Ко дню рождения Александра Абдулова
Александр Абдулов родился в Тобольске, но вскоре театральный режиссёр Гавриил Абдулов перевёз жену и сыновей в Фергану. В пятилетнем возрасте Александр вместе с отцом вышел на сцену Ферганского драматического театра в спектакле «Кремлёвские куранты», но желание стать актёром не появлялось до окончания школы.
Он был завсегдатаем дворовых потасовок, славился умением смастерить взрывчатку из подручных материалов, фанател от «Битлз», плохо учился, зато серьёзно занимался спортом — получил звание кандидата в мастера спорта СССР по фехтованию. После школы по настоянию отца сдавал экзамены в Щепкинское училище, но провалился и без особых переживаний поступил на факультет физкультуры Ферганского пединститута.
Параллельно с учёбой Абдулов подрабатывал рабочим сцены в отцовском театре, а через год снова отправился в Москву — штурмовать театральные институты. На этот раз он успешно сдал экзамены в ГИТИС. В институте талант студента никто не ставил под сомнение, но за поведение и прогулы его столько раз собирались отчислять, что все сбились со счёта. Весь день он проводил в институте, ночами разгружал вагоны и всё равно находил время для того, чтобы устроить какой-нибудь розыгрыш. Например, украсть бюст Ленина из общежития, чтобы за это влетело сторожу, или принести больничный с печатью роддома, где работала его девушка…
На дипломном спектакле студента заметил Марк Захаров и пригласил его в «Ленком» — сразу на главную роль в спектакле «В списках не значился». Молодой актёр стал неотъемлемой частью труппы, в которой уже блистали Евгений Леонов, Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский и многие другие, и отдал «Ленкому» тридцать лет. Он играл в самых знаменитых спектаклях театра — «Варвар и еретик», «Гамлет», «Затмение», «Юнона и Авось» и многих других. В постановке «Юнона и Авось» он выходил в трёх образах — человека от театра, пылающего еретика и Фернандо Лопеса.
Как-то раз американская делегация, смотревшая спектакль, всерьез поверила, что еретика играет какой-то душевнобольной — настолько отрешенный у него был вид. На гастролях в Америке организаторы потребовали, чтобы факел в руке еретика был прикован наручником. Они боялись, что этот «безумный» запросто может метнуть его в зал…
Эффектная внешность актёра обеспечила ему постоянное внимание женщин и обилие сплетен вокруг. Первый роман был с одноклассницей, однако, девушка не решилась поехать с ним в Москву и отношения сошли на нет. В Москве Абдулов познакомился со студенткой медицинского института, которую спустя время застал с другим мужчиной и в отчаянии перерезал вены. Спас его сосед по комнате, вернувшийся раньше обычного. После этого он познакомился с танцовщицей Татьяной Лейбель, они стали жить вместе, но вскоре в «Ленком» пришла новенькая — актриса Ирина Алфёрова…
Потерявший голову Абдулов почти сразу признался ей в чувствах, но Алфёрова осталась равнодушной. Она только что рассталась с возлюбленным, воспитывала дочь Ксению и в новые отношения не стремилась. К отказам Абдулов не привык и твёрдо решил добиться её расположения во что бы то ни стало. Через год он сделал ей предложение, а она ответила: «Пронесёшь на руках через парк — выйду за тебя!». Актёр был готов нести её куда угодно и сколько угодно… Они расписались, он удочерил Ксению и долгое время многие считали, что она его родная дочь.
Сниматься в кино Александр Абдулов начал ещё студентом. В титрах его имя впервые появилось в 1973 году, когда он сыграл эпизодического десантника в детском фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Знаменитым киноактёрм он стал спустя пять лет — после роли Медведя в сказке Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Когда Захаров, перебиравший всех театральных красавцев, пригласил его на пробы, актёр ответил: «С удовольствием, потому что всё равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». Эта фраза зацепила режиссёра, и он отстоял Абдулова перед худсоветом, который считал, что молодой актёр «не вытянет» рядом с Андреем Мироновым, Евгением Леоновым и другими мэтрами. Захаров же был в актёре уверен, так как уже снимал Абдулова в своих «12-ти стульях».
