«Плохие парни» от философии
Вы наверняка думали, что философия — это ужасно скучно.
А философы — самые скромные и флегматичные ребята.
Но если хорошенько покопаться в истории, можно понять, что это далеко не так.
Эти девять парней вас не разочаруют:
они были философами, но все вместе они – «Bad boys».
А философы — самые скромные и флегматичные ребята.
Но если хорошенько покопаться в истории, можно понять, что это далеко не так.
Эти девять парней вас не разочаруют:
они были философами, но все вместе они – «Bad boys».
Сократ – голозадый философ
Ни один раб при таком образе жизни не остался бы у своего господина. Еда и питье у него всегда были самые скверные, плащ не только скверный, но и зимой и летом один и тот же, ходил он босой и без хитона. Этот философ с голой задницей, принимавший участие в кулачных боях на Олимпийских играх, считал, что философия должна быть ближе к жизни, и поэтому ничего не писал, а учил просто на улицах и площадях. Побывав на рынке в Афинах, он заявил: «Ого! Как много есть на свете вещей, в которых я не нуждаюсь»!
Он любил задавать своим оппонентам серии вопросов, каждый из которых подразумевал какой-то естественный ответ. Но когда оппонент отвечал на последний вопрос из этой серии, оказывалось, что он сам доказал свою неправоту. Например, чтобы доказать, что образование – это только дело выуживания из необразованного ума того, что он уже знает, Сократ позвал мальчика с улицы и задал ему серию вопросов в такой последовательности, что мальчик, отвечая на них, сам того не понимая, доказал теорему Пифагора. На что Сократ сказал: «Ну, и зачем ему учиться, если он и без обучения знает эту теорему»?
Его обвинили в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Он сказал: «Да я же приносил городу только пользу!» Высокое жюри его заслуг перед городом не оценило и дало ему выпить коктейль с болиголовом.
До сих пор постоянный спор вызывает вопрос: как правильно относиться к смерти Сократа: как к убийству или самоубийству – ведь он, всегда считавший, что только Бог может освободить человека от жизни, выпил яд до назначенного срока. Но он никогда не совершал бессмысленных поступков – так почему поступил именно так? Ломайте голову. Ведь он «плохой парень- философ», хотя этот «парень» умер в возрасте 70-ти лет.
Диоген – циник из бочки
Сын менялы и фальшивомонетчика, Диоген, попав в Афины (пришлось уехать из своего города – был замешан в делах отца) и услышав беседы философа Антисфена, сам стал философом (умер ок. 320 г. до н.э.) Это циник был на многое способен, чтобы доказать свою правоту.
Когда Диоген услышал платоновское определение человека: «Человек – двуногое существо без перьев», он отловил курицу и выдергал из нее, живой, все перья. Пришел к Платону и кинул ему курицу: «Держи, я принес тебе человека»! Платон немного подумал и сказал: «Ну, ладно, тогда человек – это двуногое мыслящее существо без перьев»! «Платон мне друг, но истина дороже», – мудро заметил по этому поводу Аристотель.
Когда Диогена спросили: «Какое вино ты предпочитаешь?», он ответил: «То, что досталось мне на халяву».
Ходит история (хотя думаю, что это выдумка, но очень похожая на правду о Диогене) о том, что Александр Македонский, заинтригованный рассказами о Диогене, пришел к нему и сказал: «Я – Александр Великий. Проси и я выполню любую твою просьбу». Диоген сказал: «Отойди, а? Солнце загораживаешь, и в бочке становится холодно». «Да-а-а, – протянул Великий завоеватель: хотел бы и я быть Диогеном, но не получится – ведь я уже Александр Великий».
Не так уж цинично выглядит мысль Диогена о том, что бесполезным трудам следует предпочесть труды в согласии с природой и жить счастливо. Но все-таки, он «плохой парень», это Диоген. Не правда ли?
Питер Абеляр – кастрированный католик
Сексуальные скандалы, сотрясающие католическую церковь в последние годы, по сути своей не являются для нее чем-то новым. Возьмите, к примеру, случай с Абеляром. Это был известный средневековый философ, считавший источниками истины только лишь диалектику и Священное писание. Он неоднократно осуждался за еретичество церковью, но пострадал вовсе не от церкви, а от дяди своей возлюбленной.
