Золотухин vs Высоцкий: что на самом деле послужило причиной ссоры двух актеров
21 июня Валерию Золотухину исполнилось бы 75 лет, но три года назад он ушел из жизни. Непростой характер актера часто становился причиной конфликтов с друзьями и коллегами, и даже после его смерти многие не смогли простить ему давних обид. После выхода документального фильма Э. Рязанова о Высоцком все заговорили о том, что Золотухин «подсидел» друга и готовился вместо него сыграть Гамлета. Сам актер был возмущен подобной трактовкой их размолвки и дал собственный комментарий случившемуся. Очевидно, точку в этой истории на тот момент ставить было рано.
Общего у Золотухина и Высоцкого действительно было много: 16 лет они проработали в Театре на Таганке, снялись вместе в пяти фильмах. В 1970 г., заполняя анкету, на вопрос «Кто твой друг?» Высоцкий ответил: «В. Золотухин». Но в дружбе двух амбициозных и талантливых актеров с очень непростыми характерами не могло быть все гладко.
В 1987 г. вышел документальный фильм Э. Рязанова «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», где рассказывается и о театральных работах поэта. Актеры Театра на Таганке вспоминают об их совместных постановках, в том числе о спектакле «Гамлет», главную роль в котором играл Высоцкий. Тогда он часто бывал за границей, и режиссер театра Ю. Любимов решил подготовить второй состав для этого спектакля, предложив роль Гамлета В. Золотухину. На удивление многих, тот согласился. Все знали о том, что для Высоцкого это была знаковая роль, и он не мог от нее отказаться. Все знали, что Золотухина он считал другом и не ожидал от него такого подвоха. И хотя в фильме Рязанова нет обвинительных интонаций, именно после этого заговорили о том, что Золотухин предал друга, называли его завистливым Сальери и т.п.
В. Золотухин и В. Высоцкий в фильме *Хозяин тайги*, 1968
В. Высоцкий и В. Золотухин в фильме *Сказ про то, как царь Петр арапа женил*, 1976
Роль в результате досталась Высоцкому, ведь спектакль создавался именно «под него», и конфликт на этом должен был исчерпаться. Поэт не называл это предательством, но, по воспоминаниям современников, говорил, что Золотухин «предал самого себя. Он знал, что не потянет Гамлета, и взялся за эту роль. Он бы ее испортил». Сам же Высоцкий в свое время отказался от другой роли, считая, что она идеально подходит Золотухину.
После выхода фильма Рязанова на Валерия Золотухина ополчился весь Союз, чего он долго не мог простить режиссеру: «Эльдар Рязанов настроил против меня 250-миллионный Советский Союз. Мне обещали вытравить соляной кислотой глаза и убить детей, слали в конвертах использованные презервативы, был брошен клич: «Поставить Золотухина на ножи!». За что? За Высоцкого!». Золотухин говорил, что фильм смонтирован так, что он выглядит однозначным предателем: «Это не клевета, а просто ловко смонтированная версия. Все вроде бы говорят правду, но акценты расставляются по желанию режиссера».
У Валерия Золотухина была своя версия случившегося: «Дело было так. Володя по семейным обстоятельствам часто отлучался из Москвы в разные страны. Тем самым он ставил производство – то есть, театр – в определенную от себя зависимость. Мы собирались с «Гамлетом» на фестиваль, и Любимов для подстраховки приказом своим назначил на роль Гамлета меня. …Репетировать мы начали в то время, когда Володи в стране не было. Все шло нормально, Любимов был доволен моей работой. Тут приехал Высоцкий и, узнав, что я репетирую его роль, заявил: «Валерий, если ты сыграешь Гамлета, в день твоей премьеры я уйду. В самый плохой театр». Хорошо зная Володю, его угрозу, продиктованную уязвленным самолюбием, я всерьез не принял. Гамлета же мне не пришлось сыграть по чисто техническим причинам: Любимов вынужден был бы полностью перекроить под меня готовый спектакль, построенный на индивидуальности Высоцкого».
В то же время в интервью Золотухин на вопрос о том, не завидовал ли он Высоцкому, ответил: «Да, завидовал, но не чистой, а самой черной завистью, какая только бывает. Я, может, самому Александру Сергеевичу Пушкину так не завидую, как Высоцкому». Тем не менее Золотухин утверждает, что размолвки у них не было и «вся история не стоит выеденного яйца».
Вряд ли стоит искать правых и виноватых в этой истории, благодаря ей оба талантливых актера, со всеми их земными страстями и личностными противоречиями становятся понятней и ближе зрителю.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!