Через год после «Обыкновенного чуда» вышел фильм «С любимыми не расставайтесь», где партнёршей Абдулова стала его жена Ирина Алфёрова. После премьеры их стали называть самой красивой парой отечественного кинематографа, а их фото не сходило со страниц журналов. Вместе они работали в шести проектах, последним из которых стал сериал «Капкан». Как и в первом совместном фильме, они играли супругов, переживающих кризис в отношениях… На момент съёмок Алфёрова и Абдулов были давно разведены. Их брак просуществовал долгих 17 лет, а причиной расставания стала кипучая энергия актёра, любовь к тусовкам, азартным играм и поглощённость работой. Потом Ирина Алфёрова говорила: «В жизни мне нужно совсем другое, но я его понимаю. Он просто такой. Он нужен всем».
Дружба была для Александра Абдулова святым делом. Броситься на выручку, организовать помощь, собрать друзей — всё это он умел, как никто другой. Среди его лучших друзей были как актёры Владимир Долинский, Александр Збруев, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, так и музыканты, и далёкие от искусства люди. Особая дружба была у Александра Абдулова и Татьяны Пельтцер — сначала она заступалась за молодого актёра перед руководством театра, а с годами он фактически взял шефство над пожилой актрисой и спас её от увольнения. Они играли вместе в «Поминальной молитве», и Абдулов строил роль так, чтобы зрители не заметили, что актриса забывает текст. Она называла его «сыночек» и была очень к нему привязана до последних дней.
В 80-х сложно было найти более популярного актёра, чем Александр Абдулов. Каждый год выходило по несколько фильмов с его участием — «Карнавал», «Чародеи», «Формула любви», «Самая обаятельная и привлекательная», «Десять негритят», «Убить дракона» и многие другие, где у Абдулова была если не главная, то в любом случае заметная роль. Хорошая физическая подготовка позволяла актёру сниматься в трюковых сценах без дублёров. На одном из кинофестивалей Абдулов даже получил приз как лучший каскадёр за трюк в фильме «Убить дракона» — актёра поднимали за ноги на высоту 45 метров.
У него никогда не было проблем с простоями, скорее наоборот — проблемы возникали из-за обилия работы. Например, в некоторых сценах «Чародеев» за него играл дублёр, так как Абдулов параллельно снимался в пяти фильмах и мог приезжать на съёмочную площадку только ночью. И такая ситуация была для него обычным делом. Даже в трудные 90-е годы Абдулов был завален работой — тогда началось его сотрудничество с режиссёрами Виктором Сергеевым и Сергеем Соловьёвым, которые с удовольствием снимали его в своих фильмах. Самые яркие роли в 90-х Абдулов сыграл как раз у Виктора Сергеева — мошенника Ненашева из фильма «Гений» и киллера Немого в драме «Шизофрения».
В 2000 году Александр Абдулов снял фильм «Бременские музыканты и Со». Это был его первый опыт режиссёра игрового кино, и опыт получился не очень удачным. В проекте были заняты прекрасные актёры и музыканты, но даже они не спасли фильм от критики, а Абдулова от упрёков в отсутствии смысла и слабой режиссуре. После этого он долгое время не решался встать за режиссёрский пульт. Только через семь лет Абдулов рискнул снять ещё один фильм, но его «Лузер» был принят прохладно и критикой, и зрителями.
В 2006 году в жизни Александра Абдулова произошло важное событие — он женился во второй раз. В компании актёра уже давно замечали симпатичную брюнетку, но он всегда представлял Юлию как свою племянницу и только накануне свадьбы признался, что это его невеста и они давно живут вместе. Через год у Александра Абдулова появился первый и единственный ребёнок — дочь Евгения. К сожалению, примерно в то же время актёр узнал о страшном диагнозе. В своём последнем интервью он сказал: «Я тост такой придумал: „Как бы я хотел, чтобы всё хорошее мне говорили в спину“. И я до сих пор живу этим тостом. Это самое ценное, когда в спину говорят хорошие слова!.. Самое главное — это моя жизнь! Из этого я соткан. Поэтому я ни о чём не жалею, абсолютно…»
Александр Абдулов скончался от рака 3 января 2008 года…
Параллельно с учёбой Абдулов подрабатывал рабочим сцены в отцовском театре, а через год снова отправился в Москву — штурмовать театральные институты. На этот раз он успешно сдал экзамены в ГИТИС. В институте талант студента никто не ставил под сомнение, но за поведение и прогулы его столько раз собирались отчислять, что все сбились со счёта. Весь день он проводил в институте, ночами разгружал вагоны и всё равно находил время для того, чтобы устроить какой-нибудь розыгрыш. Например, украсть бюст Ленина из общежития, чтобы за это влетело сторожу, или принести больничный с печатью роддома, где работала его девушка…
На дипломном спектакле студента заметил Марк Захаров и пригласил его в «Ленком» — сразу на главную роль в спектакле «В списках не значился». Молодой актёр стал неотъемлемой частью труппы, в которой уже блистали Евгений Леонов, Инна Чурикова, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский и многие другие, и отдал «Ленкому» тридцать лет. Он играл в самых знаменитых спектаклях театра — «Варвар и еретик», «Гамлет», «Затмение», «Юнона и Авось» и многих других. В постановке «Юнона и Авось» он выходил в трёх образах — человека от театра, пылающего еретика и Фернандо Лопеса.
Как-то раз американская делегация, смотревшая спектакль, всерьез поверила, что еретика играет какой-то душевнобольной — настолько отрешенный у него был вид. На гастролях в Америке организаторы потребовали, чтобы факел в руке еретика был прикован наручником. Они боялись, что этот «безумный» запросто может метнуть его в зал…
Эффектная внешность актёра обеспечила ему постоянное внимание женщин и обилие сплетен вокруг. Первый роман был с одноклассницей, однако, девушка не решилась поехать с ним в Москву и отношения сошли на нет. В Москве Абдулов познакомился со студенткой медицинского института, которую спустя время застал с другим мужчиной и в отчаянии перерезал вены. Спас его сосед по комнате, вернувшийся раньше обычного. После этого он познакомился с танцовщицей Татьяной Лейбель, они стали жить вместе, но вскоре в «Ленком» пришла новенькая — актриса Ирина Алфёрова…
Потерявший голову Абдулов почти сразу признался ей в чувствах, но Алфёрова осталась равнодушной. Она только что рассталась с возлюбленным, воспитывала дочь Ксению и в новые отношения не стремилась. К отказам Абдулов не привык и твёрдо решил добиться её расположения во что бы то ни стало. Через год он сделал ей предложение, а она ответила: «Пронесёшь на руках через парк — выйду за тебя!». Актёр был готов нести её куда угодно и сколько угодно… Они расписались, он удочерил Ксению и долгое время многие считали, что она его родная дочь.
Сниматься в кино Александр Абдулов начал ещё студентом. В титрах его имя впервые появилось в 1973 году, когда он сыграл эпизодического десантника в детском фильме «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». Знаменитым киноактёрм он стал спустя пять лет — после роли Медведя в сказке Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Когда Захаров, перебиравший всех театральных красавцев, пригласил его на пробы, актёр ответил: «С удовольствием, потому что всё равно пробуюсь всегда я, а снимается потом Костолевский». Эта фраза зацепила режиссёра, и он отстоял Абдулова перед худсоветом, который считал, что молодой актёр «не вытянет» рядом с Андреем Мироновым, Евгением Леоновым и другими мэтрами. Захаров же был в актёре уверен, так как уже снимал Абдулова в своих «12-ти стульях».
Через год после «Обыкновенного чуда» вышел фильм «С любимыми не расставайтесь», где партнёршей Абдулова стала его жена Ирина Алфёрова. После премьеры их стали называть самой красивой парой отечественного кинематографа, а их фото не сходило со страниц журналов. Вместе они работали в шести проектах, последним из которых стал сериал «Капкан». Как и в первом совместном фильме, они играли супругов, переживающих кризис в отношениях… На момент съёмок Алфёрова и Абдулов были давно разведены. Их брак просуществовал долгих 17 лет, а причиной расставания стала кипучая энергия актёра, любовь к тусовкам, азартным играм и поглощённость работой. Потом Ирина Алфёрова говорила: «В жизни мне нужно совсем другое, но я его понимаю. Он просто такой. Он нужен всем».
Дружба была для Александра Абдулова святым делом. Броситься на выручку, организовать помощь, собрать друзей — всё это он умел, как никто другой. Среди его лучших друзей были как актёры Владимир Долинский, Александр Збруев, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, так и музыканты, и далёкие от искусства люди. Особая дружба была у Александра Абдулова и Татьяны Пельтцер — сначала она заступалась за молодого актёра перед руководством театра, а с годами он фактически взял шефство над пожилой актрисой и спас её от увольнения. Они играли вместе в «Поминальной молитве», и Абдулов строил роль так, чтобы зрители не заметили, что актриса забывает текст. Она называла его «сыночек» и была очень к нему привязана до последних дней.
В 80-х сложно было найти более популярного актёра, чем Александр Абдулов. Каждый год выходило по несколько фильмов с его участием — «Карнавал», «Чародеи», «Формула любви», «Самая обаятельная и привлекательная», «Десять негритят», «Убить дракона» и многие другие, где у Абдулова была если не главная, то в любом случае заметная роль. Хорошая физическая подготовка позволяла актёру сниматься в трюковых сценах без дублёров. На одном из кинофестивалей Абдулов даже получил приз как лучший каскадёр за трюк в фильме «Убить дракона» — актёра поднимали за ноги на высоту 45 метров.
У него никогда не было проблем с простоями, скорее наоборот — проблемы возникали из-за обилия работы. Например, в некоторых сценах «Чародеев» за него играл дублёр, так как Абдулов параллельно снимался в пяти фильмах и мог приезжать на съёмочную площадку только ночью. И такая ситуация была для него обычным делом. Даже в трудные 90-е годы Абдулов был завален работой — тогда началось его сотрудничество с режиссёрами Виктором Сергеевым и Сергеем Соловьёвым, которые с удовольствием снимали его в своих фильмах. Самые яркие роли в 90-х Абдулов сыграл как раз у Виктора Сергеева — мошенника Ненашева из фильма «Гений» и киллера Немого в драме «Шизофрения».
В 2000 году Александр Абдулов снял фильм «Бременские музыканты и Со». Это был его первый опыт режиссёра игрового кино, и опыт получился не очень удачным. В проекте были заняты прекрасные актёры и музыканты, но даже они не спасли фильм от критики, а Абдулова от упрёков в отсутствии смысла и слабой режиссуре. После этого он долгое время не решался встать за режиссёрский пульт. Только через семь лет Абдулов рискнул снять ещё один фильм, но его «Лузер» был принят прохладно и критикой, и зрителями.
В 2006 году в жизни Александра Абдулова произошло важное событие — он женился во второй раз. В компании актёра уже давно замечали симпатичную брюнетку, но он всегда представлял Юлию как свою племянницу и только накануне свадьбы признался, что это его невеста и они давно живут вместе. Через год у Александра Абдулова появился первый и единственный ребёнок — дочь Евгения. К сожалению, примерно в то же время актёр узнал о страшном диагнозе. В своём последнем интервью он сказал: «Я тост такой придумал: „Как бы я хотел, чтобы всё хорошее мне говорили в спину“. И я до сих пор живу этим тостом. Это самое ценное, когда в спину говорят хорошие слова!.. Самое главное — это моя жизнь! Из этого я соткан. Поэтому я ни о чём не жалею, абсолютно…»
Александр Абдулов скончался от рака 3 января 2008 года…
Комментариев пока нет