Абеляр влюбился в 17-ти летнюю Элоизу, она ответила на его страсть, и они тайно повенчались, и даже произвели на свет сына. Но получать высокие духовные звания, имея жену и сына – такого католическая церковь не разрешала. Вернувшись с сыном к дяде, Элоиза отперлась от брака, чтобы дать шанс Питеру. Дядя, как говорится, не стерпел, отправил Элоизу в монастырь, а Абеляра во сне лишил того, чем делают детей. Теперь у Питера не могло не только быть новых детей, но и никаких шансов расти по духовной лестнице – католики считали, что искушать его теперь было нечему.
«Плохой парень» Питер Абеляр, пытавшийся надуть католическую церковь, стал простым монахом. Похоронили его в одной могиле с Элоизой в Париже.
Карл Маркс – большое сердце, пустой кошелек
Хотя после смерти отца Маркс (1818-1883) решил стать профессором философии (его докторская диссертация называлась «О разнице между натуральной философией Демокрита и Эпикура»), работать по специальности, как, впрочем, и вообще никак не хотел. Поэтому он подрабатывал статьями в газетах и журналах, но в большей степени его доход определялся степенью милосердия его друзей.
Пока у него был только один ребенок, и друзей, помогавших ему материально, было больше, чем один Энгельс, уровень жизни его семьи был вполне достойным. Но постепенно принципиальное нежелание Маркса работать, и неспособность его и жены хоть как-то управлять своими финансами, привели к тому, что его большая семья стала жить в ужасающей нищете. «Призрак бродит по Европе, – писал Маркс – призрак коммунизма. Рабочим нечего терять кроме своих цепей».
Сам же Маркс финансов за свою жизнь «потерял» немало. Но это его не ожесточило, наоборот, если в начале своего теоретического пути он считал, что насильственная революция – это закономерный этап развития общества, позже Маркс пришел к выводу, что этот этап – «возможный» – в том случае, если не будет других способов добиться, в частности, пятидневной рабочей недели для рабочих. (Между прочим, Ленин был ярым противником такой эволюции теории Маркса.)
Артур Шопенгуаэр – пессимист, обожающий пуделей
Абсолютный пессимист Шопенгауэр (1788-1860) считал, что мы живем в наихудшем из миров, а свое учение назвал пессимизмом. Он был известным женоненавистником, и однажды скинул с лестницы прислуживающую ему женщину, позже ему пришлось выплачивать ей до самой ежемесячную ренту. Когда она скончалась, он записал в своем дневнике: «Старуха сдохла, бремя снято». Он ненавидел шум – тот отвлекал его от раздумий и таил в себе угрозу – но испытывал необъяснимую нежность к своим пуделям, которых заводил еще со студенческих лет.
Когда он ругал свою собаку, то говорил ей: «Ты – человек»! Многих философов своего времени он считал жуликами и был в ссоре со своим коллегой Гегелем, про которого писал, что «человек с рожей кабатчика не может быть гением нации». Шопенгауэр лелеял мысль разделаться с Гегелем и назначал время своих лекция на те же часы, что и Гегель. Увы, к нему приходило всего пять человек, двое из них – медики. Все закончилось досрочным выходом на пенсию.
Ницше – плохиш, который не был уж таким плохишом
Можно предположить, что Ницше отрицал христианство, говорил, что «Бог мертв» (для него Христос – последний христианин) оттого, что мучился головными болями, мигренью, бессонницей и паранойей. Но автор автобиографической книги ««Ecce Homo. Как становятся сами собою», в которой есть главы «Почему я мудр», «Почему я умен» и «Почему я пишу хорошие книги» был довольно скромным человеком. Он представлял себя великим воином, пылким любовником, а в жизни, в возрасте 23 лет был призван в армию, практически в начале своей службы получил травму, и тут же был демобилизован.
Романов у него тоже не было, влюблялся он в теории и идеи. Как обычный плохиш, он посещал в студенческие годы бордели пару раз, но чаще и с удовольствием убеждался, что волосы на ладонях не растут, если держать их там, где не положено. Тем не менее, одним из предположений о причинах проблем со здоровьем, мучивших Ницше, считается сифилис. Скончался он в психиатрической клинике.
Мартин Хайдеггер – ректор-нацист
Хотя изначально он планировал стать католическим священником, он вовсе не был святым. Он вступил в связь со своей одаренной студенткой, которая позже бежала из Германии, чтобы избежать преследования, как еврейка. Все это было бы не странно, если бы Хайдеггер не был убежденным антисемитом, поддерживающим Третий Рейх.
С момента опубликования его труда «Бытие и время», он испортил отношения со своим учителем, Эдмундом Гуссерлем, тоже евреем. В то время, когда интеллигенция противостояла нацистам, Хайдеггер их поддерживал. И, что самое неприятное, никогда от своих убеждений не отрекался и ни у кого не просил прощения.
Бертран Рассел, кембриджский Казанова
Внешне лорд Бертран Рассел (1972-1970) – новатор в областях математики и логики, автор теории дескрипций и концепции логического атомизма – выглядит, как натуральный ученый-сухарь. Но жизнь его была не так уныла, как внешность. В молодости Рассела донимали разнообразные возрастные депрессии, он боролся с ними, заставляя себе почувствовать интерес к жизни. Постепенно он приучил себя к разным видам «интересов»: много пил, не выпускал трубку изо рта и активно склонял к изменам жен своих сослуживцев в Кембридже, да и, честно говоря, этим кругом дам не ограничивался, только в официальные отношения с женщинами он вступал четыре раза. Дети – сын и дочь – появились у него в возрасте уже «за 50».
Он отказался от религии, написав свое эссе «Почему я не христианин». А, изучив теоретическую базу большевизма, он написал еще и «Почему я не коммунист». Его идейный выбор – пацифизм, он был довольно последовательным и активным противником войн. В 1955 году совместно с Эйнштейном он опубликовал «Манифест Эйнштейна — Рассела», в котором ученые призывали покончить с войнами. Последнее свое послание о судьбах мира – международной парламентской конференции в Каире – он продиктовал за три дня до своей смерти.
Мишель Фуко, Мэрилин Мэнсон от философии
Мишель Фуко (1926-1984) – сын врача, мечтавшего, чтобы он пошел по его стопам, оказался задумчивым, замкнутым малышом с наклонностями малолетнего преступника. Однако, выпускник католической школы со строгими порядками попал не на нары, а на кафедру философии, а позже и на кафедру психологии серьезного Педагогического университета.
В своей ранней работе «История безумия» он рассказывает о «кораблях безумных», на которых в открытое море отправляли сумасшедших в 15 веке, в 17 веке на смену им приходят «дома умалишенных». Фуко противопоставляет понятия Безумия и Разума в новом ключе – он считает, что Безумие угнетается Разумом и подвергается насилию с его стороны.
Новый мир открылся для Фуко после «Ночи баррикад» – студенческого восстания в Париже 1968 года – он понял, что в жизни французского общества что-то можно изменить. Он получает место завкафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Его факультеты, как и его новые работы, серьезно повлияли на развитие философии и психологии.
Виновата тут католическая школа или нет – не ясно, но Фуко был открытым геем с некоторым опытом садомазохизма, и десять последних лет своей жизни посвятил труду «История сексуальности», который так и остался незавершенным. Работа должна была быть монументальной, но Фуко успел написать только три тома – «Введение», «Как получить наслаждение» и «Забота о себе самом». Позаботиться о себе в буквальном смысле он не сумел: «подсел» на наркотики и умер от СПИДа.
Бонус: настоящий – Фалес Милетский
На самом деле, мы мало что знаем о Фалесе Милетском (624-546 н.э.), философе и мудреце из Древней Греции. И наши представления о нем – это представления о настоящем гении, со свойственной таким людям рассеянностью, но никак уж не о «плохом парне».
Как-то он так увлекся, наблюдая за звездами, что упал в яму и стал кричать о помощи. Люди смеялись: «Ты не видишь того, что под ногами, а надеешься познать то, что в небесах?» Однако, такие казусы не мешали ему делать важные предсказания. К примеру, он сумел предсказать солнечное затмение 28 мая 585 г. до н. э., которое помогло лидийскому царю Алиатту принудить мидян к миру на выгодных условиях. А однажды он уже в начале весны предсказывал богатый сбор маслин. Сограждане ему не верили. Тогда он скупает в Милете и Хиосе все свободные прессы для выделки масла, которые с большой выгодой продает после сбора фантастического урожая.
Два этих предсказания заставили признать его мудрецом из мудрецов, и прислушиваться к его мнению во всех аспектах жизни, и Фалес не разочаровывал не только своих сограждан, но и всех греков, совершая все новые открытия, производя новые расчеты, делая политические предсказания. Разочаровывал он только свою мать. Когда в молодости она пыталась заставить его жениться, он ей отвечал: «Слишком рано!», став старше он продолжал сопротивляться: «Слишком поздно!» На вопрос: «Ну почему ты не хочешь завести детей?» он отвечал: «Потому что я слишком их люблю».
Комментарии3