Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
15
2
2
Evrocot
На uCrazy 9 лет 8 месяцев
Знаменитости

Глаза, рассказывающие историю: Олег Даль и его потрясающие, но грустные глаза

Утром в марте 1981 года по коридору киевской гостиницы "Студийная" шел человек. Он поднялся по лестнице на третий этаж, решительно толкнул дверь номера и вошел внутрь. То, что он увидел, поразило его, и это не было вызвано самой смертью; такие случаи он встречал сотни. Лицо того, кто лежал на кровати в обычном номере советской гостиницы, было ему хорошо знакомо. Человек сел за стол, взял лист бумаги и вместо обычных слов "протокол осмотра" написал: "3 марта 1981 года скончался Олег Даль, выдающийся русский актер".

Глаза, рассказывающие историю: Олег Даль и его потрясающие, но грустные глаза
Оле́г Ива́нович Да́ль (1941-1981 год)

Ему было всего 39 лет. На следующий день, Лиза (жена Даля) и близкие друзья Олега, актёры Валентин Никулин и Владимир Заманский, вылетели в Киев. Стихотворение Михаила Лермонтова, которое читал Олег Даль:

Помоги и спаси,
О, Господи.
Сбереги и укрой,
О, Господи.
Мягким снегом меня занеси, Господи.
И глаза свои не закрой, Господи.
Погляди на меня,
О, Господи...

Глаза, рассказывающие историю: Олег Даль и его потрясающие, но грустные глаза
Олег Даль читает Михаила Лермонтова

Ранним весенним утром 1978-го года Олегу не спалось, он крутился и вертелся на своей маленькой раскладушке, поджимая торчащие ноги, а сон все не шел. Со слов подруги Олега Даля Ирины Печерниковой:

Они жили в хрущевке, а Олег ведь длинный был. Там две мамы Олега и Лиза, Лиза и Олег. И Олег спал на раскладушке, квартирка очень маленькая. И когда ночью кому-то надо было мимо пройти, все задевали его ноги.

Квартира Олега Даля на Смоленском бульваре

Олег понимал причину своей бессонницы, он все время вспоминал недавний разговор с Эфросом. Тот просил подождать, потерпеть, мол, все будет, и новая квартира, и Гамлет. Ждать Олег не мог.

Даль словно чувствовал, время уходит. Беляев в "Медовом месяце" мальчишка, а Олегу уже было 37, он давно вырос из этой роли. После спектакля Эфрос что-то говорил о коллективе. Олег пытался что-то объяснить в ответ, а сам думал:

Всё понятно. Чужой. Не вписываюсь я в их компанию...

Со слов Валентина Гафта:

Даль был из тех, который пришёл туда с таким взглядом на несовершенство и это его мучило, а в профессии не было таких пьес. И когда они доставались, то вот это его позиция несовершенства мира, вот это у него было, и поэтому тоска такая была...

Олег Даль в детстве

25 мая 1941 года в семье Далей появился второй ребенок — мальчик. Худенький, тоненький Олежечка, мама чувствовала себя самой счастливой. Когда его в коляске стали вывозить на улицу, немцы уже бомбили подмосковное Люблино, где жила семья. Со слов сестры Олега Даля Ирины Крыловой:

Пытаясь сесть на поезд, они бежали по перрону в поисках свободного вагона. В конце концов, маме освободили какой-то кусочек места, и она, значит, попыталась его перепеленать, перевернуть. И смотрит в ужасе, он, оказывается, уже вниз головой был... Как она его тащила, когда он рыдал и плакал, я до сих пор не понимаю.

Олег Даль в юности

Когда Олег заявил родителям, что хочет стать актёром, мама только всплеснула руками. С юных лет он картавил, но тогда впервые проявился его характер - справился с этим дефектом сам и решение о поступлении оставил за собой: "Подаю документы и в Щепку, и во МХАТ."

