"Щедрость Перрье" (aka "Сорвать куш") — криминальная комедия
Интересные фильмы из прошлого, которых я раньше не видел приходят ко мне, как правило, несколькими путями. Самый распространённый вариант — это когда фильм мне рекомендует кто-то из знакомых, то есть он уже прошёл некий отбор. Разумеется, далеко не всегда решительно всё, что нравится моим друзьям и близким нравится мне, равно как и наоборот. Но это всё ещё происходит достаточно часто. Второй — это когда ты начинаешь изучать фильмографии интересных тебе актёров или режиссёров и глаз цепляется за какую-то отдельную постановку. Что-то вроде:
Данный же фильм выпрыгнул на меня как чёртик из табакерки. Хотя казалось бы. Криминальная комедия в духе Гая Ричи, в главных ролях Киллиан Мёрфи, Брендан Глисон, Джим Броадбент и куча других артистов, произведено это всё ирландским постановщиком в 2009 году — а я до 2023-го даже краем глаза её ни разу не зацепил. Ну или зацепил, но мозг этого совершенно не отфиксировал.
В общем зашёл я на днях на сайт, где лежат всякие фильмы в оригинале с субтитрами (я много оттуда в последнее время смотрю), чтобы поглядеть вполне конкретное кино: «Эффект Лазаря» с Оливией Уайлд. Вот просто захотелось именно его. Но данной картины на сайте не оказалось, её успешно выпилили и пока не вернули взад. Тогда я стал искать чем бы занять вечер, который уже был предварительно забронирован на просмотр фильма, и при копании в списках в случайном порядке, нашёл некий «Сорвать куш». Меня порадовал список актёров (как минимум Глисон и Мёрфи, которые уже играли вместе в отличном фильме Дэнни Бойла «28 дней спустя»), я увидел, что продолжительность его меньше полутора часов, ну и решил таки приобщиться.
И да, фильм в оригинале называется «Perrier's Bounty», то есть «Награда Перрье». Но у нас он известен как под слегка коверкающим смысл названием «Щедрость Перрье», так и в совершенно дурацком варианте «Сорвать куш» (именно под ним он, кстати, и проходит на «Кинопоиске»). Ну, видимо, чтобы сразу возникали ассоциации с Ричи, хотя никакой куш главный герой сорвать не пытается.
Итак, в двух словах про завязку сюжета. Без важных спойлеров, потому что как и в случае с любым добротным подобным фильмом, лучше всю круговерть событий узнавать самому. Паренёк неопределённого рода занятий Майкл МакКрей (Киллиан Мёрфи) должен денег дублинскому криминальному воротиле Даррену Перрье (Брендан Глисон). Сумма не сказать, что внушительная, но Перрье прощать долги никому не намерен. А поэтому подсылает двух подручных в дом к Майклу, чтобы те напомнили ему, что срок расплаты уже не за горами и деньги неплохо бы вернуть. Те, пригрозив, что при следующем визите сломают парню ноги, ретируются. А МакКрей решает попытать счастья и одолжить денег у другого криминального элемента местного разлива (Лиам Каннингем), бандита по кличке Mutt (у нас перевели как «Шавка», хотя он скорее «Дворняга» ну и плюс какой уважающий себя бандит будет называть себя шавкой?), но того не оказывается на месте.
А дальше как из рога изобилия. Сначала на героя сваливается его пожилой отец, Джим (Джим Броадбент), с которым тот много лет в ссоре, и заявляет, что прибыл попрощаться, потому что умирает от рака. В это время соседка Майкла, Бренда (Джоди Уиттакер) всё никак не может расстаться со своим парнем, который тот ещё козлина, и Майкл решает по дружбе этот процесс ускорить. И, наконец, когда в дом к герою снова наведывается парочка головорезов, силой обстоятельств он даёт им решительный отпор. А значит теперь он не просто должен немного денег главе дублинской мафии, а уже перешёл ему дорогу, что тот, понятно, просто на тормозах не спустит. Так что МакКрей должен как-то выпутаться из этой ситуации, учитывая, что с ним увязываются отец и Бренда. А помимо всего прочего в сюжете сыграют свою роль торговцы наркотиками, владельцы бойцовских собак и даже загадочный Рассказчик (Гэбриэл Бирн), который за кадром повествует нам о событиях фильма.
