Икона кино: 30 лет "Леон" – великолепие и вечность
"Леон" - тот случай, когда ты пишешь роман на коленке, а он становится мировым бестселлером. Драматическая история любви хладнокровного убийцы и маленькой девочки под градом пуль и взрывами гранат в городе наркоманов, продажных полицейских и мафиози. Лучшая роль Гэри Олдмена, великолепный дебют Наташи Портман и шикарная игра Григория Лепса. Это "Леон", который в американском прокате вышел под названием “Профессионал”, а в российском "Леон - киллер" - фильм, который 30 лет спустя смотрится даже лучше, чем тогда.
Альтушка для скуфа
"Леон" появился благодаря Брюсу нашему Уиллису. Из-за занятости актёра Люк Бессон вынужден был отложить съемки фильма "Пятый элемент", но чтобы съемочная группа не простаивала, Бессон за 30 дней написал сценарий "Леона", после чего снял его всего за три месяца.
Идея фильма, пришла Бессону во время работы над "Никитой". В одном из эпизодов герой Жана Рено, уборщик по имени Виктор, расплачивался за неудачную миссию Никиты. Эта сцена показалось режиссеру настолько богатой на дальнейшие интерпретации, что на ее основе он и решил создать отдельную историю, которая позже переросла в "Леона".
Кастинга на роль Леона не было - этот фильм специально писался под Жана Рено. В фильме "Никита" у него была относительно небольшая роль уборщика Виктора, однако Люк Бессон увидел, что этот персонаж может еще многое о себе рассказать. Поэтому сценарий фильма "Леон" был написан исключительно для того, чтобы реализовать потенциал этого образа. Бессон даже решил оставить ему такой же внешний вид, как и в "Никите" - длинное пальто, темные очки и черную вязаную шапку. Бессон даже сначала хотел полностью перенести героя в новые обстоятельства (при этом фильм носил рабочее название "Уборщик/Чистильщик"), но позже понял, что новый герой, пусть и похож на Виктора, но все же другой. Так появился Леон.
Прочитав сценарий, Жан Рено сразу же решил изобразить Леона не очень умным парнем и эмоционально скованным. По мнению актёра, только так он мог внушить зрителю доверие и дать понять, что его герой ни за что не воспользуется уязвимостью 12 - эти летней девочки.
Фильм "Леон" является кинодебютом для Наташи Портман. Когда она пришла на пробы, ей было всего 11 лет. Когда помощник режиссёра увидел её, он её сразу же забраковал и "отправил домой," сказав подрасти сначала, а потом уже пробоваться в кино, соплячка. Однако родители посчитали, что девочке надо дать второй шанс и снова пришли на пробы. Бессон, заглянув в её анкету и увидев, что у Наташи нет ни братьев, ни сестёр, сказал ей: "Дорогой ребёнок, представь, ты пришла домой, и видишь, что всю твою семью и собачку зарезали. Но жалко тебе только своего пёсика." У Наташи началась истерика. "Берём." - сказал режиссёр Люк Бессон. И её взяли.
В оригинальном сценарии, который писал Бессон, Матильде было уже целых 14 лет. И имели место сексуальные отношения девочки с профессиональным убийцей. Леон и Матильда - это не папа с дочкой, а влюблённая пара убийц, как Бони и Клайд.
Существуют две версии фильма. В первой, настоящей, есть сцена, где девочка и киллер лежат в одной постели и Матильда рассуждает о сексе как о сигаретах. Во второй, американской, от этого эпизода почему-то не осталось и следа, так же, как и от какого-либо намека не сексуальное напряжение между ними. Что, разумеется, разрушало нить повествования. Наверное, именно поэтому фильм в США не стал таким популярным как у нас.
Одна из характерных черт стиля Бессона – гротеск, помогающий снизить возможный излишний пафос. Безусловно гротескным можно назвать персонажа Гари Олдмена, что, среди прочего, подчеркивается его эксцентричной манерой употребл*ть наркотики.
Гари Олдмен в фильме "Леон" - это бриллиант!
В моменте, когда Стэнсфилд (Гэри Олдмен) разговаривает с отцом Матильды, актёр полностью импровизировал. Актер Майкл Бадалуччо, который играл отца девочки, не знал, что будет делать его оппонент и просто стоял, ждал. Олдмен сыграл таким образом, чтобы выбить его из колеи и заставить нервничать. В итоге у него это получилось, актёру стало действительно очень неприятно и страшно от того, что к его лицу очень сильно приближаются. Было принято решение оставить именно эту сцену. Кроме того, рассказ о том, что Стэнсфилд любит Бетховена – также импровизация. Гэри Олдмен каждый дубль рассказывал новую охренительную историю.
Гэри просто наслаждался этой ролью.
Сцена в которой Гэри Олдмен говорит, а точнее кричит, классическую фразу “Мне нужны все!” (англ. Benny, bring me everyone. EV-ERY-ONE!!), на самом деле должна была быть очень тихой, твёрдо и чётко. Но актёр решил, что человек плотно сидящий на наркоте, в период хаоса, не может говорить как какой-нибудь библиотекарь. Он договорился с техником по звуку, что тот подкрутит звук в наушниках на максимум. Потом в одном из дублей, Олдман неожиданно для всех со всех сил закричал фразу “EV-ERY-ONE!!”. Оглушенный, но довольный, Бессон включил именно эту версию в фильм.
«Леон», как и большинство фильмов Бессона, – это драма с элементами экшна. Взрывам и перестрелкам здесь отведена роль не меньшая, чем конфликту между героями. Достаточно сказать, что в фильме было использовано почти 50 видов огнестрельного оружия и задействовано около двух десятков каскадёров и дублёров.
Среди самых эффектных экшн сцен – финальный взрыв здания. Эпизод снимался в одном из настоящих домов испанского Гарлема, причем от греха подальше жители в округе были эвакуированы. Всего для съёмок этой сцены было задействовано 6 камер. Другой впечатляющий момент – выстрел ракеты по комнате Леона. Чтобы запечатлеть полет снаряда, по длине пола был проведен монорельс, на который закрепили камеру. При пуске ракеты с помощью сжатого воздуха, камера сопровождала е движение. При этом сама ракета была подвешена на проволоке, окрашенной в тон декораций, чтобы её не было заметно.
«Леон» изобилует символическими образами. Притчей во языцех стал фикус, который на протяжении всего фильма оберегает главный герой, и который становится символом его одиночества, неприхотливости, живучести, а в итоге и бессмертия. Молоко, которое постоянно пьёт Леон, служит символом очищения, созидания, жизни, а также подчёркивает детское сознание главного героя, взрослого ребёнка, сохранившего непосредственность и невинность вопреки своему промыслу.
Ещё один символ, в том или ином виде встречающийся в фильме – лестницы, традиционно знаменующие изменения, переход от одного состояния к другому. Не случайно первая встреча Леона и Матильды происходит именно на лестничной площадке.
А сегодня в завтрашний день, 30 лет спустя фильм смотрится даже лучше, чем тогда. Ибо сегодня такие фильмы просто не снимают. А снимают всякую х... И я понятия не имею почему.
Комментарии4