«Осенний марафон»: рассказ о себе самом
Как Георгий Данелия попал в идиотскую историю?
Режиссер не хотел связываться со сценаристом Александром Володиным и снимать в главной роли Олега Басилашвили. Но результат показал, что не всегда надо доверять предубеждениям.
Горестная жизнь плута
«Осенний марафон» Георгий Данелия снял… случайно. На «Мосфильме» он руководил объединением комедийных фильмов и по роду службы принимал драматургический материал на экранизацию. Одним из них оказался сценарий «Горестная жизнь плута». Кому только не показывали трагикомическую историю о разрывающемся между женой, любовницей, работой и друзьями переводчике Бузыкине! Но почему-то никто из режиссеров не брался снимать по этой истории кино. После очередной неудачи автор сюжета Александр Володин попросил «освоить материал» самого Георгия Николаевича. Данелия отнёсся к предложению со скепсисом: он опасался сценаристов, не допускавших изменений в собственный текст. А Володин считался в кинематографических кругах неисправимым догматиком. Могли ли не насторожить слухи о «ревнителе каждой запятой» режиссера, привыкшего к творческой свободе? Кто же назовет его хозяином на площадке, если он не вправе будет изменить и полслова в сценарии?
К счастью, молва о «буквоеде»-драматурге оказалась напраслиной. Сценарист охотно допустил к вмешательству в свою парафию режиссера. Георгий Данелия стал соавтором сценария, и партнерство это было легким и плодотворным. Александр Володин непринужденно вносил коррективы в текст, если в этом видел необходимость режиссер. Увлекшись процессом, он чуть не переписал весь сценарий – пришлось даже сдерживать полет реформаторского вдохновения.
Секрет такого творческого энтузиазма и взаимопонимания сценариста и режиссера – в сходном личном опыте. Описанную в комедии ситуацию переживали и Александр Володин (он писал сценарий о себе), и Георгий Данелия, увидевший в материале собственную драму. Потому картина и получилась такой искренней, что каждый мог сказать: «Бузыкин – это я».
Кстати, переименовать сценарий решили именно из-за неоднозначности образа главного героя. Он хоть и плут, но по факту – несчастный человек: интеллигентный, участливый, безотказный, страдающий. Ему 46 лет, и его жизнь – как у белки в колесе, изнурительный бег по замкнутому кругу. Так «Горестная жизнь плута» стала «Осенним марафоном».
Трудный поиск Бузыкина
Сценарий писался под Александра Калягина, и актер даже успел «забраковать» не понравившихся ему молодых режиссеров, которым предстояло снимать фильм изначально (это были Юрий Кушнерёв и Василий Харченко). Но и более опытный Павел Арсенов артиста не устроил. Тот пообещал взяться за фильм, как только сдаст предыдущую работу. Однако, встретившись со сценаристом и актером в ресторане Дома кино, он за час совместного застолья и словом не обмолвился о волновавшей их картине. Калягину такое отношение не понравилось, и он посоветовал искать нового режиссёра. А новому режиссеру… не понравился Калягин.
Георгий Данелия счел артиста не подходящим для роли Бузыкина. Сообщить актеру об этом решении было поручено второму режиссеру Юрию Кушнерёву, не ставшему постановщиком картины как раз из-за Калягина.
На «вакансию» Бузыкина претендовали Станислав Любшин, Николай Губенко, Леонид Куравлёв. Был в этом списке и Олег Басилашвили. Но, в отличие от остальных кандидатов, его режиссер даже не хотел приглашать на пробу: судя по ролям в кино и театре, этот самоуверенный тип – кто угодно, только не Бузыкин.
Иного мнения о возможностях Басилашвили была ассистент режиссера Елена Судакова. Она пригласила ленинградского актера в Москву на свой страх и риск. Увидев его на пробах, Данелия попал в неловкую ситуацию. Он не собирался снимать Басилашвили, а артист думал, что его позвал режиссер. «Находясь в идиотском положении, я не мог с порога отправить актера восвояси, - вспоминал Данелия. - Зачем же понапрасну беспокоили тогда, спрашивается. Пришлось для «галочки» поговорить о роли, а ассистентке за спиной показать кулак за то, что так меня подставила, втравив в неприглядную историю».
