Провалы фильмов известных режиссеров
Иногда поражение терпят даже лучшие из лучших. Может быть, из-за плохих рецензий или неудачного маркетинга, или отсутствия интереса у зрителей, или всего вместе взятого, но режиссёры сталкиваются с ситуацией, когда фильм не окупается.
На многих киносайтах указанный бюджет фильма не содержит маркетинговые и рекламные расходы, а нередко речь идёт о десятках миллионов долларов. Поэтому информация о потерях киностудий в разных источниках (AMC’s filmsite, The Numbers, Box Office Mojo) отличается.
В этом списке десять кассовых провалов известных фильммейкеров. Большинство из них реабилитировались в течение нескольких лет, сняв другие успешные картины. Но, как видно, от провалов не застрахован даже Спилберг.
10 фильмов от признанных мастеров кино, которые не оправдали кассовых ожиданий:
Режиссёр Уоррен Битти
Рейтинг на Кинопоиске – 5,5; IMDb – 5,7
Некоторым режиссёрам повезло познать один-два провала, не больше. Уоррен Битти на протяжении десятилетий не раз достигал крупных успехов, и не раз сталкивался с сокрушительными провалами. Бюджет «Вне правил» в 25 миллионов долларов не самый крупный. Большинство среднебюджетных фильмов без проблем окупаются при хорошем маркетинге, ориентированном на целевую аудиторию. Но не в этот раз.
Собрав скромненьких 1,6 млн в первые выходные, фильм Битти достиг антирекорда, как самый низкокассовый среди фильмов, вышедших в широкий прокат в то же время. Но если взглянуть на конкурентов, нетрудно понять, почему он провалился. Практически одновременно вышли «Доктор Стрэндж», «Моана», «Фантастические твари» и другие ожидаемые фильмы.
Режиссёр Стивен Спилберг
Рейтинг на Кинопоиске – 6,1; IMDb – 6,4
Даже легендарный режиссёр, снявший «Инопланетянина», «Индиана Джонса», «Парк юрского периода» и «Челюсти», может промахнуться. Стивен Спилберг, один из самых известных режиссёров среди ныне живущих, взял перерыв от блокбастеров, чтобы опробовать свои силы в картинах с расчётом на Оскар. И продолжил в этом направлении около десяти лет. Лишь недавно он решил, что пришло время сделать крупнобюджетное попкорновое кино. К сожалению, задумка не оправдалась в прокате.
«Большой и добрый великан» получил солидные обзоры, но закончилось всё потерями, по мнению некоторых, они составили около 100 миллионов долларов. Учитывая популярность Спилберга и книги Роальда Даля, на основе которой писался сценарий, странно, что народ не привлекла эта адаптация.
Режиссёр Брэд Бёрд
Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 6,5
Брэд Бёрд – двукратный обладатель «Оскара», известный режиссурой «Суперсемейки» и «Рататуя». До выпуска «Земли будущего» ни у одного из его фильмов не было рейтинга ниже 90% на сайте Rotten Tomatoes. И почти все его предыдущие проекты имели коммерческий успех. Кроме «Стального гиганта», но эта анимация стала культовой классикой, в итоге получив заслуженное признание.
Научно-фантастическая картина «Земля будущего» обошлась студии в 190 миллионов долларов, а в первый уикэнд собрала у себя в стране лишь 33 миллиона. Нередко фильм спасает мировой прокат, но не в этот раз. «Земле будущего» на выходе пришлось конкурировать с фильмами «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Мстители: Эра Альтрона». По некоторым оценкам убытки составили до 140 миллионов долларов.
В 2015 году в прокате провалились несколько оригинальных научно-фантастических фильмов, поэтому и неудивительно, что студии предпочитают производить сиквелы, ремейки и адаптации.
Режиссёр Майкл Манн
Рейтинг на Кинопоиске – 5,4; IMDb – 5,4
Возможно, проблема «Кибера» в том, что его бюджет больше, чем у «Дэдпула» или у «Пита и его дракона», или у «Матрицы». Кто-то дал Майклу Манну 70 миллионов долларов на съёмку нишевого технотриллера с заведомо токсичной датой выпуска в январе. Чрезмерный бюджет, неуклюжий маркетинг и недобрые обзоры обрекли этот фильм с самого начала.
