Фильм: "Нечто""The Thing"
ЗАДОЛГО ДО "НЕЧТО"
Рассказ стоит начать с 1938 года – именно тогда писателем Джоном Кэмпбеллом был написан рассказ «Кто идет?», который и лег в основу фильма «Нечто».
Рисунок иллюстрирующий эпизод из рассказа
В те годы литературная фантастика бурно развивалась, даря миру все новые и новые имена. И одним из дарований был Джон Кэмпбелл. В 1951 году, когда мир кино переживал расцвет фантастических ужастиков, вышел фильм Кристиана Найби «The Thing From Another World». То был черно-белый фильм с достаточно стандартным для того времени сюжетом о монстре из космоса убивающем людей. Фильм базировался на рассказе Кэмпбелла, но сценаристы довольно вольно трактовали литературный первоисточник, оставив только место действия и имена героев.
В следующие десятилетия жанр фантастического ужаса переживает не лучшие времена. Однако это было закономерно, так как зрителю надоели однотипные фильмы про всевозможных монстров с единственной моралью: «Эта тварь должна сдохнуть!».
ДЕНЬГИ ДЛЯ НЕЧТО
Джон Карпентер, еще в молодости посмотрев «The Thing From Another World», считал одним из самых своих любимых режиссеров Говарда Хоукса – продюсера этого ужастика. Во время учебы в университете Карпентер познакомился с продюсером Стюартом Коэном, который очень хотел снять римейк картины Кристиана Наиби 1951 года. Но на дворе стояли 70-е, и найти средства на съемки фильма о пришельцах у Коэна сразу не удалось.
В 1976 году Коэн обратился в компанию Turman-Foster, которая тогда только начинала свою деятельность. Владельцы компании Дэвид Фостер и Лоуренс Турман, ознакомившись с рассказом «Кто идет?», пришли к выводу, что данный материал является весьма перспективным, и заказали сценарий Биллу Ланкастеру. Ланкастер не стал ориентироваться на фильм 1951 года, а создал свой оригинальный сценарий, который оказался гораздо ближе к сюжету рассказа, нежели то, что было в картине Наиби.
Тем не менее, несмотря на готовый сценарий, крупные студии не торопились браться за реализацию проекта. И тут, как считают многие (и, пожалуй, справедливо), толчком послужил выход на экраны в 1979 году фильма «Чужой» Ридли Скотта. Кстати говоря, кинокритики отмечают тот факт, что на фильм «Чужой» повлиял фильм «The Thing From Another World». Вслед за «Чужим» с успехом выходит римейк фильма 50-х годов «Вторжение похитителей тел», что также не могло пройти незамеченным для боссов киностудий. Тогда-то «Нечто» и дали зеленый свет. За съемки взялась студия Universal.
РЕЖИССЕР
Первоначально в режиссерское кресло хотели посадить Тоуба Хупера, снявшего знаменитую «Техасскую резню бензопилой». Но написанный Хупером за четыре недели сценарий для фильма не понравился Лоуренсу и Фостеру, вследствие чего режиссером фильма стал Джон Карпентер. Почему именно Карпентер? В то время Карпентер доказал всем, что может снять успешный фильм ужасов, не имея большого бюджета. Лучшим доказательством стал его фильм «Хэллоуин». Карпентера мечтали заполучить для своих картин многие крупные компании, но несговорчивый режиссер не хотел опрометчиво идти на заключение контрактов, потому как очень дорожил собственно творческой свободой. До «Нечто» самым дорогим фильмом Карпентера был «Элвис», стоивший 2,5 млн. $, а средняя сумма, которую режиссер тратил на свои картины составляла смешные по нынешним голливудским меркам 500 тыс. $. В случае же с «Нечто» сам Карпентер горел желанием взяться за фильм, что было только на руку Лоуренсу и Фостеру.
Слухи о новом фильме Карпентера стали появляться еще до того, как им была закончена работа над «Побегом из Нью-Йорка», где главную роль играл Курт Рассел – будущая звезда «Нечто».
