"Как я снимался в массовке у Кристофера Нолана"
В апреле прошлого года, просматривая утром местные новостные сайты, мне попалась на глаза небольшая статейка. Там говорилось о том, что для участия в съёмках голливудского фильма, которые будут проходить в Эстонии, приглашаются на кастинг мужчины и женщины от 18 до 80 лет. Отложилось в памяти потому, что во–первых одно из мест где будет запись на кастинг, было в маленьком городке недалеко от моего дома и во–вторых "Вот где цветник женский соберется" подумал я тогда. Тогда ещё не было информации о самом фильме, вообще никакой.
И вот 6–го мая я на месте. Время около 14.30 (начало в 14.00). Никакого ажиотажа, так, человек может 6–8 внутри. Честно, если бы меня девчонка из команды кастинга не спросила–"Мужчина вы на кастинг?", я бы просто ушел. А так оставил свои контактные данные, меня сфотографировали и я про этот эпизод почти забыл.
Потом понемногу начала появляться дополнительная инфа (режиссер — Кристофер Нолан, в ролях — Роберт Паттинсон(Сумерки),Элизабет Дебики(Великий Гэтсби), Джон Дэвид Вашингтон(Черный Клановец, (сын Дензела Вашингтона)), жанр — боевик, триллер, драма и поражающий воображение бюджет картины 225 миллионов долларов который только на 40 миллионов уступает "Аватару", считающегося самым дорогим фильмом в истории.
16–го мая пришло письмо от эстонской кинокомпании AllFilm, которая помогала команде Нолана снимать в Эстонии. Там было написано что меня взяли.
15 июня, я на машине поехал к 6 утра к таллинскому Горхоллу, там и должны были идти съёмки фильма. Уже на подъезде я прифигел от количества идущего и едущего туда народа! Мужчины в костюмах, женщины в вечерних платьях(одежда была заранее утверждена и выбрана из посланных мной 3–х вариантов, требование было «для похода в театр»). Была выделена бесплатная парковка, на которую помогали заехать регулировщики. На территории где собиралась вся массовка, были разбиты огромные шатры, там в соответствии с полученной букве на входе люди и рассаживались.
Вообще по организации хочу сказать, что это просто невероятно, как Allfilm смог всё организовать! В первый день на съёмки пришло более 4000 человек. Очередей за едой и на парковке практически не было. Огромное количество биотуалетов, где не переводилась бумага. По еде: утром кофе или чай, пирожок, яблоко или банан, бутылка воды и сэндвич. В обед что–нибудь вроде гуляша с мясом или рис с котлетами, каждый день было разное меню( для вегетарианцев отдельно). Сок и вода, что–то сладкое. И вечером тортилья или врап с курицей или другим мясом. Кофе и шоколадки вообще в течении дня съёмок, когда выходишь в туалет или покурить — мог брать сколько хочешь. Помогали всё разруливать нанятые учащиеся Школы искусств одетые в яркие жилетки и снабжённые рациями и громкоговорителями.
Был отдельный шатёр где гримировали «оркестр» и военных одетых в форму с кучей медалей, а так же других актёров второго и третьего планов. Телефонами пользоваться и тем более снимать было нельзя, желающие сдавали телефоны у специальных столов, потом вечером получали. Но конечно далеко не все были готовы отказаться от гаджетов, чтобы кого–то за них выгоняли–не видел.
По моим ощущениям где–то 50% разговаривало на эстонском, 30%–на русском и остальные на английском. Иностранцев было много, я думаю что многие приехали специально — фанаты Нолана.
Когда все позавтракали, разбившись на группы, мы пошли к самому зданию Горхолла. Оказалось, что карточки которые выдавали на входе — это номер секции в зале. У меня был Е. Я сидел прямо по центру, за осветительным пультом, где осуществляется настройка освещения и звука в зале. За этим пультом сидели эстонские актёры их потом снимали крупным планом. Место потом я не менял 3 дня, только потом, когда вместо 4000 человек приходило хорошо если 1500 — нас тусовали для создания иллюзии полного зала.
Наше здание Горхолла (его для Нолана даже расконсервировали и открыли впервые за много лет), изображало в фильме «Национальную оперу Украины». Соответственно мы были «жителями Украины». Уже за два дня до 15 июня, папарацци засняли из–за забора много машин Тойота Приус в украинской полицейской расцветке, автомобилей "скорой помощи" и броневиков украинских сил специального назначения.
В первый день снимали начало концерта симфонической музыки. На сцене рассаживался оркестр с инструментами, дирижёр занимал своё место на возвышении, а зрители проходили на свои места. Дублей было очень много. Снимали на здоровенные камеры IMAX c разных ракурсов (они работают кстати очень шумно). Несколько человек из команды Нолана выбирали людей из зала, которые раз за разом проходили на свои места а сидящие вставали и пропускали их. Были распечатанные «программки» для концерта и некоторые оживлённо их обсуждали между собой.
Помощники режиссёра обращались к залу на английском, а 2 девушки потом переводили сказанное на эстонский и русский.
Ну вот все расселись, музыканты настраивали свои инструменты и тут раздались очереди из автоматов. Я думаю специально зал не предупредили, сняли естественную реакцию людей. На сцену выбежали «террористы» одетые в разнообразную одежду защитного цвета. Выглядели они конечно хоть и страшно, но как–то "бомжевато". Первую пулю словил дирижёр. Как же он красиво упал со своего подиума! Сразу скажу, что так же падал он ещё раз 50, пока снимали дубли. Героический мужик. На следующие дни его появление зал встречал бурными аплодисментами. А он раскланивался. Несколько женщин и мужчин из оркестра получили прикладами по голове и повалились со стульев. А нападавшие рассредоточились по залу. Всем зрителям сказали изображать испуг и склониться к передним сидениям.
За этими дублями и прошёл первый съёмочный день, с перерывом на обед. Закончилось всё только к 8 вечера. Народ забрал свои пакеты с ужином и разъехался по домам.
На следующий день началось всё тоже в 6 утра. В зале все сели на свои места, досняли снова — как всё только начинается, видимо режиссёру что–то не понравилось. А потом нам сказали что приехал спецназ и пустил усыпляющий газ. Чтобы все засыпали в естественных позах.
Пока не забыл, и спецназовцев и террористов играли курсанты нашей Академии полиции, я с ними на перекурах поболтал. Они так и ходили везде с оружием, и на еду и на перекуры. Все дни было очень жарко и «спецура» парилась в своей форме.
Все по команде «волнами» стали «отрубаться». Террористы достали и надели противогазы и начался экшен. Сверху раздались выстрелы и по лестницам между, рядами начали сбегать люди в чёрной форме, в шлемах, армейских противогазах и бронежилетах с надписью. Началась перестрелка с захватчиками. Хочу сказать, что холостыми патронами стреляли не в каждом дубле. В основном, что спецназовцы, что террористы смешно дёргали автоматами и кричали «пиу–пиу». Между рядами прятался специальный человек, который стрелял из пейнтбольного ружья шариками с краской, то в одних, то в других. Захватчики «погибали» один за другим. Тогда и появился Джон Вашингтон, тоже в шлеме и маске, одетый в форму спецназа. Зрители всё «спали».
Вообще, хочу сказать, что Джон на редкость забавный парень. В моменты между дублями он шутил со зрителями, постоянно улыбался, а когда что–то не получалось, он кричал Fuck и бил себя автоматом по шлему.
Так прошёл и второй день. На 3–й народу пришло сниматься уже ощутимо меньше. Наверное не все были готовы сидеть с 6–ти утра до 7–8 вечера. Помощники Нолана начали собирать людей ближе к центру зала. Всё действие разворачивалось там. Пиротехники закладывали маленькие заряды на сидения и на пол, чтобы изобразить попадания от пуль. В сцене где Вашингтон проезжает по дубовым перилам, а за ним в них попадают пули, накладки полностью имитирующие эти широкие перила со спрятанными в них зарядами, меняли 3 (!) раза. Т.е их изготовили 3 штуки. Одна из сцен снималась прямо в 2–х метрах от меня. Там один из спецназовцев хватает Джона Вашингтона и спрашивает «Шо ти робиш? Хто ти?» — понять что под маской скрывается чёрный, действительно было нельзя. Потом было ещё несколько эпизодов и следующая сцена была у меня над головой, из аппаратной через разбивающиеся окно выпадал человек, а Вашингтон закидывал туда рюкзак со взрывчаткой. Получалось это у него через раз. Рюкзак часто не долетал до окна и падал вниз. Для этой сцены под окном смонтировали мягкий настил. Зрителям уже можно было «просыпаться» и удивлённо поглядывать по сторонам.
На 4–й день пришло уже может 1000 человек. Всех собрали в центр (меня посадили уже в первом ряду) и переснимали несколько эпизодов. А в конце снимали эпичный взрыв в аппаратной. Сначала помощник Нолана долго рассказывал как всё будет. Взорвётся специальный газ, полетят куски картона изображающие обломки и чтобы все не меняли своих поз и продолжали «спать».