Его не спасал бы даже тёплый приём. Помимо перечисленных негативных факторов были и конкуренты, поэтому премьерные выходные прошли катастрофически, а в мировом прокате он не набрал даже 20 миллионов.
Режиссёр Джо Райт
Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 5,8
Фильмы Джо Райта постоянно собирали многочисленные номинации и награды. Пока он не взялся за приквел к одноимённой сказке Джеймса Барри с огромным бюджетом и несильным сценарием. Как критически, так и коммерчески, первая попытка Райта создать крупнобюджетную картину обернулась абсолютной катастрофой. Что хуже рейтинга 27% на Rotten Tomatoes, так это потеря 150 миллионов долларов.
Сарафанное радио теперь эффективнее чем когда-либо способно погубить кассовые сборы. Интернет облегчил людям возможность узнавать о негативных реакциях, связанных с фильмами. А в случае с «Пэном» были и другие факторы. Например, споры вызвало утверждение Руни Мары на роль Тигровой Лилии, а маркетинговая команда не могла определиться, детский ли это фильм, в итоге отнесли его к жанру семейного фэнтези.
Следующей работой Джо Райта стала драма «Тёмные времена», снискавшая одобрение критиков и собравшая кучу наград. Таким образом, «Пэн» остаётся худшей работой в фильмографии режиссёра.
Режиссёр Брайан Сингер
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 6,3
Эта многомиллионная адаптация сказки стала наибольшим пятном в карьере Брайана Сингера, если не считать разрушительных обвинений в сексуальном насилии на волне движения #MeToo. Его версия английской народной сказки о смелом пареньке Джеке мало кого впечатлила.
Критики восприняли её практически равнодушно, зрители тоже. Рецензии разошлись, и народ обошёл фильм стороной. Есть и другие причины провала. Исполнитель главной роли Николас Холт, безусловно, талантлив, но его звёздности не хватило, чтобы привлечь аудиторию. До «Джека – покорителя великанов» его единственная ведущая роль была в фильме «Тепло наших тел», ориентированном на молодёжную аудиторию. И, возможно, адаптация сказок – не самый приветствуемый зрителями жанр.
Режиссёр Джон Фавро
Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6
За карьеру Джона Фавро никто не переживает. Режиссёр, стоящий за «Железным человеком», «Книгой джунглей» и «Эльфом», наверное, не сильно расстроился, что его научно-фантастический вестерн не стал кассовым хитом. Это единичное недоразумение в его дико успешной карьере.
Тем не менее, эта картина собрала 175 миллионов долларов по всему миру, а на создание ушло 163 миллиона. Если прибавить расходы на печать и рекламу, говорят, убыток составил более 80 миллионов долларов. Причём Фавро тогда был на вершине славы. Что же пошло не так?
На самом деле, чем выше оригинальность, тем больше риск для студии. В прошлом году в топ-10 не попал ни один фильм с оригинальным сценарием. Эта тенденция сохраняется уже около десяти лет. Оригинальные фильмы с большим бюджетом нуждаются в хорошей рекламе и хороших обзорах. С «Ковбоями против пришельцев» этого не было.
Фильм рекламировали как относительно серьёзное научно-фантастическое кино, что просто не вяжется с сюжетом (две непримиримые стороны, ковбои и индейцы, получают общего врага – инопланетного завоевателя). Критики обратили на это внимание, а также в итоге отметили, что фильм получился не таким смешным, каким должен был. Молва разошлась, и картина провалилась.
Режиссёр Питер Джексон
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 6,7
Самое приятное, что можно сказать о «Милых костях» это то, что кассовый провал не так велик, как в случае с другими фильмами из этого списка. На самом деле, это не провал, а финансовое разочарование. Сборы в 93 миллиона долларов при бюджете в 65 миллионов долларов – вроде неплохо. Но только пока мы не учтём другие расходы.
Если всё сложить, становится совершенно ясно, что фильм, вероятно, оказался на грани окупаемости. Это, безусловно, шаг вниз от мега кассовой трилогии «Властелин колец» и «Кинг-Конга», снятых Джексоном ранее. Сравнение, может, и не совсем справедливое, никто и не ожидал, что этот фильм сравняется с «Властелином колец», но сборы в любом случае маловаты, учитывая популярность бестселлера Элис Сиболд, на котором основан сценарий.
Режиссёры Лилли Вачовски, Лана Вачовски
Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6
После трилогии «Матрица» Вачовски постигла неудача и с «Восхождением Юпитер», и с «Спиди Гонщиком». «Облачный атлас» и телесериал для Netflix «Восьмое чувство» тоже далеки от предыдущих успехов режиссёров. Но мы не будем анализировать все их проекты, остановимся на их первой неудаче – «Спиди Гонщике».
Под гнётом критики и сомнительного маркетинга фильм собрал лишь немного более 90 миллионов, потеряв около 80 миллионов долларов. Спустя время отзывы потеплели, но это не изменит того факта, что при запуске на большие экраны фильм провалился.
Режиссёр Оливер Стоун
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 5,6
Ни одна из неудач Оливера Стоуна не выдержит сравнения с «Александром», провалившимся по всем статьям. Эту мега бюджетную эпопею критики и зрители порвали в клочья. Несмотря на звёздный ансамбль и затраченные 155 миллионов картина получила 6 номинаций на антипремию «Золотая малина» и с треском провалилась в американском прокате.
«Александр» – одна из самых дорогих исторических драм. Бюджет превысил сумму, затраченную на такие картины, как «Гладиатор», «Ной», «300 спартанцев», «Храброе сердце», «Помпеи». Лишь более поздние исторические эпосы Ридли Скотта («Робин Гуд», «Исход: Цари и боги», «Царство небесное») умудрились раскрутить студии на подобные вложения.
В 2004 году, до волны фильмов о супергероях, производство таких картин было огромным риском. Исторические фильмы не сопоставимы с блокбастерами, им приходится привлекать аудиторию иными способами. Конечно, некоторые шедевры в этом жанре более чем преуспели. Но если такие фильмы, как «Гладиатор» или «Храброе сердце» достигли огромного успеха и стали любимцами критиков, то «Александр» – полная им противоположность.
В этом списке десять кассовых провалов известных фильммейкеров. Большинство из них реабилитировались в течение нескольких лет, сняв другие успешные картины. Но, как видно, от провалов не застрахован даже Спилберг.
10 фильмов от признанных мастеров кино, которые не оправдали кассовых ожиданий:
Вне правил / Rules Don’t Apply (2016)
Режиссёр Уоррен Битти
Рейтинг на Кинопоиске – 5,5; IMDb – 5,7
Некоторым режиссёрам повезло познать один-два провала, не больше. Уоррен Битти на протяжении десятилетий не раз достигал крупных успехов, и не раз сталкивался с сокрушительными провалами. Бюджет «Вне правил» в 25 миллионов долларов не самый крупный. Большинство среднебюджетных фильмов без проблем окупаются при хорошем маркетинге, ориентированном на целевую аудиторию. Но не в этот раз.
Собрав скромненьких 1,6 млн в первые выходные, фильм Битти достиг антирекорда, как самый низкокассовый среди фильмов, вышедших в широкий прокат в то же время. Но если взглянуть на конкурентов, нетрудно понять, почему он провалился. Практически одновременно вышли «Доктор Стрэндж», «Моана», «Фантастические твари» и другие ожидаемые фильмы.
Большой и добрый великан / The BFG (2016)
Режиссёр Стивен Спилберг
Рейтинг на Кинопоиске – 6,1; IMDb – 6,4
Даже легендарный режиссёр, снявший «Инопланетянина», «Индиана Джонса», «Парк юрского периода» и «Челюсти», может промахнуться. Стивен Спилберг, один из самых известных режиссёров среди ныне живущих, взял перерыв от блокбастеров, чтобы опробовать свои силы в картинах с расчётом на Оскар. И продолжил в этом направлении около десяти лет. Лишь недавно он решил, что пришло время сделать крупнобюджетное попкорновое кино. К сожалению, задумка не оправдалась в прокате.
«Большой и добрый великан» получил солидные обзоры, но закончилось всё потерями, по мнению некоторых, они составили около 100 миллионов долларов. Учитывая популярность Спилберга и книги Роальда Даля, на основе которой писался сценарий, странно, что народ не привлекла эта адаптация.