Актерская интуиция не оставила Басилашвили в неведении: он кожей ощущал, что не устраивает режиссера. И Данелия не мог не оценить врожденной интеллигентности артиста, с большим достоинством державшегося в столь щекотливых обстоятельствах. Проникшись симпатией к актеру, режиссер предложил подвезти Басилашвили до Покровских ворот. Когда артист вышел из машины, Данелия проводил его взглядом. В зеркале заднего вида он узнал… Бузыкина! Кепка набекрень, нерешительная походка, никак дорогу перейти не отважится, рыпается то вперед, то назад… Такого Басилашвили Данелия еще не знал – просто другой человек. Режиссер позвонил ассистентке по актерам и, вместо разноса за самовольничание, поблагодарил за удачный выбор: Бузыкин найден. Позже Басилашвили признался, что это была игра: ассистентка предложила выйти из машины в образе Бузыкина, потому что Данелия обязательно на него посмотрит в зеркало.
Как поладить с женщиной
А вот любовница героя, машинистка Алла представлялась режиссеру только в одном образе – Марины Неёловой. Данелия мечтал снимать ее с первого знакомства. Он учил на своих режиссерских курсах первого мужа актрисы (актер Театра на Таганке и режиссер Анатолий Васильев) и впервые увидел красавицу с чувственной внешностью в его дипломной работе. Но в первый же день съёмок в «Осеннем марафоне» своенравная актриса побила горшки с режиссером. Разошлись во взглядах на трактовку образа. Данелия догадался, что в жизни Неёлова как раз переживала такую же драму, как ее героиня, и она хотела вызвать своей игрой сочувствие к несчастной судьбе «разлучницы и разбивательницы семьи». Целый месяц Неёлова и Данелия не могли найти общего языка, но потом притёрлись и подружились.
Нелегко складывались отношения на площадке и с исполнительницей роли Нины Евлампиевны Натальей Гундаревой. Законная супруга Бузыкина соперничала с любовницей за сочувствие зрителей. Актриса расписала сценарий многочисленными замечаниями, касавшимися подачи образа, чем смутила Данелия. «Если хотите попробовать режиссерский хлеб, я вам дам такую возможность в нашем объединении», - деликатно отреагировал Данелия, намекнув, что в «Осеннем марафоне» Гундарева должна играть, а он снимать.
А вот с будущим главным режиссером и художественным руководителем театра «Современник» Галиной Волчек, сыгравшей неумелую коллегу Бузыкина, переводчицу Варвару, проблем у Георгия Данелия как раз и не было. Друг друга они знали давно, были знакомы и их родители (мать Георгия Николаевича работала вторым режиссёром на «Мосфильме», а отец Галины Борисовны – известный кинооператор и режиссер). На пару со своим сокурсником по ВГИК Данелия экранизировал во время учебы фрагмент из «Золотого телёнка», где свои первые кинороли сыграли Галина Волчек и Евгений Евстигнеев. Но увидев себя в «Осеннем марафоне», Галина Борисовна на давнего знакомого обиделась: таким страшилищем можно только детей пугать, заметила она режиссеру. И хоть актриса еще долго дулась на Данелия, эта роль принесла ей зрительскую любовь и… красоту – после фильма Волчек удалила с лица портившую ее жизнь бородавку.
