Джейн Остин [Jein Austen]
Писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа" Ее книги "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813), "Менсфильд - парк"(1814), "Эмма" (1815), считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора. Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остин отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны", "голос автора". Скончалась в возрасте 42-х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.
В творчестве Остин ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию "Чувство и чувствительность" и "Гордость и предубеждение" и написаны три последних завершенных романа – "Мэнсфилд-Парк", "Эмма" и "Доводы рассудка". Поскольку все романы Джейн Остин публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили "Гордость и предубеждение", а об "Эмме" одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт.
Впрочем, на жизнь мисс Остин ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остин в Уинчестере 18 июля 1817.
Юношеские сочинения Джейн Остин отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, "Любовь и дружба" (Love and Fr i endship), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и "Нортенгерское аббатство" (Northanger Abbey, опубл.1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остин. В "Нортенгерском аббатстве" речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.
"Чувство и чувствительность" (Sense and Sensibility,1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе, но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.
"Гордость и предубеждение" (Pride and Prejudice,1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остин. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. "Гордость и предубеждение" – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.
В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остин написала два ни на что не похожих опуса: "Леди Сюзанна" (Lady Susan) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; "Ватсоны" (The Watsons) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. "Мэнсфилд-Парк" (Mansfield Park,1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.
"Эмма" (Emma,1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.
"Доводы рассудка" (Persuasion, опубл.1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону "Мэнсфилд-Парка", а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в "Чувстве и чувствительности". Новизна "Доводов рассудка" состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в "Сэндитоне"(Sanditon, опубл.1925), работе, которую Джейн Остин предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в "Гордости и предубеждении" и в "Эмме".
Юношеские произведения:
•"Три сестры" (англ. The Three Sisters)
•"Любовь и дружба" (англ. Love and Freindship), со знаменитой опечаткой в слове "friendship" в названии.
•"История Англии" (англ. Тhe History of England)
•"Прекрасная Кассандра" (англ. The Beautifull Cassandra)
Романы:
•"Разум и чувства" (англ. Sense and Sensibility) (1811)
•"Гордость и предубеждение" (англ. Pride and Prejudice) (1813)
•"Мэнсфилд парк" (англ. Mansfield Park) (1814)
•"Эмма" (англ. Emma) (1816)
•"Нортенгерское аббатство" (англ. Northanger Abbey) (1817), опубликован посмертно
•"Доводы рассудка" (англ. Persuasion) (1817), опубликован посмертно
Незавершенные произведения:
•"Леди Сьюзан" (англ. Lady Susan), Эпистолярный роман, незавершен
•"Уотсоны" (англ. The Watsons), незавершен
•"Сэндитон" (англ. Sanditon), незавершен
Экранизации:
•«Чувство и чувствительность»:
o«Sense and Sensibility», 1971, телефильм, Великобритания. В роли Элинор Дэшвуд — Joanna David.
o«Sense and Sensibility», 1981, сериал, Великобритания. В роли Элинор Дэшвуд — Irene Richard.
o«Sense and Sensibility», 1995, Великобритания, США. В ролях — Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Алан Рикман, Хью Грант. (Награда Оскар — лучший адаптированный сценарий).
•«Гордость и предубеждение»:
o«Pride and Prejudice», 1938, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет — Curigwen Lewis
o«Pride and Prejudice», 1940, CША. В роли м-ра Дарси — Лоуренс Оливье. (Награда Оскар — Best Art Direction. Лиззи играет рыжеволосая актриса Грир Гарсон).
o«Pride and Prejudice», 1952, сериал, Великобритания, ч/б. В роли м-ра Дарси — Питер Кашинг
o«Pride and Prejudice», 1958, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Элизабет Беннет — Jane Downs.
o«Pride and Prejudice», 1967, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Celia Bannerman.
o«Pride and Prejudice», 1980, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Elizabeth Garvie.
o«Pride and Prejudice», 1995, сериал, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Дженнифер Эйл, мистера Дарси — Колин Фёрт. Лучшая экранизация на сегодняшний момент.
o«Pride and Prejudice», 2003, США. (Адаптация с переносом места действия в современность).
o«Bride & Prejudice», 2004, Великобритания, США. (Адаптация с переносом места действия в Индию).
o«Pride and Prejudice», 2005, Франция, Великобритания. В роли Элизабет Беннет — Кира Найтли.
•«Мэнсфилд парк»:
o«Mansfield Park», 1983, сериал, Великобритания.
o«Mansfield Park», 1999, Великобритания. В роли Фанни — Frances O’Connor.
o«Mansfield Park», 2007, телефильм, Великобритания. (Премьера канала BBC в наступающем году).
•«Эмма»:
o«Emma», 1948, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы — Judy Campbell.
o«Emma», 1960, телефильм, Великобритания, ч/б. В роли Эммы — Diana Fairfax.
o«Emma», 1972, сериал, Великобритания. В роли Эммы — Doran Godwin.
o«Emma», 1996, Великобритания, США. В роли Эммы — Гвинет Пэлтроу. (Награда Оскар за лучшую музыку).
o«Emma», 1996, телефильм, Великобритания. В роли Эммы — Кейт Бекинсейл.
•«Нортенгерское аббатство»:
o«Northanger Abbey», 1986, сериал, Великобритания.
o«Northanger Abbey», 2007, телефильм, Великобритания. (Премьера канала BBC в наступающем году).
•«Доводы рассудка»:
o«Persuasion», 1960, сериал, Великобритания, ч/б. В роли Энн Эллиот — Daphne Slater.
o«Persuasion», 1971, сериал, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Anne Firbank.
o«Persuasion», 1995, телефильм, Великобритания. В роли Энн Эллиот — Amanda Root, капитан Уэнстворт — Ciarán Hinds.
o«Persuasion», 2007, телефильм, Великобритания. (Премьера канала BBC в наступающем году).
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!