***
Прекрасная криминальная комедия, которую я посмотрел с большим удовольствием. При том, что начиналась она не как-то особенно круто. И первые минут пятнадцать я даже прокручивал в голове, что в заметке напишу что-то вроде «Как взять мощнейший актёрский состав, но толком его не использовать». Сюжет поначалу меня вообще не зацепил. Ну есть какой-то мутный дублинский не то наркоман, не то бандит Майкл. Ну должен он денег некоему авторитету, ах как оригинально. Умирающий отец, с которым главный герой в ссоре (прям загадка, что же будет в финале!), парочка карикатурных приспешников главгада, глуповатая соседка, вообще не понятно на кой введённые в сюжет мужики с бойцовскими псами — в общем я уже приготовился скучать. Благо хоть фильм короткий.
И тут оказалось, что вся, казалось бы, ненужная или странная информация, выданная в начале, на деле была арсеналом развешанных ружей. Потому что по ходу повествования и история с отцом оказалась интересной и непростой. И парочка бандитов появилась не просто так. И соседка. И владельцы собак. И вообще все эти элементы были либо заготовками для шуток, либо двигали сюжет. Это прямо приятно удивило, потому как времени на всякую мишуру у режиссёра почти не было и он пользовался им по делу.
Впрочем, на всякий случай уточню, чтобы у вас не сложилось сверх-завышенных ожиданий. Сюжет у фильма интересный, он цепляет, линии героев переплетаются друг с другом, а шутки прямо добротные и смешные. Однако не стоит ждать, что повороты истории будут взрывать вам мозг, а от шуток вы будете кататься по полу с куском ковра в зубах. Как бы этот фильм не сравнивали с Гаем Ричи, у того всё же совершенно иной стиль постановки и темп повествования. Проще говоря, ленты Ричи более динамичные и бодрые, а «Награда Перрье» нетороплива и размерена. Унылой и навевающей скуку она от этого всё равно не становится, однако неплохо бы про это помнить.
И тут, на мой взгляд, куда лучше подошло бы сравнение совсем с другими лицедеями: братьями Мартином и Джоном Майклом МакДоной. Перу первого принадлежит «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», а второго — «Однажды в Ирландии» и «Голгофа». Фильм, конечно, и на их творения похож лишь отчасти, по сути оставаясь весьма самобытным и оригинальным. Однако, вот это ощущение продуваемой ветрами, помятой, но очень колоритной и забавной Ирландии передаёт весьма похоже. Так что при случае надо посмотреть, что ещё снимал режиссёр Иэн Фитцгиббон, он явно весьма талантлив.
Наконец, главное почему я посмотрел это кино: актёры. Актёрский состав тут какой-то до неприличия крутой. И если начиная смотреть фильм я знал про Глисона, Мёрфи, Броадбента и Уиттакер, то дальше оказывается, что одного из парочки бандитов играет Майкл МакЭлхаттон, будущий Русе Болтон из «Игры престолов». Одного из собачников — его коллега по сериалу, Конлет Хилл, он же Варис. Луковый рыцарь Давос тут тоже есть, что не может не радовать: Лиама Каннингема всегда приятно видеть и он везде очень хорош (хотя для меня навсегда останется Райаном из «Псов-воинов» Нила Маршала). В паре эпизодов появляется Нед Деннехи, которого вы точно помните в лицо, ну а у меня первая с ним ассоциация — Чарли Стронг из «Острых козырьков». Местного наркобарыгу, с которым общается Майкл, играет Донал Глисон, сын Брендона. Его вы как раз должны знать хорошо, сейчас он довольно известный актёр, уж в «Звёздных войнах» или «Гарри Поттере» вы его видели точно. Ну и Гэбриэл Бирн очень атмосферно зачитывал всякое за кадром и придавал фильму атмосферы.
