30 лет культовому фильму 'Скорость': возвращение к легенде
Вообще, «Скорость» не должна была выстрелить. Этот фильм и сняли-то лишь каким-то чудом. Вы только посмотрите его родословную: сценарист, не имевший никакого отношения к боевикам и от нечего делать набросавший сценарий на коленке, режиссёр, который ни разу в жизни не кричал «Мотор!», продюсер без единого хита в карьере, "звезда", более известная как кумир лоботрясов-серферов и бюджет в лучшем случае в одну треть минимума для хоть сколько-нибудь приличного зкшона.
Студия, первоначально владевшая правами на фильм, так «поверила» в него, что немедленно навесила ярлык «Отдадим в хорошие руки» и при первой возможности спихнула на сторону. «В Голливуде никто ничего не знает», – писал Уильям Голдман. В данном случае они не знали, что этот беспородный фильмец станет одной из вершин жанра.
Грэм Йост, сценарист: Я работал для подросткового шоу на Nickelodeon, оно называлось “Hey, Dude”(привет, среда), и эта была первая литературная работа, за которую мне платили. Пишешь сценарий, а через несколько дней по нему уже снимают. Идею мне подкинул мой отец, Элви Йост. Он 25 лет вел на телевидении программу о кино. Он слышал о сценарии Куросавы, в котором поезд не мог снизить скорость, потому что иначе он бы взорвался. Через много лет я посмотрел «Поезд-беглец», снятый по свободному переложению этого сценария. Мне показалось, что сама идея хороша, но с бомбой было бы еще интереснее, больше напряжения. Да и вообще, поезд – это чересчур прямолинейно, он едет только туда, куда ведут рельсы, никаких сюрпризов. Мне показалось, что автобус лучше.
Надо помнить, что это была эпоха «высококонцептуального» кино. Два копа! Один чёрный пенсионер, а другой инопланетянин с русским акцентом! Человек отправляется в прошлое, чтобы убить своего отца-киборга! (Cмеется). У «Скорости» концепция была выше некуда!
Автобус не может остановиться.
Марк Гордон, продюсер: Я работал над несколькими телевизионными и независимыми фильмами. На экшн меня не особо тянуло.
И тут это!
Сначала в Paramount хотели снимать этот фильм, но потом это их желание как-то сошло на нет…
В принципе, я их прекрасно понимаю.
Если честно, сама идея автобуса, который не может снизить скорость, совершенно идиотская. Я тогда даже спросил: почему тут нет гигантской акулы? Вы ведь такое кино хотите снять?
Сценарист Йост: Кто-то из администрации 20th Century Fox искал писателя, который мог бы переписать сценарий под названием «Гамлет» – о поросенке, который подпадает под программу защиты свидетелей. Мой агент сказал ему: «Есть один парень, у него на Paramount лежит сценарий “Скорости”». Тот спросил, можно ли его почитать. Этот мужик просто стал моим героем. На стене своего кабинета он повесил огроменный плакат «10 причин, по которым Fox должен купить “Скорость”». Всё это – часть счастливой судьбы фильма. И я не был дорогим автором – Fox купил сценарий по дешевке.
Продюсер Гордон: Режиссёров первой величины идея просто не заинтересовала, а средних режиссёров было много, но они не заинтересовали меня.
А потом на горизонте появился Ян. Он снимал «Крепкий орешек», «Основной инстинкт», все ранние фильмы Верховена. Мы знали, что рискуем, но я понимал, что если у него получится, то будет очень здорово и ни на что не похоже. Это был взвешенный риск; у нас было предчувствие, что в итоге может выйти нечто особенное, и мы не ошиблись.
Ян де Бонт (режиссёр): Я начал подумывать о режиссёрской работе ещё за несколько лет до «Скорости», когда работал оператором на фильмах «Смертельное оружие», «Крепкий орешек» и прочих.
Я просто обожал этот жанр.
У каждого режиссёра свое видение, и я считал, что в боевиках можно сделать больше. Чтобы доказать, что это возможно, мне нужно было испытать себя.
Некий Киану Ривз: Опасность была не в том, конечно, что режиссёр любил жанр. Вот если бы фильм снимал человек с опытом, который знает, как делать экшн, но которому сам жанр до лампочки, – тогда все было бы очень плохо.
Когда я познакомился с Яном де Бонтом, мне показалось, что он от всей души загорелся идеей. Я видел несколько фильмов, над которыми он работал, и считал, что у него уникальный подход – людей он всегда снимал снизу, камера непрерывно перемещалась, цвета были очень живые. Он имел собственный и очень крутой стиль.
