Алехандро Аменабар и его фильмы
Алехандро Аменабар родился в Сантьяго. Мать — испанка, отец — чилиец. В 1973 году из-за обострения политической ситуации в Чили его семья эмигрировала в Испанию (им удалось это сделать за две недели до переворота, организованного Аугусто Пиночетом).
В 1990 году поступил в Мадридский университет Комплутенсе на факультет информационных наук. Однако бросил его, начав снимать короткометражные фильмы.
В 1991 году получил премию Независимой ассоциации непрофессиональных кинодеятелей (AICA) за свой первый короткометражный фильм «Голова». Год спустя премии кинофестивалей в Эльче и Карабанчеле завоевала другая его короткометражка — «Перепончатокрылый». В 1994 его третий короткометражный фильм, «Луна», получил премию Луиса Гарсии Берланги за лучший сценарий и награду Независимой ассоциации непрофессиональных кинодеятелей (AICA) за лучшую музыку.
Первый полнометражный фильм Аменабара, «Диссертация», продюсировал режиссёр Хосе Луис Куэрда, которого заинтересовал сценарий этой картины. Сюжет этого необычного и странного триллера разворачивается на факультете информационных наук Мадридского Университета Комплутенсе, а один из его отрицательных героев получил имя профессора этого факультета, у которого Аменабар провалился на экзаменах. Фильм привлёк внимание критики на Берлинском кинофестивале, а у себя на родине получил семь премий Гойя, в том числе за лучший фильм, оригинальный сценарий и режиссёрский дебют.
Второй полнометражный фильм Аменабара, «Открой глаза», имел успех у критики на кинофестивалях в Берлине и Токио. Кроме того, он привлёк внимание известного актёра Тома Круза, который выкупил права на сценарий картины и позже снялся в фильме «Ванильное небо», основанном на этом сценарии.
Также Том Круз выступил в роли продюсера третьего фильма Аменабара, «Другие», в котором снялась известная актриса Николь Кидман. Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Венеции в 2001 году, где он входил в конкурсную программу. Картина имела успех у критики и публики по всему миру, а в Испании стала самым популярным фильмом года. «Другие» получили восемь премий Гойя, в том числе за лучший фильм, режиссуру и оригинальный сценарий, а также боролись за премию европейской киноакадемии в номинации «лучший фильм».
В 2004 году на экраны вышел фильм «Море внутри», рассказывающий о реальной жизни полностью парализованного Рамона Сампедро (его роль исполнил Хавьер Бардем) и поднимающий проблему эвтаназии. Проще всего перечислить те награды, которые "Море внутри" не успел выиграть, но так и быть, представим длинный список заслуженных им призов: "Оскар" и "Золотой глобус" за лучшую картину на иностранном языке, две награды Европейской киноакадемии (Бардему и Аменабару), три приза в Венеции и 14 (!) статуэток "Гойя" - для национальной испанской кинопремии случай беспрецедентный.Фильм призер в нескольких номинациях Каннского кинофестиваля – 2004г.
Краткое содержание:
История жизни парализованного Спаньярда Рамона Сампедро, который 30 лет боролся за право добровольно уйти из жизни. Фильм рассказывает о его отношениях с двумя женщинами: Джулией, его адвокатом, и подругой Розой, которая пытается убедить Рамона, что жизнь стоит того, чтобы жить. Сила любви Рамона вдохновляет женщин на поступки, которые казались им невозможными. Рамон, несмотря на желание смерти, раскрывает своим друзьям и близким ценность и смысл жизни. Он не может двигаться сам, но может заставить любого изменить течение его жизни.
Интервью. Утратив веру, я стал оптимистом
- Болезнь и смерть, кажется, привлекают вас - человека на первый взгляд молодого и жизнерадостного...
- Мне просто интересны люди с определенными проблемами, а еще интересней то, как они с этими проблемами справляются. Проблемы могут настигнуть каждого из нас... В случае героя "Моря внутри" Рамона - что ж, любой мог бы оказаться в подобной ситуации: несчастный случай, парализация, и как жить с этим? А еще всем нам приходится рано или поздно сталкиваться со смертью. Перед ней все мы равны.
- Что заставило вас сделать такой фильм после "Других" - тоже картины на тему смерти, но абсолютно иной?
- Кто-то придумал интересную формулу: "Другие" - фильм о мертвых, которые хотят быть живыми, а "Море внутри" - о живых, которые хотят умереть. Меня тронула подлинная драма Рамона Сампедро, его чувство юмора, то, как он скрывает свои эмоции. Меня не интересовал саспенс, я не спрашивал себя "кто помог Рамону умереть", а только пытался проникнуть в его жизнь.
- Вы верите в жизнь после смерти? "Другие" доказывают ее существование, а "Море внутри" отрицает.
- Призраки в "Других" были лишь метафорой. Я по убеждениям агностик, то есть я не знаю, существует ли жизнь после смерти. Честно говоря, подозреваю, что нет. С этим надо жить, и это никак не обедняет жизнь, не делает ее бессмысленной. Когда я был ребенком, то верил в Бога - так меня воспитали родители-католики, но, утратив веру, я стал оптимистом. Показывая священника в "Море внутри", я не собирался рисовать карикатуру на церковь. Я видел как-то одного кардинала, который в некоей телепередаче обвинял Рамона, называя его трусом, и его семью - мол, они слишком мало его любили. Отсюда - диалоги в моем фильме. Тут я ничего не выдумал.
- После "Других" вы не собираетесь продолжать снимать кино на английском, работать в Голливуде?
- Нет. Я читал несколько сценариев, ничего меня не заинтересовало.
- А как вам понравилось "Ванильное небо", поставленное по мотивам вашего фильма "Открой глаза"?
- Я был очень тронут тем, что Кэмерон Кроу сделал этот фильм, я высоко ценю то, что там снялся Том Круз. Но это не мой фильм - это как другой голос, поющий ту же песню. Когда я смотрел "Ванильное небо", то все время говорил себе: "Я бы снял то же самое по-другому... ах, ну да, я же это уже делал!" (Смеется.) Надеюсь, никто не будет делать римейков по мотивам "Моря внутри" (смеется).
Понимаете, вопросы жизни и смерти очень важны и их надо обсуждать, но случаи вроде случая Рамона бесспорны. Думаю, общество готово к принятию закона об эвтаназии.
- Откуда взялся образ моря?
- Из стихов Рамона. Родные и близкие утверждали, что море было для него важнее всего на свете. Он был моряком, и море дарило ему жизнь, а потом оно же стало фактически причиной смерти.
- Вы впервые сняли фильм, который можно назвать реалистическим...
- Скажем так, основанный на реальных событиях. Вот игра главного актера, Хавьера Бардема, и правда очень реалистична. Однако сны были для меня едва ли не важнее реальности. Если говорить о реальности, которой мы были верны, то самое интересное в том, что в жизни парализованного Рамона было куда больше женщин. А еще у него было много племянников, а не один (смеется). Но мой фильм - художественный, меня никогда не интересовала возможность делать документальное кино. Я люблю вымысел.
- Вернемся к Бардему: как вам пришла в голову странная идея взять его на эту роль? Молодой, красивый, секс-символ, а играет пожилого лысого паралитика.
- Единственная причина - талант Бардема. У него крупное тело, а нам было нужно маленькое, ему тридцать пять - нам был нужен пятидесятипятилетний, у него прекрасные волосы - наш герой лысый (смеется). Но я всерьез хотел собрать лучших профессионалов в Испании, а он - лучший испанский актер. Я даже не думал о других актерах.
- Может, Бардем был вам нужен, чтобы наглядно объяснить интерес женщин к Рамону?
- Рамон - человек, который до катастрофы был настоящим мачо, соблазнителем. Его книга начинается со списка женщин, которых он любил, когда был здоров. Рамон терпелив и терпим, он способен выслушать собеседника, он сам беззащитен; это привлекает женщин. Кстати, Хавьер уверен, что Рамону бы понравился наш фильм: ведь там он представлен настоящим красавчиком.
- Как вы создавали музыку к фильму? Вы один из немногочисленных режиссеров, выполняющих еще и функции композитора...
- Задача была непростой. Я уверен, что другой композитор наверняка написал бы лучше, но мне был нужен конкретный результат, и никому, кроме себя, я это доверить не мог. "Море внутри" - фильм о смерти в постели, и музыка должна была быть теплой, как бы согревающей. Я сразу подумал о струнном ансамбле, играющем совсем тихо, пианиссимо, без сольных партий. Я использовал кельтскую музыку - ведь действие происходит в Галисии, - и пригласил для записи лучших испанских волынщиков. Они и воплотили мою музыкальную идею: воспеть жизнь.
- Рамон мечтает о море. А вы в этом на него похожи?
- Да, я бы хотел умереть на море. Но пока живу в самом центре Испании. Моя мечта о старости - жить на берегу, смотреть на море.
Режисcерские работы:
1. Открой глаза - 1997 (Триллер)
2. Другие - 2001 (Мистический триллер)
3. Море внутри - 2004 (Драма)
Написал сценарии:
1. Открой глаза - 1997 (Триллер)
2. Другие - 2001 (Мистический триллер)
3. Ванильное Небо - 2001 (Драма)
Комментарии5