Александр Кайдановский - Трагедия Сталкера
"Если бы у меня была кассета, где он просто ходит по улицам 24 часа в сутки, я бы ее только и смотрел. Настолько он талантлив"
Андрей Смоляков
Когда то давно я увидел документальный фильм про жизнь Александра Кайдановсого... он поверг меня в шок и изменил моё мировоззрение... после же просмотра фильма "Сталкер" я пришёл в восхищение от той "жизни" Кайдановского в роли Сталкера... Это по истине величайший актёр с великой жизнью и судьбой...(с) Белый_Брат
Чтобы полностью понять всю противоречивую натуру этого актёра хотелось бы начать со слов Л.Филатова: "Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный - он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист... В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвертом курсе Щукинского, мы вчетвером - он, Галкин, Качан и я - возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи... В принципе вчетвером мы могли бы отмахаться, но против ножей - не знаю, как бы все вышло. Кайдановский подошел к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали..."
Краткая биография
Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Окончив 8 классов средней школы, поступил в Днепропетровский сварочный техникум имени Б. Патона. Однако в 1961 году ушел оттуда и был принят в Ростовское училище искусств. В 1965 году приехал в Москву и благополучно сдал экзамены в Театральное училище имени Щукина.
Дебют Кайдановского в кино состоялся на втором курсе училища - в фильме "Таинственная стена" (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника. Затем были роли в фильмах: "Анна Каренина" (1967; Жюль Ландо), "Первая любовь" (1968).
Закончив училище в 1969 году, Кайдановский попал в труппу Театра имени Вахтангова. Приглашение играть там было не случайным - молодого актера прочили на роль князя Мышкина в "Идиоте". Однако сыграть его ему так и не довелось. Как оказалось, первый исполнитель роли знаменитый актер Николай Гриценко никому не собирался ее уступать и, едва узнав о том, что какой-то вчерашний студент претендует на нее, сделал все от него зависящее, чтобы этого не произошло. Говорят, даже больной Гриценко вставал с постели и шел в театр - лишь бы не отдавать роль другому. И пришлось Кайдановскому играть роли типа "кушать подано". Так продолжалось до 1972 года.
А. Кайдановский вспоминал: "Вахтанговская "корпорация" отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушел. Каким образом? Что делает актер, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться".
Как вспоминал позднее сам актер, в те дни многим казалось, что он человек конченый: из театра выгнали, денег не было, в качестве жилплощади служил полуподвал. Вспоминает А. Адабашьян:
"Это было кошмарное помещение на первом этаже, похожее на бывшую дворницкую. Оно было ниже уровня земли: крохотная кухня с косым потолком, потолок образовывала лестница, а в той части, где лестница втыкалась в пол, было что-то вроде чуланчика. Он его с удовольствием открывал, показывал - пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода - и очень смешно описывал жилище, как квартиру в духе Достоевского. А тут же рядом стояла коляска с ребенком и какой-то обогреватель..." (В первом браке у Кайдановского родилась дочь Дарья..)
В те дни никто не верил в Кайдановского. Михаил Ульянов даже советовал ему возвращаться обратно в Ростов и пытаться устроить свою судьбу там. Но молодой актер поступил по-своему - в 1973 году он ушел в армию.
Местом его службы стал кавалерийский полк при "Мосфильме". Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль - поручика Лемке в картине Н. Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих".
Личная жизнь Кайдановского складывалась по законам артистической среды. Среди женщин, которых он любил, были в основном актрисы: сначала Валентина Малявина, затем Евгения Симонова. В браке с последней на свет появилась дочь Зоя.
К концу 70-х Кайдановский был уже достаточно известным актером советского кино. На его счету были роли в картинах: "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Пропавшая экспедиция" (оба - 1975), "Золотая речка"(1976)и др.
В 1980 году на экраны страны вышел фильм А. Тарковского "Сталкер" с А. Кайдановским в главной роли.