Николай Александрович Анненков (1899-1999 год)

Даля брали и в Щепку, и во МХАТ, он выбрал Щепкинское. Курс набирал знаменитый профессор Николай Александрович Анненков. Высокий и худой абитуриент рассмешил всю приёмную комиссию монологом Ноздрёва из «Мёртвых душ». Затем прочитал отрывок из «Мцыри» Лермонтова, после этого всем было уже не до смеха. Со слов сестры Олега Даля Ирины Крыловой:

Он был такой тонкий, звонкий, у него такая шевелюра была пышная, и он весь такой был оживлённый, он читал «Мцири» и читал просто превосходно...

Анненков набрал очень талантливый курс, один из самых ярких за всю историю Щепкинского училища. Со слов режиссера Виталия Мельникова:

Это очень смешное соединение: Кононов, Витя Павлов и Даль. Вот эта троица, «три мушкетёра», это была такая бандитская шайка... Они были дерзки, они спорили с преподавателями, вступали в невежливые споры...

Олег Даль, Михаил Кононов, Виктор Павлов

Анненкову хотелось, чтобы после училища Олег остался работать в Малом театре, уговаривал, но Олег отказался. Он мечтал о "Современнике" и старый мастер понял, отпустил. Он прощал любимому ученику всё и даже разрешил Олегу ещё на втором курсе сниматься в кино. Со слов актрисы Ирины Купченко:

Не кажется даже в самых первых ролях, что это дебютант или неопытный ещё актёр. Говорят: "Какой талантливый, но ещё неопытный..." Вот про Олега это сказать невозможно. То ли он самородок, который уже сформировался от рождения, такие актёры есть, которым ни школа не нужна, ни учителя не нужны, никто. То ли это вот такой вот врождённый профессионализм...

На съёмочную площадку фильма "Мой младший брат" Олег Даль и Саша Збруев попали не случайно. Их фото на Мосфильме увидел сам автор, Василий Аксёнов, и произнёс: "Так вот же они! Мои мальчики..."

Олег Даль, Андрей Миронов, Александр Збруев

И только Андрея Миронова привела за руку мама. Со слов киноведа Натальи Галаджевой:

Вроде бы ничего особенного, да? Ну, мама помогала, мама сама актриса. Вот Олега это покоробило тогда, Олег всегда Андрея подкалывал. Андрей его боялся...

Даля замечают, он начинает много сниматься в кино. Когда он пришёл в «Современник», он был уже известным актёром, за плечами несколько фильмов, но у главного режиссёра театра Олега Николаевича Ефремова не было звёзд - все были равны. Даль показывался на общих основаниях. Со слов киноведа Натальи Галаджевой:

Тут приходит мальчик, вы думаете, что Олег Николаевич его принял и сразу начал на нем спектакли ставить? -Нет. Так что Олег как бы немножко отодвинут был...

Олег Ефремов и труппа театра «Современник»

Со стороны казалось, роли есть, спектакли идут, что ещё ему надо? Но эра того первого «Современника» уже заканчивалась. Открытая гражданская и художественная идея театра уходила в прошлое. Цитата Олега Даля:

Мы там дневали и ночевали в театре, и это были счастливые дни. Кроме того, в уставе было сказано, что мы все отказываемся от званий и не имеем права их иметь, но жизнь жестокая штука. Появились семьи, появились дети, надо было зарабатывать деньги. Потом появились автомобили, квартиры, стенки и прочая ерунда, которая погубила творческое начало, появились звания, и искусство закончилось на этом...

Ефремов на репитиции

Даль не хотел превращаться в марионетку, ролей становилось всё меньше, он срывался. Ефремов наказывал нерадивого ученика, то запирал его трудовую книжку в сейф, давая понять, что артист Даль в театре больше не работает, то устраивал проработку на собрании или, ещё хуже, не отпускал на съёмки. Слова актрисы Светланы Крючковой:

Когда мне говорили, вот он злой, я говорю, а почему? А он вот говорит, что это плохо, я говорю, ну это же действительно плохо. Человек говорит правду, и кто-то её должен говорить. Может быть, не везде это надо говорить, не везде уместно, но кто-то же её должен говорить...