CAST & CREW
Карпентер решил взять в свой новый проект проверенных им актеров. На главную роль был утвержден Курт Рассел. Обсуждая главного героя Карпентер и Расселл собирались сделать его ветераном вьетнамской войны, но в итоге Макреди стал пилотом вертолета. На роль Норриса Карпентер хотел взять Дональда Плезенса, сыгравшего доктора Лумиса в «Хэллоуине», но Плезенс не смог принять участие в фильме из-за неудобного графика. Интересно, что изначально в фильме было место для женского персонажа, но актриса, которая должна была исполнить роль, забеременела накануне съемок, что вынудило Карпентера заменить женский персонаж мужским.
Джерри Голдсмит должен был написать музыку, но...
Писать музыку для фильма должен был Джерри Голдсмит, но он покинул проект вслед за несостоявшимся режиссером Хупером, а на его место был приглашен Эннио Морриконе. Правда, Карпентер привык писать музыку для своих фильмов сам, а на приглашении Морриконе настояли боссы Universal.
На должность оператора был также приглашен проверенный профессионал Дин Канди, с которым Карпентер работал над фильмами «Хэллоуин», «Хэллоуин 2» и «Побег из Нью-Йорка».
СЮЖЕТ
Учёными в Антарктиде обнаружено существо с другой планеты. Выясняется, что это существо может поглощать живые существа (в том числе и человека) и в случае необходимости создавать из его тела новые невообразимые формы жизни. Вскоре учёные с ужасом обнаруживают, что некоторые из них уже не люди. Проблема в том, что "подмененного" человека практически невозможно отличить от обычного. Если эта тварь доберётся до населённых районов Земли, то катастрофы не избежать...
Сценарий для фильма написал Билл Ланкастер (Bill Lancaster). Увы, этого человека больше нет с нами. Он умер в 1997 году в возрасте 50 лет.
В основе сценария лежит рассказ Джона Кэмпбелла (John W. Campbell Jr.) "Кто идёт" ("Who Goes There?").
Считается, что "Нечто" Джона Карпентера является ремейком фильма Говарда Хоукинса "The Thing From Another World" (дословно, "Тварь из другого мира") 1951 года. Но если сравнивать эти два фильма, то общего у них очень мало. Сюжет фильма Карпентера намного ближе к рассказу Джона Кэмпбела "Кто идёт?", чем фильм Хоукинса, который довольно таки вольно трактовал сюжет рассказа. Вот что говорит по этому поводу сам Карпентер: "Я был бы идиотом, если бы попытался сделать ремейк. "Нечто", которое снял я - это не то "Нечто", которое снял Хоукинс. Это не означает, что оно лучше или хуже - оно другое. Вероятно самое трудное - это делать римейки и сиквелы, потому как они находятся в узких рамках и не выходят за них. Я помню, что Филипп Кауфман делал ремейк "Вторжения похитителей тел". Когда я это увидел, я подумал: "Почему он сделал это?" Подлинник был намного лучше и показал намного меньше. С точки зрения переделывания "Нечто", то это было легко, так как я его не переделывал. Продюсеры удивляются, как это назвать - может быть "Преобразование"?" Можно с уверенностью сказать, что ремейком фильм Карпентер называют, скорее всего, лишь из-за того, что у фильмов похожие названия. Вот назвали бы фильм так же как и рассказ, никто бы его ремейком, наверное, и не называл бы. Кстати, о сиквелах. Джон Карпентер снимал продолжение лишь один раз - это фильм "Побег из Лос-Анджелеса" (1996), продолжавший события фильма "Побег из Нью-Йорка" (1980). А меж тем, другими режиссёрами была снята куча продолжений его "Хэллоуинов", а также сиквел "Вампиров".
Как Вы можете догадаться, сценарий Ланкастера базировался, в первую очередь, на том, что мы читаем в рассказе. Именно поэтому Карпентер и выбрал сценарий Ланкастера, так как остальные вносили довольно серьёзные изменения в оригинальную идею. "Я выбрал Билла Ланкастера как автора сценария из-за того, что он кажется, понимает материал наилучшим образом - говорит Карпентер. - Он включил сцену с кровью, где Макреди подносит горячую иглу к крови, и если кровь сопротивлялась, то это было Нечто. Я подумал, что могло быть невероятно напряжённой сценой, и была одна из причин, по которым я хотел сделать фильм. Билл также чувствовал это, так что я знал, что мы находимся на правильной дорожке. Я думаю, что его сценарий сенсационный".
