Дальнейшую разработку этого проекта передали на ЗИС (ныне ЗИЛ).
Семиместный лимузин получился очень солидным. Его размеры — больше, чем у нынешнего Mercedes S-класса в длиннобазной модификации. Под капотом — 8-цилиндровый мотор рабочим объемом 5,8 литра, выдававший 110 лошадиных сил. В основе конструкции использовались элементы Бьюика, но кузов был полностью свой.
По длине колесной базы советский лимузин превосходит нынешнюю «семерку» BMW в удлиненной версии (у которой база — 3210 миллиметров).
Эго эскизы были созданы советскими инженерами, но окончательное проектирование заказали американской компании Budd. Самостоятельно изготовить штампы, сварочные кондукторы и станки в Советском Союзе не могли, пришлось привлечь иностранных партнеров и затратить сумму в $1 500 000.
В то время каждую новую модель принимал лично Сталин.
ЗИС-101 стал первой отечественной машиной, оснащенной печкой. Задняя часть салона была отделена стеклянной перегородкой.
Завод сразу вышел на приличные объемы выпуска — до 1941 года было собрано 8752 советских лимузина. Довольно быстро стало ясно, что для высших партийных и государственных чиновников представительские машины в таких количествах не нужны, поэтому ЗИСы стали трудиться в «скорой помощи» и в такси.
Чисто теоретически престижную машину могли получить в личное пользование и простые граждане — ЗИС-101 разыгрывался в лотерею.
Комментарии2