Почему Марфушенька из «Морозко» — настоящий образ русской женщины
Любимой с детства новогодней сказке почти 60 лет. И все это время добрая девушка Настенька считалась главной положительной героиней, а Марфушенька — ее антиподом.
Однако все не так однозначно, как нам пытались представить, и вот почему.
Любопытно, но вся из себя положительная Настенька из сказки «Морозко» нравится далеко не всем зрителям. Да, она милая, красивая, добрая. Но этот лепечущий голосок, эти наивные оленьи глаза…
Куда интереснее харизматичная Марфушка. Однако ее в фильме представили резко отрицательным персонажем, так что нравиться зрителю она, в общем-то, и не должна. И очень даже зря! Ведь Марфушенька — это яркий пример типичной русской женщины
— У Некрасова есть вечные строки, воспевшие русскую женщину: ⠀
«В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!»
⠀
В соционике данный архетип называется «Маршал Жуков». Им можно полюбоваться в сказке «Морозко», в лице прекрасной русской женщины по имени Марфушенька.
⠀
Давайте отбросим мелкие детали, которые нас запутывают — там, где Марфушку выставляют на посмешище (заметьте, не по ее вине, а в основном, по вине матери). И рассмотрим стрессовую ситуацию, в которой и проявляется сила личности.
⠀
Вот каждая из девушек замерзает под деревом. Является суровый Морозко с откровенно провокационным вопросом: «Тепло ли тебе, девица?» Каждая из девушек тут проявляет себя по-разному. Настенька — «Есенин» по социотипу, елейным голосом лицемерит: «Тепло, Морозушка…» Лицемерит до тех пор, пока не приходится признать: «Замерзаю».
Настя — архетипический образ русской женщины-жертвы, склонной страдать и наслаждаться своими страданиями.
Она находится в тяжелой для себя ситуации — подвергается издевательствам мачехи и не делает ничего, чтобы что-либо изменить. Это и есть позиция жертвы.
Вопрос в другом. Почему положительным в сказке считается герой, склонный к лицемерию, а прямолинейный и искренний — отрицательным?
Как отвечает на вопрос Морозко отважный «Маршал Жуков»?
⠀
«Ты что, старый, не видишь, что у меня руки и ноги замерзли?»
⠀
Что можно увидеть в этом ответе? Во-первых, бесстрашие. Во-вторых, искренность. Представьте себе, юная девушка, которая и из дому-то раньше почти не выходила, в лесу одна, почти замерзла, а тут незнакомый мужик задает откровенно издевательский вопрос.
⠀
И тут Марфушка показывает, что лицемерить она в угоду мужику не будет и за себя постоит. Это несмотря на то, что ее испортили и разбаловали до крайности. Вы представляете, какой у нее был бы потенциал, если бы ее правильно воспитали?
⠀
Марфуша не боится прямо говорить о своих желаниях:
⠀
«Хочу жениха! Хочу приданого!»
За весь фильм Марфушка ни разу не солгала, не струсила. Вспомните, как она, не умеючи плавать, бросилась в пруд ловить утку, чтобы порадовать гостя. Не раздумывая, рискнула жизнью, в надежде любить и быть любимой. Можете представить, какой верной и преданной женой она будет, если немного подучить ее ведению хозяйства. Такие женщины пойдут в огонь и воду не только за себя, но и за своих близких.
В итоге Марфушку наказали, травмировали, унизили. За что? За то, что была честна, не лгала и не лицемерила. Да, еще за грехи ее матери. А Настенька, которая по сути не проявила никаких качеств, кроме рабской покорности и лицемерия, преподнесена нам как идеал русской женщины.
Почему? Потому что испокон веков на Руси любят жертв, мучеников и страдальцев. А смелых и честных не любят — побаиваются. Только Некрасов и сумел оценить всю неочевидную красоту женщин-Жуковых.
Куда интереснее харизматичная Марфушка. Однако ее в фильме представили резко отрицательным персонажем, так что нравиться зрителю она, в общем-то, и не должна. И очень даже зря! Ведь Марфушенька — это яркий пример типичной русской женщины
— У Некрасова есть вечные строки, воспевшие русскую женщину: ⠀
«В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!»
⠀
В соционике данный архетип называется «Маршал Жуков». Им можно полюбоваться в сказке «Морозко», в лице прекрасной русской женщины по имени Марфушенька.
⠀
Давайте отбросим мелкие детали, которые нас запутывают — там, где Марфушку выставляют на посмешище (заметьте, не по ее вине, а в основном, по вине матери). И рассмотрим стрессовую ситуацию, в которой и проявляется сила личности.
⠀
Вот каждая из девушек замерзает под деревом. Является суровый Морозко с откровенно провокационным вопросом: «Тепло ли тебе, девица?» Каждая из девушек тут проявляет себя по-разному. Настенька — «Есенин» по социотипу, елейным голосом лицемерит: «Тепло, Морозушка…» Лицемерит до тех пор, пока не приходится признать: «Замерзаю».
Настя — архетипический образ русской женщины-жертвы, склонной страдать и наслаждаться своими страданиями.
Она находится в тяжелой для себя ситуации — подвергается издевательствам мачехи и не делает ничего, чтобы что-либо изменить. Это и есть позиция жертвы.
Вопрос в другом. Почему положительным в сказке считается герой, склонный к лицемерию, а прямолинейный и искренний — отрицательным?
Как отвечает на вопрос Морозко отважный «Маршал Жуков»?
⠀
«Ты что, старый, не видишь, что у меня руки и ноги замерзли?»
⠀
Что можно увидеть в этом ответе? Во-первых, бесстрашие. Во-вторых, искренность. Представьте себе, юная девушка, которая и из дому-то раньше почти не выходила, в лесу одна, почти замерзла, а тут незнакомый мужик задает откровенно издевательский вопрос.
⠀
И тут Марфушка показывает, что лицемерить она в угоду мужику не будет и за себя постоит. Это несмотря на то, что ее испортили и разбаловали до крайности. Вы представляете, какой у нее был бы потенциал, если бы ее правильно воспитали?
⠀
Марфуша не боится прямо говорить о своих желаниях:
⠀
«Хочу жениха! Хочу приданого!»
За весь фильм Марфушка ни разу не солгала, не струсила. Вспомните, как она, не умеючи плавать, бросилась в пруд ловить утку, чтобы порадовать гостя. Не раздумывая, рискнула жизнью, в надежде любить и быть любимой. Можете представить, какой верной и преданной женой она будет, если немного подучить ее ведению хозяйства. Такие женщины пойдут в огонь и воду не только за себя, но и за своих близких.
В итоге Марфушку наказали, травмировали, унизили. За что? За то, что была честна, не лгала и не лицемерила. Да, еще за грехи ее матери. А Настенька, которая по сути не проявила никаких качеств, кроме рабской покорности и лицемерия, преподнесена нам как идеал русской женщины.
Почему? Потому что испокон веков на Руси любят жертв, мучеников и страдальцев. А смелых и честных не любят — побаиваются. Только Некрасов и сумел оценить всю неочевидную красоту женщин-Жуковых.
Пожалуйста оцените статью и поделитесь своим мнением в комментариях — это очень важно для нас!
Комментарии2