Louis de Funes
ФЮНЕС, ЛУИ ДЕ (Funes, Louis de) (1914–1983), французский киноактер. Полное имя – Луи Жермен де Фюнес де Галарза. Родился 31 июля 1914 в Курбевуайе (деп. Верхняя Сена). В кино пришел в 30-летнем возрасте, перепробовав множество профессий – бухгалтера, художника-оформителя, тапера и т.д. Актерское образование получил на драматических курсах Р.Симона, выступал в кабаре, мюзик-холле, на радио.
Широкая известность пришла к Фюнесу после роли мсье Каломеля, соседа главных героев, в комедии Ж.-П.Ле Шануа Папа, мама, служанка и я (Papa, maman, la bonne et moi, 1954). Когда мсье Каломель появился в продолжении этого фильма (Папа, мама, моя жена и я – Papa, maman, ma femme et moi, 1956), на счету Фюнеса было уже не менее десятка других комических ролей, снискавших популярность во Франции и за ее пределами. Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и холерическим темпераментом, Фюнес легко превращал своих персонажей в живую карикатуру, гротескное воплощение слабостей и пороков, будь то лень (Семь смертных грехов – Les Sept peches capitaux, 1952) или воровство (Не пойман – не вор – Ni vu, ni connu, 1958). В лице Фернанделя, Тото, Бурвиля, М.Симона он имел маститых, прославленных соперников, однако, работая с ними в одном жанре (а иногда и в одном фильме: Через Париж – La Traversee de Paris, 1956, – с Бурвилем; Дьявол и десять заповедей – Le Diable et les dix commandements, 1962, – с Фернанделем и Симоном, Тото в Мадриде – Toto in Madrid, 1959, – с Тото), Фюнес не оставался в тени. Утверждению харизмы Фюнеса способствовало и то, что к началу 1960-х в мировом кино возникает повышенный интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора – родной стихии французского актера.
В середине 1960-х годов родилась лучшая комическая маска Фюнеса – комиссар Жюв, импульсивный, идиотически-бестолковый недомерок, изображающий из себя гения сыска и предводителя борьбы с инфернальным злом. В трех фильмах о Фантомасе (Фантомас – Fantomas, 1964; Фантомас разбушевался – Fantomas se dechaоne, 1965; Фантомас против Скотланд-Ярда – Fantomas contre Scotland Yard, 1966), пародийном римейке старого приключенческого киносериала 1913–1914 годов, Фюнес решительно затмил своими шутовскими эскападами и благородного журналиста Фандора, и самого Фантомаса. Примечательно, что при всех своих отрицательно-карикатурных чертах герой Фюнеса вызывал наибольшую симпатию зрителя.
В то время как кассовый и художественный потенциал сюжетов о Фантомасе был исчерпан уже во втором фильме, творческий взлет Фюнеса нашел продолжение в целом ряде других комедий. Национальными чемпионами по кассовым сборам стали Разиня (Le Corniaud (1964) и Большая прогулка (La Grande vadrouille, 1966), где он сыграл в дуэте с Бурвилем. Еще одной его популярной маской стал жандарм Людовик Крюшо (Жандарм из Сан-Тропез – Le Gendarme de St. Tropeze, 1964; Жандарм в Нью-Йорке – Le Gendarme а New York, 1966; Жандарм женится – Le Gendarme se marie, 1968), профессиональным амплуа и идиотическим самомнением близкий комиссару Жюву, но с более заземленными чертами провинциала-обывателя. В экранизации пьесы К.Манье Оскар (Oscar, 1967), где Фюнес не только сыграл главную роль, но и стал автором сценария, ощущалась весьма распространенная в то время стилистика комедии абсурда.
В 1968 Фюнес был признан лучшим актером Франции. По размеру гонораров (2,5 млн. франков за фильм) он превосходил всех своих коллег. Однако именно с этого времени в его карьере наметились первые признаки спада. В Замороженном (Hibernatus, 1969), Человеке-оркестре (L'Homme orchestre, 1970), Приключениях Якоба (Les Aventures de Rabbi Jacob, 1973) артист все с меньшим успехом эксплуатировал свою излюбленную маску эксцентричного и самовлюбленного простофили. Кроме того, со смертью Бурвиля (1970) он потерял своего лучшего партнера. Попытки найти равноценную замену, в том числе в лице сына Оливье (Большие каникулы – Les Grandes vacances, 1966, Замороженный, Человек-оркестр, На древо взгромоздясь – Sur un arbre perche, 1970), не увенчались успехом. Последней значительной ролью знаменитого комика стал Гарпагон в экранизации мольеровского Скупого (L'Avare, 1979), которую сам Фюнес и поставил. Фильм был прохладно встречен прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во французское и мировое кино (свыше 120 ролей) не подвергался сомнению и в 1980 был отмечен почетной премией «Сезар».