Немалую роль в создании сюжета для фильма сыграли и художники, которые придумывали облик (вернее даже облики) для инопланетянина. Их идеи также были весьма разнообразны и некоторые из них (первоначальные) были довольно далеки от того, что мы видим в фильме. Ланкастер всегда интересовался тем, что придумали художники. На написание сценария ему потребовалось больше года. Но, как это обычно бывает, далеко не всё, что было в сценарии, в итоге было снято. Это произошло по разным причинам. В книге Алана Дина Фостера, которая базировалась, главным образом, на сценарии Ланкастера есть многое, чего нет в фильме.
НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА "НЕЧТО"
Съёмки фильма - это вроде бы не заметный для зрителя процесс. Однако, именно от того, насколько удачно проведён этот процесс, во многом зависит успех фильма. Ведь любую, пусть даже самую гениальную, идею можно испоганить бездарным исполнением. Наверное, всем, кто любит фильм "Нечто", интересно было бы узнать, как это всё снималось. Ну что же, попытаемся приоткрыть завесу тайны…
Декорации исследовательской станции были выстроены в павильонах в Лос-Анджелесе. Чтобы всё это выглядело правдоподобнее, некоторые детали декораций были заморожены. Конечно, посторонним пронинуть в 29-й павильон (именно там проходили съёмки) было нельзя. После того, как съёмки на студии были завершены, команда "Нечто" приступила к съёмкам на природе.
Съёмки на местности происходили в Stewart (Канада). Этот город называют столицей снегопадов Северной Америки. 75000$ ушло на то, чтобы приобрести для съёмочной группы зимнюю одежду и прочую амуницию.
CОЗДАНИЕ ЭФФЕКТОВ
Я никогда прежде не видел в кино такого. Давайте сделаем это!
Роб Боттин
Роб Боттин
Спецэффекты "Нечто" - это действительно НЕЧТО. О них мы и поговорим. Все эффекты делались без привлечения компьютерной графики, что пошло фильму на пользу, так как смотрятся они очень натурально. Для создания эффектов использовался латекс, эпоксидная смола, другие материалы, различные куклы (в том числе с радиоуправляемыми частями) и многое другое.
Возглавлял группу FX 22-летний Роб Боттин (Rob Bottin), ранее работавший над эффектами к фильмам "The Howling" и "The Fog". Он был пригашён Карпентером, чтобы сделать 5 больших сцен со спецэффектами в "Нечто". Боттин тесно сотрудничал с Майком Плугом (Mike Ploog) и Ментором Хьюбнером (Mentor Huebner).
Роб Боттин
Майк Плуг
На спецэффекты в "Нечто" было выделено 750000$, однако, в конечном счёте, эта сумма выросла до 1,5 млн. $. Команда Боттина, куда входили техники, художники и другие состояла из 40 человек. Для Боттина работа над "Нечто" началась в апреле 1981 года и длилась 57 недель до конца мая 1982 года. После окончания Роб восстанавливался в больнице 2 недели. Люди из команды Боттина тоже не расслаблялись. Частенько им приходилось работать сверхурочно, что в итоге приводило к тому, что у некоторых из них были проблемы со здоровьем. Такой был напряжённый график!
Перед тем, как делать какую-нибудь сцену с эффектами, её детально прорабатывают в теории. Сначала рисуются эскизы того, что, собственно говоря, хотят видеть в конечном счёте.
После эскизов вся сцена разбивается на отдельные эпизоды, которые также рисуются. В итоге, получается что-то вроде комиксов. Это называется раскадровкой.
Художник Майк Плуг нарисовал то, что у Ланкастера было на бумаге. Он рисовал изображения монстров, по которым потом ориентировался Боттин. Ментор Хьюбнер работал художником над сценой "Блэр-монстр".
Затем для трюков делаются раскадровки, по которым можно определить, как сделать тот или иной трюк перед камерой.
На двух картинках выше Вы видите секреты создания эффектов. Ходячая голова управлялась техниками, которые остались за кадром. В сцене с превращением Норриса участвовали сразу три техника, один из которых стоял за столом, а двое сидели под столом. Ни одного из них мы не видим, поэтому создаётся впечатление, что всё происходит по-настоящему.
