Спецэффекты в кино - картонная магия Терминатора
То, что пятому «Терминатору» быть, стало известно давно. Всех поклонников почти 30-летней франшизы больше всего волновал вопрос, вернется ли в строй Т-800, он же экс-губернатор Калифорнии, он же Арнольд Шварценеггер. Судя по последним полунамекам, «железный Арни» все-таки отошел от скандального развода и примет участие в возрождении вот уже десять лет чахнущей серии о борьбе человечества и роботов.
Мы решили вспомнить о первых двух, без преувеличения легендарных, фильмах с участием Арни в роли безжалостного киборга-убийцы. Как снимались сложные сцены в «Терминаторе» и «Судном дне», на что была способна компьютерная графика 30—20-летней давности и почему мы раз за разом ходили в видеосалоны и кинотеатры на одни из самых запоминающихся лент прошлого столетия — в серии наших статей. Сегодня вспомним об одном из самых культовых фильмов 1980-х.
Зато почти 30 лет назад можно было вполне обойтись без дорогостоящей компьютерной графики. На выручку съемочной группе Джеймса Кэмерона пришли проверенные временем приемы, а также некоторые новые ухищрения.
Экономить пришлось с самого начала, то есть еще на этапе воплощения идеи в сценарий. Первоначально планировалось, что человекоподобный робот в лице Терминатора будет создан из «жидкого металла» и сможет принимать образ любых людей. Знакомо, правда? Именно из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий от идеи пришлось отказаться, зато она плавно перетекла в вышедший на экраны спустя семь лет «Терминатор 2».
Из-за скромного бюджета в мусорную корзину отправилась бóльшая часть сценария, где описывались события в будущем. Говорят, что в первых версиях сценария киношное альтер-эго Арнольда Шварценеггера должно было есть, чтобы поддерживать в нормальном виде свою человеческую «оболочку». К сожалению или к счастью, но в финальной версии фильма Терминатор не хлебает щи и не лопает пельмени. Впрочем, вряд ли отказ от этой идеи как-то связан с невысоким бюджетом.
Емкое название первой части франшизы, впоследствии ставшей одной из самых узнаваемых, удивительно точно всего лишь одним словом передает настроение и смысл фильма. «Терминатор» — это в некотором роде театр одного актера, моноспектакль зловещего киборга-убийцы. Неудивительно, что львиная доля бюджета ленты пошла на воплощение страхов пессимистически настроенных футуристов.
Джеймсу Кэмерону повезло с актерским составом. Мощный, угрожающего вида, с небогатой мимикой Арнольд Шварценеггер как нельзя лучше подошел на роль «очеловеченного» Терминатора. Но как быть с образом робота без органической «одежки», с металлическим скелетом и недобрым светом красных глаз-сенсоров? Помогла технология покадровой кукольной анимации, изобретенная едва ли не на заре становления «фабрики грез».
В большинстве сцен со скелетоподобным Терминатором участвует кукла высотой не более 50 см. Техника съемки аналогична кукольным мультфильмам: любое изменение движения ноги, руки, черепа и т. д. фиксируется покадрово, после чего все кадры склеиваются и получается недурственное для 1980-х годов видео с бодро шагающим роботом. Всего таких эпизодов было менее десятка, один из самых типичных — отрывок в самом конце фильма с выбирающимся из-под объятого пламенем грузовика роботом.
Такая кукла годилась только для общих планов. Для сцен, в которых зритель видит лишь торс, голову, руки или ноги Т-800, съемочная команда придумала сделать еще несколько кукол, только уже в натуральную величину.
Был, например, манекен Терминатора в полный рост. Однако он почти не использовался в таком виде, потому что мог лишь двигать руками и головой, но ходить его никто не мог заставить. В фильме не зря так много крупных планов отдельных частей киборга: снять в движении одну верхнюю часть туловища, руку или ногу намного проще, чем заставить реалистично двигаться всю двухметровую махину.
Взять ту же сцену с взорвавшимся грузовиком. Сначала нам показывают в полный рост мини-куклу, анимированную покадрово. Затем внимание зрителя поочередно акцентируется то на «лице», то на торсе, то на ногах робота. Проще всего было снимать ноги: знай себе переставляй железяки и фиксируй все на камеру. А вот с туловищем пришлось повозиться. Торс приходилось таскать то на специальной тележке, то на плечах «кукловода». При этом еще несколько человек должны были синхронно управлять руками, спиной и черепом охотника за Сарой Коннор. Сценка продолжительностью пару секунд буквально промелькнула на экране, а на ее съемку потребовались десятки дублей.
Верхнюю «рабочую» половину туловища Терминатора можно было увидеть целиком и без обмана в финальном эпизоде, в котором киборг преследует свою жертву под прессом (техники просто тащили туловище робота под полом). Незадолго до этого, если помните, его взорвали динамитной шашкой: красиво разлетевшиеся части на самом деле были сделаны из пластмассы, потому что металл при взрыве относительно небольшой мощности повел бы себя не столь эффектно и к тому же мог ранить людей.
Визитной карточкой ленты стало лицо «железного Арни» с красным робо-глазом. Без манекенов не обошлось и здесь. В середине фильма есть отвратительная в своей натуралистичности сцена с вырезанием Терминатором поврежденного органического глаза. Лицо куклы было сделано из силикона, а для придания «живости» смочено водой. «Фейс» самого Шварценеггера, который периодически в этом же эпизоде появляется вместо искусственной головы, тоже обрызгали водой, нанеся грим неестественно синего цвета. Говорят, во время предварительного просмотра материала актер сам не мог разобраться, где на экране он, а где — его силиконовый дублер. Возможно, это и правда, но, честно говоря, сегодня разница между настоящим лицом актера и куклой в фильме заметна невооруженным глазом.
Еще одну искусственную голову показывают в последней четверти ленты, вскоре после того, как Терминатор падает с мотоцикла и его сбивает грузовик. Потрепанный робот после этого щеголяет оголенным металлом на левой половине лица и свисающими ошметками кожи. В некоторых сценах крупным планом нам показывают соответствующего вида манекен, а в некоторых — лицо Шварценеггера в гриме. Последний вариант выглядит реалистичнее, но лишь до тех пор, пока актер не начинает говорить: тогда заметно, что «металл» двигается как кожа. По словам Арни, однажды в перерыве между съемками он в гриме с оголенной челюстью и красным глазом зашел пообедать в один из ресторанов. Какой эффект на присутствующих произвел его образ, актер почему-то не стал рассказывать.
Последний план фильма, в котором мы видим Терминатора, — раздавленный под прессом череп робота, медленно затухающий красный глаз и дымка. Для достоверной съемки эпизода потребовались бы тысячи долларов. Съемочная группа обошлась выкрашенным под металл пенопластом (он же «пресс»), фольгой (раздавленный череп), обычной красной лампочкой и сигаретным дымом, который и вовсе попал в кадр случайно.
Мы уже не раз вспоминали один из самых эффектных эпизодов «Терминатора» — погоню на грузовике и его взрыв. С погоней все честно: машина едет на высокой скорости, разбивает попавшиеся под колеса и капот автомобили и т. д. Что касается взрыва, то снова пришлось прибегать к в буквальном смысле маленьким хитростям. Взрывать на улицах Лос-Анджелеса настоящий грузовик администрация города не разрешила — рядом с местом действий находился склад с боеприпасами. Тогда в дело пошла уменьшенная радиоуправляемая копия бензовоза. Первая пластмассовая модель взорвалась не слишком удачно, так что пришлось срочно делать вторую. Эффекта реальности происходящего удалось добиться с помощью ускоренной съемки.
Сыгравшая Сару Коннор актриса Линда Хэмилтон ни от какой машины не убегала. Она просто бежала на фоне огромного экрана, на который проецировался видеоряд с движущимся бензовозом.
Игрушечные декорации были вовсю задействованы во время съемок постапокалиптического будущего. Все, что мы при этом видим на экране, сделано из пластика, картона и фольги. Кажущиеся огромными роботизированные танки на самом деле по габаритам схожи с детской коляской. Летящая под гусеницу граната — 4-сантиметровый кусочек пластмассы. Было непросто попасть им в нужное место, так что пришлось делать 26 дублей, прежде чем все получилось так, как задумал Джеймс Кэмерон. С помощью обычной кинокамеры надо было снять миниатюрные объекты так, чтобы у зрителей возникало ощущение масштабности. Опять-таки эффект реальности достигался благодаря ускоренной съемке и последующему замедлению.
Усеявшие истерзанную землю черепа были размером с грецкий орех, картонные городские руины занимали площадь всего в несколько квадратных метров, а фон съемочная группа скрыла с помощью тумана. Реальная глубина дистанции в таких сценах составляла всего 5—6 метров, а дым создавал иллюзию обширных пространств. В основном использовался искусственный дым, хотя иногда пускали натуральный угольный. За красочные взрывы стоит благодарить лампочки подсветки, окрашивавшие белую вспышку взрывающегося пиропатрона в оранжевый цвет, и арахисовую пыль, которая обеспечила эффект оседающей земной пыли.
На проработку летательных аппаратов не было ни времени, ни средств. Поэтому специалисты сделали довольно грубую модель, подвесив ее на тросах в павильоне. Чтобы полет устройства выглядел плавно и естественно, пришлось построить целую систему из тросов, без которой неправдоподобность «самолета» выдавали покачивающиеся движения. Кадры с одновременным присутствием людей и боевой техники — результат рирпроекции, как в случае с убегающей от грузовика Сарой Коннор.
Тотальная экономия коснулась всего, не только пиротехнических эффектов. Вместо того чтобы купить или даже взять в аренду дорогостоящую операторскую тележку, оператор «Терминатора» был вынужден искать менее затратные способы для съемок некоторых сцен. Так, он вместе с ручной камерой забирался в инвалидную коляску, которую с большой скоростью толкали помощники.
Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.
Переживающие развал СССР зрители толпами ходили в полуподпольные видеосалоны, раз за разом пересматривая мрачное будущее, показанное в «Терминаторе». Многие наверняка помнят неподражаемый дубляж «с прищепкой на носу». В «авторской» перестроечной версии перевода ленту почему-то называли «Киборг-убийца», что, однако, не мешало щекотать нервы в подвальных прокуренных клубах с запыленным телевизором.
А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Об особенностях создания спецэффектов во второй части «Терминатора» расскажем в следующий раз.