Чем запомнился 2014 год в кино
Ушедший год был необычайно богат на крайне достойное, а то и прорывное мейнстримовое кино. Перед вами картины, по которым легко составить представление о том, каким был 2014 год, и которые с удовольствием можно посмотреть на длинных новогодних каникулах.
Самый большой (даже больше «Хоббита») фильм года и лучший фильм Кристофера Нолана, краткий пересказ устройства Вселенной и рассказ о том, что если человеку хочется летать, то он должен отвечать за тех, кого приручил. Понятно, что эти слова звучат слишком громко, а место фильма о том, как любовь буквально спасает мир, в мировом кино определит история, но ледяная дуэль Мэтта Макконахи и Дэймона, планета волн и плавание главного героя в гиперкубе — самые яркие моменты 2014 года.
«Первый мститель: Другая война»
Самый прекраснодушный и старомодный из персонажей вселенной Marvel стал героем настоящего параноидального триллера в традициях «Трех дней Кондора» Сидни Поллака и «Заговора «Параллакс» Алана Пакулы. Сходство и эффект усугублены здесь тем, что антагониста голубоглазого блондина в трико сыграл тот самый Кондор — Роберт Редфорд.
«Превосходство»
Чудовищно недооцененный режиссерский дебют нолановского оператора Уолли Пфистера про ученого, отдавшего свой разум всемирной паутине во имя любви, обвинили в излишней претенциозности. Маскируясь под тоскливый высокотехнологичный триллер, фильм во втором акте оборачивается высокой мелодрамой. Размышления о трансформации нежного чувства в научный прорыв и обратно роднят «Превосходство» и «Интерстеллар», и хотелось бы, чтобы такой фантастики было больше. Ну и наконец, этот фильм стоит посмотреть всем, кто любил Джонни Деппа до «Пиратов Карибского моря», но забыл за эти годы, как он выглядит без грима.
«Хоббит: Битва пяти воинств»
Финал толкиеновской эпопеи Питера Джексона превратился в многоуровневый аттракцион, отвечающий сразу на все вопросы, связанные с проектом. Да, «Хоббит» стоил трех фильмов и восьми с половиной часов жизни; да, Джексон справился. Причем не просто справился и снайперски точно попал в актуальный контекст, но и замкнул две трилогии в свое собственное кольцо всевластия над зрительскими умами.
«Звездная карта»
Неожиданно нежный фильм живописателя разнообразных мутантов Дэвида Кроненберга. На сей раз режиссер внимательно всмотрелся в голливудских обитателей, увидев в них совсем не человеческие черты. Но главное, что Кроненберг не ограничился язвительной сатирой, а написал поверх этого босховского пейзажа невероятную историю любви обожженной Мии Васиковской, бойко цитирующей стихотворение Элюара «Свобода».
«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1»
«Голодные игры» в новой части окончательно выросли из условно детского кино. Теперь это настоящая, вполне взрослая антиутопия, неприятно для многих рифмующаяся с актуальной повесткой политического дня. Тем интереснее, как завершат эту историю, учитывая, что хрупкий мир этой антиутопии уже готов разлететься на много маленьких осколков.
«Лок»
Меньше чем в полтора часа режиссер и сценарист Стивен Найт («Грязные прелести», «Порок на экспорт») уместил жизнь, судьбу и производственную драму о заливке фундамента самого большого здания в Европе. Потребовались ему для этого только ночь, улица, фонари, автомобиль BMW и актер Том Харди, кроме которого на экране нет никого и от которого совершенно невозможно оторваться.
«Общак»
Еще один фильм с Томом Харди, в котором он выступает в совершенно ином амплуа. Если в «Локе» это разговорчивый мужчина на грани срыва, то здесь — дебиловатый громила, работающий в баре своего кузена. У героя есть тайна, которая и составляет главную интригу этой неспешной бандитской драмы. Но главный фокус в том, как меняется фильм, когда эта тайна становится явной, накрывая зрителя нежданным катарсисом.
«Далласский клуб покупателей»
Совершенно неувлекательное по заявке кино про энтузиаста борьбы со СПИДом оказалось не только высококлассной драмой, но и захватывающим опытом наблюдения за отощавшим Мэттью Макконахи. В своей оскаровской роли актер не стал давить на жалость, а превратил своего героя в диковинное животное, избегая любых моральных оценок.
«Внутри Льюина Дэвиса»
Фильм о скитаниях полувымышленного барда-неудачника братья Коэн превратили в эпический рассказ обо всем на свете. Самые явные пласты — становление американской фолк-музыки додилановского периода и размышление о сходстве кота Шредингера и античного Одиссея. Впрочем, в этом фильме-путешествии каждый сам найдет, где приятнее потеряться.
«Фрэнк»
Лучший музыкальный фильм года, рассказывающий о том, как плохо природный талант поддается конвертации в живые деньги. Умопомрачительный бенефис Майкла Фассбендера, примечательный тем, что большую часть фильма он умудряется играть, вообще не используя засунутую в огромную маску голову.
«Отель «Гранд Будапешт»
Режиссер «Семьи Танненбаумов» и «Королевства полной луны» Уэс Андерсон в последнем фильме довел до предела техническое и технологическое совершенство своих предыдущих работ и снял самый зрелый свой фильм. «Отель», при всей своей пряничной приветливости, это своего рода коллективное открытое письмо деятелей культуры о том, что даже в критической ситуации совершенно не обязательно превращаться в сволочь. Аранжировано это прямое высказывание при этом в комедию почти гайдаевского уровня. Выглядит, примерно, как если бы пьесу Бертольда Брехта поставил Эмир Кустурица.
«Исчезнувшая»
Виртуозный и душеполезный триллер Дэвида Финчера временами напоминает самые едкие комедии братьев Коэн. Впрочем, в отличие от своих коллег, Финчер не издевается над героями, а внимательно наблюдает, позволяя зрителю, оправившись от смеховой истерики, поработать над собственными ошибками.
«Исчезновение Элеанор Ригби»
Лучшая мелодрама года, примечательная прежде всего идеально выверенной интонацией. Вышедший в российский прокат фильм был смонтирован по требованию продюсеров из двух фильмов, рассказывающих историю расставания героев с точки зрения каждого из них. Но, несмотря на это, «Исчезновение» все равно вышло гипнотическим и остроумным — не в последнюю очередь благодаря блестящей работе актрисы Джессики Честейн, на которую в принципе можно смотреть бесконечно.
«Невероятная жизнь Уолтера Митти»
Комической повестью о превращении маленького человека в настоящего Бен Стиллер вновь успешно напомнил о том, что он не только один из лучших американских комиков, но и прекрасный режиссер. Ловко придуманная и трогательная комедийная мелодрама смотрится на одном дыхании и запоминается одним из самых удачных использований легендарной «Space Oddity» Дэвида Боуи.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Фильм Андрея Кончаловского, представлявший Россию на Венецианском кинофестивале, неожиданно оказался едва ли не главным российским кинособытием года. Неожиданно, потому что в последние годы автор «Первого учителя» и «Аси Клячиной…» снял «Щелкунчика» и «Глянец», а творческую энергию направил на рассуждения о судьбах России. Его новый фильм в этом контексте выглядит тем удивительнее, поскольку не навязывает никаких выводов, кроме одного: жить в нашей стране — занятие куда более завораживающее, чем даже запуск ракеты в космос.