10 культовых фильмов про взбунтовавшихся героев-одиночек
Случается, что жил человек, следовал различным установленным правилам и табу, но вдруг в его жизни что-то пошло не так, и человек взбунтовался. Что произошло потом, и чем чревата такая ситуацию можно узнать из фильмов, собранных в этом обзоре – завязка в каждом фильме весьма похожа, а вот развитие сюжета настолько интересно, что не позволит оторваться от экрана.
«В порту», режиссер Элиа Казан
Этот фильм примечателен не только тем, что входит в золотой фонд американского института киноискусства, но и первой совместной работой режиссера с Марлоном Брандо. Роль своевольного докера принесла молодому актеру первый Оскар и навсегда занесла на вершину актерского Олимпа. По сюжету, в небольшом городке совсем мало работы и этим пользуется нечистый на руку мафиози, хозяин порта. До поры до времени герой терпел несправедливость, ничего не предпринимал, но когда в его жизни появилась она, белокурый ангел с прямым взглядом и пониманием жизни, ему захотелось измениться.
Благо, воля бывшего боксера для этого есть. Но тут, внезапно, убивают этой девушки брата… И он, пусть и косвенно, оказывается к этому причастен. А ведь есть еще и свой брат, вхожий в преступный клан того самого хозяина порта, и который говорит ему не лезть. Тут и сойти с ума не сложно, не то что с голубями на крыше начать говорить.
«Восставший», режиссер Масаки Кобаяси
В 60-е годы Кобаяси был на одном уровне с другим известным режиссером из Японии – Акирой Куросавой, а в этом фильме он даже позаимствовал у того его постоянного актера, Тосиро Мифунэ. В результате вышел фильм, который прочно обосновался на первой строчке лучших картин 67-ого года во всем мире. Исходя из названия и самурая в главной роли, в принципе, уже становится понятно о чем пойдет речь. Тем не менее, сюжет приятно порадует неизбитой почвой для конфликта, задевающей любого человека за живое.
Только представьте себе: У самураев практически нет прав, есть только долг выполнения любой воли своего хозяина. Этот хозяин однажды уже женил отца на нелюбимой женщине, и теперь сделал то же самое с его сыном. Однако, сыну немного повезло, он эту женщину полюбил и зачал с ней ребенка. И тут, вдруг, хозяин хочет забрать эту женщину, жену и мать, обратно! Любой взбунтоваться, наверное, в такой ситуации может. И отец решает дать отпор, забыть про кодекс самурая. Сражаться ему придется со всем кланом…
«Таксист», режиссер Мартин Скорсезе
Не только Золотая пальмовая ветвь принесла фильму культовый статус. Здесь сыграли свою роль все факторы сразу: и актерский пик Роберта де Ниро, двумя года ранее взявшего свой Оскар за «Крестного отца», и взошедшая звезда талантливого режиссера, а главное, качественный, метафорический сюжет, исследующий последствия войны США во Вьетнаме. Вся визуальная, художественная часть фильма подчинена этой теме, стоит лишь обратить свое внимание. Как заливает водой лобовое стекло такси героя, как видятся ему все окружающие люди, что говорит один из них ему (камео Мартина Скорсезе).
Далеко не случайно понравившаяся ему подруга работает в предвыборном штабе. И отнюдь не спонтанно герой выбривает себе голову на пример вьетнамских «берсерков». Он хочет выжечь напалмом всю эту нечисть и взорвать того, кто как политик эту войну организовал. Освобождение малолетней героини Джоди Фостер становится не просто хорошим, моральным поступком, но актом возмездия. Всё вместе это вылилось в иносказательный язык постановщика, позволивший сыграть на актуальной теме.
«Регтайм», режиссер Милош Форман
Эта картина, тогда еще малоизвестного в Америке режиссера, ярко очертила круг его интересов. Несмотря на то, что сценарий был заказан на актуальную, расистскую тему, Форману удалось выжать из нее много больше. Особенно ярко это проявляется в совершенно незаметных, эпизодических ролях женщин и отношении к ним мужчин. Однако, ключевым в сюжете, конечно, является противостояние темнокожего героя, талантливого пианиста, и большинства белокожего населения городка.
При этом образ, сыгранный Ховардом Роллинзом, весьма неоднозначный. Его упрямство и специфическое понятие морали вытекают из глубокого чувства собственного достоинства, природной гордости, столь удивительных качеств для темнокожих ребят того времени. Он даже готов стать террористом, лишь бы правоту свою доказать. К чему приведут его поиски справедливости, наверное, можно попытаться предугадать, особенно зная, что этот режиссер потом снял «Пролетая над гнездом кукушки»… Вот такой он, этот парень из Чехословакии – приехал в Штаты, чтобы обличать ее грехи.
«Леон», режиссер Люк Бессон
Не думаю, что найдется много людей, которые не видели этот культовый фильм девяностых. Как и когда-то с «Таксистом» взошла звезда Джоди Фостер, так и после этого фильма засветилась сверхновая Натали Портман. Кто не смотрел режиссерскую версию, обязательно обратите внимание на вырезанные эпизоды с девчушкой, они добавляют серьезного психологизма драме. Без них же, первая часть фильма (совсем как «Лолита» Набокова) больше склоняется к слащавой мелодраме. Или вспомните как принимал наркотики герой Гари Олдмана.
Вроде избитая тема, а как сымпровизировал то, а? Вот уж кому должны были за этот фильм Оскара… Во многом успех картины обязан также качественной работе оператора. Эти ракурсы, когда сначала появляется цветок, а потом герой, или наоборот, когда герой первым входит в кадр, а затем появляется макушка малой… Или вспомните как летит ракета в отеле, камера на сумасшедшей скорости следит за ней! Можно долго перечислять, да вы и сами видели.
«Фейерверк», режиссер Такеши Китано
Венецианский кинофестиваль, помимо всего прочего, славится тем, что открывает миру новые имена или просто яркие шедевры восточного кинематографа. Вот и звездный час уже зрелого художника Китано пробил именно на Мостре. Если в пик расцвета японского кино были модными герои – самураи, то уже в девяностые годы их место прочно заняли принципиальные копы и, вставшие на путь истины, члены мафии якудза.
Герой после трагических жизненных обстоятельств становится ангелом возмездия, начинает преследовать и карать. И здесь начинают цеплять уже особенности съемки: не часто можно увидеть сцену перестрелки без звука и со стробоскопическим эффектом, поскольку это чревато несерьезным отношением к происходящему зрителя. Однако, у Китано это получилось, равно как и вывести фильм из области простого криминального боевика на уровень метафизической притчи.
«Гнев», режиссер Тони Скотт
Возможно, лучший фильм брата Ридли Скотта, лирический боевик по своему жанру. По сюжету: чтобы избежать мести конкурентов и защитить свою дочку, бизнесмен нанимает чернокожего телохранителя, отставного офицера, давно разочаровавшегося в своей жизни. Однако, общение с маленькой девочкой что-то меняет в душе главного героя и когда ее все-таки похищают, он уже знает как хотел бы искупить все грехи своей прошлой жизни. Как бывалый сотрудник спецслужб, он давно заприметил двуличность отца девчушки и его знакомства с мафией. Это и помогло ему выйти на след убийц.
Впрочем, кто сказал, что девочка убита? Наверняка, никто не знает. Но от мести преступников это все равно не спасет, ведь герой из тех, кто из обычного убийства создает искусство и организовывает с Богом встречу… Количество разбитых представительских мерседесов и накал сентиментальности зашкаливает. А вот эротические сцены, к сожалению (ли), из фильма были вырезаны…
«Водный мир», режиссер Кевин Костнер
На волне успеха своего предыдущего фильма, режиссер решил снять эпическую антиутопию, довольно необычную по своей задумке. Размах у парня был большой, да вот результатом он едва ли остался доволен. В коммерческом плане. Так то фильм неплох, самобытен. В сюжете речь идет о постапокалиптическом будущем, где глобальное потепление сделало свое мокрое дело, накрыло всю Землю водой. И нет больше других источников питьевой воды, кроме как… а, впрочем, неважно. В общем их нет, как и самой суши. Но есть легенда, и даже существует карта, как можно к ней добраться.
Немногие в нее верят, но все мечтают на этот клочок земли попасть. Даже антигерои. Которые, как современные бензиновые автомобили, неуклонно повышают градус. В данном случае, повествования. Ах да, эта карта вытатуирована на спине маленькой девочки. И её тоже нужно спасать. И кто его знает… Может рай на Земле еще остался.
«Апокалипсис», режиссер Мэл Гибсон
Как и Кевин Костнер в свое время, режиссер Мэл Гибсон решил обратиться к опыту этнических индейцев, чтобы придать своему фильму гиперреалистичности, собственно, которой славятся все его творения. Колоритный язык майя, нестандартная фактура этих людей привлекают внимание с первых кадров, а непрофессиональные актеры даже и не думали робеть перед камерой. Посмотрите, например, как харизматично умирает старый вождь, улыбаясь в лицо сыну.
Конечно, уже в самом фильме не обошлось без спецэффектов, будь то в сцене с прыжком или кровожадным ягуаром. Но это мелочи по сравнению с динамикой происходящего, с той стремительностью, с которой герой должен двигаться, чтобы избежать пророческого жертвоприношения и спасти свою семью. О, и еще у вас есть возможность посмотреть как под водой рожают.
«Охота», режиссер Томас Винтерберг
Во многом благодаря сценарию и блестящей актерской игре этот фильм был серьезным претендентом на Оскар, как лучший иностранный фильм 2012-го года. Впрочем, свою Золотую пальмовую ветвь Мадс Миккельсен всё же получил. Речь в фильме пойдет о том, как из-за клеветы маленького ребенка, всё общество и даже лучшие друзья обращаются против героя. И теперь он вынужден или жить как изгой, или пытаться что-то доказать. Шансов у него откровенно мало, почему-то всех охватила массовая истерия (реально имевшая место в странах Скандинавии, где педофилия в какой-то момент стала центральной темой), и единственный, кто ему еще верит, это только сын. Но и тому, мать запрещает видеться с ним. Чтобы было над чем подумать, обратите внимание на метафорический персонаж матери. В кадре она не появляется, а вот влияние имеет и говорится о ней часто. Задайте себе вопрос, почему.