Я сидел на первом (!) ряду и когда пыхнуло, меня по затылку ударило тёплым воздухом. Не представляю как там ближе к эпицентру было. Когда я повернулся, то увидел что всё усыпано кусками картона.
Потом вся съёмочная группа вышла к зрителям и поблагодарила. Так они делали в каждый съёмочный день. Но тут прямо полная сцена была. Кристофер Нолан приходил где–то после 8–ми утра, все дни когда шли съёмки и присутствовал почти весь день, ну мне так показалось. У него был свой металлический стакан с крышкой всегда в одной руке, который ему периодически меняли ассистенты. Почти каждый дубль он проглядывал сразу и вносил корректировки, объяснял актёрам как он видит сцену. Почти каждую локацию для камеры — он просматривал лично, перемещаясь по всему залу.
Каждый из 4–х дней, в конце каждого, была лотерея по 3 приза каждый раз. Телевизоры, подарочные карты, электроскутеры и т.д.
Платили на счёт по 50 евро «чистыми» за каждый день. Понимаю, что это очень мало, но я например, был там совсем не ради денег. Я записался ещё на съёмки с машиной, на несколько дней, на нашей «канаве» Laagna tee, но потом мне отказали ( это там, в трейлерах, разбитые автомобили "собираются заново"). Там массовке в основном нужно было ездить задом, чтобы можно было снять инверсию времени. Посмотрев первый трейлер фильма, я понял почему меня отбраковали. Там разбили почти такой же чёрный Land Rover, как тот, на котором хотел приехать я. За водителя с автомобилем платили уже 90 евро в день + подарочная карта на 15 евро на бензин ( или можно было выставить счёт от фирмы на 120 евро за каждый день).
Там я познакомился с кучей красивых девушек,в том числе и менеджером по отбору актёров для массовки AllFilm, взял у неё почту и теперь меня зовут на съёмки эстонских фильмов. Правда из — за пандемии перенесли большинство съёмок на осень.
Понравилось актёрам и в то же время их поразило то, что в основном эстонцам было на них «насрать», в смысле что когда они шлялись по Старому городу и его барам, почти никто не приставал к ним с просьбами об автографе и сэлфи.
Во время семинедельных съемок компания Warner Bros. потратила в Эстонии 16,5 миллионов евро (менее десятой части бюджета фильма) и вернула с этого 30 процентов. Благодаря программе Эстонского института кино (EFI) Film Estonia, которая была создана для привлечения иностранных кинематографистов. Эта система, известная как возврат наличных, означает, что у режиссера есть возможность вернуть часть потраченных здесь денег. Это не уникальное явление, подобные программы существуют во многих странах. Нолан был освобожден от уплаты полной суммы, и правительство, возместило почти 5 миллионов евро. Всего в Таллинне съемки проходили в 13 местах. Для съемок были наняты несколько эстонских кинематографистов. Американцы были настолько ими довольны, что световые группы и часть специалистов по подготовке сцены позже были приглашены для участия в съемках “Довода” в других странах. Известно, что у кинематографистов были разногласия с мэром Таллинна Михаилом Кылвартом (или, по крайней мере, это было разыграно на публике). В конце концов, контракт был подписан, и Allfilm и Warner Bros. должны были заплатить городу около 372 900 евро за закрытие улиц. Кроме того, мэр попросил у создателей фильма денег на культурную программу, которая обошлась в 37 000 евро. В рамках этого мероприятия на Певческом поле был организован бесплатный музыкальный концерт.
Даже сами исполнители главных ролей, не понимали толком о чём собственно картина. Совсем в духе Кристофера Нолана.
Пострадало в время съёмок в Горхолле кажется 2 человека. Одна женщина полезла за огороженную лентой территорию и сломала ногу, а ещё одной — горячая автоматная гильза попала в лицо.
Кстати читал, что выбрать свой город для начала фильма про агента 007 — стоит около 10 миллионов долларов. Таллинн в своё время не потянул.
Что резюмируя хочу сказать? Мне всё очень понравилось. У нас премьера состоится 26.08.2020 в 00.01 первый сеанс (в США только 03.09), билеты все раскуплены. Я пойду в 11.45, может себя там увижу, хотя особо не надеюсь конечно. Посмотреть воочию,как работает один из культовых режиссёров нашего времени — бесценно.