Дон Черри - человек с карманной трубой
"Сейчас весь мир можно привнести в одну комнату, и именно этой своей способностью к единству мировых культур привлекает меня джаз". 1936 - 1995
Трудно представить себе, что еще менее полувека назад эта мирная, мелодичная, по сегодняшним меркам гладкая и вполне традиционная музыка воспринималась как ломка устоев, ниспровержение традиций, покушение на основы джаза, крутой авангард или, как пренебрежительно называли фри-джаз на русском джазовом сленге - собака. Это было соло Дона Черри (Don Cherry) из записанной в 1959 году пластинки Орнетта Коулмена (Ornette Coleman) Tomorrow is the Question. - одна из первых записей тогда еще молодого 23-летнего трубача.
Уроженец провинциальной Оклахомы, наполовину черный, наполовину индеец, Черри рос в Лос-Анджелесе, где в 1957 году и познакомился с выведшим его в большой джаз Коулменом. Он играл на всех эпохальных коулменовских пластинках конца 50-х начала 60-х годов, а дебютной записью под собственным его именем стал альбом под звучным названием "Авангард". Собственно это пластинка двух лидеров - Дона Черри и Джона Колтрейна. На басу Чарли Хейден, на барабанах Эд Блэквелл. Запись 1960 года.
Подлинным прорывом для Черри стала записанная им для знаменитой фирмы Blue Note в 1965 альбом Complete Communion, ставший первой записью открытого Черри аргентинского саксофониста Леандро "Гато" Барбьери (Leandro Gato Barbieri). Мощный звук тенор-саксофона Барбьери контрастировал с высоким парящим звуком корнета Дона Черри.
Корнет - уменьшенная разновидность трубы, редкий инструмент, применявшийся в военных духовых оркестрах - стал фирменным звуком Черри. Он называл его pocket trumpet - карманная труба - и название так и закрепилось. Complete Comminion - один из первых примеров спонтанной импровизации в джазе. Не случайно название альбома переводится как "Полное слияние".
"Это путь исполнения, в котором каждый звук обладает полнотой эмоции и цвета, все они связаны единым целым, что мы и называем - полное слияние" - говорил об этой записи сам Черри.
К концу 60-х совсем еще молодой Дон Черри - ему едва перевалило за 30 - превратился в ведущую фигуру уже к тому времени прочно ставшего на ноги свободного джаза. На его счету были выступления и записи в составах Орнетта Коулмена, Джона Колтрейна, Альберта Айлера, Джорджа Рассела. Он стал одним из основателей легендарного квинтета New York Contemporary Five, а в 1973 году знаменитый польский композитор Кшиштоф Пендерецки именно Черри пригласил для создания своего первого и единственного опыта по соединению академического и джазового авангарда.
Ключевую роль в нью-йоркской новоджазовой сцене рубежа 60-х и 70-х играла так называемая Jazz Composers Orchestra Association - Ассоциация Оркестра джазовых композиторов. Не только музыкальный, но и творческий организационный союз, JCOA стал первым независимый лейблом новой музыки, сыграл огромную роль в становлении самосознании музыкантов и послужил образцом для подобных организаций в Англии, в Германии, Голландии, а позже и в России. В состав оркестра входили крупнейшие музыканты нового джаза, и каждый новый альбом представлял собой монументальный проект под руководством одной особо значимой фигуры - Сесила Тейлора, Карлы Блей, Майкла Мантлера.
В 1970 Дону Черри была заказана крупная композиция и в 1973-м оркестр под его руководством записал Relativity Suite - "Сиюту относительности".
Черри стал все более и более явственно проявлять интерес к тогда еще экзотическим и малоизведанным неевропейским музыкальным культурам.
"Сейчас, - говорил он еще в 66 году - весь мир можно привнести в одну комнату, и именно этой своей способностью к единству мировых культур привлекает меня джаз".
В середине 70-х - более чем за десятилетие до появления термина world music - Дон Черри стал инициатором одной из первых групп, пошедших по пути синтеза различных этнических музыкальных культур и джаза. Он пригласил игравшего ранее в группе Oregon ситариста Колина Уолкотта (Colin Walcott), который к тому же владел еще и гигантским набором других экзотических инструментов, и великолепного бразильского перкуссиониста Нану Воскончелоса (Nana Vascocelos). По начальным буквам имен составивших его музыкантов трио получило название Codona, и первый же их альбом на немецкой фирме ЕСМ произвел в джазовом мире сенсацию.
Было бы ошибкой, однако, предположить, что с увлечением музыкальной экзотикой Черри забыл старый добрый джаз. Тому же Коулмену посвящен еще один замечательный проект Дона Черри - Old and New Dreams ("Сны старые и новые"). Это, по сути дела, воссозданный в 80-е годы классический коулменовскйи квартет конца 50-х годов с Доном Черри, Чарли Хейденом (Charlie Haden) на басу, Эдом Блэкуэллом (Ed Blackwell) на барабанах, а вот роль Коулмена на тенор-саксофоне играет его старый соратник Дьюи Редман (Dewey Redman).
Подлинным прорывом для Черри стала записанная им для знаменитой фирмы Blue Note в 1965 альбом Complete Communion, ставший первой записью открытого Черри аргентинского саксофониста Леандро "Гато" Барбьери (Leandro Gato Barbieri). Мощный звук тенор-саксофона Барбьери контрастировал с высоким парящим звуком корнета Дона Черри.
Корнет - уменьшенная разновидность трубы, редкий инструмент, применявшийся в военных духовых оркестрах - стал фирменным звуком Черри. Он называл его pocket trumpet - карманная труба - и название так и закрепилось. Complete Comminion - один из первых примеров спонтанной импровизации в джазе. Не случайно название альбома переводится как "Полное слияние".
"Это путь исполнения, в котором каждый звук обладает полнотой эмоции и цвета, все они связаны единым целым, что мы и называем - полное слияние" - говорил об этой записи сам Черри.
К концу 60-х совсем еще молодой Дон Черри - ему едва перевалило за 30 - превратился в ведущую фигуру уже к тому времени прочно ставшего на ноги свободного джаза. На его счету были выступления и записи в составах Орнетта Коулмена, Джона Колтрейна, Альберта Айлера, Джорджа Рассела. Он стал одним из основателей легендарного квинтета New York Contemporary Five, а в 1973 году знаменитый польский композитор Кшиштоф Пендерецки именно Черри пригласил для создания своего первого и единственного опыта по соединению академического и джазового авангарда.
Ключевую роль в нью-йоркской новоджазовой сцене рубежа 60-х и 70-х играла так называемая Jazz Composers Orchestra Association - Ассоциация Оркестра джазовых композиторов. Не только музыкальный, но и творческий организационный союз, JCOA стал первым независимый лейблом новой музыки, сыграл огромную роль в становлении самосознании музыкантов и послужил образцом для подобных организаций в Англии, в Германии, Голландии, а позже и в России. В состав оркестра входили крупнейшие музыканты нового джаза, и каждый новый альбом представлял собой монументальный проект под руководством одной особо значимой фигуры - Сесила Тейлора, Карлы Блей, Майкла Мантлера.
В 1970 Дону Черри была заказана крупная композиция и в 1973-м оркестр под его руководством записал Relativity Suite - "Сиюту относительности".
Черри стал все более и более явственно проявлять интерес к тогда еще экзотическим и малоизведанным неевропейским музыкальным культурам.
"Сейчас, - говорил он еще в 66 году - весь мир можно привнести в одну комнату, и именно этой своей способностью к единству мировых культур привлекает меня джаз".
В середине 70-х - более чем за десятилетие до появления термина world music - Дон Черри стал инициатором одной из первых групп, пошедших по пути синтеза различных этнических музыкальных культур и джаза. Он пригласил игравшего ранее в группе Oregon ситариста Колина Уолкотта (Colin Walcott), который к тому же владел еще и гигантским набором других экзотических инструментов, и великолепного бразильского перкуссиониста Нану Воскончелоса (Nana Vascocelos). По начальным буквам имен составивших его музыкантов трио получило название Codona, и первый же их альбом на немецкой фирме ЕСМ произвел в джазовом мире сенсацию.
Было бы ошибкой, однако, предположить, что с увлечением музыкальной экзотикой Черри забыл старый добрый джаз. Тому же Коулмену посвящен еще один замечательный проект Дона Черри - Old and New Dreams ("Сны старые и новые"). Это, по сути дела, воссозданный в 80-е годы классический коулменовскйи квартет конца 50-х годов с Доном Черри, Чарли Хейденом (Charlie Haden) на басу, Эдом Блэкуэллом (Ed Blackwell) на барабанах, а вот роль Коулмена на тенор-саксофоне играет его старый соратник Дьюи Редман (Dewey Redman).
Комментарии5