Тостуемый пьёт до дна
Даже если бы в картине не нашлось роли для Евгения Леонова, Данелия бы ее придумал. Это был добрый талисман для режиссера, снимавшего своего любимца в каждой ленте. Сначала артисту дали роль соседа Аллы по коммуналке, заботящегося о дочери своего друга (его в итоге сыграл Николай Крючков). Но потом ассистент по актерам убедила режиссера дать Леонову более колоритную роль соседа Бузыкина – забавного выпивохи Василия Игнатьевича. И не ошиблась: в этом потешном образе Евгений Павлович оказался на своем месте. Его реплики стали крылатыми: «Тостуемый пьет до дна», «Палыч, обижаешь…», «Всего по 150 – чистая формальность», «Пришёл в компании и уйдёшь в компании», «Хорошо сидим», «И жена у тебя за грибами не ходит», «Ты – алкаш, я – ходок», «Я говорил ему, а он: коктейль, коктейль...». И, конечно, как и в других фильмах Данелия, Леонов по традиции спел свою коронную «Плыли к Марусеньке белые гуси» (ритуал на удачу). Именно Евгений Леонов получил на Венецианском кинофестивале 1979 года премию итальянских журналистов за лучшее исполнение мужской роли.
Прекрасно вписался в звездную компанию и исполнитель роли датского профессора Хансена, западногерманский журналист Норберт Кухинке. Знакомого иностранца в картину сосватал второй режиссер Юрий Кушнерёв. Увидев «живописного» немца на проходной «Мосфильма», где тот ожидал Кушнерева, Данелия понял, что Кухинке – идеальный выбор для роли иностранного профессора. Но чтобы позвать его на съёмки, нужно было пройти три круга ада согласований. Первой инстанцией был иностранный отдел Госкино. Далее – МИД. Потом – КГБ. Оттуда заявку направили в Управление по делам дипломатического корпуса. А дипломаты снова отослали ее в Госкино. Руководитель инотдела Михаил Шкаликов посоветовал другу не усложнять себе жизнь: разрешения он не получит, так как все боятся брать ответственность на себя. И Данелия решил снимать немца без разрешения. Но тут отказался сам Кухинке, который не мог отлучиться с работы, да и играть в кино ему ранее не доводилось. Данелия пообещал, что много времени съёмки не займут, но вместо 10 дней корреспондент журнала «Штерн» выбыл из профессии на месяц.
В титрах фильма в качестве исполнителя одной из ролей указан и некий Рене Хобуа, но такой человек в картине не снимался. Зато снимался инкогнито Георгий Данелия – он сыграл офицера Отто Скорцени в кинофильме, который смотрела по телевизору в прощальный вечер семья Бузыкиных.
Кому не угодил режиссер
Страшным сном Георгия Данелия была сдача комедии руководству «Мосфильма». Режиссеру приснилось, что ему задают «вопрос на засыпку»: «А куда в финале бежит ваш герой – в сторону Финского залива, в Швецию?». И когда во время реальной приемки картины директор заикнулся о финале, Данелия вжался в стул: ну вот, подумал, и сон в руку, сейчас о Швеции будет спрашивать. Но речь пошла о другом: начальник киностудии Николай Сизов предложил «прояснить финал» наказанием героя. Режиссер не согласился: герой, мол, и так наказан. Опротестовал Данелия и рекомендацию чиновников вернуть Бузыкина в семью. Сошлись на том, что Данелия удлинит последний крупный план «плута». Однако и это оказалось невозможным из-за отсутствия подходящих кадров. В Госкино комедию повезли без изменений. Заместитель министра культуры на сеанс опоздал и по окончании просмотра задал только один вопрос: «Крупный план добавили?». «А как же!» - соврал режиссер. «Ну, теперь – другое дело», - заключил чиновник.
Но главными критиками картины стали… зрительницы. Данелия не угодил ни женам, ни любовницам: первые обиделись, что герой собрался уйти от супруги, вторые – что он не ушел к подруге. Страсти накалились на зарубежном кинофестивале, когда советская переводчица с опытом долгих отношений с женатым любовником обозвала после фильма режиссера подлецом. Но на том же фестивале в Сан-Себастьяне грустная комедия «Осенний марафон» была оценена главным призом.
На большой экран картина вышла в январе 1980 года, однако ошеломительного успеха, как другие фильмы Данелия, не имела. Сам режиссер объяснил это так: молодым такие истории смотреть рано, старикам – поздно. Но с годами проблемы героев фильма стали понятны не одному повзрослевшему поколению. Осознание сопричастности приходит с кризисом «среднего возраста», ощущением невозможности жить по-старому и неготовностью решиться на новое.
Даже Олег Басилашвили не понимал мучений своего героя, пока не пережил подобное сам. Лишь спустя 5 лет после выхода картины он признался режиссеру, что только теперь осознал, о чем снималось кино.
Сам автор фильма говорил, что лишь три картины сделал «на пятёрку»: «Не горюй», «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». «Если бы пришлось снять «Осенний марафон» заново, я оставил бы всё как есть и ничего не переделывал», - заявил Георгий Данелия.
Интересные факты
Имя и отчество Андрея Павловича Бузыкина случайным образом совпали с именем-отчеством автора узнаваемой мелодии к кинофильму Андрея Петрова, а инициалы обманутой жены героя – с инициалами супруги композитора Натальи Ефимовны, которую тоже все называли «Эн-Е». Но на косые взгляды в свою сторону музыкант с юмором отвечал, что Аллы среди его любовниц никогда не было.
А вот исполнительница роли обманутой жены Наталья Гундарева была в подобной ситуации и в жизни, когда второй её супруг Виктор Корешков изменил ей с певицей Валентиной Игнатьевой.
Роман, который никак не может перевести в фильме героиня Галины Волчек, называется так же, как и сценарий Александра Володина: «Горестная жизнь плута».
В начальных кадрах герой Олега Басилашвили декламирует в качестве собственного перевода стихотворениe «А что природа делает без нас» того же Александра Володина.
Нелепая фраза из перевода Варвары «коза закричала нечеловеческим голосом» встречается у Сергея Довлатова («Соло на ундервуде») и у Ираклия Андроникова (устный монолог «Веду рассказ о Маршаке»).
В 1981 году философский фильм «Осенний марафон» удостоился Государственной премии России имени братьев Васильевых и мог быть выдвинут на «Оскар», если бы не изменение международной обстановки (американцам не понравилось советское военное участие в Афганистане).
«Осенний марафон» Георгий Данелия снял… случайно. На «Мосфильме» он руководил объединением комедийных фильмов и по роду службы принимал драматургический материал на экранизацию. Одним из них оказался сценарий «Горестная жизнь плута». Кому только не показывали трагикомическую историю о разрывающемся между женой, любовницей, работой и друзьями переводчике Бузыкине! Но почему-то никто из режиссеров не брался снимать по этой истории кино. После очередной неудачи автор сюжета Александр Володин попросил «освоить материал» самого Георгия Николаевича. Данелия отнёсся к предложению со скепсисом: он опасался сценаристов, не допускавших изменений в собственный текст. А Володин считался в кинематографических кругах неисправимым догматиком. Могли ли не насторожить слухи о «ревнителе каждой запятой» режиссера, привыкшего к творческой свободе? Кто же назовет его хозяином на площадке, если он не вправе будет изменить и полслова в сценарии?
К счастью, молва о «буквоеде»-драматурге оказалась напраслиной. Сценарист охотно допустил к вмешательству в свою парафию режиссера. Георгий Данелия стал соавтором сценария, и партнерство это было легким и плодотворным. Александр Володин непринужденно вносил коррективы в текст, если в этом видел необходимость режиссер. Увлекшись процессом, он чуть не переписал весь сценарий – пришлось даже сдерживать полет реформаторского вдохновения.
Секрет такого творческого энтузиазма и взаимопонимания сценариста и режиссера – в сходном личном опыте. Описанную в комедии ситуацию переживали и Александр Володин (он писал сценарий о себе), и Георгий Данелия, увидевший в материале собственную драму. Потому картина и получилась такой искренней, что каждый мог сказать: «Бузыкин – это я».
Кстати, переименовать сценарий решили именно из-за неоднозначности образа главного героя. Он хоть и плут, но по факту – несчастный человек: интеллигентный, участливый, безотказный, страдающий. Ему 46 лет, и его жизнь – как у белки в колесе, изнурительный бег по замкнутому кругу. Так «Горестная жизнь плута» стала «Осенним марафоном».
Трудный поиск Бузыкина
Сценарий писался под Александра Калягина, и актер даже успел «забраковать» не понравившихся ему молодых режиссеров, которым предстояло снимать фильм изначально (это были Юрий Кушнерёв и Василий Харченко). Но и более опытный Павел Арсенов артиста не устроил. Тот пообещал взяться за фильм, как только сдаст предыдущую работу. Однако, встретившись со сценаристом и актером в ресторане Дома кино, он за час совместного застолья и словом не обмолвился о волновавшей их картине. Калягину такое отношение не понравилось, и он посоветовал искать нового режиссёра. А новому режиссеру… не понравился Калягин.
Георгий Данелия счел артиста не подходящим для роли Бузыкина. Сообщить актеру об этом решении было поручено второму режиссеру Юрию Кушнерёву, не ставшему постановщиком картины как раз из-за Калягина.
На «вакансию» Бузыкина претендовали Станислав Любшин, Николай Губенко, Леонид Куравлёв. Был в этом списке и Олег Басилашвили. Но, в отличие от остальных кандидатов, его режиссер даже не хотел приглашать на пробу: судя по ролям в кино и театре, этот самоуверенный тип – кто угодно, только не Бузыкин.
Иного мнения о возможностях Басилашвили была ассистент режиссера Елена Судакова. Она пригласила ленинградского актера в Москву на свой страх и риск. Увидев его на пробах, Данелия попал в неловкую ситуацию. Он не собирался снимать Басилашвили, а артист думал, что его позвал режиссер. «Находясь в идиотском положении, я не мог с порога отправить актера восвояси, - вспоминал Данелия. - Зачем же понапрасну беспокоили тогда, спрашивается. Пришлось для «галочки» поговорить о роли, а ассистентке за спиной показать кулак за то, что так меня подставила, втравив в неприглядную историю».
Актерская интуиция не оставила Басилашвили в неведении: он кожей ощущал, что не устраивает режиссера. И Данелия не мог не оценить врожденной интеллигентности артиста, с большим достоинством державшегося в столь щекотливых обстоятельствах. Проникшись симпатией к актеру, режиссер предложил подвезти Басилашвили до Покровских ворот. Когда артист вышел из машины, Данелия проводил его взглядом. В зеркале заднего вида он узнал… Бузыкина! Кепка набекрень, нерешительная походка, никак дорогу перейти не отважится, рыпается то вперед, то назад… Такого Басилашвили Данелия еще не знал – просто другой человек. Режиссер позвонил ассистентке по актерам и, вместо разноса за самовольничание, поблагодарил за удачный выбор: Бузыкин найден. Позже Басилашвили признался, что это была игра: ассистентка предложила выйти из машины в образе Бузыкина, потому что Данелия обязательно на него посмотрит в зеркало.
Как поладить с женщиной
А вот любовница героя, машинистка Алла представлялась режиссеру только в одном образе – Марины Неёловой. Данелия мечтал снимать ее с первого знакомства. Он учил на своих режиссерских курсах первого мужа актрисы (актер Театра на Таганке и режиссер Анатолий Васильев) и впервые увидел красавицу с чувственной внешностью в его дипломной работе. Но в первый же день съёмок в «Осеннем марафоне» своенравная актриса побила горшки с режиссером. Разошлись во взглядах на трактовку образа. Данелия догадался, что в жизни Неёлова как раз переживала такую же драму, как ее героиня, и она хотела вызвать своей игрой сочувствие к несчастной судьбе «разлучницы и разбивательницы семьи». Целый месяц Неёлова и Данелия не могли найти общего языка, но потом притёрлись и подружились.
Нелегко складывались отношения на площадке и с исполнительницей роли Нины Евлампиевны Натальей Гундаревой. Законная супруга Бузыкина соперничала с любовницей за сочувствие зрителей. Актриса расписала сценарий многочисленными замечаниями, касавшимися подачи образа, чем смутила Данелия. «Если хотите попробовать режиссерский хлеб, я вам дам такую возможность в нашем объединении», - деликатно отреагировал Данелия, намекнув, что в «Осеннем марафоне» Гундарева должна играть, а он снимать.
А вот с будущим главным режиссером и художественным руководителем театра «Современник» Галиной Волчек, сыгравшей неумелую коллегу Бузыкина, переводчицу Варвару, проблем у Георгия Данелия как раз и не было. Друг друга они знали давно, были знакомы и их родители (мать Георгия Николаевича работала вторым режиссёром на «Мосфильме», а отец Галины Борисовны – известный кинооператор и режиссер). На пару со своим сокурсником по ВГИК Данелия экранизировал во время учебы фрагмент из «Золотого телёнка», где свои первые кинороли сыграли Галина Волчек и Евгений Евстигнеев. Но увидев себя в «Осеннем марафоне», Галина Борисовна на давнего знакомого обиделась: таким страшилищем можно только детей пугать, заметила она режиссеру. И хоть актриса еще долго дулась на Данелия, эта роль принесла ей зрительскую любовь и… красоту – после фильма Волчек удалила с лица портившую ее жизнь бородавку.
Тостуемый пьёт до дна
Даже если бы в картине не нашлось роли для Евгения Леонова, Данелия бы ее придумал. Это был добрый талисман для режиссера, снимавшего своего любимца в каждой ленте. Сначала артисту дали роль соседа Аллы по коммуналке, заботящегося о дочери своего друга (его в итоге сыграл Николай Крючков). Но потом ассистент по актерам убедила режиссера дать Леонову более колоритную роль соседа Бузыкина – забавного выпивохи Василия Игнатьевича. И не ошиблась: в этом потешном образе Евгений Павлович оказался на своем месте. Его реплики стали крылатыми: «Тостуемый пьет до дна», «Палыч, обижаешь…», «Всего по 150 – чистая формальность», «Пришёл в компании и уйдёшь в компании», «Хорошо сидим», «И жена у тебя за грибами не ходит», «Ты – алкаш, я – ходок», «Я говорил ему, а он: коктейль, коктейль...». И, конечно, как и в других фильмах Данелия, Леонов по традиции спел свою коронную «Плыли к Марусеньке белые гуси» (ритуал на удачу). Именно Евгений Леонов получил на Венецианском кинофестивале 1979 года премию итальянских журналистов за лучшее исполнение мужской роли.
Прекрасно вписался в звездную компанию и исполнитель роли датского профессора Хансена, западногерманский журналист Норберт Кухинке. Знакомого иностранца в картину сосватал второй режиссер Юрий Кушнерёв. Увидев «живописного» немца на проходной «Мосфильма», где тот ожидал Кушнерева, Данелия понял, что Кухинке – идеальный выбор для роли иностранного профессора. Но чтобы позвать его на съёмки, нужно было пройти три круга ада согласований. Первой инстанцией был иностранный отдел Госкино. Далее – МИД. Потом – КГБ. Оттуда заявку направили в Управление по делам дипломатического корпуса. А дипломаты снова отослали ее в Госкино. Руководитель инотдела Михаил Шкаликов посоветовал другу не усложнять себе жизнь: разрешения он не получит, так как все боятся брать ответственность на себя. И Данелия решил снимать немца без разрешения. Но тут отказался сам Кухинке, который не мог отлучиться с работы, да и играть в кино ему ранее не доводилось. Данелия пообещал, что много времени съёмки не займут, но вместо 10 дней корреспондент журнала «Штерн» выбыл из профессии на месяц.
В титрах фильма в качестве исполнителя одной из ролей указан и некий Рене Хобуа, но такой человек в картине не снимался. Зато снимался инкогнито Георгий Данелия – он сыграл офицера Отто Скорцени в кинофильме, который смотрела по телевизору в прощальный вечер семья Бузыкиных.
Кому не угодил режиссер
Страшным сном Георгия Данелия была сдача комедии руководству «Мосфильма». Режиссеру приснилось, что ему задают «вопрос на засыпку»: «А куда в финале бежит ваш герой – в сторону Финского залива, в Швецию?». И когда во время реальной приемки картины директор заикнулся о финале, Данелия вжался в стул: ну вот, подумал, и сон в руку, сейчас о Швеции будет спрашивать. Но речь пошла о другом: начальник киностудии Николай Сизов предложил «прояснить финал» наказанием героя. Режиссер не согласился: герой, мол, и так наказан. Опротестовал Данелия и рекомендацию чиновников вернуть Бузыкина в семью. Сошлись на том, что Данелия удлинит последний крупный план «плута». Однако и это оказалось невозможным из-за отсутствия подходящих кадров. В Госкино комедию повезли без изменений. Заместитель министра культуры на сеанс опоздал и по окончании просмотра задал только один вопрос: «Крупный план добавили?». «А как же!» - соврал режиссер. «Ну, теперь – другое дело», - заключил чиновник.
Но главными критиками картины стали… зрительницы. Данелия не угодил ни женам, ни любовницам: первые обиделись, что герой собрался уйти от супруги, вторые – что он не ушел к подруге. Страсти накалились на зарубежном кинофестивале, когда советская переводчица с опытом долгих отношений с женатым любовником обозвала после фильма режиссера подлецом. Но на том же фестивале в Сан-Себастьяне грустная комедия «Осенний марафон» была оценена главным призом.
На большой экран картина вышла в январе 1980 года, однако ошеломительного успеха, как другие фильмы Данелия, не имела. Сам режиссер объяснил это так: молодым такие истории смотреть рано, старикам – поздно. Но с годами проблемы героев фильма стали понятны не одному повзрослевшему поколению. Осознание сопричастности приходит с кризисом «среднего возраста», ощущением невозможности жить по-старому и неготовностью решиться на новое.
Даже Олег Басилашвили не понимал мучений своего героя, пока не пережил подобное сам. Лишь спустя 5 лет после выхода картины он признался режиссеру, что только теперь осознал, о чем снималось кино.
Сам автор фильма говорил, что лишь три картины сделал «на пятёрку»: «Не горюй», «Я шагаю по Москве» и «Осенний марафон». «Если бы пришлось снять «Осенний марафон» заново, я оставил бы всё как есть и ничего не переделывал», - заявил Георгий Данелия.
Интересные факты
Имя и отчество Андрея Павловича Бузыкина случайным образом совпали с именем-отчеством автора узнаваемой мелодии к кинофильму Андрея Петрова, а инициалы обманутой жены героя – с инициалами супруги композитора Натальи Ефимовны, которую тоже все называли «Эн-Е». Но на косые взгляды в свою сторону музыкант с юмором отвечал, что Аллы среди его любовниц никогда не было.
А вот исполнительница роли обманутой жены Наталья Гундарева была в подобной ситуации и в жизни, когда второй её супруг Виктор Корешков изменил ей с певицей Валентиной Игнатьевой.
Роман, который никак не может перевести в фильме героиня Галины Волчек, называется так же, как и сценарий Александра Володина: «Горестная жизнь плута».
В начальных кадрах герой Олега Басилашвили декламирует в качестве собственного перевода стихотворениe «А что природа делает без нас» того же Александра Володина.
Нелепая фраза из перевода Варвары «коза закричала нечеловеческим голосом» встречается у Сергея Довлатова («Соло на ундервуде») и у Ираклия Андроникова (устный монолог «Веду рассказ о Маршаке»).
В 1981 году философский фильм «Осенний марафон» удостоился Государственной премии России имени братьев Васильевых и мог быть выдвинут на «Оскар», если бы не изменение международной обстановки (американцам не понравилось советское военное участие в Афганистане).
Комментарии1