9 интересных фактов о фильме «Девять дней одного года»
Кто мог бы сыграть главные роли, как отреагировали на фильм учёные и какие сцены вырезали из фильма.
В 60-е годы прорыв в космической и оборонной промышленности СССР вызвал всплеск интереса к «технарям». Кино не осталось в стороне, и режиссёры активно взялись за научные темы. Драма «Девять дней одного года» об опасной работе физиков-ядерщиков стал одним из самых резонансных фильмов, который с одинаковым энтузиазмом обсуждали и в научных, и в киноведческих кругах.
Сценарий фильма с рабочими названиями «365 дней» или «Я иду в неизвестное» писали режиссёр Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий, который был автором идеи. На это у них ушло два года, так как они работали по принципу: если утренняя газета интересней, чем-то, о чём рассказывает сценарий — надо все переписывать! Их консультантами были настоящие ученые, в том числе и звёзды науки — лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау. Съёмки фильма проходили в лаборатории Курчатовского института, в посёлке физиков Института ядерных исследований и на «Мосфильме».
На главную роль Ромм хотел взять Олега Ефремова, но сценарист настаивал на кандидатуре Алексея Баталова. Режиссёру не нравилось, что Баталов ничего не знал про ядерную физику и вообще был равнодушен к этой науке, а ему был нужен увлечённый популярной темой экспрессивный актёр. Баталов же очень хотел сыграть учёного новой формации, и вместе со сценаристом они уговорили Ромма хотя бы попробовать… В результате Баталова даже просили не настолько вживаться в роль, а то у него получается трагедия с первого кадра.
На съёмках предыдущего фильма «Дама с собачкой» у Алексея Баталова началась болезнь глаз. Он не мог сниматься в ярко освещённом павильоне, а для «лаборатории» требовалось много света. Ради актёра Ромм «выбил» для съёмок редкую экспериментальную плёнку с повышенной светочувствительностью. Благодаря ей можно было снимать в полутьме, и Баталов мог спокойно работать.
На роль Ильи Куликова был утверждён Юрий Яковлев, но к началу съёмок актёр попал в больницу. Тогда Михаил Ромм решил взять Иннокентия Смоктуновского, который много снимался, но оставался незамеченным. Его кандидатуру посоветовала жена режиссёра — актриса Елена Кузьмина, да и сам Ромм был с ним знаком — снимал его в эпизоде фильма «Убийство на улице Данте», это было первое появление актёра на экране. Сам Смоктуновский за своего героя очень переживал — он понимал, что зрители его не полюбят. Даже в сценарии Куликов был назван скользким типом, хотя актёр видел в нём достаточно положительных качеств.
В эпизоде снимался Лев Дуров, который потом вспоминал, что режиссёр тщательно подбирал актёров даже для просто пробега в кадре, а Дурову предстояло сыграть офицера КГБ. Ромму он не понравился — был слишком обаятельным, «…а по роли требовалось „мурло“». Актёра выручил его преподаватель Сергей Блинников, который играл директора института. Он сказал, что Дуров ещё какое «мурло», его в институте только за это и держали… Все посмеялись, и Дуров был утверждён.
Перед премьерой фильм показывали комиссии от атомной промышленности, и она долго решала — нужен такой фильм или он отпугнёт молодых учёных от этой отрасли. Чиновник из комиссии увидел, что в фильме много лысых мужчин и выпытывал у Ромма, не имел ли тот ввиду, что все они облучены? За фильм заступились учёные, хотя на самом деле и у них было много вопросов — им было непонятно, чем конкретно занимался Гусев, так как в фильме смешали несколько несочетаемых экспериментов. Фильм подписали в прокат только после вырезания нескольких особо мрачных моментов, например, запретили показывать, что Гусев ослеп в результате экспериментов, и вырезали похороны Синцова.
«Девять дней одного года» произвёл неизгладимое впечатление на научную интеллигенцию. В исследовательских институтах организовывались обсуждения, куда приглашали режиссёра и сценариста. Главной темой споров был тип современного учёного — это одержимый экспериментатор Гусев или теоретик Куликов? Несмотря на то, что режиссёр явно симпатизировал первому типу, однозначного мнения не было ни в одном институте.
Драма «Девять дней одного года» стала лучшим фильмом 1962 года по опросу читателей журнала «Советский экран», а режиссёр, сценарист, оператор и исполнитель главной роли Алексей Баталов получили Государственные премии РСФСР. Оценили фильм и за рубежом — он выиграл главную премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, получил диплом кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, а также приз польских кинокритиков за лучший зарубежный фильм в польском прокате.
Сценарий фильма с рабочими названиями «365 дней» или «Я иду в неизвестное» писали режиссёр Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий, который был автором идеи. На это у них ушло два года, так как они работали по принципу: если утренняя газета интересней, чем-то, о чём рассказывает сценарий — надо все переписывать! Их консультантами были настоящие ученые, в том числе и звёзды науки — лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау. Съёмки фильма проходили в лаборатории Курчатовского института, в посёлке физиков Института ядерных исследований и на «Мосфильме».
На главную роль Ромм хотел взять Олега Ефремова, но сценарист настаивал на кандидатуре Алексея Баталова. Режиссёру не нравилось, что Баталов ничего не знал про ядерную физику и вообще был равнодушен к этой науке, а ему был нужен увлечённый популярной темой экспрессивный актёр. Баталов же очень хотел сыграть учёного новой формации, и вместе со сценаристом они уговорили Ромма хотя бы попробовать… В результате Баталова даже просили не настолько вживаться в роль, а то у него получается трагедия с первого кадра.
На съёмках предыдущего фильма «Дама с собачкой» у Алексея Баталова началась болезнь глаз. Он не мог сниматься в ярко освещённом павильоне, а для «лаборатории» требовалось много света. Ради актёра Ромм «выбил» для съёмок редкую экспериментальную плёнку с повышенной светочувствительностью. Благодаря ей можно было снимать в полутьме, и Баталов мог спокойно работать.
На роль Ильи Куликова был утверждён Юрий Яковлев, но к началу съёмок актёр попал в больницу. Тогда Михаил Ромм решил взять Иннокентия Смоктуновского, который много снимался, но оставался незамеченным. Его кандидатуру посоветовала жена режиссёра — актриса Елена Кузьмина, да и сам Ромм был с ним знаком — снимал его в эпизоде фильма «Убийство на улице Данте», это было первое появление актёра на экране. Сам Смоктуновский за своего героя очень переживал — он понимал, что зрители его не полюбят. Даже в сценарии Куликов был назван скользким типом, хотя актёр видел в нём достаточно положительных качеств.
В эпизоде снимался Лев Дуров, который потом вспоминал, что режиссёр тщательно подбирал актёров даже для просто пробега в кадре, а Дурову предстояло сыграть офицера КГБ. Ромму он не понравился — был слишком обаятельным, «…а по роли требовалось „мурло“». Актёра выручил его преподаватель Сергей Блинников, который играл директора института. Он сказал, что Дуров ещё какое «мурло», его в институте только за это и держали… Все посмеялись, и Дуров был утверждён.
Перед премьерой фильм показывали комиссии от атомной промышленности, и она долго решала — нужен такой фильм или он отпугнёт молодых учёных от этой отрасли. Чиновник из комиссии увидел, что в фильме много лысых мужчин и выпытывал у Ромма, не имел ли тот ввиду, что все они облучены? За фильм заступились учёные, хотя на самом деле и у них было много вопросов — им было непонятно, чем конкретно занимался Гусев, так как в фильме смешали несколько несочетаемых экспериментов. Фильм подписали в прокат только после вырезания нескольких особо мрачных моментов, например, запретили показывать, что Гусев ослеп в результате экспериментов, и вырезали похороны Синцова.
«Девять дней одного года» произвёл неизгладимое впечатление на научную интеллигенцию. В исследовательских институтах организовывались обсуждения, куда приглашали режиссёра и сценариста. Главной темой споров был тип современного учёного — это одержимый экспериментатор Гусев или теоретик Куликов? Несмотря на то, что режиссёр явно симпатизировал первому типу, однозначного мнения не было ни в одном институте.
Драма «Девять дней одного года» стала лучшим фильмом 1962 года по опросу читателей журнала «Советский экран», а режиссёр, сценарист, оператор и исполнитель главной роли Алексей Баталов получили Государственные премии РСФСР. Оценили фильм и за рубежом — он выиграл главную премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, получил диплом кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, а также приз польских кинокритиков за лучший зарубежный фильм в польском прокате.
Комментарии1