Нина шла по улице и на неё оглядывались все прохожие, она смеялась так заразительно, что рядом с ней смеялось всё. Дорошина была старше Даля на семь лет и, как всякая актриса «Современника», влюблена в Ефремова.

Кадр из фильма «Первый троллейбус», 1963 года

Даль влюбился в Нину, он рядом с ней ребёнок, пацан 22 года, первая любовь, первая женщина. Вместе Олег и Нина уезжали на съёмки фильма «Первый троллейбус» 1963 года, вернулись женихом и невестой. Слова Валентина Гафта:

Далёк влюбился в Дорошину за несколько дней буквально. Решил на ней жениться. Она была, буквально, почти первой его девушкой, а Нинка такая, она любила Олега Николаевича Ефремова...

На свадьбе гулял весь «Современник», в разгар веселья Ефремов усадил невесту к себе на колени и сказал: «А любишь ты все-таки меня?» И увел ее, и неделю они даже не показывались, Даль страдал.

Нина Дорошина и Олег Ефремов

Даль ушел с собственной свадьбы и исчез на две недели. Никто не знал, где он был. Он вернулся так, как будто ничего не произошло, и никогда не упоминал об этой истории. Это было унизительно. Слова Валентина Гафта:

Ну, убить можно было, Олег Николаевича, но он этого не сделал. Нинка ушла, а потом вернулась к Дальку. Ну, конечно, после этого они недолго прожили...

От бытовых неурядиц Даля всегда спасала работа, он репетирует сутками, буквально ночуя в театре. В кино Даль искал своего режиссёра и интересный материал, и если всё совпадало, и сценарий, и режиссёр, то Даль мог бросить в ответ: "Роль вроде бы неплохая, если сойдёмся в позициях, может быть, и соглашусь..."

Олег Даль в фильме "Женя, Женечка и "катюша""

А если вдруг всё сходилось, вступало в бой начальство от кино. Сорвал две пробы у режиссёра Мотыля, был не в форме, но Мотыль назначил третью. Вердикт худсовета Ленфильма - "Даля не утверждать!" Но Окуджава и Мотыль отстояли 25-летнего артиста. Они в него верили и писали сценарий "Жени, Женечки и "катюши"" в расчёте на него. Считали, что роль Жени Колышкина может сыграть только Даль. Судьба у картины не сложилась, как и у многих фильмов, в которых снимался Даль. Лента прошла третьим экраном.

Когда к родителям Олега пришли знакомиться родители актрисы «Современника» Татьяны Лавровой, мама радовалась за сына. Недосягаемая девушка, мечта с грустными глазами и чарующей улыбкой, Лаврова стала знаменитой, благодаря роли Лёли в фильме «Девять дней одного года». Со слов сестры Олега Даля Ирины Крыловой:

Во всяком случае, потом, когда у них сложилось что-то такое, тоже это было совершенно официально. Знакомились родители, значит, их, приветствовали их брак. Танины родители были довольны, и мои родители тоже очень были довольны, потому что отец, вот моему отцу очень она нравилась...

Олег Даль и Татьяна Лаврова

Они поженились: "Любить такого человека трудно, а не любить его просто невозможно..." - говорила Лаврова о Дале. У Татьяны оказался трудный характер, они все время ссорились, Олегу хотелось быть для кого-то единственным, для Лавровой главным был театр. Этот второй брак продлился недолго, всего полгода. Без споров и скандалов Олег ушел из дома в чем был – в тренировочных брюках и домашних тапочках.

