10 самых громких фильмов 2013 года
В уходящем году зритель начал смотреть российское кино: доля отечественных лент в прокате составила 17% — это рекорд за последние пять лет. Весомый вклад в этот успех внесли «Сталинград», «Горько!», «Легенда №17». Одновременно эксперты заметили тенденцию: зритель начинает ходить на серьезные фильмы, российские и зарубежные. Так, фильм — обладатель «золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля «Жизнь Адель» в России посмотрели около миллиона человек. Для сравнения: «Сталинград» увидели 6 млн человек, но и вышел он в 1500 копиях, а «Адель» — в 50.
Forbes выбрал самые громкие фильмы 2013 года. В список попали не только картины, вырвавшиеся вперед по части фестивальных наград или кассовых сборов, но и фильмы, которые не отличились цифрами, но заслужили положительную оценку критиков и зрителей.
«Сталинград»
Режиссер: Федор Бондарчук
Достижения: лидер российского проката — более $51 млн кассовых сборов (с 10 октября по настоящий момент)
Заручившись поддержкой ветеранов и Министерства культуры, Федор Бондарчук ринулся шлифовать наши представления о Сталинградской битве. Шлифовка обошлась создателям в $30 млн: этот фильм стал самым дорогим за всю историю отечественного (советского и постсоветского) кино. Цены на 3D-версию Сталинградской битвы доходили до 2500 рублей. Сходить вдвоем на «Сталинград» или одному слетать в Лондон бюджетной авиакомпанией?
История пятерых защитников дома, последнего форпоста на берегу Волги, и неожиданно свалившейся на них девушки Кати со всеми спецэффектами произвела на зрителя оглушительное впечатление. Аудитория обеспечила фильму самые высокие кассовые сборы за всю историю отечественного кино.
Учитывая масштабную рекламную кампанию, ничего другого и ждать не приходилось. В России фильм посмотрели более 6 млн человек, которые теперь гадают, пройдет ли он в номинанты «Оскара».
«Легенда №17»
Режиссер: Николай Лебедев
Достижения: второе место по кассовым сборам среди российских фильмов — $29 млн
Этот фильм стал тем рубежом, после которого можно говорить о возвращении российского зрителя к отечественному кино. История о том, как Валерий Харламов готовился к матчу с канадцами, была отрекомендована президентом России Владимиром Путиным. Слово «патриотизм» зазвучало звонко, а волосатые канадцы со злобными глазами подогрели нашу национальную идею — искать внешнего врага и сделали «Легенду №17» ее оплотом. Мы вновь узнали, что кино должно воспитывать, направлять и закалять, что искусство может быть приурочено к Олимпиаде, а патриотизм должен быть шумным и кассовым.
«Горько!»
Режиссер: Жора Крыжовников
Достижения: третий в прокате среди российских фильмов — $25 млн кассовых сборов
Едва «Сталинград» стал первым по кассовым сборам в России, как в затылок ему задышал — а в первую неделю проката (в конце октября) даже и обошел его — фильм Жоры Крыжовникова (псевдоним режиссера Андрея Першина) «Горько!». Правда, через неделю первенство вернулось к «Сталинграду».
Комедия, снятая за $1,5 млн, собрала в российском прокате $25,5 млн. И хотя «Горько!» все-таки уступила лидерство своему главному прокатному сопернику, столь мощный рывок стал на долгое время главной темой в жизни киноиндустрии.
Несмотря на довольно скромную рекламную кампанию, комедия «выстрелила» за счет сарафанного радио, что для российского кино в принципе не характерно. Почти 90% опрошенных на предварительных показах участников фокус-групп заявили, что готовы рекомендовать фильм друзьям и знакомым, чем и занялись очень эффективно. Большинство зрителей на вопрос, чем понравился фильм, отвечали коротко: «Смешной».
«Жизнь Адель»
Режиссер: Абдельлатиф Кешиш
Достижения: «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля
«Это чистой воды политика», — рассуждал один критик. «Это вызов сомнительным европейским ценностям», — вторил другой. «Куда катимся?!» — заключал третий. И только великий Спилберг радостно улыбался на сцене Театра Люмьер в Каннах, вручая «Золотую пальмовую ветвь» сияющему Абдельлатифу Кешишу и ошарашенным молоденьким актрисам. Потому что кто, как не он, знал, что политика и ценности тут ни при чем — есть только мощное свежее высказывание о любви. О той самой любви, которая ломает не только судьбы, но и самые стойкие сексуальные ориентации.
14-летняя Адель (Адель Экзаркопулос) встречает девушку с голубыми волосами, художницу Эмму (Леа Сейду), неповторимую, эрудированную, обаятельную и сексуальную. Любовь обрушивается на Адель, погребая под собой все возможные сомнения и оставляя лишь великую магию первого чувства. Перед нами мелодрама, которая, будь ее герои юношей и девушкой, заняла бы свое место в ряду качественных, но похожих любовных историй с грустным концом. Принадлежность возлюбленных к одному полу против ожиданий многих не только не умаляет возвышенности этой любви, но словно раздвигает ее горизонты, признавая, что любовь выше стандартов, выше полов, выше стереотипов. Адель, в начале фильма явившаяся в образе лохматой нимфетки с бараньим взглядом, трогательными заячьими зубками и слегка отвисшей от постоянного детского удивления челюстью, за три часа взрослеет до воспитательницы детского сада с грустным опытным взором и гладкой прической.
Те, кто рассуждал о вызове со стороны жюри Каннского фестиваля, отдавшего «золото» картине ровно в тот день, когда Париж набухал демонстрациями против однополых браков, просто не поняли: это фильм для них. Это фильм для тех, кто не способен подняться над сексуальной стороной любви.
«Географ глобус пропил»
Режиссер: Александр Велединский
Достижения: Гран-при «Кинотавра»
Такого фильма, как «Географ глобус пропил», ждали давно — российское кино не умеет балансировать между авторским кино и мейнстримом. Разрыв между массовым кино и артхаусом до последнего времени представлял собою пропасть, которую Велединский сумел преодолеть. Этим он выполнил поистине миротворческую функцию, примирив апологетов разных подходов к киноискусству.
«Географ», снятый по роману Алексея Иванова, рассказывает об обаятельном пермском биологе, почти сорокалетнем оболтусе Викторе Служкине (Контантин Хабенский), вынужденном от безденежья идти в школу учителем. Служкин — этакий современный Зилов из «Утиной охоты» или Сережа из «Полетов во сне и наяву». Только в отличие от тех героев растерянного поколения Служкин выработал для себя четкие правила жизни. Его обаяние — в неожиданной для провинциального неудачника влюбленности в мир, в жизнь, в людей. Служкин боится смерти: он «жить привык». Несмотря на полное отсутствие сил, он глотает жизнь, не замечая ее горького вкуса или разбавляя его то водкой, то портвейном, то влюбленностью в ученицу, то авантюрными походами по быстрым таежным рекам с учениками.
Велединский — очень романтический режиссер, в его руках провинциальный алкоголик-неудачник превращается в героя нашего времени. Он вновь возобновил столь милые русскому искусству поиски этого героя, прерванные смертью Советского Союза. Робкие попытки нащупать его (вспомним хотя бы «В движении» Филиппа Янковского, где героя пытался изобразить тот же Хабенский) не дали результата — герой неуловим. Велединскому это удалось первому — и Виктор Служкин, брошенный женой, преданный лучшим другом, пропивший все таланты, способные принести деньги, занял давно пустующее место. Тем самым Велединский не просто отвесил поклон советскому кино — он согласился жить с ним в мире и даже учиться у него лучшим образцам советских штампов.
«12 лет рабства»
Режиссер: Стивен Маккуин
Достижения: самый вероятный претендент на «Оскар»
Стивена Маккуина называют самым радикальным режиссером современного британского кино. Картины «Голод» о голодовке в ирландской тюрьме и «Стыд» о сексуальной одержимости молодого жителя Нью-Йорка вывели Маккуина в лидеры европейского кинематографа. Фильм «12 лет рабства», снятый по книге Соломона Нортапа, чернокожего свободного отца семейства, скрипача, похищенного и проданного в рабство, американцы восприняли с восторгом. Он замелькал чуть ли не во всех номинациях на «Золотой глобус» и, судя по рейтингам американской кинокритики, прицельнее всех остальных метит на главный «Оскар».
Американцам приятно, что за их историю взялись в Европе и сделали это максимально деликатно, без той безудержной фантазии, которой отличился Квентин Тарантино в своем «Джанго освобожденном». История двенадцатилетнего кошмара рассказана Маккуином обстоятельно и не предполагает никаких трактовок, кроме одной: рабство — жуть и позор. Сочные луизианские пейзажи словно подчеркивают черно-белый пафос самого фильма, населенного абсолютными злодеями с редкими вкраплениями абсолютных ангелов во плоти. Главный злодей — рабовладелец Эппс в исполнении маккуиновского любимца Майкла Фассбендера. Главным олицетворением неожиданного добра выступает персонаж Брэда Питта — странствующий плотник-канадец, который помогает герою вырваться из рабства. Ну и, конечно, сам Соломон Нортап, чей свободный дух оказался неукротимым. При желании здесь можно найти множество ассоциаций с сегодняшним днем, развернуть дискуссию о внутреннем рабстве в противовес рабству физическому, но это не спасает фильм от назидательности, через которую радикальный Маккуин так и не смог переступить.
«Трудно быть богом»
Режиссер: Алексей Герман
Достижения: самый ожидаемый российский фильм за последние 15 лет
Еще несколько лет назад рекордсменом по срокам производства фильмов оставался шведский режиссер Рой Андерсон — например, знаменитые «Песни с третьего этажа» он снимал девять лет. Пять лет назад Алексей Герман пошел на рекорд, перейдя девятилетний рубеж. В общей сложности работа над картиной «Трудно быть богом» по одноименному роману братьев Стругацких заняла 14 лет. Алексей Герман умер, не закончив фильм. Но он успел сделать главное — сказал, что будущего не существует. Планета Арканар, синоним Ада, в котором нет места даже злу, потому что Зло может существовать только как противовес Добру. Сюда прилетели наблюдатели с Земли, чтобы попытаться деликатно подправить глухое средневековье, в котором живет планета. Главный герой — Румата в мрачном исполнении Леонида Ярмольника — долго не сможет понять, что богом быть не только трудно — невозможно. Потому что там, где нет будущего, нет и бога. Тяжелейший и «свирепый», как назвал его Умберто Эко, последний фильм Германа красив той красотой, какой красивы в своем притягательном уродстве загадочные герои Босха.
«Интимные места»
Режиссер: Наташа Меркулова и Алексей Чупов
Достижения: самый революционный фильм года по оценке критиков
Премьера «Интимных мест» на «Кинотавре» в Сочи дважды сопровождалась отключением электричества, словно сеть пыталась разделить, но не выдерживала сексуального напряжения героев, привыкших прятать свои эротические фантазии и сексуальные комплексы. Герои картины — офисный клерк, дама-чиновница, отвечающая за нравственность в стране, две любовницы одного мачо, специалист по секс-расстройствам и др. — существуют на грани абсурда в собственной скорлупе, где тщательно маскируются малейшие сексуальные желания и фантазии. Всех их объединяет общий друг — свободный фотограф, певец интимных мест, пытающийся своими фотографиями указать дорогу в раскованное будущее. Публика на «Кинотавре» пришла от фильма в восторг, а критики вручили ему диплом за революционность и воспевали прорыв в обороне запретных тем. Режиссеры картины Наташа Меркулова и Алексей Чупов объявлены революционным десантом, заброшенным к нам «Сексом в большом городе» и переплюнувшим его по части распахнутости всех возможных интимных мест навстречу скрытым желаниям зрителей.
«Священная трасса»
Режиссер: Джанфранко Рози
Достижения: «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля
Красивая автотрасса, окруженная деревьями, лугами, полями. По ней катит скромное количество машин. Это местный монстр, римская кольцевая. Священная трасса. Sacro GRA. Как пытливый исследователь, Рози метр за метром изучает разросшуюся вокруг дороги человеческую массу и, отделив самое, по его мнению, главное, принимается готовить из этого блюдо. В этом блюде — вся Италия. Здесь есть аристократы, доживающие свои дни в однокомнатной квартирке; бодрые санитары «скорой», чуть не зашучивающие пациентов до смерти; полубезумный ботаник, трясущийся над исчезающими видами пальм и для этого записывающий на диктофон жизнь внутри ствола; неизвестного происхождения принц, делающий гимнастику с сигарой в зубах под золотой статуей у себя на террасе; рыбак-философ…
Фильм вызвал критику тех, кто ожидал от жюри юбилейного, 70-го, Венецианского кинофестиваля более радикальных и художественно неординарных решений. Но жюри под предводительством Бернардо Бертолуччи решило отличиться, выбрав из двух десятков очень разных, но в основном радикальных, неожиданных, свежих единственный классический, хрестоматийно выдержанный в пастельных тонах, совсем не революционный фильм.
«Голодные игры. И вспыхнет пламя»
Режиссер: Фрэнсис Лоуренс
Достижения: лидер мирового проката — $342 млн (по состоянию на конец ноября)
«Голодные игры. И вспыхнет пламя» — вторая часть франшизы. Первая часть вышла в прошлом году, в следующем предстоит третья, которая к тому же будет состоять из двух частей. «Голодные игры» — игра на выживание в режиме телешоу, в которой, если не убьешь, не выиграешь. Китнис и Пит, победители прошлых «Голодных игр», вновь включаются в гонку. Только теперь все окрашено в тона социальной несправедливости, которая в фильме представлена красочным контрастом между нищей провинцией и жиреющей столицей. Для кого-то новые «Голодные игры» — антиутопия, излюбленный жанр молодого поколения, для кого-то — первые познания по части несправедливости на земле, для кого-то — просто невиданные красоты, созерцать которые можно сколь угодно долго. Детское кино, умело приряженное под взрослое, — это лучший помощник для переваривания поп-корна под правильные мысли о взрослой жизни.