Земля будущего / Tomorrowland (2015)
Режиссёр Брэд Бёрд
Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 6,5
Брэд Бёрд – двукратный обладатель «Оскара», известный режиссурой «Суперсемейки» и «Рататуя». До выпуска «Земли будущего» ни у одного из его фильмов не было рейтинга ниже 90% на сайте Rotten Tomatoes. И почти все его предыдущие проекты имели коммерческий успех. Кроме «Стального гиганта», но эта анимация стала культовой классикой, в итоге получив заслуженное признание.
Научно-фантастическая картина «Земля будущего» обошлась студии в 190 миллионов долларов, а в первый уикэнд собрала у себя в стране лишь 33 миллиона. Нередко фильм спасает мировой прокат, но не в этот раз. «Земле будущего» на выходе пришлось конкурировать с фильмами «Безумный Макс: Дорога ярости» и «Мстители: Эра Альтрона». По некоторым оценкам убытки составили до 140 миллионов долларов.
В 2015 году в прокате провалились несколько оригинальных научно-фантастических фильмов, поэтому и неудивительно, что студии предпочитают производить сиквелы, ремейки и адаптации.
Кибер / Blackhat (2015)
Режиссёр Майкл Манн
Рейтинг на Кинопоиске – 5,4; IMDb – 5,4
Возможно, проблема «Кибера» в том, что его бюджет больше, чем у «Дэдпула» или у «Пита и его дракона», или у «Матрицы». Кто-то дал Майклу Манну 70 миллионов долларов на съёмку нишевого технотриллера с заведомо токсичной датой выпуска в январе. Чрезмерный бюджет, неуклюжий маркетинг и недобрые обзоры обрекли этот фильм с самого начала.
Его не спасал бы даже тёплый приём. Помимо перечисленных негативных факторов были и конкуренты, поэтому премьерные выходные прошли катастрофически, а в мировом прокате он не набрал даже 20 миллионов.
Пэн: Путешествие в Нетландию / Pan (2015)
Режиссёр Джо Райт
Рейтинг на Кинопоиске – 6,2; IMDb – 5,8
Фильмы Джо Райта постоянно собирали многочисленные номинации и награды. Пока он не взялся за приквел к одноимённой сказке Джеймса Барри с огромным бюджетом и несильным сценарием. Как критически, так и коммерчески, первая попытка Райта создать крупнобюджетную картину обернулась абсолютной катастрофой. Что хуже рейтинга 27% на Rotten Tomatoes, так это потеря 150 миллионов долларов.
Сарафанное радио теперь эффективнее чем когда-либо способно погубить кассовые сборы. Интернет облегчил людям возможность узнавать о негативных реакциях, связанных с фильмами. А в случае с «Пэном» были и другие факторы. Например, споры вызвало утверждение Руни Мары на роль Тигровой Лилии, а маркетинговая команда не могла определиться, детский ли это фильм, в итоге отнесли его к жанру семейного фэнтези.
Следующей работой Джо Райта стала драма «Тёмные времена», снискавшая одобрение критиков и собравшая кучу наград. Таким образом, «Пэн» остаётся худшей работой в фильмографии режиссёра.
Джек – покоритель великанов / Jack the Giant Slayer (2013)
Режиссёр Брайан Сингер
Рейтинг на Кинопоиске – 6,3; IMDb – 6,3
Эта многомиллионная адаптация сказки стала наибольшим пятном в карьере Брайана Сингера, если не считать разрушительных обвинений в сексуальном насилии на волне движения #MeToo. Его версия английской народной сказки о смелом пареньке Джеке мало кого впечатлила.
Критики восприняли её практически равнодушно, зрители тоже. Рецензии разошлись, и народ обошёл фильм стороной. Есть и другие причины провала. Исполнитель главной роли Николас Холт, безусловно, талантлив, но его звёздности не хватило, чтобы привлечь аудиторию. До «Джека – покорителя великанов» его единственная ведущая роль была в фильме «Тепло наших тел», ориентированном на молодёжную аудиторию. И, возможно, адаптация сказок – не самый приветствуемый зрителями жанр.
Ковбои против пришельцев / Cowboys & Aliens (2011)
Режиссёр Джон Фавро
Рейтинг на Кинопоиске – 5,9; IMDb – 6
За карьеру Джона Фавро никто не переживает. Режиссёр, стоящий за «Железным человеком», «Книгой джунглей» и «Эльфом», наверное, не сильно расстроился, что его научно-фантастический вестерн не стал кассовым хитом. Это единичное недоразумение в его дико успешной карьере.
Тем не менее, эта картина собрала 175 миллионов долларов по всему миру, а на создание ушло 163 миллиона. Если прибавить расходы на печать и рекламу, говорят, убыток составил более 80 миллионов долларов. Причём Фавро тогда был на вершине славы. Что же пошло не так?
На самом деле, чем выше оригинальность, тем больше риск для студии. В прошлом году в топ-10 не попал ни один фильм с оригинальным сценарием. Эта тенденция сохраняется уже около десяти лет. Оригинальные фильмы с большим бюджетом нуждаются в хорошей рекламе и хороших обзорах. С «Ковбоями против пришельцев» этого не было.
Фильм рекламировали как относительно серьёзное научно-фантастическое кино, что просто не вяжется с сюжетом (две непримиримые стороны, ковбои и индейцы, получают общего врага – инопланетного завоевателя). Критики обратили на это внимание, а также в итоге отметили, что фильм получился не таким смешным, каким должен был. Молва разошлась, и картина провалилась.
Милые кости / The Lovely Bones (2009)
Режиссёр Питер Джексон
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 6,7
Самое приятное, что можно сказать о «Милых костях» это то, что кассовый провал не так велик, как в случае с другими фильмами из этого списка. На самом деле, это не провал, а финансовое разочарование. Сборы в 93 миллиона долларов при бюджете в 65 миллионов долларов – вроде неплохо. Но только пока мы не учтём другие расходы.
Если всё сложить, становится совершенно ясно, что фильм, вероятно, оказался на грани окупаемости. Это, безусловно, шаг вниз от мега кассовой трилогии «Властелин колец» и «Кинг-Конга», снятых Джексоном ранее. Сравнение, может, и не совсем справедливое, никто и не ожидал, что этот фильм сравняется с «Властелином колец», но сборы в любом случае маловаты, учитывая популярность бестселлера Элис Сиболд, на котором основан сценарий.
Спиди Гонщик / Speed Racer (2008)
Режиссёры Лилли Вачовски, Лана Вачовски
Рейтинг на Кинопоиске – 5,6; IMDb – 6
После трилогии «Матрица» Вачовски постигла неудача и с «Восхождением Юпитер», и с «Спиди Гонщиком». «Облачный атлас» и телесериал для Netflix «Восьмое чувство» тоже далеки от предыдущих успехов режиссёров. Но мы не будем анализировать все их проекты, остановимся на их первой неудаче – «Спиди Гонщике».
Под гнётом критики и сомнительного маркетинга фильм собрал лишь немного более 90 миллионов, потеряв около 80 миллионов долларов. Спустя время отзывы потеплели, но это не изменит того факта, что при запуске на большие экраны фильм провалился.
Александр / Alexander (2004)
Режиссёр Оливер Стоун
Рейтинг на Кинопоиске – 7,2; IMDb – 5,6
Ни одна из неудач Оливера Стоуна не выдержит сравнения с «Александром», провалившимся по всем статьям. Эту мега бюджетную эпопею критики и зрители порвали в клочья. Несмотря на звёздный ансамбль и затраченные 155 миллионов картина получила 6 номинаций на антипремию «Золотая малина» и с треском провалилась в американском прокате.
«Александр» – одна из самых дорогих исторических драм. Бюджет превысил сумму, затраченную на такие картины, как «Гладиатор», «Ной», «300 спартанцев», «Храброе сердце», «Помпеи». Лишь более поздние исторические эпосы Ридли Скотта («Робин Гуд», «Исход: Цари и боги», «Царство небесное») умудрились раскрутить студии на подобные вложения.
В 2004 году, до волны фильмов о супергероях, производство таких картин было огромным риском. Исторические фильмы не сопоставимы с блокбастерами, им приходится привлекать аудиторию иными способами. Конечно, некоторые шедевры в этом жанре более чем преуспели. Но если такие фильмы, как «Гладиатор» или «Храброе сердце» достигли огромного успеха и стали любимцами критиков, то «Александр» – полная им противоположность.
Комментарии1