Что до основных актёров, то они тут хороши как на подбор. Киллиан Мёрфи раскрывается постепенно, так что поначалу его герой кажется скучным и пресным, но чем дальше, тем больше у него возможностей проявить себя, а актёру — играть. И, конечно, всегда восхищают артисты уровня Киллиана, когда при достаточно характерной и выделяющейся из толпы внешности, они умудряются играть очень сильно разных персонажей. Взять Майкла и поставить рядом с Томасом Шелби из тех же «Острых козырьков» — и не будет вообще ничего общего. Очень талантливый дядька.
В Джиме Броадбенте тоже сомневаться не было никакого смысла. Он столько всего переиграл на своём веку, воплощал настолько разных героев, настолько ловко умеет быть смешным и трагичным в рамках даже одного фильма — что не радовать лично меня это просто не может. Не подвёл Джим и тут, за что ему отдельное спасибо. Роль далеко не такая простая, как кажется поначалу, и он её уверенно вытянул.
А вот с Джоди Уиттакер с самого начала было не вполне ясно. Сама по себе актриса она очень приятная. Но было интересно что она будет выдавать именно в плане игры. Потому что видел я её до того только в трёх проектах. И если в дилогии «Сент Тринианс» («Одноклассницы» в нашем прокате, кстати горячо рекомендую как минимум первую часть) она была на пятом плане, пусть и шикарно оттягивалась, то с последними сезонами «Доктора Кто» всё сложнее. Я пробовал смотреть первый с ней сезон, когда он только выходил. На четвёртой, вроде, серии бросил, потому что это было страшно нелепо и плохо поставлено. И потом, три сезона спустя, посмотрел только финальную серию, чтобы иметь представление о подводке к новым сезонам. И там ничего не изменилось.
Так вот, несмотря на сюжетную и постановочную дурь, сама Уиттакер в титульной роли явно старалась. Плюс на неё выпала нелёгкая доля представлять первую женскую инкарнацию культового героя, что, кстати, вообще не противоречит никаким канонам сериала. Но там и персонаж был прописан очень странно (в ряде моментов Доктор себя просто так не ведёт), и Джоди явно не хватало твёрдой руки постановщика, чтобы более чётко очертить рамки персонажа. Из-за чего местами она неслабо переигрывала, а порой начинала копировать то Дэвида Теннанта, то Мэтта Смита. В общем, было интересно посмотреть на неё в другой роли.
Ну и тут она весьма компетентно играет свою роль второго плана. Поначалу Бренда вот совсем ничего из себя не представляет, но постепенно становится всё более интересной, к финалу даже делая всякие очень полезные штуки сугубо по собственной инициативе. И сыграно это было очень хорошо. А то, что Джоди ещё и весьма хороша собой только добавляло фильму баллов в лице похотливого мужлана перед экраном в моём исполнении.
Наконец, Брендан Глисон хотя и появился как следует только в середине фильма, зажигал всю дорогу как дуговая сварка. Вежливый и спокойный криминальный авторитет из него получится просто отменно, а то как он офигенно играет лицом, я никакими словами передать не смогу, поэтому просто порекомендую увидеть. Ну и опять же нельзя не отметить, каким разным везде бывает Глисон. Просто возьмите «Голгофу», «Гарри Поттера» и этот фильм — и это будут совершенно разные образы. Всё таки богаты британские острова на добротных актёров.
По итогу, я бы сказал так. Безусловно, этот фильм слегка напоминает творчество раннего Гая Ричи. Но только какими-то общими чертами. А так в нём куда больше от творчества братьев МакДона или от какого-нибудь «Слоёного торта» Мэттью Вона. Лично по моим ощущениям это кино вообще почему-то напоминает «Кровавый четверг» (который я тоже горячо советую), хотя тут общего вроде как нет вообще ничего. В любом случае кино добротное и я определённо не пожалел, что его посмотрел. Могу порекомендовать к просмотру.
Трейлер фильма на русском, хотя на мой вкус многовато спойлеров, так что осторожнее:
— О, этот фильм со Шварценеггером я ещё не смотрел. Интересно, он тут играет престарелого винодела с болезненным пристрастием к сушёной вобле. О, а его дочь в исполнении Розамунд Пайк собирается полететь в исследовательскую экспедицию на Марс, но не знает, что её там ждёт. Ух ты, а лучшего друга и наставника Шварца играет Джефф Бриджес, побрившийся налысо и загримированный под прямоходящего рептилоида! И всё это с бюджетом в мой месячный заработок, интересно!
Но есть и третий вариант, самый редкий. Когда фильм просто берётся ниоткуда и ты понятия не имеешь как ты умудрился его пропустить. Тут тоже можно условно поделить этот случай на два подпункта. Либо ты видишь где-то упоминание данной картины и она тебя цепляет (в последнее время у меня так то и дело происходит с шортсами на YouTube или какими-то комментами где угодно), либо ты просто натыкаешься на неё совершенно неподготовленным. И вот когда у меня в прошлый раз было последнее — я, признаться, уже и не вспомню, настолько это редкий случай. Потому что даже совершенно внезапная и очень смешная комедия «Зомби крупным планом», про которую я недавно писал, всё же пару раз мне где-то попадалась до просмотра.Данный же фильм выпрыгнул на меня как чёртик из табакерки. Хотя казалось бы. Криминальная комедия в духе Гая Ричи, в главных ролях Киллиан Мёрфи, Брендан Глисон, Джим Броадбент и куча других артистов, произведено это всё ирландским постановщиком в 2009 году — а я до 2023-го даже краем глаза её ни разу не зацепил. Ну или зацепил, но мозг этого совершенно не отфиксировал.
В общем зашёл я на днях на сайт, где лежат всякие фильмы в оригинале с субтитрами (я много оттуда в последнее время смотрю), чтобы поглядеть вполне конкретное кино: «Эффект Лазаря» с Оливией Уайлд. Вот просто захотелось именно его. Но данной картины на сайте не оказалось, её успешно выпилили и пока не вернули взад. Тогда я стал искать чем бы занять вечер, который уже был предварительно забронирован на просмотр фильма, и при копании в списках в случайном порядке, нашёл некий «Сорвать куш». Меня порадовал список актёров (как минимум Глисон и Мёрфи, которые уже играли вместе в отличном фильме Дэнни Бойла «28 дней спустя»), я увидел, что продолжительность его меньше полутора часов, ну и решил таки приобщиться.
И да, фильм в оригинале называется «Perrier's Bounty», то есть «Награда Перрье». Но у нас он известен как под слегка коверкающим смысл названием «Щедрость Перрье», так и в совершенно дурацком варианте «Сорвать куш» (именно под ним он, кстати, и проходит на «Кинопоиске»). Ну, видимо, чтобы сразу возникали ассоциации с Ричи, хотя никакой куш главный герой сорвать не пытается.
Итак, в двух словах про завязку сюжета. Без важных спойлеров, потому что как и в случае с любым добротным подобным фильмом, лучше всю круговерть событий узнавать самому. Паренёк неопределённого рода занятий Майкл МакКрей (Киллиан Мёрфи) должен денег дублинскому криминальному воротиле Даррену Перрье (Брендан Глисон). Сумма не сказать, что внушительная, но Перрье прощать долги никому не намерен. А поэтому подсылает двух подручных в дом к Майклу, чтобы те напомнили ему, что срок расплаты уже не за горами и деньги неплохо бы вернуть. Те, пригрозив, что при следующем визите сломают парню ноги, ретируются. А МакКрей решает попытать счастья и одолжить денег у другого криминального элемента местного разлива (Лиам Каннингем), бандита по кличке Mutt (у нас перевели как «Шавка», хотя он скорее «Дворняга» ну и плюс какой уважающий себя бандит будет называть себя шавкой?), но того не оказывается на месте.
А дальше как из рога изобилия. Сначала на героя сваливается его пожилой отец, Джим (Джим Броадбент), с которым тот много лет в ссоре, и заявляет, что прибыл попрощаться, потому что умирает от рака. В это время соседка Майкла, Бренда (Джоди Уиттакер) всё никак не может расстаться со своим парнем, который тот ещё козлина, и Майкл решает по дружбе этот процесс ускорить. И, наконец, когда в дом к герою снова наведывается парочка головорезов, силой обстоятельств он даёт им решительный отпор. А значит теперь он не просто должен немного денег главе дублинской мафии, а уже перешёл ему дорогу, что тот, понятно, просто на тормозах не спустит. Так что МакКрей должен как-то выпутаться из этой ситуации, учитывая, что с ним увязываются отец и Бренда. А помимо всего прочего в сюжете сыграют свою роль торговцы наркотиками, владельцы бойцовских собак и даже загадочный Рассказчик (Гэбриэл Бирн), который за кадром повествует нам о событиях фильма.
***
Прекрасная криминальная комедия, которую я посмотрел с большим удовольствием. При том, что начиналась она не как-то особенно круто. И первые минут пятнадцать я даже прокручивал в голове, что в заметке напишу что-то вроде «Как взять мощнейший актёрский состав, но толком его не использовать». Сюжет поначалу меня вообще не зацепил. Ну есть какой-то мутный дублинский не то наркоман, не то бандит Майкл. Ну должен он денег некоему авторитету, ах как оригинально. Умирающий отец, с которым главный герой в ссоре (прям загадка, что же будет в финале!), парочка карикатурных приспешников главгада, глуповатая соседка, вообще не понятно на кой введённые в сюжет мужики с бойцовскими псами — в общем я уже приготовился скучать. Благо хоть фильм короткий.
И тут оказалось, что вся, казалось бы, ненужная или странная информация, выданная в начале, на деле была арсеналом развешанных ружей. Потому что по ходу повествования и история с отцом оказалась интересной и непростой. И парочка бандитов появилась не просто так. И соседка. И владельцы собак. И вообще все эти элементы были либо заготовками для шуток, либо двигали сюжет. Это прямо приятно удивило, потому как времени на всякую мишуру у режиссёра почти не было и он пользовался им по делу.
Впрочем, на всякий случай уточню, чтобы у вас не сложилось сверх-завышенных ожиданий. Сюжет у фильма интересный, он цепляет, линии героев переплетаются друг с другом, а шутки прямо добротные и смешные. Однако не стоит ждать, что повороты истории будут взрывать вам мозг, а от шуток вы будете кататься по полу с куском ковра в зубах. Как бы этот фильм не сравнивали с Гаем Ричи, у того всё же совершенно иной стиль постановки и темп повествования. Проще говоря, ленты Ричи более динамичные и бодрые, а «Награда Перрье» нетороплива и размерена. Унылой и навевающей скуку она от этого всё равно не становится, однако неплохо бы про это помнить.
И тут, на мой взгляд, куда лучше подошло бы сравнение совсем с другими лицедеями: братьями Мартином и Джоном Майклом МакДоной. Перу первого принадлежит «Залечь на дно в Брюгге» и «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», а второго — «Однажды в Ирландии» и «Голгофа». Фильм, конечно, и на их творения похож лишь отчасти, по сути оставаясь весьма самобытным и оригинальным. Однако, вот это ощущение продуваемой ветрами, помятой, но очень колоритной и забавной Ирландии передаёт весьма похоже. Так что при случае надо посмотреть, что ещё снимал режиссёр Иэн Фитцгиббон, он явно весьма талантлив.
Наконец, главное почему я посмотрел это кино: актёры. Актёрский состав тут какой-то до неприличия крутой. И если начиная смотреть фильм я знал про Глисона, Мёрфи, Броадбента и Уиттакер, то дальше оказывается, что одного из парочки бандитов играет Майкл МакЭлхаттон, будущий Русе Болтон из «Игры престолов». Одного из собачников — его коллега по сериалу, Конлет Хилл, он же Варис. Луковый рыцарь Давос тут тоже есть, что не может не радовать: Лиама Каннингема всегда приятно видеть и он везде очень хорош (хотя для меня навсегда останется Райаном из «Псов-воинов» Нила Маршала). В паре эпизодов появляется Нед Деннехи, которого вы точно помните в лицо, ну а у меня первая с ним ассоциация — Чарли Стронг из «Острых козырьков». Местного наркобарыгу, с которым общается Майкл, играет Донал Глисон, сын Брендона. Его вы как раз должны знать хорошо, сейчас он довольно известный актёр, уж в «Звёздных войнах» или «Гарри Поттере» вы его видели точно. Ну и Гэбриэл Бирн очень атмосферно зачитывал всякое за кадром и придавал фильму атмосферы.
Что до основных актёров, то они тут хороши как на подбор. Киллиан Мёрфи раскрывается постепенно, так что поначалу его герой кажется скучным и пресным, но чем дальше, тем больше у него возможностей проявить себя, а актёру — играть. И, конечно, всегда восхищают артисты уровня Киллиана, когда при достаточно характерной и выделяющейся из толпы внешности, они умудряются играть очень сильно разных персонажей. Взять Майкла и поставить рядом с Томасом Шелби из тех же «Острых козырьков» — и не будет вообще ничего общего. Очень талантливый дядька.
В Джиме Броадбенте тоже сомневаться не было никакого смысла. Он столько всего переиграл на своём веку, воплощал настолько разных героев, настолько ловко умеет быть смешным и трагичным в рамках даже одного фильма — что не радовать лично меня это просто не может. Не подвёл Джим и тут, за что ему отдельное спасибо. Роль далеко не такая простая, как кажется поначалу, и он её уверенно вытянул.
А вот с Джоди Уиттакер с самого начала было не вполне ясно. Сама по себе актриса она очень приятная. Но было интересно что она будет выдавать именно в плане игры. Потому что видел я её до того только в трёх проектах. И если в дилогии «Сент Тринианс» («Одноклассницы» в нашем прокате, кстати горячо рекомендую как минимум первую часть) она была на пятом плане, пусть и шикарно оттягивалась, то с последними сезонами «Доктора Кто» всё сложнее. Я пробовал смотреть первый с ней сезон, когда он только выходил. На четвёртой, вроде, серии бросил, потому что это было страшно нелепо и плохо поставлено. И потом, три сезона спустя, посмотрел только финальную серию, чтобы иметь представление о подводке к новым сезонам. И там ничего не изменилось.
Так вот, несмотря на сюжетную и постановочную дурь, сама Уиттакер в титульной роли явно старалась. Плюс на неё выпала нелёгкая доля представлять первую женскую инкарнацию культового героя, что, кстати, вообще не противоречит никаким канонам сериала. Но там и персонаж был прописан очень странно (в ряде моментов Доктор себя просто так не ведёт), и Джоди явно не хватало твёрдой руки постановщика, чтобы более чётко очертить рамки персонажа. Из-за чего местами она неслабо переигрывала, а порой начинала копировать то Дэвида Теннанта, то Мэтта Смита. В общем, было интересно посмотреть на неё в другой роли.
Ну и тут она весьма компетентно играет свою роль второго плана. Поначалу Бренда вот совсем ничего из себя не представляет, но постепенно становится всё более интересной, к финалу даже делая всякие очень полезные штуки сугубо по собственной инициативе. И сыграно это было очень хорошо. А то, что Джоди ещё и весьма хороша собой только добавляло фильму баллов в лице похотливого мужлана перед экраном в моём исполнении.
Наконец, Брендан Глисон хотя и появился как следует только в середине фильма, зажигал всю дорогу как дуговая сварка. Вежливый и спокойный криминальный авторитет из него получится просто отменно, а то как он офигенно играет лицом, я никакими словами передать не смогу, поэтому просто порекомендую увидеть. Ну и опять же нельзя не отметить, каким разным везде бывает Глисон. Просто возьмите «Голгофу», «Гарри Поттера» и этот фильм — и это будут совершенно разные образы. Всё таки богаты британские острова на добротных актёров.
По итогу, я бы сказал так. Безусловно, этот фильм слегка напоминает творчество раннего Гая Ричи. Но только какими-то общими чертами. А так в нём куда больше от творчества братьев МакДона или от какого-нибудь «Слоёного торта» Мэттью Вона. Лично по моим ощущениям это кино вообще почему-то напоминает «Кровавый четверг» (который я тоже горячо советую), хотя тут общего вроде как нет вообще ничего. В любом случае кино добротное и я определённо не пожалел, что его посмотрел. Могу порекомендовать к просмотру.
Трейлер фильма на русском, хотя на мой вкус многовато спойлеров, так что осторожнее:
Комментариев пока нет