Чарли Чаплин
Чарли Чаплин (Charles Chaplin) родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, умер 25 декабря 1977 года в Веве (Швейцария). Нет в мировом кинематографе другого актера, слава которого была бы столь же велика и продолжительна. Почти полвека появлялся Чарли Чаплин на экране, вызывая восторг зрителей и критики. За это время взошли и погасли тысячи других звезд, а он продолжал оставаться любимцем публики. В чем же секрет этой непреходящей популярности? Ответ на этот вопрос далеко не однозначен. Здесь и огромное актерское мастерство, и безукоризненное владение искусством смешного, и удивительное умение соединять комическое с трагическим. Главное же, что всегда обеспечивало ему успех, это — любовь к людям, получившая зримое воплощение в созданном им образе Чарли, — маленького, нищего человечка с большим сердцем и добрыми грустными глазами.
Этот персонаж хорошо знаком актеру: ведь он сам вышел из гущи народной, в детстве познав всю тяжесть полуголодного существования. Рано оставшись без отца, он еще ребенком начал выступать на сцене. А когда ему исполнилось 18, был принят в пантомимическую труппу Фреда Карно, с которым в 1913 году и приехал на гастроли в США.
Год спустя двадцатипятилетний актер дебютировал на экране в фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь». Но лишь имея за плечами уже почти десяток коротких лент («Детские автогонки в Венисе», 1914; «Между двумя ливнями», 1914; «Лучший жилец», 1914 и др.) он, наконец, нашел постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли Чаплина: непомерно широкие штаны и пиджачок в обтяжку, слишком большие, загибающиеся носами вверх разбитые ботинки, усики, котелок и тросточка. Из фильма в фильм (а их только в 1914 году вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса. Во многом ему тут помогало его театральное прошлое: большинство трюков было заимствовано из английской пантомимы («Его новая профессия», 1914; «Ночь напролет», 1915; «Бродяга», 1915; «Женщина», 1915 и др.). Однако уже в «Банке» (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в «Иммигранте» (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью.
В полную силу эти тенденции проявились в 1920—30-е годы, когда Чарли Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где он был уже не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921), где вечный бродяга Чарли выступил в роли заботливого отца, приютившего брошенного родителями мальчика (Дж. Кутан). Едко сатиричен образ беглого каторжника, созданный им в «Пилигриме» (1923). Пародиен одинокий золотоискатель в «Золотой лихорадке» (1925), которому, как и положено в голливудских мелодрамах, в финале улыбнулась удача, приведя его «от лохмотьев к богатству». «Танец булочек» на вилках, который актер исполнял, сидя за столиком, пользовался таким огромным успехом, что в оригинальном варианте картины Чарли Чаплин повторил его дважды.
Вскоре после выхода в свет этой ленты, вошедшей в десятку лучших фильмов всех времен, разразился скандал, которых в чаплинской биографии было довольно много. Несмотря на небольшой рост и «немужественный» облик, Чарли Чаплин пользовался огромным успехом у женщин. К тому же падкая на сенсации пресса сознательно раздувала его любовные истории и крах законных браков. Первый шум она подняла при расставании актера с актрисой Милдред Гаррис. Но, получив крупное отступное, она отпустила его с миром. Развод же с матерью своих двух сыновей, бездарной статисткой Литой Грей, чуть не стоил актеру карьеры в кино. Горечь, появившаяся у Чаплина после этой истории, отразилась в эксцентрической комедии «Цирк» (1928), где метафорическая сценка — маленькие злые обезьянки терзают идущего по канату Чарли — говорит о том, что актер не простил эту травлю американскому обществу. И хотя это был не лучший фильм Чаплина 1920-х годов, он получил специального «Оскара» за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства».
Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой — только музыкальное сопровождение — фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате — «Огни большого города»). История любви безработного бродяги к слепой цветочнице (Вирджиния Черрил) терпит крах, и в глазах понимающего это Чарли — грусть и отчаяние, которые он тщетно пытается скрыть робкой улыбкой. Эта линия все время перемежается «дружбой» героя с пьяницей-миллионером, показанной в откровенно сатирическом ключе.
Голос Чарли Чаплина зрители впервые услышали лишь в «Новых временах» (1936), где он поет на каком-то непонятном языке лирическую песенку. Но мимика и движения актера столь выразительны, что публика легко улавливает смысл грустного рассказа о том, как толстый франт соблазнил девушку фальшивым колечком. Принципиальным новаторством было и то, что здесь герой борется за свое право на жизнь и счастье не в одиночку, а с девушкой (Полет Годдар, исполнявшая эту роль, скоро стала третьей женой Чаплина). В двух этих фильмах комический образ обаятельного маленького бродяги немого периода перерастает в глубоко драматичный. Его душевная чистота и доброта противостоят и тупому равнодушию богачей, и грубости всесильной полиции, и бесчеловечности конвейерного производства.
