Therion
Все про группы публикуют, и я пожалуй внесу свою лепту :)
Theli - 1996
Secret Of Runes - 2001
Lemuria - 2004
Sirius B - 2004
Gothic Kabbalah - 2007
THERION, пожалуй, одна из самых неоднозначных групп на современной металлической сцене. На протяжении своего существования музыканты, а точнее музыкант – единственный оставшийся от оригинального состава Кристофер Джонсон – постоянно менял стиль группы, теряя таким образом старых и приобретая новых поклонников. THERION перепробовал направления от death metal до симфонического металла. Каждый новый альбом группы – повод для дискуссий. Кто-то утверждал, что это очередной шедевр, а кто-то воспринимал его как провал и вычёркивал группу из списка своих кумиров. Тем не менее THERION существуют – пишут, ищут, привнося свой посильный вклад в мировую «металлическую культуру».
В конце 80-х «классическая» тяжёлая музыка начала себя изживать. Дробясь, она породила множество стилей и направлений: black, speed, death, doom, pagan, gothic metal… Человеку непосвящённому трудновато сходу отличить один от другого. Но искушённому!.. Такой раскол дал благодатную почву для развития разнообразных групп в разных стилях. Начали формироваться свои тусовки у каждого направления, практически никак не связанные между собой. Но нас интересует не общая ситуация на «металлическом фронте» рубежа 80–90-х, а конкретный случй, имевший место в стане death metal*.
История THERION начинается летом 1988 года в Стокгольме. Именно в это время некий Кристофер Джонсон (Christofer Johnson), с 15 лет осваивавший бас-гитару, в компании с Питером Ханссоном (Peter Hansson) на гитаре и Оскаром Форсом (Oskar Fors) за барабанами, играл в команде BLITSKRIEG. Отсутствие серьёзного музыкального образования с лихвой заменяла горячая страсть к тяжёлой музыке. «Я всегда интересовался экстремальной тяжёлой музыкой и вырос вместе с движением треша восьмидесятых. Я любил эту музыку и агрессию, заключённую в ней» (Кристофер Джонсон). В то время они были молодыми и им не особо хотелось идти со всеми в ногу – даже несмотря на то, что эта нога была сделана из металла. Их выбор пал на только зарождавшийся тогда death metal. Именно в этом направлении они решают двигаться.
Поначалу группа особого успеха не имела, приходилось играть в местных клубах.
Но мечты, конечно, были о большой сцене. Вскоре многочисленные неурядицы внутри коллектива привели к развалу команды. Не получилось… Тогда Джонсон поменял свой бас на обычную гитару и встал у микрофонной стойки. К Кристоферу присоединился коллега по BLITSKRIEG Питер Ханссон. Должности басиста и барабанщика оставались свободными. Через какое-то время в группе появляются ударник Мик Товалайнен и басист Йохан Хансон (Johan Hanson), бывший участник CREMATORY. «Свежеиспечённую» группу решили назвать MEGATHERION (в переводе с латыни – мегазверь. – Авт.). Позже название сократили до краткого и ясного – THERION, кстати, как нельзя точно отражающего смысл и настрой их творчества – агрессивного, дикого, как зверь.
Образование новой группы ознаменовали внезапные кадровые перестановки. Ушёл Хансон, и его место занял Эрик Густафссон (Erik Gustafsson). Поменялся и барабанщик: за установку сел старый друг Кристофера и Питера Оскар Форсс. В этом составе THERION приступили к записи первых демо – «Paroxysmal Holocaust» и «Beyond The Vveils Of Inner Wickedness». Чуть позже, в 1991 году, записывается первая мини-пластинка «Time Shell Tell» (тираж – 1000 экземпляров), а затем альбом «Of Darkness...», который не прошёл незамеченным. Поставив на death, THERION не прогадали: стиль отражал дух определённой части молодёжи того времени. Таким образом группа заполучила первых почитателей ( в весьма приличном количестве) и превратилась в крупную фигуру на дэт- металл сцене. Стиль только зарождался, и THERION без особого труда стали законодателями в этой области. «Сегодня “Of Darkness...” можно считать типичным альбомом дэт-металла, но для меня в то время это было нечто оригинальное, даже присутствовали клавишные партии в некоторых композициях», – говорит Джонсон о дебюте 1991 года.
Дальше события развивались следующим образом: THERION покидает Густафссон, и очередная пластинка записывается втроём. Третья работа – «Beyond Sanctorym» увидела свет весной 1992 года и отразила ощутимый прогресс группы. Музыка становится более мелодичной, в композициях находят применение симфонические и авангардные элементы, добавляются персидские темы. В конструкции произведений начали занимать важное место клавишные, используется чистый мужской и женский вокал. В «Symphony Of the Dead», «Paths» и «The Way» прослеживается направление, в котором группа будет двигаться дальше. В поддержку этого альбома THERION совершили свой первый маленький тур за пределами родной Швеции – по Голландии и Бельгии.
Популярность группы росла. Но нашлись и упёртые приверженцы бездушной долбёжки, которые расценили нововведения группы как преступление против «истинного металла». THERION сочли предателями, и часть поклонников отвернулась от группы.
В декабре 1993 года THERION выпустили альбом «Symphony Masses: Ho Drakon Ho Megas». Хотя основная направленность оставалась дэтовой, альбом помог увеличить количество поклонников группы за пределами дэтовой тусовки, что продолжало раздражать старых фэнов: мол, «привлекаются люди со стороны», «что за помойка» и всё в таком духе.
Для Джонсона это, прежде всего, был экспериментальный альбом, в котором он попытался реализовать свою любовь к классической музыке. С «Symphony Masses:Ho Drakon Ho Megas» группа совершила первый тур по Германии вместе с SAMAEL, GRAVE и MASSCARA. Но, несмотря на растущие успех и популярность, дела у молодой группы шли не ахти как хорошо: музыканты жаловались на недостаток денег. «Мы даже не могли мечтать о том, чтобы пригласить настоящий, пусть и маленький, оркестр на запись», – вспоминает Джонсон. Через какое-то время в группе из «старичков» остаётся только Кристофер, но вскоре к нему присоединились гитарист Магнус Бартелсон (Magnus Barthelsson), басист Андреас Вал (Andreas Wahl) и ударник Пётр Ваврженюк (Peter Wawrzeniuk).
В 1994 году THERION подписывают довольно выгодный контракт с фирмой Nuclear Blast на 5–6 альбомов, получив при этом приличный аванс на запись. Именно об этом Джонсон мечтал долгое время, пока он с группой ездил на гастроли в крохотном автобусе, раздолбанном до полуаварийного состояния, практически 3 года обходясь без техников… После выхода миньона «The Beauty In Black» состоялось турне с ANNIHILATOR, которое добавило группе популярности за пределами дэт-металлической тусовки. «Это было очень интересно. Люди, которым не нравился дэт, приходили, смотрели, слушали нас, и мы добились полного успеха», – говорит Джонсон.
После тура группа опять превращается в трио и в Берлине записывает очередной альбом под названием «Lepaca Kliffoth». Продюсером стал небезызвестный Харрис Джонс (Harris Johns – KREATOR). Это творение представляет собой прекрасное сочетание монументального дэта и многоголосых опер. Предпочтение отдаётся чистому вокалу (для этого приглашаются профессиональные сессионные исполнители). Тексты остаются прежними – Кристофер в основном придерживается мифологической и языческой тематики. Альбом можно считать началом того THERION, который существует и поныне. Он стал первой кульминационной точкой, перевернувшей построение музыки шведов: death и классика в их творчестве постепенно выравниваются. Подобное нововведение на тот момент было слишком незаурядным, потому одобрялось далеко не всеми. Но, безусловно, музыка, которую начали играть шведы, была новым шагом в металле.