Умер Луи де Фюнес в Нанте 27 января 1983.
Широкая известность пришла к Фюнесу после роли мсье Каломеля, соседа главных героев, в комедии Ж.-П.Ле Шануа Папа, мама, служанка и я (Papa, maman, la bonne et moi, 1954). Когда мсье Каломель появился в продолжении этого фильма (Папа, мама, моя жена и я – Papa, maman, ma femme et moi, 1956), на счету Фюнеса было уже не менее десятка других комических ролей, снискавших популярность во Франции и за ее пределами. Обладая чрезвычайно подвижной мимикой и холерическим темпераментом, Фюнес легко превращал своих персонажей в живую карикатуру, гротескное воплощение слабостей и пороков, будь то лень (Семь смертных грехов – Les Sept peches capitaux, 1952) или воровство (Не пойман – не вор – Ni vu, ni connu, 1958). В лице Фернанделя, Тото, Бурвиля, М.Симона он имел маститых, прославленных соперников, однако, работая с ними в одном жанре (а иногда и в одном фильме: Через Париж – La Traversee de Paris, 1956, – с Бурвилем; Дьявол и десять заповедей – Le Diable et les dix commandements, 1962, – с Фернанделем и Симоном, Тото в Мадриде – Toto in Madrid, 1959, – с Тото), Фюнес не оставался в тени. Утверждению харизмы Фюнеса способствовало и то, что к началу 1960-х в мировом кино возникает повышенный интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора – родной стихии французского актера.
В середине 1960-х годов родилась лучшая комическая маска Фюнеса – комиссар Жюв, импульсивный, идиотически-бестолковый недомерок, изображающий из себя гения сыска и предводителя борьбы с инфернальным злом. В трех фильмах о Фантомасе (Фантомас – Fantomas, 1964; Фантомас разбушевался – Fantomas se dechaоne, 1965; Фантомас против Скотланд-Ярда – Fantomas contre Scotland Yard, 1966), пародийном римейке старого приключенческого киносериала 1913–1914 годов, Фюнес решительно затмил своими шутовскими эскападами и благородного журналиста Фандора, и самого Фантомаса. Примечательно, что при всех своих отрицательно-карикатурных чертах герой Фюнеса вызывал наибольшую симпатию зрителя.
В то время как кассовый и художественный потенциал сюжетов о Фантомасе был исчерпан уже во втором фильме, творческий взлет Фюнеса нашел продолжение в целом ряде других комедий. Национальными чемпионами по кассовым сборам стали Разиня (Le Corniaud (1964) и Большая прогулка (La Grande vadrouille, 1966), где он сыграл в дуэте с Бурвилем. Еще одной его популярной маской стал жандарм Людовик Крюшо (Жандарм из Сан-Тропез – Le Gendarme de St. Tropeze, 1964; Жандарм в Нью-Йорке – Le Gendarme а New York, 1966; Жандарм женится – Le Gendarme se marie, 1968), профессиональным амплуа и идиотическим самомнением близкий комиссару Жюву, но с более заземленными чертами провинциала-обывателя. В экранизации пьесы К.Манье Оскар (Oscar, 1967), где Фюнес не только сыграл главную роль, но и стал автором сценария, ощущалась весьма распространенная в то время стилистика комедии абсурда.
В 1968 Фюнес был признан лучшим актером Франции. По размеру гонораров (2,5 млн. франков за фильм) он превосходил всех своих коллег. Однако именно с этого времени в его карьере наметились первые признаки спада. В Замороженном (Hibernatus, 1969), Человеке-оркестре (L'Homme orchestre, 1970), Приключениях Якоба (Les Aventures de Rabbi Jacob, 1973) артист все с меньшим успехом эксплуатировал свою излюбленную маску эксцентричного и самовлюбленного простофили. Кроме того, со смертью Бурвиля (1970) он потерял своего лучшего партнера. Попытки найти равноценную замену, в том числе в лице сына Оливье (Большие каникулы – Les Grandes vacances, 1966, Замороженный, Человек-оркестр, На древо взгромоздясь – Sur un arbre perche, 1970), не увенчались успехом. Последней значительной ролью знаменитого комика стал Гарпагон в экранизации мольеровского Скупого (L'Avare, 1979), которую сам Фюнес и поставил. Фильм был прохладно встречен прессой и не окупился в прокате. Тем не менее выдающийся вклад Фюнеса во французское и мировое кино (свыше 120 ролей) не подвергался сомнению и в 1980 был отмечен почетной премией «Сезар».
Умер Луи де Фюнес в Нанте 27 января 1983.
Комментарии17