В сцене, где доктор Купер остаётся без рук был задействован человек с ампутированной рукой, который носил маску Ричарда Дайсарта (играл Купера). Зрители этого не замечают, так как их взгляд фокусируется на окровавленных обрубках рук.
После того, как трюк детально проработан в теории, занимаются непосредственно его перенесением на экраны. Для этого создателями "Нечто" были выполнены разнообразные модели, которые могли управляться дистанционно.
Боттни и Карпентер рядом с моделью Палмера
Модель ходячей головы!
Мастер эффектов Стэн Уинстон приглашался для того, чтобы помочь в работе над сценой с превращением собаки. Боттин с большим облегчением стал руководить работой, когда пришёл Уинстон. Уинстон сказал Боттину, что не хочет, чтобы его имя включалось в титры, так как эффектами, главным образом, занимался Боттин. Однако в титрах есть надпись "Special Thanks to Stan Winston".
Стэн Уинстон
Сначала для сцены с собаками сделали глиняную фигуру. Затем на её основе создали модель собаки, которую напичкали различными устройствами, чтобы можно было приводить её в движение. Конечно, можно было сделать и проще, снимая всё в темноте, но Карпентер хотел по-настоящему испугать зрителей. Несмотря на то, что этой сценой Боттин практически не занимался, но ответственным за результат был именно он. Помощники Боттина управляли многочисленными моделями собак для этой сцены.
Для того чтобы куклы выглядели как можно правдоподобнее, а значит живее, Боттин обливал их кукурузным сиропом, желатином, клубничным джемом и другими продуктами растительного происхождения. Это придавало куклам "живой вид". Для сцены со вскрытием Нечто были использованы внутренние органы животных, привезённые с бойни. Они были внутри латексной куклы. Однако после того, как сцена была снята, Эрик Йенсен (Erik Jensen) забыл их вынуть. Через неделю по студии распространился запах гниющего мяса, на что один из работников заметил, что "пахнет каким-то дерьмом". Причина была найдена, но спасти "тело пришельца" не удалось. Оно насквозь пропиталось зловонным запахом, поэтому его пришлось выкинуть. Эрика Йенсена уволили.
Сцена с превращением Палмера была снята в реальном времени. Сразу несколько техников управляли куклой Палмера. По сюжету фильма, Палмер и два других человека сидели связанными на диване. Для того, чтобы диван при трансформации Палмера раскачивался вверх и вниз было использовано гидравлическое оборудование. Дональд Моффэт вспоминал, что участвовать в этой сцене было действительно страшно: "Джон действительно знал как устанавливать атмосферу. Можно было легко забыть, что техники были лишь в метре и делали изменения тела. Кит Дэвид и я кричали, пока всё это продолжалось. Конечно у меня с этим не было проблемы. Вся сцена была очень убедительна, особенно для меня!"
Момент, когда Палмер прыгает с дивана вверх и прилипает к потолку, снимался "вверх ногами": каскадёр на самом деле лежал на полу.
Для того, чтобы снять сцену смерти Гарри, Боттин прикрепил к щекам Дональда Моффэта латекс, который и придал его лицу "растягивающийся эффект".
Для сцены "Блэр-монстр" было потрачено 136 килограммов латекса. Эрни Фарино (Ernie Farino) затратил почти 2 месяца, создавая арматуру для чудовища в этой сцене. Огромным чудовищем управляли сразу несколько человек. Чудовище должно было преследовать Макреди, но, к несчастью, сцену вырезали из окончательной версии и увидеть её можно только в бонусах на DVD.
Несмотря на то, что по нынешним меркам бюджет фильма невелик, Боттин и его команда не только создали умопомрачительные эффекты, но они ещё и смогли поэксперментировать. Довольно много из того, что было создано, так и не вошло в фильм. В основном, конечно, по техническим причинам. Спасибо Карпентеру, что смог выколотить из боссов Universal больше денег, чем те сначала хотели отдавать!
Боттин работает над головой трупа из норвежского лагеря
Блэр-монстр
Голова Блэра-монстра
Раскадровка не отснятого эпизода
КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА
ФОТО СО СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ
Фотография актёров, игравших в Нечто
Фото Карпентера во время съёмок
Репетиция сцены вскрытия инопланетного существа
Джон Карпентер и член съёмочной группы в обгоревшем каркасе вертолёта
ПОСТЕРЫ
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии21