Лучшие фильмы из 90-ых
В 90-е вышло немало фильмов для настоящих любителей кино. Считающиеся ныне культовыми режиссёры (Тарантино, Андерсон, Келли, Шьямалан) сняли в тот период революционные картины, которые становились настоящими прорывами в плане использовавшихся технологий, завоевавшие множество наград и ставшие настоящей классикой кинематографа, а также задавшие моду на неожиданные сюжетные повороты.
Если говорить кратко, то это десятилетие сильно повлияло на всю индустрию в целом.
Не верите? Тогда взгляните хотя бы на фильмы, не попавшие в данный список. «Титаник», «Бэйб», «Красота по-американски», «Звонок», «Принцесса Мононоке», «История игрушек 2», «Леон», «Спасти рядового Райана» – и это лишь малая часть. Каким лентам удалось их обойти? Ответ вы найдёте ниже.
У фанатов хороших боевиков в 90-х был настоящий праздник. Это было время, когда вышли такие хиты, как «Скала», «На гребне волны» и «Воздушная тюрьма», но лично мне больше всего понравилась картина «Скорость». Это самый яркий пример того, как нужно правильно делать боевики – здесь был простой сюжет, однако фильм держал в напряжении, не отпуская ни на секунду. Фильм радовал прекрасными трюками и, конечно же, отличным дуэтом в лице Киану Ривза и Сандры Буллок, а также маниакальным злодеем, роль которого исполнил Деннис Хоппер. Про сиквел лучше не вспоминать.
Яркий момент из 90-х: Кадр с летящий по шоссе в слоу-мо автобусом заставил многих вжаться в спинки кресел.
Секреты Лос-Анджелеса (1999)
Мрачные нуарные ленты с неспешно развивающимся сюжетом обрели вторую жизнь в 90-х. «Чем заняться мертвецу в Денвере», «Сумерки» (1998), «Придорожное заведение»… и самая лучшая из них: поставленная Кёртисом Хэнсоном работа, основанная на книге Джеймса Эллроя. Острый сценарий фильма неторопливо раскрывает прогнившее сердец Голливуда образца 50-х годов и делает это при помощи потрясающего актёрского состава: Ким Бейсингер, Кевин Спейси, Гай Пирс и Рассел Кроу смотрятся невероятно органично вместе.
Яркий момент из 90-х: И хотя действие фильма разворачивается в 50-х годах, главный сюжетный поворот – это классическое изобретение 90-х.
Крик (1996)
В фильме ужасов, который стал настоящим образцом жанра своей эпохи, Уэс Крэйвен использовал уже знакомые по «Кошмару на улице вязов 7» мета-элементы, чтобы сделать жанр слэшеров привлекательным для более молодой аудитории. Вступительная сцена «Крика» вполне могла бы стать самостоятельной короткометражкой, но Крэйвену удавалось удерживать заданный градус напряжения все два часа хронометража. Кевин Уильямсон, отвечавший за сценарий, добавил в фильм узнаваемые хоррор-архетипы, однако выставил их в совершенно новом свете, чем и покорил аудиторию. Многие пытались повторить успех «Крика», однако это никому не удалось.
Яркий момент из 90-х: Когда полицейские замечают у Билли мобильный телефон и начинают подозревать парня в убийствах.
День сурка (1993)
Я думаю, если бы киноакадемики могли вернуться в 1993 год, то они бы буквально осыпали «День сурка» наградами. Ведь популярность фильма только росла с годами – люди пересматривали его раз за разом, постепенно понимая, что перед ними настоящая классика комедии. Построенный на прекрасной идее, «День сурка» запоминается ещё и отличной игрой Билла Мюррея, который исполнил роль вечно недовольного телеведущего Фила Коннерса, который волею судеб вынужден переживать один и тот же день снова и снова.
Яркий момент из 90-х: Нелюбовь Коннерса к Неду Рьерсону – это типичный для 90-х приём.
Шестое чувство (1999)
О качестве «Шестого чувства» говорит хотя бы тот факт, что даже при повторном просмотре, когда уже знаешь, что тебя ждёт, оторваться от фильма невозможно. Но если вы ещё не знаете о главном сюжетном повороте (если честно, даже не могу представить, что такие люди ещё остались), то не волнуйтесь, здесь не будет спойлеров. Зато будет хвалебная ода мастерству М. Найта Шьямалана, который изящно играет со зрительскими ожиданиями, что у него, к сожалению, получается не в каждом фильме. А что касается легендарной концовки, то, гарантирую, что сразу после титров вы вновь включите фильм, только чтобы понять, каким образом вы могли проглядеть настолько очевидный поворот.
Яркий момент из 90-х: Всё дело в концовке. В 90-х это было модно.
Большой Лебовски (1998)
Один из самых культовых фильмов 90-х, «Большой Лебовски», компенсирует немного бессвязное повествование чрезвычайно колоритными персонажами и шикарно прописанными диалогами, которые цитируются и по сей день. И это не в последнюю очередь заслуга именитого актёрского ансамбля. А непревзойдённая лёгкость, с которой Джефф Бриджес отыгрывает Чувака, ставшего самым привлекательным бездельником в кино, заставляет раз за разом пересматривать картину. А после просмотра вам точно захочется сыграть в боулинг с друзьями. Главное – не связываться с бандитами в процессе. И не подпускать их к своему любимому ковру.
Яркий момент из 90-х: Одна из начальных сцен фильма, в которой героя путают с однофамильцем.
Ведьма из Блэр (1999)
Учитывая, что большинство современных фильмов в жанре «найденная плёнка» выходят крайне посредственными, многие уже успели забыть, что когда-то они были довольно качественными. «Ведьма из Блэр» комфортно чувствует себя в рамках выбранного формата, используя ручную камеру для создания по-настоящему жуткой атмосферы. Будь то крики играющих детей посреди ночи или же внезапная концовка в старом доме – сцены в «Ведьме из Блэр» способны напугать вас до такой степени, что вы будете за километр обходить подозрительные леса. Как и в случае со «Скоростью», лучше забыть о существовании сиквела.
Яркий момент из 90-х: Джош снимает видео на 16-мм камеру с нереалистично хорошим качеством, но при этом качество съёмки Хизер, держащей в руках 8-мм камеру, всё равно оказывается лучше.
Ребята с улицы (1991)
В 24 года многие из нас ещё даже не могут определиться с профессией. А Джон Синглтон в это время пишет сценарий и снимает «Ребят с улицы». И если этот факт не разжёг в вас огонь зависти, то вам стоит посмотреть его гениальный дебют. Сюжет повествует о трёх друзьях –Тре Стайлзе (Кьюба Гудинг мл.), Дагбое (Айс Кьюб) и Рики Бейкере (Моррис Честнат), и об их взрослении в одном из районов Лос-Анджелеса. Поставлено всё весьма убедительно, за что Синглтон в своё время был даже номинирован на Оскар.
Яркий момент из 90-х: Ненавязчивая реклама St. Ides от Айс Кьюба.
Бешеные псы (1992)
Первый (и, как некоторые полагают, лучший) фильм Квентина Тарантино знакомит нас с уникальным стилем режиссёра. Каждая мелочь в фильме – от мнения мистера Розового (Стив Бушеми) касательно чаевых и врезающихся в память титров до сцены с отрезанием уха – демонстрирует нам тот самый подход к съёмке, который и прославил Тарантино. К слову, недавно вышедшая «Омерзительная восьмёрка» во многом походит на первую работу режиссёра, в отличие от его прошлых лент. Те, кто смотрят картину в первый раз, разве что могут удивиться относительной скромности происходящего. Современный Тарантино без проблем показывает Альдо Рейна, вырезающего свастику на лбу у фашистов, а в этом фильме даже пресловутое ухо отрезали за кадром.
Яркий момент из 90-х: К тому моменту песне было уже около 20 лет, однако Stuck In The Middle Of You от группы Stealers Wheel стала настоящим хитом 90-х.
Парк Юрского периода (1993)
Оригинальный и, бесспорно, лучший «Парк Юрского периода» от Стивена Спилберга поражает своими масштабами даже при сравнении с «Миром Юрского периода». Даже если вы не видели этот фильм (срочно бегите его смотреть!), вы наверняка знакомы с некоторыми динозаврами оттуда, которые быстро стали частью поп-культуры. А на дрожащую воду в стакане после просмотра ленты смотришь совершенно иначе. В картине идеально всё: от механических кукол Стэна Уинстона до потрясающего саундтрека за авторством Джона Уильямса, что в сумме даёт невероятно реалистичный мир, в котором хочется побывать даже несмотря на опасность. Добро пожаловать в Парк Юрского периода? Да и я не покидал его.
Яркий момент из 90-х: Бурная реакция Лекс на интерактивный дисковод в одном из экскурсионных джипов.
На игле (1996)
История о приключениях (или злоключениях) наркоманов вряд ли могла бы стать шедевром кинематографа, однако в умелых руках Дэнни Бойла она послужила основой для одного из культовых британских фильмов. «На игле» стала отправной точкой для развития карьер Юэна МакГрегора и Роберта Карлайла и предложила зрителям сдобренную отличным саундтреком фантасмагорию, от которой просто невозможно отвести взгляд. Именно здесь во всей красе проявился талант Дэнни Бойла – даже ярче, чем в «Неглубокой могиле».
Яркий момент из 90-х: Гуляющий по улицам Рентон в исполнении Юэна МакГрегора под песню Lust for Life Игги Попа.
Матрица (1999)
Давайте на минуту забудем о спорных сиквелах и вспомним эмоции, переполнявшие нас после просмотра первой «Матрицы». Вачовски (на тот момент ещё братья) создали уникальную вселенную, аналогов которой на тот момент попросту не существовало, и не в последнюю очередь благодаря использованию спецэффектов. Часто копируемое замедление времени является неотъемлемой частью самых зрелищных сцен, в числе которых, разумеется, ТА САМАЯ перестрелка в холле. Конечно, концепция Бодрийяра о гиперреальности раскрыта не так хорошо, как хотелось бы, однако попытка оказалась довольно успешной. «Матрица» и сегодня остаётся одним из самых амбициозных научно-фантастических боевиков.
Яркий момент из 90-х: Сцена, где Нео, Тринити и Морфеус впервые идут втроём в своих развевающихся кожаных плащах
Фарго (1996)
«Большой Лебовски» лучше разлетелся на цитаты, но вершиной творчества братьев Коэн в 90-х стал именно «Фарго». Чёрная комедия, замаскированная под криминальный триллер, берёт своей оригинальностью, жестокостью и яркими персонажами, которых исполнили Фрэнсис МакДорманд (получившая Оскар за эту роль) и Петер Стормаре в дуэте со Стивом Бушеми. Новый одноимённый сериал, бесспорно, вышел неплохим, однако превзойти оригинал ему не удалось. Я могу гарантировать, что после фильма вы будете с опаской смотреть на лесопилки. И даже несмотря на то, что фильм полон невероятных событий, часть из них произошла на самом деле, ведь фильм основан на реальных событиях. Ладно, шучу. Это всего лишь выдумка.
Яркий момент из 90-х: Все эти водолазки
Король лев (1994)
В каком бы десятилетии он ни вышел, «Король лев» всё равно попал бы в список лучших фильмов всех времён. Прекрасная (а местами и революционная) анимация позволяет рассказать историю в лучших традициях Disney, где самые тяжёлые с эмоциональной точки зрения моменты буквально через пару минут сменяются жизнеутверждающими танцами. И не надо говорить, что вы не напевали «Акуну-матату» следующие пару месяцев после просмотра. При этом наследие мультфильма живёт и по сей день – одноимённая театральная постановка вот уже несколько лет с огромным успехом показывается по всему миру. Однако я до сих пор не простил Disney за бесчеловечное убийство Муфасы.
Яркий момент из 90-х: Озвучка злобного Шрама Джереми Айронсом.
Подозрительные лица (1995)
Простой криминальный триллер в духе «Бешеных псов», поставленный по сценарию Кристофера МакКуорри отличным режиссёром Брайаном Сингером, оказался намного глубже, чем ожидалось. Сюжет строится вокруг допроса преступника по имени Роджер Вербал Кинт (в исполнении Кевина Спейси, получившего за роль заслуженную статуэтку) и держит зрителей в напряжении до самых финальных титров благодаря безупречно подобранному актёрскому составу и шикарной концовке, которая заставляет переосмыслить всё увиденное. Да простит нас «Шестое чувство», но мы считаем, что лучшая концовка 90-х была именно в «Подозрительных лицах».
История игрушек (1995)
Компания Pixar громко заявила о себе в 1995 году, выпустив «Историю игрушек» – классику, которая моментально полюбилась как детям, так и взрослым. В мультфильме, который стал первым проектом, целиком созданном на компьютере, акцент делался не столько на революционный визуальный ряд, сколько на изобретательный сюжет, полный достаточно эмоциональных поворотов (главное – не зарыдать, когда Базз обнаружит, что он всего лишь игрушка). Мультфильм задал высокую планку анимации, превзойти которую удалось немногим (не считая последующих работ Pixar), и стал первой главой в одной из самых запоминающихся трилогий. «История игрушек» сделала Pixar настоящим другом всех киноманом, и дружба эта длится и по сей день.
Яркий момент из 90-х: Игрушки собираются вместе, чтобы рассказать друг другу о проблеме коррозии пластмассы.
Семь (1995)
«Семь» – это мрачный и напряженный криминальный триллер, который трудно вытрясти из головы. Брэд Питт и Морган Фриман расследуют серию убийств, повторяющих семь смертных грехов, каждое из которых выглядело более жутким, чем предыдущее. Здесь же можно увидеть и один из самых пугающих скримеров десятилетия (да-да, речь о жертве лени). Но все убийства меркнут перед шоком, ожидающим зрителя в конце (за это снова ответственен Кевин Спейси), когда мы понимаем, что лежит в коробке. Эта сцена и сегодня остаётся одной из самых пугающих развязок в кинематографе.
Яркий момент из 90-х: Факт того, что имя Кевина Спейси никак не упоминалось в промо-кампании и вступительных титрах, что делало последнюю треть по-настоящему запоминающейся. К сожалению, подобный маркетинговый ход в условиях вездесущих папарацци сегодня уже не провернуть.
Список Шиндлера (1993)
Стивен Спилберг в своём шедевральном «Списке Шиндлера» драматично раскрывает одну из самых неудобных тем века. Лиам Нисон идеально вжился в роль реально существовавшего Оскара Шиндлера, но слабонервным смотреть на показанные события крайне не рекомендуется. Спилберг не боится демонстрировать весь ужас концлагерей (даже относительно спокойная сцена в душе выглядит зловеще), используя максимально эффективные приёмы – одна из самых страшных сцен запоминается аскетичными по современным меркам брызгами крови. Вполне возможно, что вы не захотите его пересматривать, но каждый должен хотя бы один раз посмотреть этот фильм.
Яркий момент из 90-х: Атмосферный саундтрек Джона Уильямса.
Схватка (1995)
Криминальный шедевр Майкла Манна примечателен в первую очередь тем, что впервые сталкивает на экране двух легендарных актёров. Роберт Де Ниро и Аль Пачино редко появляются в одном кадре, однако в те моменты, когда это происходит, напряжение бьёт все мыслимые рекорды – взять хотя бы их совместную сцену в ресторане, которая ничем не уступает любой перестрелке в фильме. А перестрелки здесь, надо сказать, на высшем уровне. Даже в недавнем посредственном триллере «Кибер» режиссёр показывает, что ещё не разучился снимать экшн-сцены, однако в «Схватке» мы видим его талант во всей красе. Это умное кино, рассчитанное на взрослую публику. И если бы не «Схватка», то мы, скорее всего, не увидели бы трилогию Нолана о Бэтмене.
Яркий момент из 90-х: Столкновение двух тяжеловесов в лице Пачино и Де Ниро, и построенная на этом рекламная кампания.
Бойцовский клуб (1999)
В 1999 году мало кто мог предположить, что «Бойцовский клуб» станет настолько популярным. Критики отнеслись к нему прохладно, а публика отреагировала на фильм довольно вяло. Однако жёсткая и провокационная драма Дэвида Финчера, снятая явно не для слабонервных (вспомните хотя бы героя Джареда Лето) обрела вторую жизнь после выхода на DVD. Иронично то, что своим успехом она обязана тому факту, что люди нарушали первое правило Бойцовского клуба и говорили о нём. Возможно, они просто поняли, что за жестокостью кроется одна из самых ярких историй 90-х. И, следуя популярной тенденции, фильм ошарашивал неподготовленного зрителя внезапным сюжетным поворотом.
Яркий момент из 90-х: Практически любая фраза Тайлера («Наша война – это духовная война, наша великая депрессия – это наша жизнь…») служила символом разочарования, царившего в социуме 90-х годов.
Молчание ягнят (1991)
Фильм входит в тройку кинолент, заработавших все пять главных Оскаров (лучший фильм, лучшие мужская и женская роли, лучший режиссёр, лучший сценарий), что уже само по себе достижение. Но примечательно то, что это первый триллер, которому удалось заслужить такой почёт. Никто не станет отрицать величия «Молчания ягнят». Это суровый, мрачный и кровавый триллер, в котором засветилось сразу двое легендарных злодеев кинематографа – Ганнибал Лектер и Буффало Билл. И это не говоря уже об уйме жутких моментов. Признайтесь, вы ведь несколько месяцев после просмотра не прикасались к лосьонам и кьянти?
Яркий момент из 90-х: Причёски. Огромные пышные причёски от художницы по костюмам Кэтрин Мартин.
Терминатор 2: Судный день (1991)
Он вернулся. И с огоньком. Джеймс Кэмерон провернул тот же трюк, что и с «Чужими», только в этот раз он снимал сиквел к собственному фильму, попутно полностью сменив жанр. Первый «Терминатор» был напряжённым триллером, в то время как «Терминатор 2: Судный день» превратился в масштабный научно-фантастический боевик, отдельным сценам из которого позавидовал бы даже Майкл Бэй. Но мы, по большому счёту, больше переживали за персонажей, чем за качество картинки. Ведь эмоциональный отклик у нас получил не робот из жидкого металла, а простой жест в виде поднятого большого пальца.
Яркий момент из 90-х: Джон Коннор и его модный друг, которые на велосипедах мчатся в торговый центр с огромным магнитофоном, откуда играет Guns N’ Roses. 90-е в одном предложении.
Славные парни (1990)
Оказавший огромное влияние на жанр гангстерских историй (прости, «Крёстный отец») фильм «Славные парни» до сих пор считается одной из лучших работ Мартина Скорсезе. Лента мгновенно разлетелась на цитаты, обладала неповторимым стилем и могла похвастаться внушительным актёрским составом (отдельное спасибо непредсказуемому Томми ДеВито в исполнении Джо Пеши). Два с половиной часа чистого удовольствия. Казалось бы, ты только услышал слова «Насколько я помню…» в самом начале, как уже по экрану ползут титры. Но в том году «Танцы с волками» почему-то получили премию за лучший фильм и лучшего режиссёра. Да, я тоже этого не понимаю.
Яркий момент из 90-х: Прекрасная сцена, снятая одним дублем, в которой Генри и Карен заходят в ресторан.
Криминальное чтиво (1994)
Если «Бешеные псы» познакомили зрителя с основными приёмами Квентина Тарантино, то «Криминальное чтиво» стало проектом, где гениальный режиссёр дал себе волю. Огромный список отсылок на поп-культуру, ультра-насилие и нелинейное повествование изменили лицо независимого кино, и по-прежнему вдохновляют новых режиссёров так же, как и в 1994 году. «Криминальное чтиво» породило целое поколение инди-постановщиков, которые пытались повторить успех картины. Разумеется, никому это не удалось, потому что Тарантино может быть только один. А теперь самое время отведать Королевского чизбургера.
Яркий момент из 90-х: Эрик Штольц, Розанна Аркетт и Джон Траволта, склонившиеся над телом Умы Турман.