Песенка Шута в исполнении Даля в фильме «Король лир» 1970 года, режиссера Козенцова родилась прямо на съемке из импровизации актера. Увидев снятый материал, автор музыки к фильму Дмитрий Шостакович сказал: "Ничего писать не надо, Даль все замечательно спел сам..." Слова киноведа Натальи Галаджевой:

Что касается Григория Михайловича Козинцева, он относился к Олегу как к сыну. Причем он очень строгий был человек вот в этом отношении, и если в группе кто-то себе позволял всё, он просто изгонялся. Что касается Олега, бывало так, что Олег, скажем, приходил на следующий день после этого (пьянки), то есть как бы остатки состояния того. И тогда Григорий Михайлович говорил: "Олег быстро лечь, отдыхать!" Вот почувствовал эту невероятную хрупкость, именно хрупкость. Когда собственная душа в противоречии с миром ходит и в любой момент от неловкого прикосновения она может разрушиться...

Олег Даль в роле шута в фильме «Король лир»

Когда Козинцева спрашивали о причинах такого его отношения к Далю, режиссер отвечал: "Мне его жаль, он не жилец..." Его слова окажутся пророческими.

На съёмках режиссёр скажет артисту Далю: "Твоя привилегия — говорить правду, как и у шута, которого ты играешь..." После встречи с Козенцовым Даль начнёт вести дневник. Отныне все свои переживания он будет доверять только этой маленькой зелёной книжечке.


Дневник Олега Даля

На съемках фильма «Король лир» Даль знакомится с Лизой Апраксиной, внучкой выдающегося литературоведа Бориса Эйхенбаума, друга Козенцева. Лиза работала на картине монтажером, к моменту их встречи Даль считал себя абсолютным холостяком. После съемок она позвонила ему первой: «Алло, Олег? Это Лиза». «Кто? Лиза? Какая Лиза?» — резко ответил Олег и положил телефонную трубку.

Олег Даль и Лиза Апраксина, архивные кадры

Позднее он объяснил ей, когда он работает, и особенно в театре, то никого и ничего не слышит и не видит, кроме партнеров. Третий брак оказался самым прочным. Они прожили вместе 10 лет, до самого ухода артиста. Став женой Даля, Лиза на все съемки ездила с ним.

Семья для Олега стала надежным убежищем, где можно было разрядиться, как говорится, выпустить пар. Это была единственная женщина, с которой он мог быть рядом, которая могла бы его принимать таким, прощать таким, любить таким. В самый трудный момент, если он был далеко от дома, тут же сразу же была Лиза. Ему была нужна Лиза и только Лиза.

Этот период был непростым для Олега. Ролей не давали, начались метания, недовольство собой. В те годы он стал чаще выпивать, Лиза считала, что справится с этой его слабостью. Со слов Валентина Гафта:

Они жили вместе, что там было, какие вещи происходили между ними, не могу сказать, но Даль был с ней, и она очень многое делала для него. Это она его подобрала в состоянии очень неважном и поставила на ноги...

Тот самый кабинет Олега Даля, на фото Лиза Апраксина

Даль всегда мечтал о своем кабинете и большой квартире и получил ее только за три года до смерти. Вместе с Лизой и ее мамой все вместе они переехали в дом на Смоленском бульваре. Со слов Ирины Печерниковой:

Когда они получили квартиру, меня позвали. Олег подвел меня к стеллажам, там целая стена стеллажей, а в середине зеркало. И Олег нажал на что-то возле этого зеркала, и дверь открылась. Ну, как в каком-то фильме средневековом. В стене дверь открылась и он сказал, а здесь мой кабинет. А я знала, что у него мечта, у него никогда не было своего угла. Он был такой счастливый, он не улыбался, но глаза просто, знаете, как искры из них...

