По следам фильма "Das boot"
Этот фильм уже давно известен всем любителям фильмов "о войне". Однако некоторые моменты из истории его создания знают далеко не все, а некоторые товарищи (как выясняется) даже еще пока не видели этот прекрасный фильм. Давайте еще раз вспомним эту военную драму, общепризнанную самым лучшим фильмом о подводниках.
Фильм «DAS BOOT» (в переводе с немецкого - ЛОДКА) - незабываемая военная драма снятая немецким режиссером Вольфгангом Петерсеном по одноименному роману Лотара-Гюнтера Буххайма (Lothar-Günther Buchheim). В нем рассказывается о боевом походе немецкой подводной лодки, и о людях, поставленных судьбой и временем в ситуацию, когда необходимо убивать, чтобы жить.
В создании фильма в качестве консультантов принимали участие бывший 1-й офицер лодки U-219 Ганс-Йоахим Крюг и Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) – в прошлом капитан реально существовавшей лодки U-96. Одной из задач поставленных режиссером, по его словам, было достижении максимального зрительского «погружения в безумие», желание показать «войну с изнанки». Петерсену удалось снять свою «ЛОДКУ» так, что все происходящее внутри субмарины и за ее пределами выглядит для зрителей как увиденное глазами ее экипажа.
Этот фильм - рассказ об одном из боевых походов германской подводной лодки U-96, который начинался в день ее выхода из базы Ла-Рошель (Франция), после чего лодка какое-то время находится в поиске и затем буквально продирается сквозь морские патрули союзников для выполнения задания в Северную Атлантику, затем следует поход в воды Средиземноморья, и, наконец - возвращение обратно в Ла-Рошель. Боевые действия, показанные на экране, происходят осенью и зимой 1941 года. Главные герои фильма и их эмоциональное состояние великолепно проработаны, экипаж подводной лодки показан людьми, которым ничто человеческое не чуждо, в своем большинстве они готовы сделать все ради спасения своих товарищей и своей страны.
В основу сценария к фильму, кроме одноименной книги, легли факты и некоторые события происходившие с реально существовавшей U-96 - подводной лодкой 7-й серии (Type VIIC) которой в годы войны командовал Генрих Леманн-Вилленброк, один из лучших германских асов-подводников "по потопленному тоннажу".
Вышедшая на экраны в 1981 году оригинальная режиссерская версия обошлась своим создателям в 30 миллионов DM (это примерно 40 миллионов долларов США в пересчете на 1997 год) и на тот момент фильм был признан самым дорогим в истории немецкого кино. Требовательность режиссера к актерам и его скрупулезность в соответствии мельчайших деталей позволили создать самый лучший и достоверный художественный антивоенный фильм о войне и моряках-подводниках – из всех когда-либо снятых.
На съемку "ЛОДКИ" ушло почти три года (с 1979-го по 1981-й). Большинство эпизодов было отснято уже через год, но чтобы придать актерам наиболее реалистичный вид (насколько было возможно), изменяющийся в ходе боевого похода, все сцены были сняты в определенной последовательности в течение следующего года. Все это в совокупности дало нужный режиссеру результат: наблюдался естественный рост бород и волос, появилась нужная бледности кожи, были признаки напряжения и измождения на лицах актеров - которые как настоящие подводники проводили по несколько месяцев в тесной и нездоровой атмосфере. Первоначально работа над этим фильмом должна была начаться в 1976 году. Несколько американских режиссеров рассматривали этот сюжет, и командира лодки должен был сыграть Роберт Редфорд. Из-за разногласий внутри среди проекта съемки были отложены. Поклонники этого фильма добавили бы еще - "к счастью"…
Большинство эпизодов с интерьером лодки было снято с использованием ручной камеры Arriflex разработанной кинооператором Джостом Вакано для того чтобы передать замкнутую атмосферу лодки. Она имела гироскоп для стабилизации положения в пространстве и была аналогична камере Steadicam, но в уменьшенном масштабе, благодаря чему ее стало можно использовать повсюду внутри макета лодки. В течение съемок, актерам запрещали подолгу находиться под солнечными лучами, для того чтобы кожа сохранила естественную бледность, как у людей которые редко видели солнце. Также актеры проходили интенсивное обучение тому, как правильно быстро передвигаться по узким отсекам подводного судна.
Всего было смонтировано и позже выпущено на видео несколько (3) версий фильма:
Первая версия, 150-минутная (2ч.30 мин.), была выпущена для демонстрации в кинотеатрах и вышла на экраны - сначала в Германии в 1981 году, а затем и в США в 1982 году. После этого фильм был номинирован сразу на 6 наград Американский Киноакадемии.
Вторая, более полная версия была смонтирована в 1985 году для показа несколькими сериями по немецкому телевидению. Изначально смонтированный в трех частях фильм получился большим, общей продолжительностью почти в пяти часов. В этой связи Петерсен отредактировал полученный материал, после чего на свет появился новый вариант фильма «ЛОДКА: РЕЖИССЕРСКАЯ ВЕРСИЯ» (Das Boot: The Director's Cut) продолжительностью 216 минут (3 часа 36 минут), на видео эта версия была выпущена в 1997 году.
И, наконец, третий, последний вариант появился в 2003 году, как оригинальная полная версия состоящая из нескольких (трех) мини-серий для показа по американскому телевидению. Этот 293 минутный фильм (4 часа 53 минуты) без купюр был выпущен на DVD 1 июня 2004 года под названием «ЛОДКА: ОРИГИНАЛЬНАЯ ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ» (Das Boot: The Original Uncut Version).
Специальные эффекты и макеты лодки
Как показать боевые действия подводной лодки в Атлантике без сражений, без Атлантического океана и без самой лодки? Таких подлодок не сохранилось, здесь возникал самый сложный вопрос – как показать движение U-96 под водой и над водой.
Прежде всего, был арендован самый большой кинопавильон на территории Студии Бавария в Мюнхене. Специально для съемок изготовили несколько разных макетов лодки. Были построены два полномасштабных макета лодки Типа VIIC, один из них – 67-метровый из дерева и жестяных листов для панорамных съемок над поверхностью воды (с балластными цистернами, наполненными пенопластом), другой - в виде цилиндрической «трубы», с декорациями, полностью имитирующими интерьер всех отсеков для съемок сцен фильма внутри лодки. Оба больших макета были построены в полном соответствии с чертежами из чикагского Музея Науки и Техники.
Корпус подлодки в натуральную величину для панорамных съемок над водой был лишь пустотелой конструкцией и не имел возможности погружаться под воду, он приводился в движение двигателями небольшой мощности. Во время съемок находился во Франции, на базе в Ла-Рошель, и с этим макетом у съемочной группы произошла особая история. Однажды утром киногруппа прибыла на место, где в спущенном на воду виде должен был находиться большой макет корпуса лодки – и обнаружили, что он отсутствует. Выяснилось, что ответственные за него лица забыли поставить в известность команду Петерсена, что некий американский кинорежиссер также арендовал макет лодки для съемок своего собственного фильма. Им оказался Стивен Спилберг, который снимал свой знаменитый приключенческий «В поисках утраченного Ковчега». Несколько недель спустя, этот макет, подвергшийся затоплению и поврежденный штормом, был возвращен съемочной группе и отремонтирован – чтобы принять участие в съемках заключительных сцен картины.
Еще одна уменьшенная модель лодки, точная копия длинной свыше 6-ти метров, использовалась для комбинированных подводных съемок в бассейне и имитации подводных торпедных выстрелов и обстрела глубинными бомбами.
При съемках «на ходу» в открытом море, и в эпизоде встречи с другой немецкой подлодкой во время шторма, использовалась третья, 11-метровая модель, которая приводилась в действие мощным мотором и управлялась с помощью электронного дистанционного устройства. В боевой рубке находились куклы, управляемые с помощью электропривода – они могли поднимать к глазам руки с миниатюрными биноклями. Все это выглядело очень натурально.
Макет боевой рубки с мостиком в натуральную величину был воссоздан в павильоне Студии Бавария в Мюнхене и помещен в большой бассейн с водой – специально для съемок крупных планов рубки «над водой», которые уже не требовали панорамных планов всей лодки.
На актеров, снимавшихся в сценах на поверхности корпуса лодки и в боевой рубке, специалисты по спецэффектам и специальная система водометов и ветродувов обрушивали потоки ледяной воды, имитируя, таким образом, столбы брызг от волн бушующего океана. Однажды во время съемок одного из таких эпизодов актер Ян Феддер не смог удержаться на ногах, и был смыт потоком воды, сломав при этом несколько ребер. Кто-то из съемочной группы немедленно закричал "Человек за бортом!". По началу Петерсен не сразу понял, что произошел несчастный случай, и тут же с энтузиазмом воскликнул "Отличная идея, Ян! Давайте снимем этот эпизод еще раз". После этого случая Петерсен довольно долго откладывал съемки этого эпизода, но все-таки доделал его, даже не смотря на то, что остальную часть фильма Ян Феддер находился на больничной койке из-за полученной травмы. Однако фактически ежедневно его доставляли на съемки фильма прямо из больницы, и затем возвращали обратно. Болезненное выражение его лица – это не актерская игра.
Специальные декорации для съемок c интерьером лодки был смонтированы на качающейся гидравлической платформе, на высоте пяти метров от земли. Она могла раскачиваться в стороны, и наклоняться под углом до 45 градусов. Таким способом удалось имитировать реализм погружения подлодки на глубину. Петерсен, по всеобщему мнению, был одержим соответствием оригиналу декораций интерьера лодки, вплоть до мельчайших деталей и каждого винтика.
Вольфганг Петерсен (нем. Wolfgang Petersen; р. 1941) — немецкий и американский режиссёр, сценарист и продюсер.
Вольфганг Петерсен родился 14 марта 1941 года в Эмдене в семье купца. Его детство проходит в Гамбурге, где он посещает школу и заканчивает гимназию. Уже в это время снимает первые 8 мм фильмы. В 1960—1964 годах — ассистент режиссёра в «Молодом театре» в Гамбурге, там же в качестве режиссёра ставит свой первый спектакль; посещает актёрскую школу. В 1965—1966 годах изучает театроведение в Западном Берлине и Гамбурге. В 1966—1969 годах учится в Академии кино и телевидения в Западном Берлине. Его часовой дипломный фильм «Я тебя убью, Вольф» (Ich werde dich töten, Wolf) покупает телевидение. Петерсен регулярно снимает телевизионные фильмы (в частности для популярный серии «Место преступления»), которые пользуются успехом у зрителей и критиков.
В 1974 году он получает премию за фильм «Один из нас двоих» (Einer von uns beiden, 1973). В 1977 году фильм «Последствие» (Die Konsequenz, 1977) с Юргеном Прохновым о гомосексуальных отношениях вносит разлад в систему Первого немецкого телевидения (Баварское телевидение отказывается показывать его на своей территории), но при этом получает большой зрительский резонанс. За границей «Последствие», а также его телефильмы «Аттестат зрелости» (Reifezeugnis, 1977), в котором молодая Настасья Кински исполняет первую главную роль, и «Черное и белое, как дни и ночи» (Schwarz und weiss wie Tage und Nächte, 1978), психотриллер о фанатичном шахматисте (Бруно Ганц), с успехом демонстрируются в кинотеатрах.
В 1980 году по причине его отличной режиссёрской репутации студия «Бавария» (после разногласий с различными американскими режиссёрами) поручает Петерсену ориентированную на международный рынок крупномасштабную постановку фильма «Лодка» (Das Boot, 1981) по роману Лотара-Гюнтера Буххайма. Жёсткий и реалистичный фильм (в кино- и телевариантах) вызывает дискуссию относительно изображения войны подводных лодок, а его успех у зрителя в Западной Германии и за рубежом венчают 6 номинаций на «Оскар» (режиссура, сценарий, камера, монтаж, звук, монтаж звука).
После этого Петерсен отвечает за режиссуру фильма «Бесконечная история» (Die unendliche Geschichte, 1983) по бестселлеру Михаэля Энде с бюджетом более 50 миллионов немецких марок. Как и в случае с фильмом «Лодка», автор литературного первоисточника дистанцируется от экранизации, что скорее ещё больше повышает зрительский интерес.
С 1984 года Вольфганг Петерсен работает в Голливуде.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии5