Мини-чат
Авторизация
Или авторизуйтесь через соц.сети
6
Evrocot
На uCrazy 9 лет 6 месяцев
Фильмы и трейлеры

Деградация в кино: Голливуд больше не умеет в впечатляющие боевые сцены

Знаю, что у многих людей есть традиция на новогодних праздниках пересматривать фэнтезийные киносаги, в том числе джексоновские экранизации Толкина. А помните, чуть больше года назад выходил такой сериал от Амазона, «Кольца Власти»? Вот и я уже плохо помню, но, тем не менее, сегодня он послужит наглядным пособием, как не надо снимать битвы в кино.

Деградация в кино: Голливуд больше не умеет в впечатляющие боевые сцены

Авторы «Колец Власти» очень хотели, чтобы их творение перекликалось с трилогией Питера Джексона, поэтому начало у сериала подражает началу кинотрилогии. Там тоже есть долгая экспозиция с закадровым голосом Галадриэль и батальная сцена (потому что какое может быть эпическое фэнтези без битв?). А так как батальные сцены в самом деле важны для эпического фэнтези, произведенное ими впечатление неизбежно спроецируется на все произведение. Увы: сняв эту самую батальную сцену, Амазоновские режиссеры не добились приятных ностальгических ассоциаций, а лишь выставили напоказ отвратный уровень качества своего поделия. По сути, они создали идеальные условия для сравнения режиссерских работ, и результат оказался совсем не в их пользу.

Деградация в кино: Голливуд больше не умеет в впечатляющие боевые сцены

Итак, битва Последнего Союза на склонах Ородруина из «Братства Кольца» против непонятной битвы из «Колец Власти» в ходе... Войны Гнева? Или, может, это битва Бессчетных Слёз? Зрителю не объясняют, да и не так это важно. Важно, что обе сцены примерно равны по хронометражу (чуть меньше минуты), и происходят в одном и том же сеттинге. Более честных и сферовакуумных условий не придумать.

Итак, что же за минуту показывает Питер Джексон?

Он обозначает место действия («slopes of Mount Doom») и ставки сражения («freedom of Middle-Earth»). Обрисовывает диспозицию на поле боя. Демонстрирует противостоящие армии и разницу между ними: единообразное снаряжение, дисциплинированные действия и аккуратные построения войск Последнего Союза против оборванского вида орков, идущих в беспорядочный раш. Режиссер подчеркивает и визуальные различия сторон: блестящие золоченые «коробки» сил добра контрастируют с хаотичной черной волной слуг Саурона.


Кроме этого, Джексон показывает адекватные с точки зрения тактики действия Последнего Союза: стрелки людей подавляют вражеских лучников на возвышенности, пока пехотная фаланга эльфов готовится встречать атаку орков, предварительно проредив ее лучным залпом. Через практически синхронные действия в строю демонстрируется высокая боевая выучка воинов-эльфов, что согласуется с заявленным лором расы. Двумя мазками персонаж Элронда обозначается как отважный и компетентный военачальник. Находясь в первом ряду войска, он твёрдым уверенным голосом подает подчиненным осмысленные и релевантные команды. И все показанные действия приводят к закономерному результату («victory was near»).

А что за минуту показывают создатели «Колец Власти»?


Здесь непонятно ни место действия, ни силы сторон, ни что стоит на кону. Зато «смотрите, виверна дерется с гигантским орлом, и горящий орел падает на землю! Вау!». Визуальные различия сторон, стоит отдать должное, тоже показаны (пусть и теми же золотым и черным цветом). Зато обстановка неясна не только персонажам, но и зрителю: на поле битвы стоит какой-то смутохаос, вместо строя есть разрозненные группки разных цветов, битва показана как бестолковая свалка. Заявляется персонаж Финрода, похожего на современного хипстера: он отмахивается от пары орков и надрывно кричит куда-то в небо, больше никак себя не проявляя. Орки же как будто не очень-то и хотят убить эльфов, как, впрочем, и эльфы не горят желанием рубить орков. Вместо схватки насмерть получается средненький слэм на рок-концерте.

И всё. Получается, что Джексон за минуту использовал все выразительные средства киноязыка, чтобы дать зрителю представление о сражающихся армиях, их целях, ходе и итоге битвы. Амазоновцы же при сравнимом хронометраже сняли парочку визуально красочных, но ни о чем не говорящих кадров.

Конечно, Питер Джексон без дураков великий режиссер-баталист, и, безусловно, превзошел бы ноунеймов, но ведь те даже не стараются. Проблема касается не только амазоновских потуг в толкинистику, но западного кинематографа вообще. Вспомните того же «Ведьмака» от «Нетфликса», например, или совсем свежего позорного ридлискоттовского «Наполеона». Почему последние лет 10 в Голливуде воцарилась такая соевая манера демонстрации сражений в кино? В них нет никакой осмысленности действий сторон, только беспорядочный экшон с опциональным подтекстом, что война — это ад. Это, безусловно, так, но показать-то это тоже нужно уметь.



Не могу уверенно ответить: это недостаток профессионализма режиссеров, или просто люди действительно именно так себе представляют войну? Как хаотичную беготню одетых «в дурацкое» людей с громкими криками? Зато понятно, что где нет осмысленных действий, там нет и сопереживания героям. Неужели такое хоть кому-то интересно смотреть? Нормально снятая продуманная сцена сражения всегда будет лучше бестолкового мельтешения с оружием.

Автор текста: Александр Тимофеев

Комментариев пока нет

{{PM_data.author}}

{{alertHeader}}