Переломной точкой в истории THERION стал альбом «Theli» (по-еврейски «дракон»), записанный в 1996 году. С этого момента THERION больше не дэт, а вполне интересная смесь металла и классической музыки. Песни на альбоме больше похожи на металлические гимны с довольно мрачно окрашенными текстами. Здесь уместно будет упомянуть о том, что Кристофер Джонсон с головой погружен в мифологию, оккультизм и парапсихологию. Cвои знания он черпает в некой «Ложе Красного Дракона», в которой Кристофер состоит уже несколько лет. «Ложе Красного Дракона» – оккультная организация, количество членов которой не перевалило и за четыреста человек. Люди там собираются, чтобы осуществлять всевозможные ритуалы, проводить астральные проекции, изучать древнюю мифологию, всевозможные «умершие» науки, язычество, парапсихологию и т.п. Это объединение издаёт всякую эзотерическую макулатуру, но, справедливости ради, отметим, что «Ложа» не имеет ничего общего с чёрной магией, и уж тем более прошу не путать с сатанизмом. Один из аспектов изучения последователей «Дракона» это сны. По мнению членов «Ложи», в нашем материальном мире есть масса вещей и явлений, которые очень сложно уловить и осмыслить, например сны. Господа «драконы в красном» учатся переживать свои сны как бы на яву и управлять ими. «У меня всегда были иные цели, в отличие от большинства людей. Меня несильно интересуют материальные ценности; у меня нет семьи, детей, даже подружки нет – времени слишком мало. Благодаря контакту с “Ложей” я смог открыть для себя много нового, получил новый смысл в жизни…» Таким образом, мифология и легенды из «Ложи Красного Дракона» перекочевали в тексты песен THERION. Что касается музыки, на альбоме ещё больше хоров и оркестра. Музыка постепенно превращается в оперу. Число сессионных музыкантов превысило 20 человек. Поменялся и состав группы: Кристофер Джонсон –гитара, вокал, клавиши; Пётр Ваврженюк – ударные, вокал; Ларс Розенберг (Lars Rosenberg) – бас; Ионас Меллберг (Jonas Mellberg) – гитара, клавиши. Выход альбома вызвал бурю эмоций у поклонников группы. Многие не приняли творение кумиров: «Они предали настоящий дэт! Такая группа умерла!» Другие – наоборот. В итоге состав поклонников кардинально изменился, что ни чуть не смутило терионовцев. С этого момента музыканты группы начинают жить за счёт доходов от музыки. Кристофер помогает молодым командам, финансирует их записи.
Следующее детище THERION «A¢ rad Zaraq Lusid Dreaming» приурочено к десятилетнему юбилею группы. Альбом вышел в феврале 1997 года и содержит неизданные композиции, несколько кавер-версий, саундтрек к фильму Пера Альбинсона «Golden Embrace». Альбом богат на кавера: «Children of the Damned» IRON MAIDEN, «Fly to the Rainbow» SCORPIONS, «Under Jolly Roger» RUNNING WILD, «Here Comes the Tears» JUDAS PRIEST. Версии получились довольно удачными, и музыканты были весьма довольны результатом.
Сама по себе пластинка ни хорошая, ни плохая и больше напоминает сборник, нежели полноценный номерной альбом. Пластинка лишена какой-либо концепции, песни слишком разные по стилю и текстам. За выпуском альбома THERION выступают на «Out Of the Dark Festivals» с MY DYING BRIDE и SENTENCED.
В декабре 1997 года на Woodhouse Studio THERION приступают к записи очередного альбома. Через год, в конце апреля 1998, выходит «Vovin» (к слову сказать, ещё один «дракон»). Этот альбом дал понять, что Джонсон окончательно определился со стилем – теперь это некая металлизированная классика. Музыка стала немного легче, если раньше её можно было определить как металл, облегчённый хорами и всевозможными оркестрами, то теперь, после выхода «Vovin», это больше походит на симфоническую музыку, отяжелённую металлом. Появились довольно привлекательные, слегка попсовенькие мелодии. Неизменной остаётся только тематика текстов – Джонсон по-прежнему черпает вдохновение в языческих и мифологических сюжетах. Альбом стал закономерным развитием своего предшественника. «Vovin» добрался до 46 позиции в немецком чарте. «Старые» поклонники окончательно похоронили для себя THERION, заклеймив его «попсой»; обычные меломаны назвали его «современной классикой», оставив при этом первенство за «Theli»; приверженцы именно «симфонического» THERION всей душой полюбили альбом, наградив его титулом «лучший металлический альбом девяностых». После выхода «Vovin» целиком меняется состав группы: теперь вместе с Кристофером играют Томми Эрикссон (Tommy Eriksson) – гитара, Ян Казда (Jan Kazda) – бас, Вольф Симонс (Wolf Simons) – ударные.
В январе 1999 Джонсон садится в студии с намерением к весне выпустить «Crowning Of Atlantis». Пластинка увидела свет в июне. В неё вошли несколько концертных записей и три кавера («Thor» – MANOWAR, записанная для трибьюта, который впоследствии так и не вышел; «Seawinds» – ACCEPT и «Crazy Nights» – LOUDNESS). Этот альбом не стал чем-то значительным в истории группы. Хотя в целом он не плохой. На общем фоне выделяется композиция «Mark of Cain», благодаря отличной мелодии и качественному хоровому исполнению, которое придаёт этой вещи некую монументальность. Но я бы не спешила рекомендовать «Crowning Of Atlantis» тем, кто хочет познакомиться с симфоническим металлом – на мой взгляд, альбом скучноват. Для поклонников же, понятное дело…
Запись следующего – «Deggial» проходит с сентября 1999 года по январь 2000-го. Сразу после выхода альбом попадает в немецкие чарты. Стиль остаётся неизменным, но музыка приобретает большую мощь и привлекательность. Каждая композиция – отдельное произведение, маленькая опера. Название пластинки отправляет нас к старинной арабской легенде о тёмном маге Deggial, который в будущем должен «перевернуть мир». В записи альбома принял участие Ханси Курш (Hansy Kursch) из BLIND GUARDIAN. И снова следует смена состава: на этот раз к Кристоферу присоединяются братья Ниеманны (Niemann): Кристиан (Kristian) – гитара и Йохан (Johan) – бас, а также ударник Сами Карппинен (Sami Karppinen).
В конце 2000 года Nucklear Blast осчастливили фанатов THERION, переиздав первые два альбома группы с бонусами и новым стильным оформлением. Кристофер сам был в восторге от этой затеи: «Это просто прекрасно! К сожалению, мы потеряли много старых поклонников, изменив стиль, но зато приобрели новых!!! Так что это чудная возможность для молодых фэнов познакомиться с тем, с чего мы начинали, как всё развивалось. Главное, чтобы они чувствовали ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ разницу между старым и новым», – говорит Джонсон. Итак, три первых альбома шведов – «Of Darkness...», «Beyond Sanctorym» и «Symphony Masses:Ho Drakon Ho Megas» – рождаются заново 27 ноября 2000 года. Поклонникам эта идея пришлась по вкусу, и они скупали экземпляры в бешеном количестве. Немного позже фэны отплатили за столь своевременный и приятный подарок. В течение 2001 года был выпущен альбом «Bells Of Doom» – совершенно уникальное лимитированное издание, осуществленное фэн-клубом группы и распространяемое исключительно среди его членов. В это раритетное издание вошли не только неопубликованные демозаписи, но и музыка первой группы, из которой родился THERION – BLITSKRIEG . Музыкантам этот номер поклонников очень понравился.
Весной 2001 года состоялась мучительная (из-за количества накладок) запись нового альбома, и 24 сентября «Secret of Runes» вышел в свет. Эта работа обозначила новый период в музыкальном развитии THERION. «Secret of Runes» продемонстрировал, наряду с симфонической, развитие и металлической его составляющей: материал звучит гораздо тяжелее предшественников, мелодии стали ещё эмоциональнее и необычнее. Красивые мотивы в сочетании с хоровыми партиями создают непередаваемое феерическое ощущение. У альбома снова языческая концепция, которая на этот раз основывается на древних нордических традициях. По легенде, скандинавскому богу Одину было открыто секретное значение рун, отсюда и название. Само слово «руна» можно объяснить как «тайный знак». Альбом в свою очередь можно назвать «Тайна тайн». Именно вокруг этого закручивается сюжет альбома. Во время его написания Джонсон увлёкся Ричардом Вагнером, поэтому, по словам Кристофера, он использовал сходную с Вагнером лирическую концепцию.
В 2002 году THERION отметили своё пятнадцатилетие. По случаю столь знаменательного события группа приготовила особый подарок фэнам (тираж издания был строго лимитирован, его получили пятнадцать тысяч европейцев) – двойной концертный альбом «Live In Midgrad». Это не был простой концертник. Двадцать четыре трека с изрядной точностью отразили каждый период существования группы за пятнадцать лет. Качество звучания прекрасное. Весьма приличным было оформление русской версии альбома – подарочный дигипак, буклет в двенадцать страниц и диск с золотым напылением. Название опять-таки не случайное. «Midgrad» (Мидград) – в скандинавской мифологии это средняя, обитаемая человеком часть Света.
После своего юбилея THERION теряет барабанщика Сами Карппинена, который покинул группу из-за идеологических разногласий. Его место не долго оставалось свободным – ударником в команде стал некий Ричард (Richard Evensand). И по окончании всех туров группа приступила к созданию очередного, последнего на сегодняшний день, альбома. Когда-то давно для Кристофера было написано семь песен, но с течением времени их количество понемногу увеличивалось. С приходом братьев Нейманов в эту копилку постоянно кое-что добавляли, сочиняли, придумывали. В итоге, оказалось, что готово уже более пятидесяти песен, а идеи всё не истощаются. После долгих споров решено было рассматривать ситуацию как знак к выпуску сразу трёх альбомов. Но для начала Кристофер решил выпустить только два, оставив один на завершение трилогии. Итак, в 2003 году в студии Modern Art начались нелёгкие записи. Нелёгкие, потому что, помимо ударных, бас-гитары, гитар, балалаек, домбр и мандолин, сразу писали большинство оперных голосов и основные вокальные партии. На этом работа не кончилась, и самое сложное оставалось впереди. В Праге записали огромный симфонический оркестр, половину клавишных партий и несколько оперных вокалистов с молдавским хором, состоящим из тридцати пяти человек. В конце концов вся эта колоссальная работа была сделана, и в итоге… 171 человек внесли свою лепту в создание альбомов – играли, пели свыше 9 месяцев практически без отдыха, и 24 мая 2004 года два монументальных произведения – «Lemuria» и «Sirius B» родились на свет. С выходом «Lemuria» и «Sirius B» THERION не только окончательно зарекомендовали себя как симфо-металлическая группа, но и закрепили за собой титул «отцов» стиля.
Вот здесь, пожалуй, в нашем изложении новейшей истории гигантов шведского металла – THERION и стоит поставить точку, а точнее многоточие, ведь история продолжается. А в заключение хочется пожелать нашим героям неиссякаемого запаса идей. Они им понадобятся – уж слишком оригинальный путь на металлической сцене выбрали эти парни. Проделав долгий путь, они нашли своё уникальное звучание, дав начало целому направлению – симфоническому металлу!!!
//от себя добавлю, что Кристофер гений, к тому же красавчик >_<''
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии19