Почему у современных детей непопулярен «Ну, погоди»?
«Ну, погоди!» культовый мультфильм с долгой историей. На нем выросло не одно поколение советских детей, вот только детям нынешним приключения Зайца и Волка, кажется, чуждым.
Розовая рубашка нараспашку, черные брюки, кепка или шапочка, в зубах папироса, иногда, в довесок, еще и галстук в горошек — так почти во всех сериях «Ну, погоди!» одет Волк. Образ создан не просто так, он ;содержит в себе определенный культурный код. Любой человек, чье детство пришлось на 60-е или 70-е, с легкостью узнает в Волке дворового гопника с замашками будущего уголовника.
Еще один штрих — походка. Волк переминается с ноги на ногу (с задней лапы на заднюю лапу), а затем начинает выхаживать вразвалочку. Он не подходит к Зайцу, которого мечтает съесть, он к нему подваливает. Создатели мультфильма точно попали в образ, именно поэтому одежда Волка почти никогда не менялась. Перед вами подворотный хулиган, вредитель, антисоциальный элемент, добра от него не жди.
Но с момента выхода первой серии «Ну, погоди!» прошло уже почти тридцать семь лет. В этот срок уложились кардинальные перемены в жизни страны. Гопники-то никуда не делись, но вот внешний вид их изменился. В 90-е они носили кожаные куртки, косухи и цепи, чуть позже стали модными тяжелые сапоги, типа «Мартинс». Но розовая рубашка, папироса во рту и матросские брюки ушли в небытие. Появись гопник в таком виде в нынешнем дворе, сам получит лещей от товарищей. И современные дети, смотря «Ну, погоди!» уже не видят того, что видели их отцы и деды. Вместо опасного хулигана, они видят придурка в розовой рубашке. Образ остался, только сигнал для зрителя пропал. Пропал он и еще из целого ряда деталей, в том числе и из почти всех декораций, в которых разворачиваются действия мультфильма.
Вот Волк стыдливо прячется от бдительных медведей-милиционеров. Те патрулируют улицы на мотоцикле с коляской. Так ведь нет уже в наши дни ни милиции, ни подобного транспорта в ее автопарке. У нас есть полиция на автомобилях, причем чаще иностранного производства. Мотоцикл с коляской канул в лету. Нет, они существуют, в глухих провинциях на сельских дорогах регионального значения, но не более того.
К тому же, те медведи-милиционеры на мотоцикле с коляской патрулировали улицы именно в поисках таких вот волков в розовых рубашках и черных брюках. Бдительное око стражей закона следит за порядком на улице, и если кто-то кое-где… Но сама эта парадигма отношений тоже ушла. И чтобы объяснить нынешним детям глубокий драматизм этой сцены, нужно читать им целую лекцию, начиная чуть ли не с 1917-го года. В противном случае тебя спросят: «А почему он от них прячется?». И будут правы, ибо в этих синих медведях уже совсем не угадывается образ доблестной советской милиции.
Или вот еще вполне обычная сцена. Грузный мужчина в кепке и с сеточкой останавливается, чтобы купить арбуз и давит его руками. Этот мужчина тоже умеет обращаться с хулиганами. При встрече с ними он наведет порядок самостоятельно, не дожидаясь медведей на мотоцикле с коляской. Грузные мужчины, конечно, остались. Но они играют в городки и не ходят с сеточками по улицам. То есть ходят, но не в таких масштабах, потому что сеточка давно перестала быть основным средством транспортировки продуктов.
Таких примеров еще очень и очень много. «Ну, погоди!» чрезвычайно точно воспроизводит советский быт своего времени, отправляя зрителей в культовые места, можно сказать, на знакомство со скрепами. Как на экскурсию. Вот вам Спартакиада народов СССР, вот вам дом культуры, хотите колхоз с колодцем и уборкой урожая, — вот вам колхоз. А еще музей космонавтики (потому что космос — наша гордость), обязательно грандиозная социалистическая стройка, на которой Волк срывает производство, многоэтажка, бульдозер и даже круизный теплоход, который, почему-то, заплывает в воды кишащие акулами.
Все это осталось в «Ну, погоди», но в реальности этого уже нет. Те скрепы устарели. За тридцать семь лет выросло поколение, которое не помнит Олимпиады 80-го года, не знает, что такое колхоз и никогда не участвовало в социалистическом строительстве. Про телефонные будки и говорить нечего. Дети, рожденные в XXI-м веке, плохо понимают даже смысл существования стационарного телефона в квартире. Звонить из таксофона, за две копейки, боже, да зачем же? А ведь в «Ну, погоди!» именно с будкой связана одна из самых драматичных сцен, та самая, где Заяц запирается на ракетку, а Волк пытается его выкурить. А еще ребенок со всей простотой может спросить, например: «Зачем она везет таз в метро?» Логично, ведь теперь можно вызвать такси или положить его в собственную машину. Не говоря уже, что ценность таза для стирки в последние годы несколько уменьшилась.
Сам сюжет «Ну, погоди!» очень тесно переплетен с этими декорациями. Они часть действия, а не просто его фон. Если бы Волк просто гонялся за Зайцем, щелкая зубами, все было бы значительно проще. У детей не возникал бы миллион вопросов, который сильно затрудняет им понимание происходящего.
Оно, конечно, по «Ну, погоди!» можно изучать советский быт, вот только не все дети к этому готовы. Они садятся смотреть мультфильм, чтобы получить удовольствие, а не для того, чтобы обогатиться знаниями о том, как жили их родители или, даже, дедушки с бабушками. От непонимания происходящего им становится скучно, и этот лихой Волк, гениально озвученный Анатолием Папановым, и добрейший Зайчик с голосом Клавдии Румяновой тоже перестают быть интересны.
Но с момента выхода первой серии «Ну, погоди!» прошло уже почти тридцать семь лет. В этот срок уложились кардинальные перемены в жизни страны. Гопники-то никуда не делись, но вот внешний вид их изменился. В 90-е они носили кожаные куртки, косухи и цепи, чуть позже стали модными тяжелые сапоги, типа «Мартинс». Но розовая рубашка, папироса во рту и матросские брюки ушли в небытие. Появись гопник в таком виде в нынешнем дворе, сам получит лещей от товарищей. И современные дети, смотря «Ну, погоди!» уже не видят того, что видели их отцы и деды. Вместо опасного хулигана, они видят придурка в розовой рубашке. Образ остался, только сигнал для зрителя пропал. Пропал он и еще из целого ряда деталей, в том числе и из почти всех декораций, в которых разворачиваются действия мультфильма.
Вот Волк стыдливо прячется от бдительных медведей-милиционеров. Те патрулируют улицы на мотоцикле с коляской. Так ведь нет уже в наши дни ни милиции, ни подобного транспорта в ее автопарке. У нас есть полиция на автомобилях, причем чаще иностранного производства. Мотоцикл с коляской канул в лету. Нет, они существуют, в глухих провинциях на сельских дорогах регионального значения, но не более того.
К тому же, те медведи-милиционеры на мотоцикле с коляской патрулировали улицы именно в поисках таких вот волков в розовых рубашках и черных брюках. Бдительное око стражей закона следит за порядком на улице, и если кто-то кое-где… Но сама эта парадигма отношений тоже ушла. И чтобы объяснить нынешним детям глубокий драматизм этой сцены, нужно читать им целую лекцию, начиная чуть ли не с 1917-го года. В противном случае тебя спросят: «А почему он от них прячется?». И будут правы, ибо в этих синих медведях уже совсем не угадывается образ доблестной советской милиции.
Или вот еще вполне обычная сцена. Грузный мужчина в кепке и с сеточкой останавливается, чтобы купить арбуз и давит его руками. Этот мужчина тоже умеет обращаться с хулиганами. При встрече с ними он наведет порядок самостоятельно, не дожидаясь медведей на мотоцикле с коляской. Грузные мужчины, конечно, остались. Но они играют в городки и не ходят с сеточками по улицам. То есть ходят, но не в таких масштабах, потому что сеточка давно перестала быть основным средством транспортировки продуктов.
Таких примеров еще очень и очень много. «Ну, погоди!» чрезвычайно точно воспроизводит советский быт своего времени, отправляя зрителей в культовые места, можно сказать, на знакомство со скрепами. Как на экскурсию. Вот вам Спартакиада народов СССР, вот вам дом культуры, хотите колхоз с колодцем и уборкой урожая, — вот вам колхоз. А еще музей космонавтики (потому что космос — наша гордость), обязательно грандиозная социалистическая стройка, на которой Волк срывает производство, многоэтажка, бульдозер и даже круизный теплоход, который, почему-то, заплывает в воды кишащие акулами.
Все это осталось в «Ну, погоди», но в реальности этого уже нет. Те скрепы устарели. За тридцать семь лет выросло поколение, которое не помнит Олимпиады 80-го года, не знает, что такое колхоз и никогда не участвовало в социалистическом строительстве. Про телефонные будки и говорить нечего. Дети, рожденные в XXI-м веке, плохо понимают даже смысл существования стационарного телефона в квартире. Звонить из таксофона, за две копейки, боже, да зачем же? А ведь в «Ну, погоди!» именно с будкой связана одна из самых драматичных сцен, та самая, где Заяц запирается на ракетку, а Волк пытается его выкурить. А еще ребенок со всей простотой может спросить, например: «Зачем она везет таз в метро?» Логично, ведь теперь можно вызвать такси или положить его в собственную машину. Не говоря уже, что ценность таза для стирки в последние годы несколько уменьшилась.
Сам сюжет «Ну, погоди!» очень тесно переплетен с этими декорациями. Они часть действия, а не просто его фон. Если бы Волк просто гонялся за Зайцем, щелкая зубами, все было бы значительно проще. У детей не возникал бы миллион вопросов, который сильно затрудняет им понимание происходящего.
Оно, конечно, по «Ну, погоди!» можно изучать советский быт, вот только не все дети к этому готовы. Они садятся смотреть мультфильм, чтобы получить удовольствие, а не для того, чтобы обогатиться знаниями о том, как жили их родители или, даже, дедушки с бабушками. От непонимания происходящего им становится скучно, и этот лихой Волк, гениально озвученный Анатолием Папановым, и добрейший Зайчик с голосом Клавдии Румяновой тоже перестают быть интересны.
Комментарии16