А. Покровская — Наташа, О. Даль — Васька Пепел, спектакль "На дне"

Несчастье случилось во время спектакля "На дне". Подвернул ногу, не мог ходить. Доигрывал спектакль с адской болью, а завтра "Двенадцатая ночь", замена Далю нашлась быстро. Незаменимых нет. Олег обиды не простил. Со слов режиссера Иосифа Райхельгауза:

В один из периодов ухода из «Современника» он оказался на Бронной у Эфроса, он оказался на телевидении, он всё время оказывался в каком-то кино. И всё это его не устраивало и не удовлетворяло...

Запись из дневника Олега Даля:

Смотрел своего Печорина. Хорошо. Иду правильно. Заполнена каждая секунда. Многопланово, напряженно и не заигрывая со зрителем...

Слова киноведа Натальи Галаджевой:

Я помню, что все хотели поменять местами Даля и Миронова. Многие говорили, что Печорина должен был играть Миронов. Отчего это? Мне казалось от того, что Андрюша выглядел гораздо добрее, а Печорин Даля был замкнутый, суровый, такой характер сразу чувствовался...

Даль часто отказывался от ролей, когда после смерти мужа Лиза перебирала в его кабинете огромную стопку бумаг, среди них оказались отвергнутые Далем сценарии. «Ирония судьбы, или С легким паром!» Рязанова, "Безымянная звезда" Козакова, "Экипаж" Митты и еще много других.

Олег Даль на пробах фильма "Экипаж"

С "Экипажа" и начался конфликт на Мосфильме. Здесь существовало железное правило — "Отказываться от ролей нельзя!" Слова киноведа Натальи Галаджевой:

А он отказывался, вот "Экипаж". Ну, неинтересно ему это было, он об этом и сказал Митте. Причём они его вызвали больного, у него было воспаление лёгких. Приехал даже, по-моему, брат Митты, умолял просто, Олег Иванович... Олег Иванович, больной, согласился, поехал с температурой, воспаление лёгких, его забинтовали. Снимали фрагмент вот этой катастрофы в самолёте, если вы фильм видели. Ну и продержали там, он замерзал и всё. И когда на следующий день позвонили, позвонил Митта, и Олег спросил: "Что будем делать?" Митта сказал: "Опять самолёт..." Тогда Даль произнес, слушай, я весь забинтован, меня там не видно, Забинтуй себя и ходи сам...

После отказа от съёмок в "Экипаже" в списках Мосфильма напротив фамилии Олега Даля была поставлена чёрная дочка. Ему было запрещено сниматься на студии, актёр пошёл объясняться.

Олег Даль, архивное фото

Начальник актёрского отдела Адольф Гуревич, с покрасневшим от злости лицом, орал во всё горло: «Кто вы такой? Вы думаете, вы артист? Да вас знать никто не знает!» Олег молчал, сжимая кулаки. Ещё минута и ударит. Пришёл домой, трясущимися руками сел писать письмо Гуревичу.

Писал и рвал написанное, а в своём дневнике написал: «Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня...»

Со слов режиссера Виталия Мельникова:

Олег был человеком, который всю жизнь жил не так, как положено, а так, как ему чувствовалось. И вот это, собственно говоря, была одна из таких странных причин запрета, что лучше подальше, лучше вот этого не надо...

Кадр из фильма «Отпуск в сентябре», 1978 года

Оставался Ленфильм. В 1978-м году известный петербургский режиссер Виталий Мельников начинает снимать картину «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Как и его герой, Даль был бесконечно одинок. Слова актрисы Светланы Крючковой:

Он, во-первых, был очень обижен, что Мельников вообще кого-то пробовал на эту роль, потому что он считал, он был уверен, что эта роль просто, ну как бы Вампилов чуть ли не про него писал, вот Зилова. Он считал, что это только его работа...

Со слов режиссера Виталия Мельникова:

Меня пугали, что он иногда и выпить любил, и даже очень. И что же, я обнаружил, что за весь съёмочный период ни разу не пил и был целиком погружён картиной, он жил ей...

Высокие начальники посмотрели «Отпуск в сентябре», приняли картину без поправок и положили на полку на долгих восемь лет. Премьера прошла в Доме Кино уже после смерти артиста. Со слов режиссера Виталия Мельникова:

Это был звездный час для него. Это был, пожалуй, единственный случай, где он как-то выразил себя полностью. И вдруг, оказывается, никто это не увидит, и этого не будет. Он был совершенно удручён. Он не знал, что делать дальше...

В дневнике Даль тогда написал: "Стал часто думать о смерти, удручает никчёмность, но хочется уходить в неистовой драке." А за два месяца до смерти написал режиссёру Мельникову письмо. Со слов режиссера Виталия Мельникова:

Крик душевный был такой, на полях письма, я смотрю, там нарисованы такие следы рукой Олега. За ним, смотрю, нарисован Зилов в кепке, по этим полям следы вели и нарисованы аккуратненько могилки...

Письмо Виталию Мельникову от Олега Даля

Кино Даля уже не радовало, из театра на Малой Бронной пришёл в Малый. Слова Валентина Гафта:

Странно, что он кончил тем, что перешёл в Малый театр. И когда его ввели на какой-то роли, надели костюм и Эйбоженко, который умер, он вышел на сцену и забыл все слова...

Олег волновался, голос дрожал, речь была замедленна, постоянно сбивал суфлер. В то время Малый был, пожалуй, единственным местом, где еще пользовались этим раритетом старого театра. Вечером написал объяснительную записку руководителю театра Цареву, хотя никто и не просил: «Ввод был мной провален, и вся вина лежит полностью на мне...»

Олег Даль на репетиции в театре

Когда в Киеве жене Даля Лизе выдали заключение о смерти, она не смогла заплакать. Не было сил. Она терзала себя: "Если бы я была рядом..." Он сказал, я на два дня — это всего лишь пробы. Спорить с Олегом было бесполезно. Слова Валентина Гафта:

Пришел в гостиничный номер свой, закрылся. Что там произошло неизвестно, говорят, какой-то таблеткой подавился или что, но когда открыли дверь, потому что его ждали на пробу, а его не было, он оказался в номере, а номер был закрыт. Сломали дверь, уже его не было. В 39 лет, сорока еще не было. Ушел очень странно...

Два коротких и сухих сообщения о смерти в Вечерке и Московском комсомольце, ведь он даже не заслуженный. Люди звонили друг другу:

-Умер Даль.-Даль? Умер?-Не может быть...

После смерти Олега Лиза раздавала на память рубашки мужа. Одну Светлане Крючковой, другую любимой партнерше и близкому другу Олега Ирине Печерниковой. Разрешение на Лермонтовский вечер, которым жил последние месяцы Олег Даль, пришло в день похорон: "Можно, играйте!", но играть было уже некому. Со слов режиссера Иосифа Райхельгауза:

Он, как и многие артисты, пробовал писать, пробовал ставить, пробовал снимать, пробовал сам себя режиссировать. И, к сожалению, вот я думаю, что это всё не реализовывалось, не реализовывалось и привело вот к этой его ранней смерти, к раннему уходу...

На площади перед Малым театром собрались те, кто его любил. Огромная толпа людей. А он и не знал, что их будет так много.

Могила Олега и Лизы Даль

Знаете, говорят, что незаменимых нет, но как по мне, это не относится к Далю. Есть хорошие, есть гениальные актеры, но таких, как Олег - ранимых, пронзительных, ищущих заменить невозможно.

Выдающийся актер, с невероятно грустными и печальными глазами, который так и остался непонятым, странным и хрупким человеком.

Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!

Поддержать uCrazy
Комментарии1
  1. fyng
    На uCrazy 16 лет 9 месяцев
    Были и есть звезды театра и кино, которые очень долго светят нам зрителям и почитателям их таланта, а есть такие как Даль - метеоры! Они очень яркие , но к сожалению быстро сгорающие в плотных слоях атмосферы своего гения!

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}