В 1940 году выходит в свет «Великий диктатор», в котором помимо своей традиционной роли «маленького человека», на сей раз еврея-парикмахера, актер играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Удивительна его пластика, особенно в сцене игры с глобусом. Этот политический памфлет ярко отразил гражданскую позицию своего создателя, талантливо, лишь ему присущими средствами, разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Премия нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу увенчала этот нелегкий, но столь необходимый в то время людям труд.
Послевоенный фильм Чарли Чаплина «Мсье Верду» (1947) снова показал столкновение маленького человека с обществом, но уже не в образе Чарли (в основу картины была положена реальная история француза Ландрю, убивавшего женщин ради наживы). Здесь же этой истории был придан социальный подтекст: оставшийся без работы в годы кризиса банковский служащий таким оригинальным способом кормил свою семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против этой ленты, ее создателя снова упрекали во всех смертных грехах — политических и моральных. Тогда он навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с Уной — дочерью знаменитого драматурга Юджина 0'Нила, на которой женился в 1943 году после мирного развода с Полет, — и многочисленными детьми. Студию же арендовал в Англии.
Фильм «Огни рампы» (1952), где снимались не только члены его семьи, но и многие сподвижники молодости, в частности, Бестер Китон и Эдна Первиэнс, постоянная партнерша Чаплина с 1915 по 1923 год — история последней любви клоуна Калверо, во многом автобиографична. И хотя актер снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям. Как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку «Король в Нью-Йорке» (1957). Мелодрама же «Графиня из Гонконга» (1967), где актер появился в крохотной роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше актер в кино не снимался...
Гений Чарли Чаплина оказал глубокое влияние на развитие мирового кинематографа, хотя равных ему там так и не появилось. Фигура этого удивительного мастера по-прежнему стоит особняком. В 1954 году он был награжден советской Международной премией Мира. В 1972 году удостоен специального «Оскара» и в том же году получил Золотой приз МКФ в Венеции за свое творчество. В 1992 году Р. Аттенборо поставил фильм «Чаплин», где заглавную роль исполнил Роберт Дауни-младший.
Источник Интернет-магазин "Орфей"
Этот персонаж хорошо знаком актеру: ведь он сам вышел из гущи народной, в детстве познав всю тяжесть полуголодного существования. Рано оставшись без отца, он еще ребенком начал выступать на сцене. А когда ему исполнилось 18, был принят в пантомимическую труппу Фреда Карно, с которым в 1913 году и приехал на гастроли в США.
Год спустя двадцатипятилетний актер дебютировал на экране в фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь». Но лишь имея за плечами уже почти десяток коротких лент («Детские автогонки в Венисе», 1914; «Между двумя ливнями», 1914; «Лучший жилец», 1914 и др.) он, наконец, нашел постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли Чаплина: непомерно широкие штаны и пиджачок в обтяжку, слишком большие, загибающиеся носами вверх разбитые ботинки, усики, котелок и тросточка. Из фильма в фильм (а их только в 1914 году вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса. Во многом ему тут помогало его театральное прошлое: большинство трюков было заимствовано из английской пантомимы («Его новая профессия», 1914; «Ночь напролет», 1915; «Бродяга», 1915; «Женщина», 1915 и др.). Однако уже в «Банке» (1915) зрителей поразил грустный взгляд одинокого героя, а в «Иммигранте» (1917) появились первые приметы столкновения Чарли с враждебной действительностью.
В полную силу эти тенденции проявились в 1920—30-е годы, когда Чарли Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где он был уже не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921), где вечный бродяга Чарли выступил в роли заботливого отца, приютившего брошенного родителями мальчика (Дж. Кутан). Едко сатиричен образ беглого каторжника, созданный им в «Пилигриме» (1923). Пародиен одинокий золотоискатель в «Золотой лихорадке» (1925), которому, как и положено в голливудских мелодрамах, в финале улыбнулась удача, приведя его «от лохмотьев к богатству». «Танец булочек» на вилках, который актер исполнял, сидя за столиком, пользовался таким огромным успехом, что в оригинальном варианте картины Чарли Чаплин повторил его дважды.
Вскоре после выхода в свет этой ленты, вошедшей в десятку лучших фильмов всех времен, разразился скандал, которых в чаплинской биографии было довольно много. Несмотря на небольшой рост и «немужественный» облик, Чарли Чаплин пользовался огромным успехом у женщин. К тому же падкая на сенсации пресса сознательно раздувала его любовные истории и крах законных браков. Первый шум она подняла при расставании актера с актрисой Милдред Гаррис. Но, получив крупное отступное, она отпустила его с миром. Развод же с матерью своих двух сыновей, бездарной статисткой Литой Грей, чуть не стоил актеру карьеры в кино. Горечь, появившаяся у Чаплина после этой истории, отразилась в эксцентрической комедии «Цирк» (1928), где метафорическая сценка — маленькие злые обезьянки терзают идущего по канату Чарли — говорит о том, что актер не простил эту травлю американскому обществу. И хотя это был не лучший фильм Чаплина 1920-х годов, он получил специального «Оскара» за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства».
Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой — только музыкальное сопровождение — фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате — «Огни большого города»). История любви безработного бродяги к слепой цветочнице (Вирджиния Черрил) терпит крах, и в глазах понимающего это Чарли — грусть и отчаяние, которые он тщетно пытается скрыть робкой улыбкой. Эта линия все время перемежается «дружбой» героя с пьяницей-миллионером, показанной в откровенно сатирическом ключе.
Голос Чарли Чаплина зрители впервые услышали лишь в «Новых временах» (1936), где он поет на каком-то непонятном языке лирическую песенку. Но мимика и движения актера столь выразительны, что публика легко улавливает смысл грустного рассказа о том, как толстый франт соблазнил девушку фальшивым колечком. Принципиальным новаторством было и то, что здесь герой борется за свое право на жизнь и счастье не в одиночку, а с девушкой (Полет Годдар, исполнявшая эту роль, скоро стала третьей женой Чаплина). В двух этих фильмах комический образ обаятельного маленького бродяги немого периода перерастает в глубоко драматичный. Его душевная чистота и доброта противостоят и тупому равнодушию богачей, и грубости всесильной полиции, и бесчеловечности конвейерного производства.
В 1940 году выходит в свет «Великий диктатор», в котором помимо своей традиционной роли «маленького человека», на сей раз еврея-парикмахера, актер играет еще и фашистского главаря Аденоида Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Удивительна его пластика, особенно в сцене игры с глобусом. Этот политический памфлет ярко отразил гражданскую позицию своего создателя, талантливо, лишь ему присущими средствами, разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Премия нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу увенчала этот нелегкий, но столь необходимый в то время людям труд.
Послевоенный фильм Чарли Чаплина «Мсье Верду» (1947) снова показал столкновение маленького человека с обществом, но уже не в образе Чарли (в основу картины была положена реальная история француза Ландрю, убивавшего женщин ради наживы). Здесь же этой истории был придан социальный подтекст: оставшийся без работы в годы кризиса банковский служащий таким оригинальным способом кормил свою семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против этой ленты, ее создателя снова упрекали во всех смертных грехах — политических и моральных. Тогда он навсегда уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с Уной — дочерью знаменитого драматурга Юджина 0'Нила, на которой женился в 1943 году после мирного развода с Полет, — и многочисленными детьми. Студию же арендовал в Англии.
Фильм «Огни рампы» (1952), где снимались не только члены его семьи, но и многие сподвижники молодости, в частности, Бестер Китон и Эдна Первиэнс, постоянная партнерша Чаплина с 1915 по 1923 год — история последней любви клоуна Калверо, во многом автобиографична. И хотя актер снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма, картина сильно уступала его лучшим творениям. Как, впрочем, и откровенно злая сатира на Америку «Король в Нью-Йорке» (1957). Мелодрама же «Графиня из Гонконга» (1967), где актер появился в крохотной роли пароходного стюарда, оказалась явным провалом. Больше актер в кино не снимался...
Гений Чарли Чаплина оказал глубокое влияние на развитие мирового кинематографа, хотя равных ему там так и не появилось. Фигура этого удивительного мастера по-прежнему стоит особняком. В 1954 году он был награжден советской Международной премией Мира. В 1972 году удостоен специального «Оскара» и в том же году получил Золотой приз МКФ в Венеции за свое творчество. В 1992 году Р. Аттенборо поставил фильм «Чаплин», где заглавную роль исполнил Роберт Дауни-младший.
Источник Интернет-магазин "Орфей"
Комментарии5