Сценарист Йост: Роль Джека Трэйвена предлагали всем подряд: Тому Хэнксу и Тому Крузу, Уэсли Снайпсу и Вуди Харрельсону. Все отказались. Тогда кто-то на студии сказал: «Ну а как насчет Киану Ривза?» Он снялся в «На гребне волны», хотя, по-моему, это не лучший фильм Кэтрин Бигелоу, и там он выглядел глуповато и при этом переигрывал. Но все сказали: «Окей, давайте переговорим с ним». Киану подкатывает на мотоцикле, слезает с байка, и тут выясняется, что в нём росту – метр восемьдесят шесть, и он в отличной форме. Смотришь на него и думаешь: «Вот он, бравый юный коп, любимец дам». Мы пообедали вместе, он оказался умнейшим парнем с суховатым чувством юмора, но без всякой злости, и мы поняли, что попали в точку. К тому же он был качком и мог сам выполнять трюки. Экономно! Он подходил идеально.
Некоторые были против, но после знакомства с Киану все возражения куда-то испарялись. У чувака реально был прокачан талант "свой пацан". Абсолютно все считали его своим приятелем! А когда начались съёмки, стало ясно, что мы нарыли золотую жилу.
Режиссёр Де Бонт: На роль Энни студия, как обычно, хотела взять именитую актрису. У меня было стойкое ощущение, что нам необходимо поверить в эту героиню. Мы просмотрели множество актрис, но в голове у меня все время вертелось одно и то же: «Может ли такая девчонка водить лос-анджелесский автобус?» Я не верил, что эти дамы вообще знают об общественном транспорте! Но встретив Сэнди, я подумал: «То, что нужно». Нечто вроде новой Дорис Дэй.
Продюсер Гордон: После предварительного просмотра ко мне подошел Том Шерак, возглавлявший в Fox отдел дистрибуции, и сказал: «Выпускаем фильм в середине лета». Я ему: «Том, но в это время выходят все летние блокбастеры! Ты уверен, что мы справимся»? Он ответил: «Совершенно уверен».
Сценарист Йост: Том Шерак сказал, что он понял, что это хит, потому что когда люди выходили из зала в туалет, они пятились и не отрывали взгляд от экрана!
Некий Киану Ривз: Вы знаете, я как-то разговаривал с другом, и он мне говорит: «Знаешь, мужик, каждый раз переключая каналы по телеку, если показывают “Скорость”, я всякий раз останавливаюсь и досматриваю до конца». Бывают такие фильмы…
- Меня на днях прав лишили. - За что? - За превышение скорости.
Грэм Йост, сценарист: Я работал для подросткового шоу на Nickelodeon, оно называлось “Hey, Dude”(привет, среда), и эта была первая литературная работа, за которую мне платили. Пишешь сценарий, а через несколько дней по нему уже снимают. Идею мне подкинул мой отец, Элви Йост. Он 25 лет вел на телевидении программу о кино. Он слышал о сценарии Куросавы, в котором поезд не мог снизить скорость, потому что иначе он бы взорвался. Через много лет я посмотрел «Поезд-беглец», снятый по свободному переложению этого сценария. Мне показалось, что сама идея хороша, но с бомбой было бы еще интереснее, больше напряжения. Да и вообще, поезд – это чересчур прямолинейно, он едет только туда, куда ведут рельсы, никаких сюрпризов. Мне показалось, что автобус лучше.
Надо помнить, что это была эпоха «высококонцептуального» кино. Два копа! Один чёрный пенсионер, а другой инопланетянин с русским акцентом! Человек отправляется в прошлое, чтобы убить своего отца-киборга! (Cмеется). У «Скорости» концепция была выше некуда!
Автобус не может остановиться.
Я не могу остановится!
Марк Гордон, продюсер: Я работал над несколькими телевизионными и независимыми фильмами. На экшн меня не особо тянуло.
И тут это!
Сначала в Paramount хотели снимать этот фильм, но потом это их желание как-то сошло на нет…
В принципе, я их прекрасно понимаю.
Если честно, сама идея автобуса, который не может снизить скорость, совершенно идиотская. Я тогда даже спросил: почему тут нет гигантской акулы? Вы ведь такое кино хотите снять?
Сценарист Йост: Кто-то из администрации 20th Century Fox искал писателя, который мог бы переписать сценарий под названием «Гамлет» – о поросенке, который подпадает под программу защиты свидетелей. Мой агент сказал ему: «Есть один парень, у него на Paramount лежит сценарий “Скорости”». Тот спросил, можно ли его почитать. Этот мужик просто стал моим героем. На стене своего кабинета он повесил огроменный плакат «10 причин, по которым Fox должен купить “Скорость”». Всё это – часть счастливой судьбы фильма. И я не был дорогим автором – Fox купил сценарий по дешевке.
Продюсер Гордон: Режиссёров первой величины идея просто не заинтересовала, а средних режиссёров было много, но они не заинтересовали меня.
А потом на горизонте появился Ян. Он снимал «Крепкий орешек», «Основной инстинкт», все ранние фильмы Верховена. Мы знали, что рискуем, но я понимал, что если у него получится, то будет очень здорово и ни на что не похоже. Это был взвешенный риск; у нас было предчувствие, что в итоге может выйти нечто особенное, и мы не ошиблись.
Совет про ноги действительно работает, мужики.
Ян де Бонт (режиссёр): Я начал подумывать о режиссёрской работе ещё за несколько лет до «Скорости», когда работал оператором на фильмах «Смертельное оружие», «Крепкий орешек» и прочих.
Я просто обожал этот жанр.
У каждого режиссёра свое видение, и я считал, что в боевиках можно сделать больше. Чтобы доказать, что это возможно, мне нужно было испытать себя.
Некий Киану Ривз: Опасность была не в том, конечно, что режиссёр любил жанр. Вот если бы фильм снимал человек с опытом, который знает, как делать экшн, но которому сам жанр до лампочки, – тогда все было бы очень плохо.
Когда я познакомился с Яном де Бонтом, мне показалось, что он от всей души загорелся идеей. Я видел несколько фильмов, над которыми он работал, и считал, что у него уникальный подход – людей он всегда снимал снизу, камера непрерывно перемещалась, цвета были очень живые. Он имел собственный и очень крутой стиль.
Сценарист Йост: Роль Джека Трэйвена предлагали всем подряд: Тому Хэнксу и Тому Крузу, Уэсли Снайпсу и Вуди Харрельсону. Все отказались. Тогда кто-то на студии сказал: «Ну а как насчет Киану Ривза?» Он снялся в «На гребне волны», хотя, по-моему, это не лучший фильм Кэтрин Бигелоу, и там он выглядел глуповато и при этом переигрывал. Но все сказали: «Окей, давайте переговорим с ним». Киану подкатывает на мотоцикле, слезает с байка, и тут выясняется, что в нём росту – метр восемьдесят шесть, и он в отличной форме. Смотришь на него и думаешь: «Вот он, бравый юный коп, любимец дам». Мы пообедали вместе, он оказался умнейшим парнем с суховатым чувством юмора, но без всякой злости, и мы поняли, что попали в точку. К тому же он был качком и мог сам выполнять трюки. Экономно! Он подходил идеально.
Некоторые были против, но после знакомства с Киану все возражения куда-то испарялись. У чувака реально был прокачан талант "свой пацан". Абсолютно все считали его своим приятелем! А когда начались съёмки, стало ясно, что мы нарыли золотую жилу.
Режиссёр Де Бонт: На роль Энни студия, как обычно, хотела взять именитую актрису. У меня было стойкое ощущение, что нам необходимо поверить в эту героиню. Мы просмотрели множество актрис, но в голове у меня все время вертелось одно и то же: «Может ли такая девчонка водить лос-анджелесский автобус?» Я не верил, что эти дамы вообще знают об общественном транспорте! Но встретив Сэнди, я подумал: «То, что нужно». Нечто вроде новой Дорис Дэй.
Продюсер Гордон: После предварительного просмотра ко мне подошел Том Шерак, возглавлявший в Fox отдел дистрибуции, и сказал: «Выпускаем фильм в середине лета». Я ему: «Том, но в это время выходят все летние блокбастеры! Ты уверен, что мы справимся»? Он ответил: «Совершенно уверен».
Сценарист Йост: Том Шерак сказал, что он понял, что это хит, потому что когда люди выходили из зала в туалет, они пятились и не отрывали взгляд от экрана!
Некий Киану Ривз: Вы знаете, я как-то разговаривал с другом, и он мне говорит: «Знаешь, мужик, каждый раз переключая каналы по телеку, если показывают “Скорость”, я всякий раз останавливаюсь и досматриваю до конца». Бывают такие фильмы…
Комментарии2