В начале 80-х Кайдановский поступил на Высшие режиссерские курсы к А. Тарковскому. Однако их союз продолжался недолго: вскоре знаменитый режиссер навсегда покинул родину. Когда он прислал Кайдановскому в Москву приглашение сняться в "Ностальгии", актера к нему не выпустили.
Дипломной работой Кайдановского был фильм "Простая смерть" (1985). На фестивале в Малаге (Испания) в 1988 году он был удостоен одного из призов. До конца десятилетия Кайдановский снял еще два фильма: "Гость" (1987), "Жена керосинщика" (1988).
В то же время Кайдановский продолжал сниматься в кино: "Хореба и Гоги" (1987), "Новые приключения янки при дворе короля Артура", "Десять негритят" (оба - 1988), "Ноябрь" (Польша-Франция), "Дыхание дьявола" (Испания; оба - 1992), "Волшебный стрелок" (Венгрия), "Исповедь незнакомцу" (Франция; оба - 1993).
Последние 13 лет Кайдановский жил в коммунальной квартире на улице Воровского с котом Носферату и дворнягой Зиной. Где-то с середины 1995 года в его жизни стали происходить перемены к лучшему. Ему наконец выдали ордер на новую квартиру в Сивцевом Вражке. Он получил собственный курс на сценарном факультете ВГИКа, готовился к съемкам во французском фильме "Восхождение к Эрхарту". Наконец, в октябре Кайдановский женился на 23-летней Инне Пиварс, с которой был знаком около двух лет. Однако судьба сыграла с ним злую шутку. Перенеся два инфаркта, Кайдановский третьего так и не пережил - утром 3 декабря он скончался.
Хотелось бы отметить его две блистательные актёрские работы
СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ, ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ
Жанр: Боевик / Приключения
Режиссёр: Никита Михалков
В ролях: Юрий Богатырев, Анатолий Солоницин, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Пастухов, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Николай Засухин, Александр Калягин, Константин Райкин
По повести Эдуарда Володарского и Никиты Михалкова "Красное золото".
Действие этого психологического "вестерна" происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Гражданская война кончилась, но до полной победы большевиков еще далеко. Группа бандитов из бывших белых офицеров грабит поезд с золотом, на которое нужно было купить хлеб для голодающих, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку. Получается так, что подозрение в предательстве падает на одного из них (первая роль Богатырева в полнометражном кино), и, сбежав от товарищей, он один должен вернуть золото, чтобы доказать свою невиновность
СТАЛКЕР
"Я никем не могу быть после "Сталкера", - жаловался Кайдановский близким. - Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль главного бухгалтера".
Жанр: Фантастика Мистери
Режисер: Андрей Тарковский
Актеры: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих, Файме Юрна, Наташа Абрамова
Студия: Наше КИНО
О фильме: Место, где произошло то ли падение метеорита, то ли визит инопланетян - запретно, там творятся странные вещи, это место опасно, и по слухам там существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор - каждый по своим причинам, о которых предпочитает не говорить. А ведет их туда Сталкер - проводник по Зоне - то ли юродивый, то ли апостол новой веры...
Александра Кайдановского считают одним из самых странных актеров конца ХХ-го века. Вся его жизнь - это исследование своей личности в непростой ситуации на грани с безумием, ненавистью, смертью. Его дерзкое парадоксальное мышление все время требовало новой и новой встряски. Таким он был и в творчестве, и в любви...
Свою жизнь Александр Кайдановский прожил быстро. Он спешил сделать как можно больше, чувствуя, что может просто не успеть. Кайдановский, как и его герой Сталкер, всю жизнь "пробовал" себя на прочность.
Со временем смерть стала любимой темой Кайдановского, она была ему интересна, а в его собственном бесстрашии было что-то необъяснимое. Актер был уверен, что судьба уготовила ему множество испытаний и опасностей, но он может и должен их преодолеть.
Комментарии21